Факультет профессиональной подготовки осуществляет подготовку различных категорий обучающихся, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава, в зависимости от уровня образования, с целью получения ими квалификации «Полицейский». Ежегодно факультетом осуществляется выпуск большого количества сотрудников полиции для различных структурных подразделений ОВД. Между тем рядом исследователей системы подготовки кадров для органов внутренних дел отмечается, что на сегодняшний день проблемой остается качественный состав сотрудников.
Традиционно кафедрами, которые готовят слушателей к действиям по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в части формирования двигательных навыков, остаются: физической подготовки, огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях (тактико-специальной подготовки). При этом исследователи вопроса совершенствования методики преподавания боевой и физической подготовки отмечают ряд проблемных вопросов: повышение мотивации слушателей, внедрение тренинговых моделей обучения, применение инновационных технологий обучения с учетом зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции, теоретическая подготовка слушателей, внедрение и отработка нестандартных задач [1; 2]. Исследователи вопросов совершенствования огневой подготовки слушателей отмечают следующие проблемы, требующие решения: наработка навыков применения огнестрельного оружия в большинстве своем в условия тира, отсутствие или недостаточная отработка практических ситуаций в игровой форме, имитирующих типовые условия выполнения служебных задач [3].
В рамках нашего исследования хотелось бы подчеркнуть существующую специфику преподавания дисциплины профессионального цикла «Тактико-специальная подготовка» и профессионально-специализированного цикла для различных категорий обучающихся факультета профессиональной подготовки, акцентировать внимание на необходимость и имеющиеся возможности по подготовке слушателей к действиям, связанным с несением службы по охране общественного порядка в условиях массового пребывания людей.
Основными учебными задачами, реализуемыми в ходе занятий по тактико-специальной подготовке на факультете профессиональной подготовки, являются привитие умений и навыков по оценке оперативной обстановки, производству расчетов, постановке задач подчиненным, организации взаимодействия, чтению топографических карт, ориентированию на местности, составлению служебных графических документов, применению специальных средств, использованию индивидуальной защиты органов дыхания и кожи [4; 5]. Между тем, если обратить внимание на распределение учебных часов по разделам тактико-специальной подготовки, отводимых на обучение слушателей факультета профессиональной подготовки и курсантов высших учебных заведений, то, безусловно, налицо огромная разница в их количестве.
Содержание раздела «Тактико-специальная подготовка» специализированного цикла программы обучения слушателей факультета профессиональной подготовки сводится к проведению 18 часов практических занятий. При этом на изучение рассматриваемого вопроса «Особенности личной безопасности при несении службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в условиях предотвращения (пресечения) групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков» отведено четыре часа практических занятий. Безусловно, программа подготовки слушателей факультета профессиональной подготовки сотрудников полиции не ограничивается лишь четырьмя часами практических занятий по направлению несения службы по охране общественного порядка в условиях массового пребывания людей. Достаточно серьезный объем учебных часов посвящен правовой подготовке, т.е. идентификации лиц, совершающих административные правонарушения и преступления. Правовая грамотность – это основа, которая позволяет сотрудникам выполнять служебные обязанности в «несиловом варианте», однако не стоит исключать и огромное количество ситуаций, при которых требуется действовать тактически грамотно, слаженно, демонстрировать свои умения и навыки по применению физической силы, специальных средств и т.д.
Подобные занятия реализуются интерактивным методом, который ориентирует слушателей на достаточно интенсивное их взаимодействие как с преподавателем, так и друг с другом. Тактические действия отрабатываются в ходе реализации различных практических ситуаций. Преподаватель направляет и корректирует действия слушателей для достижения поставленных учебных целей [6]. По мнению авторов, необходимым является контекстное обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности обучающихся последовательно моделируется предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности [7]. С помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое [8].
Цель исследования: исследование проблемных аспектов подготовки слушателей факультета профессиональной подготовки сотрудников полиции к действиям, связанным с несением службы в местах массового пребывания людей на основе программы их подготовки, практического опыта реализации обучения по указанной программе, с целью определения направлений развития для повышения качества подготовки слушателей.
Материалы и методы исследования
В качестве исходных данных или материалом исследования служит опыт реализации подготовки слушателей факультета профессиональной подготовки сотрудников полиции, исследования авторов по вопросу подготовки сотрудников полиции при несении ими службы в условиях массового пребывания людей, а также мнение самих слушателей, опрошенных по окончании обучения по рассматриваемому направлению подготовки, и практических сотрудников с опытом службы в органах внутренних дел более пяти лет.
Помимо методов, используемых при реализации обучения, в рамках исследования применен метод опроса, и по его результатам осуществлена обработка данных методами математической статистики для установления приоритетности показателей подготовленности сотрудников полиции к действиям по несению службы в условиях массового пребывания людей.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках исследования проведен опрос двух категорий респондентов: слушателей факультета профессионального обучения и практических сотрудников с опытом службы в органах внутренних дел более пяти лет. Опрос слушателей факультета профессионального обучения проводился по итогам обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Таким образом, опрашиваемые слушатели уже имели определенный багаж знаний, умений и навыков по указанной дисциплине. А также с ними проводилась работа в рамках контекстного обучения, во время которой ставились проблемные вопросы применения тактических приемов и действий во время несения службы по охране общественного порядка в местах массового пребывания людей. Вторая категория опрошенных респондентов имеет практических опыт, в т.ч. по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. В опросе по обеим категориям респондентов приняли участие по 30 человек. По итогам опроса авторами статьи было выполнено ранжирование основных показателей, которыми должны обладать сотрудники полиции при осуществлении охраны общественного порядка в местах массового пребывания людей. Результаты ранжирования приведены в табл. 1.
По результатам ранжирования применен метод анализа иерархий, по результатам которого определены веса каждого показателя [9]. При этом данный метод использовался с учетом того, что респондентами при поддержке авторов настоящей работы выполнены парные сравнения показателей с помощью специальной шкалы суждений, в последующем преобразованных в числовые значения. Определение точности полученных показателей проведено путем расчета показателей согласованности экспертных мнений [10]. По итогам расчетов выявлено, что оценки, полученные в результате парных сравнений показателей, согласованы. В табл. 2 и 3 сведены результаты расчета показателей по методу анализа иерархий. Табл. 2 содержит оценки по принятой шкале парных сравнений, полученные по результатам опроса слушателей факультета профессиональной подготовки, в табл. 3 сведены результаты опроса практических сотрудников полиции.
Таблица 1
Ранжирование показателей по степени важности, по мнению слушателей и практических сотрудников
№ |
Показатели |
Ранжирование показателей по степени важности, по мнению слушателей |
Ранжирование показателей по степени важности, по мнению практических сотрудников |
1 |
Психологическая готовность |
7 |
2 |
2 |
Умение приспособить результаты оценки оперативной обстановки к специфике служебных обязанностей |
9 |
4 |
Окончание табл. 1 |
|||
№ |
Показатели |
Ранжирование показателей по степени важности, по мнению слушателей |
Ранжирование показателей по степени важности, по мнению практических сотрудников |
3 |
Подготовка и подгонка экипировки сотрудника |
5 |
1 |
4 |
Поведение при проверке документов и обращении граждан |
6 |
2 |
5 |
Взаимодействие наряда при выполнении служебных обязанностей |
3 |
3 |
6 |
Тактические способы действий при проведении специальных операций |
2 |
5 |
7 |
Квалификация административных нарушений и преступлений |
4 |
2 |
8 |
Применение средств связи |
10 |
6 |
9 |
Применение средств индивидуальной и коллективной защиты |
8 |
7 |
10 |
Тактические способы при применении физической силы, специальных средств, специальной техники и огнестрельного оружия |
1 |
3 |
Для определения тесноты связи полученных данных определен коэффициент корреляции [11], который составил -0,05, что соответствует тому, что полученные весовые коэффициенты показателей не связаны между собой. Отсюда напрашивается вывод о том, что мнения, полученные по результатам опроса двух категорий респондентов, значительно различаются.
Таблица 2
Результаты обработки данных опроса слушателей факультета профессиональной подготовки сотрудников полиции, обработанные с помощью шкалы парных сравнений
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вес показателя |
|
1 |
1 |
4 |
0,2 |
0,5 |
0,14 |
0,13 |
0,33 |
4 |
2 |
0,1 |
0,5 |
0,03 |
2 |
0,25 |
1 |
0,25 |
0,33 |
0,17 |
0,13 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,11 |
0,3 |
0,02 |
3 |
5 |
4 |
1 |
2 |
0,33 |
0,2 |
0,5 |
5 |
3 |
0,2 |
1,1 |
0,07 |
4 |
2 |
3 |
0,5 |
1 |
0,25 |
0,14 |
0,33 |
5 |
3 |
0,17 |
0,8 |
0,05 |
5 |
7 |
6 |
3 |
4 |
1 |
0,5 |
2 |
7 |
6 |
0,33 |
2,4 |
0,15 |
6 |
8 |
8 |
5 |
7 |
2 |
1 |
4 |
8 |
7 |
0,67 |
3,8 |
0,24 |
7 |
3 |
5 |
2 |
3 |
0,5 |
0,25 |
1 |
7 |
5 |
0,25 |
1,6 |
0,1 |
8 |
0,25 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,14 |
0,13 |
0,33 |
1 |
0,1 |
0,23 |
0,2 |
0,01 |
9 |
0,5 |
2 |
0,33 |
0,33 |
0,17 |
0,14 |
0,2 |
3 |
1 |
0,25 |
0,4 |
0,03 |
10 |
9 |
9 |
5 |
6 |
3 |
2 |
4 |
9 |
8 |
1 |
4,6 |
0,29 |
Итого |
36 |
42,5 |
17,5 |
24,4 |
7,7 |
4,6 |
12,7 |
51 |
35,8 |
3,06 |
15,8 |
1 |
Таблица 3
Результаты обработки данных опроса практических сотрудников полиции, обработанные с помощью шкалы парных сравнений
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вес показателя |
|
1 |
1 |
4 |
0,33 |
1 |
3 |
5 |
1 |
8 |
9 |
2 |
2,2 |
0,15 |
2 |
0,25 |
1 |
0,17 |
0,2 |
0,33 |
3 |
0,25 |
4 |
5 |
0,25 |
0,6 |
0,04 |
3 |
3 |
6 |
1 |
3 |
4 |
6 |
3 |
8 |
9 |
3 |
3,9 |
0,27 |
4 |
1 |
5 |
0,33 |
1 |
2 |
4 |
1 |
7 |
9 |
3 |
2,2 |
0,15 |
5 |
0,33 |
3 |
0,25 |
0,5 |
1 |
4 |
0,33 |
6 |
9 |
1 |
1,2 |
0,1 |
6 |
0,2 |
0,33 |
0,17 |
0,25 |
0,25 |
1 |
0,2 |
3 |
5 |
0,14 |
0,4 |
0,03 |
7 |
1 |
4 |
0,33 |
1 |
3 |
5 |
1 |
5 |
8 |
2 |
0,1 |
0,14 |
8 |
0,13 |
0,25 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
0,33 |
0,2 |
1 |
4 |
0,14 |
0,3 |
0,02 |
9 |
0,11 |
0,2 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,2 |
0,13 |
0,25 |
1 |
1,44 |
0,2 |
0,01 |
10 |
0,5 |
4 |
0,33 |
0,33 |
1 |
7 |
0,5 |
7 |
7 |
1 |
1,4 |
0,01 |
Итого |
7,5 |
27,8 |
3,2 |
7,5 |
14,9 |
35,5 |
7,6 |
49,3 |
66 |
12,7 |
14,6 |
1 |
Заключение
Таким образом, в результате исследования выявлены доминирующие показатели, являющиеся приоритетными в подготовке обучающихся к действиям, связанным с несением службы в условиях массового пребывания людей. Обработка результатов опроса осуществлена посредствам парных сравнений, реализуемых в рамках метода анализа иерархий. Полученные результаты планируется использовать для совершенствования методики преподавания дисциплин, реализуемых факультетом профессиональной подготовки сотрудников полиции. Остановимся более подробно на некоторых основных аспектах проведенного исследования.
Подготовка и подгонка экипировки сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с выполняемой задачей была достаточно высоко оценена со стороны респондентов. Это не случайно, поскольку данный показатель по большому счету определяет личную безопасность сотрудников полиции, а также позволяет разрешить ситуацию, в т.ч. несиловым методом. Правила поведения при проверке документов и обращении граждан (безопасная зона общения, оценка состояния правонарушителя, способы определения возможных агрессивных действий) высоко оценены именно практическими сотрудниками. Особо стоит выделить взаимодействие состава наряда при выполнении служебных обязанностей, тактические способы действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении задач обеспечения правопорядка и безопасности в общественных местах и при проведении массовых мероприятий. Нельзя не отметить психологическую подготовку сотрудника в условиях несения службы с массовым скоплением людей. Здесь резонным будет привлечение к проведению командно-штабных учений психологов, которые бы оценили уровень психологической устойчивости слушателей в стрессовой ситуации. Остальные показатели имеют примерно одинаковое значение, по мнению обеих категорий респондентов.
На основании проведенного исследования стоит отметить, что практически не связаны между собой результаты анкетирования слушателей факультета профессиональной подготовки и практических сотрудников органов внутренних дел. В ходе анкетирования и реализации метода парных сравнений, построения иерархии и ранжирования происходило достаточно много споров и критических замечаний. Отметим тот факт, что приводилось большое количество примеров, которые сами по себе позволили дополнительно мотивировать обучающихся и действующих сотрудников полиции к соблюдению мер личной безопасности, а также необходимости тактически грамотно подходить к различным ситуациям служебной деятельности, в особенности связанным с массовым скоплением людей. Авторами планируется продолжить исследование путем внедрения полученных результатов в учебный процесс, используя математический аппарат статистики, опрос и моделирование различных ситуаций служебной деятельности сотрудников полиции.
Библиографическая ссылка
Антонов М.Е., Чичин С.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕСЕНИЕМ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 124-128;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38709 (дата обращения: 10.12.2024).