В настоящее время все более актуальными становятся проблемы взаимодействия работодателей и выпускников вуза, в частности по вопросам трудоустройства последних. По окончании высшего учебного заведения молодые выпускники должны рано или поздно устроиться на работу. Главный недостаток таких специалистов – отсутствие необходимого профессионального опыта, что является основной причиной их низкой конкурентоспособности на рынке труда по сравнению со специалистами, имеющими соответствующий опыт работы. Таким образом, сложность трудоустройства молодых выпускников связана с некоторыми факторами, например такими, как [1]:
– несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей –недостаток опыта принятия самостоятельных решений, нехватка знаний в конкретной предметной области, отсутствие практических навыков по полученной специальности;
– не совсем верное представление молодых специалистов о путях адаптации в сфере труда и занятости и др.
Если рассматривать проблему взаимодействия с другой стороны, то работодатели часто ищут молодых сотрудников с определёнными нужными им знаниями и навыками, таким образом, и для них поиск может затянуться на длительное время. И если крупные предприятия готовы взять молодого специалиста без некоторых навыков и обучить его, то небольшие компании не имеют такой возможности, и им необходимы сотрудники, уже владеющие определенными навыками и компетенциями.
Сложность трудоустройства молодых людей, только окончивших вуз, может привести к негативным последствиям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что перед вузом стоит вопрос о необходимости создания модели эффективного трудоустройства и адаптации к профессиональной деятельности своих выпускников. При анализе рассматриваемой предметной области выявлены следующие проблемы:
– отсутствие единой системы трудоустройства выпускников вуза;
– отсутствие концентрированной информации о требуемых компетенциях со стороны работодателя;
– слабая взаимосвязь рынка образовательных услуг и рынка труда.
Целью работы является разработка автоматизированной информационной системы (ИС), реализованной в виде веб-сайта, назначение которой – организация взаимодействия работодателей и выпускников ДПИ НГТУ им. Р.Е. Алексеева с целью трудоустройства последних. Основная задача этой системы – расширить возможности поиска работы выпускников в соответствии с полученными знаниями, а также позволить работодателям оставлять заявки на специалистов с указанием требований, предъявляемых соискателю. Таким образом, данная ИС позволит состыковать работодателей и выпускников вуза между собой, уменьшить время поиска работы выпускниками и новых сотрудников предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– анализ предметной области,
– разработка структуры ИС в виде сайта,
– подбор средств разработки ИС,
– выбор системы управления базами данных (СУБД),
– определение требований к ИС,
– реализация проектных решений с последующей развёрткой сайта.
Материалы и методы исследования
Поставленные задачи могут быть решены двумя путями:
– использование готовых решений;
– разработка собственной ИС:
С одной стороны, если воспользоваться готовыми решениями, то такие системы можно использовать сразу, в них содержится большая концентрация вакансий для самых разных специалистов и предложения о работе не привязаны к одному региону. С другой стороны, возникает необходимость поиска «своих» вакансий среди тысяч ненужных, присутствует высокая конкуренция, в том числе со стороны соискателей, имеющих опыт работы.
Институт же заинтересован в устройстве на работу собственных выпускников, поэтому разрабатываемая информационная система и размещаемая в ней информация будет ориентирована на выпускников, подготавливаемых на базе вуза. Кроме того ДПИ НГТУ им. Р.Е. Алексеева выпускает узконаправленных специалистов, которые в большинстве устраиваются на многочисленные химические предприятия г. Дзержинска.
Назначение проектируемой информационной системы – организация платформы для взаимодействия работодателей и выпускников, которая будет содержать в себе единую базу данных резюме студентов, а также доступных им вакансий со стороны работодателей. Выполнение системы в виде веб-сайта позволит автоматизировать процессы:
– регистрация студентов и работодателей;
– добавление, изменение, размещение, удаление резюме выпускниками вуза;
– добавление, изменение, размещение, удаление вакансий работодателями;
– поиск резюме и доступных вакансий по заданным критериям,
– предоставление информации, в том числе контактной, и организация связи между студентом и конкретной организацией.
Структура сайта приведена на рис. 1. Внешняя структура описывает общий внешний вид страниц сайта, внутренняя – основные разделы содержания сайта.
Рис. 1. Структура сайта
Ниже приведены инструменты, которые понадобятся при разработке сайта.
Для создания интерфейса системы используется: язык гипертекстовой разметки HTML (основной инструмент для построения веб-страниц); таблица стилей CSS (для формирования внешнего вида).
Реализация алгоритмов и функциональной части информационной системы выполнена с помощью фреймворка Django и языков программирования Python и JavaScript.
Django – это дополнительно подгружаемая библиотека для языка Python, позволяющая реализовать базовую функциональность веб-сайта и содержащая средства для взаимодействия с базами данных [2, 3]. В основе Django лежит шаблон проектирования MVC (Model-View-Control). Django позволяет реализовывать сайт как из одного, так и из нескольких приложений. Кроме того, в составе этого фреймворка содержится собственный инструмент ORM (Object-Relation Mapping), который генерирует схему базы данных на основе моделей, описанных классами Python [4].
Основное назначения в данной работе языка JavaScript [5] – организация обмена данными между клиентским приложением и сервером, обработка информации на клиентских приложениях.
В качестве среды разработки используется кроссплатформенный текстовый редактор SublimeText 3, имеющий возможность подключения большого количества плагинов, написанных на языке Python.
Важнейшим элементом разрабатываемой информационной системы является база данных. В ней будет храниться информация о выпускниках и их резюме, информация о вакансиях и контактах работодателей, служебная информация. Поэтому выбор СУБД должен быть обоснован и удовлетворять всем требованиям, в том числе по совместимости. Поэтому проектирование реляционной базы данных будет выполняться также с помощью фреймворка Django, и подключенным к нему модулем SQLlite. SQLLite [2] является встраиваемой СУБД, выполненной в виде библиотеки, подключаемой к основному проекту. Для обмена данными используется протокол API библиотеки SQLite [6].
Для поддержания работы веб-сайта необходим хостинг с системой поддержки виртуального сервера: VDS (Virtual Dedicated Server) или VPS (Virtual Private Server).
При проектировании информационной системы необходимо определить, какие требования будут предъявляться к ней. Ниже приведена часть требований, касающихся структуры и вопросов функционирования сайта, обеспечения безопасности информации, аппаратного и программного обеспечения.
Так, структура ИС должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности:
– добавлять, модифицировать, удалять контент;
– переносить систему на более мощную аппаратную платформу;
– расширять контент без ущерба для про- изводительности.
Система должна функционировать в двух режимах: штатном и сервисном. В штатном режиме должна быть обеспечена возможность одновременной работы не менее 50 пользователей. В сервисном режиме возможно проведение обслуживания, реконфигурации и пополнения системы новыми компонентами.
Отдельно необходимо отметить требования по безопасности информации, которая будет размещена на веб-сайте. С учётом, что в информационной системе будет циркулировать как общедоступная информация, так и конфиденциальная (персональные данные, служебная информация и т.п.), система защиты должна быть комплексной и определяться:
– организационно-правовыми нормами и правилами работы как с открытой, так и с конфиденциальной информацией;
– политикой безопасности аппаратного хостинга, на котором развертывается приложение;
– политикой безопасности системы управ- ления базами данных.
Система должна обеспечивать возможность исторического хранения данных с глубиной не менее пяти лет, предполагается максимальный срок хранения данных десять лет.
В качестве одного из средств защиты выступает ограничение прав доступа в соответствии с ролями, определёнными в информационной системе: для пользователей категории «Администратор» предоставляется почти полный доступ к любым данным, пользователи категории «Пользователь» могут просматривать существующие на сайте резюме и вакансии, а также добавлять новые резюме (выпускники) или вакансии (работодатели) от своего имени.
Для хранения данных должны быть использованы современные реляционные или объектно-реляционные СУБД. На этапе технического проектирования определяется структура данных. Входными данными для системы являются личная информация о пользователях с указанием всех имеющихся характеристик, в том числе ФИО выпускника или наименование организации, контактная информация. Выходные данные – полный список резюме и вакансий, содержащаяся в них информация, контактная информация. Целостность данных обеспечивается средствами СУБД и приложения.
Структура базы данных разрабатываемого сайта представлена на диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Структура базы данных
Для обеспечения работы системы требуется: серверная операционная система на базе Linux, желательно Ubuntu или FreeBSD с установленным SSH-доступом; среда исполнения Python версии не ниже 3.8; фреймворк Django версии не ниже 3.0.
Минимально необходимое аппаратное обеспечение:
– со стороны сервера (хостинга): процессор с тактовой частотой не менее 2,4 ГГц, оперативная память – не менее 2 Гб, HDD с объемом не менее 100 Гб, стабильное многоканальное интернет-соединение со статическим IP-адресом со скоростью не менее 1 Мбит/с;
– со стороны клиента: процессор с тактовой частотой не менее 1,4 ГГц, оперативная память – не менее 1 Гб, HDD с объемом не менее 10 Гб, стабильное интернет-соединение с входящей скоростью не менее 512 Кб/с.
Результаты исследования и их обсуждение
Интерфейс информационной системы включает следующие разделы:
– разделы «Список резюме» и «Список вакансий»: отображают полные или отфильтрованные списки резюме и вакансий соответственно, основную информацию резюме и вакансии, подробную информацию выбранного резюме или вакансии соответственно, контактную информацию;
– раздел «Об институте»: отображает информацию об институте, контакты администрации, контакты службы поддержки;
– раздел «Администрирование» (только для пользователей со статусом «Администратор»): предоставляет такие функции, как подтверждение, изменение, удаление пользователей; подтверждение, изменение, удаление резюме и вакансий; функции редактирования разделов сайта;
– разделы «Регистрация» и «Личный кабинет»;
– разделы «Вход» и «Выход».
Для организации взаимодействия между выпускниками и работодателями на сайте реализована возможность не только просматривать профили других пользователей, но и отправлять нужному пользователю личные сообщения.
Обобщённая диаграмма деятельности пользователей на сайте представлена на рис. 3. В качестве пользователя выступают студенты и работодатели, в качестве модератора – администратор.
Рис. 3. Диаграмма деятельности
Заключение
В статье была проанализирована проблема трудоустройства выпускников вуза и обоснована необходимость создания автоматизированной системы трудоустройства выпускников. Было принято решение представить эту систему в виде веб-сайта. Для её реализации в качестве средств разработки были выбраны следующие средства: фреймворк Django, язык гипертекстовой разметки HTML, таблицы стилей CSS, объектно-ориентированный скриптовый язык JavaScript.
Созданный веб-сайт позволит решить задачу организации взаимодействия работодателей и выпускников ДПИ НГТУ. Представители предприятий смогут разместить информацию об открытых вакансиях с указанием требований к соискателям и условий труда. Выпускники кроме информации о полученном образовании смогут предоставить и дополнительную информацию: о своих навыках, о своих личностных характеристиках, о своих предпочтениях.
Библиографическая ссылка
Наумова Е.Г., Кулигина Н.О., Нажимова Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВЫПУСКНИКОВ ДПИ НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА С ЦЕЛЬЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 79-83;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38701 (дата обращения: 14.12.2024).