Современные реалии таковы, что на человека воздействует множество внешних факторов, оказывающих влияние на его эмоциональное состояние и психику. Проблему представляет то, что модели саморазрушительного поведения часто примеряют на себя подростки, психика которых продолжает формироваться на этапе обучения в средней школе и в старших классах.
Распространение среди подростков в последнее время получает тенденция, связанная с суицидами. Сначала дети таким образом стараются привлечь к себе внимание, когда демонстративно наносят себе увечья. Если с ребенком не будут проработаны его проблемы, то велик риск того, что очередная попытка суицида у него закончится летальным исходом.
Детско-юношеский суицид не снижается значительно, в 2019 г. погибло более 430 детей по всей России. Точное количество детей, которые не довели свою попытку до конца, неизвестно. Распространение среди подростков приобретает прием наркотиков, отказ от приема пищи с целью похудения, уход в деструктивные организации вроде сект для изменения образа жизни и мышления [1].
В профилактике саморазрушительного поведения в настоящее время прогресс не наблюдается ярко. Это связано со многими факторами, часть из которых очень трудно преодолеть, например продолжающийся процесс выбора и становления национальных ценностей, рассмотрение саморазрушения с медицинской точки зрения, социально-экономическая ситуация [2].
Отмечается, что изменения в поведении замечаются чаще педагогами, чем родителями, но о них практически не говорят одноклассники, так как могут не испытывать никакой опасности в отношении товарища, который в один момент вдруг изменил свое поведение.
Несмотря на то, что исследований по сходной тематике проводится достаточно много, большинство их них не идут дальше констатаций [3], теоретического изложения намерений [4] или внедрения программ для особых групп [5]. Несмотря на то, что уже накоплен опыт реализации региональных программ [6], активного внедрения их в работу учреждений образования или социальной помощи не ведется.
К теоретическим проблемам исследования можно отнести и то, что само понятие саморазрушительного поведения еще не до конца определено содержательно. Так и по отношению к научной сфере (медицина, психология, педагогика, социальная помощь) [7].
Прикладная проблема нашего исследования может быть сформулирована в следующем тезисе: несмотря на разнообразие методов коррекции саморазрушительного поведения, их результативность не всегда соответствует требованиям. При этом низкая заинтересованность самих подростков в модификации поведения противопоставляется не всегда референтной группе учителей и родителей, которые используют в основном методы поощрения и наказания, без реальных и приемлемых для подростков альтернатив.
Этому способствует рассмотрение саморазрушающего поведения как расстройства, т.е. сферы деятельности здравоохранения (наличия многих видов саморазрушения в справочнике МКБ-10).
Целями нашего исследования было внедрение и оценка результативности системы межведомственной профилактической работы с подростками группы риска и подверженными саморазрушению на уровне государственного учреждения.
С учетом того, что существует несколько типов саморазрушительного поведения, мы предположили, что его профилактику следует проводить на основе специально разработанной концепции, учитывающей особенности каждого вида поведения [8]. Саморазрушающее поведение в подростковом возрасте рассматривается самими подростками как самоутверждающее. В результате этого оценка взрослых не является для них референтной, а оценка сверстников может базироваться на сходных подростковых ценностях. Мы считаем, что профилактикой саморазрушительного поведения подростков должны заниматься не только участники воспитательно-образовательного процесса, но и представители социума. Мы предполагали, что результативной основой профилактики может быть модификация системы представлений о самоутверждающем поведении у самих подростков. Мы видели успешную социально-психологическую адаптацию подростка как результат нашей Программы.
Материалы и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям». В данном Центре семьи с детьми получают различные социальные услуги, в том числе психологические. В ходе психологической работы с гражданами выделились группа клиентов со сходной проблематикой. Подростки в возрасте 14–16 лет обращались с проблемами в поведении, которое в дальнейшем характеризовалось как саморазрушительное поведение. Эти подростки не состояли на психиатрическом учете. Кроме различных типов саморазрушительного поведения их объединяло еще и то, что они характеризовали свои отношения с родителями как «сложные».
В эмпирическом исследовании в качестве испытуемых принимали участие дети в возрасте 14–16 лет, у которых при первичном обследовании наблюдались признаки саморазрушительного поведения, а также их родители и другие родственники, с которыми они постоянно проживают. Всего респондентов 72 (31 подросток и 38 членов семей подростков).
В исследовании использовались: опросник К. Леонгарда в адаптации Г. Шмишека («Методика изучения акцентуаций личности», 1970 г.) и формализированное интервью с подростками и их родителями (15 вопросов со шкальной оценкой показателей, позволяющих получить достаточно полную картину о наличии саморазрушающего поведения, особенностях активности родителей в его коррекции, представлениях родителей о возможных сферах самореализации подростка). Девять вопросов второй методики оценивали уровень проявления саморазрушения в трех сферах: физическое здоровье, психологическое здоровье и социальное здоровье.
Первый опросник позволил нам связать поведение и акцентуации личности, что необходимо при реализации психологического и педагогического воздействия, а второй – понять ситуацию развития в ближнем окружении подростка.
Нами разработана Программа сопровождения подростков, которая включает в себя пять блоков:
1. Диагностический: его цель выявить индивидуальные и социальные предикторы саморазрушающего поведения и предложить индивидуальную программу коррекции поведения.
2. Психологический: в ходе его реализации формировалась доверительная атмосфера взаимодействия между подростком, педагогами и родителями.
3. Педагогический: заключающийся в ознакомлении подростка с основами теории социального содействия, определении места и функций подростка в микрогруппе и социуме, а также обучении подростка методам эффективного достижения целей.
4. Социально-психологический: практический, в ходе которого создавались условия для самореализации подростка в социально одобряемой активности, формирования его результативного и положительно эмоционально оцениваемого опыта в условиях поддержки референтной группы.
5. Рефлексивный: заключительный, необходимый для оценки изменений в состоянии, знаниях и изменениях в поведении подростка экспертной группой специалистов учреждения, учителями и родителями.
Основой реабилитации являются некоторые положения, теоретические концепции социального содействия, разработанные П.Б. Тороповым в 2014 г. и успешно реализованные в педагогическом процессе [9] и социальной сфере [10].
Типичными примерами просоциальной активности могут быть: социально-экологическая активность (связанная с противодействием загрязнения окружающей среды), социально-культурная активность (реализация в решении проблем взаимодействия с представителями иных этносов), социально-правовая активность (заключающаяся в защите собственных прав и прав иных лиц, чаще своих друзей), социально-оценочная активность (позволяющая выработать независимые оценки личностной результативности), социально-целевая активность (организующая жизненное целеполагание), социально-прогрессивистская активность (выражающаяся в формировании понимания содержания социального прогресса), социально-нравственная активность (предотвращающая социальную пассивность и безответственность), социально-экономическая активность (в виде предпринимательства и противодействия бедности), а также социально-воспитательная активность, реализуемая в виде передачи ценностей другим.
Формами реализации просоциальной активности могут также стать дополнительное образование, увлечение спортом, профессиональное самоопределение, участие в работе специальных клубов и сообществ.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате реализации Программы в течение года (2018–2019) и диагностики мы установили, что неумение (или нежелание) родителей организации совместного поиска пути самоактуализации и выбора формы самореализации подростка, а также отсутствие с их стороны интереса к собственной активной жизни и внеучебной жизни своего ребёнка может послужить фактором развития саморазрушительного поведения.
Можно констатировать два типа предикторов: независимые, личностные, т.е. акцентуации темперамента и характера (по К. Леонгарду – Г. Шмишеку), а также зависимые, межличностные, т.е. опыт и оценку собственной и сторонней просоциальной активности родителями.
В связи с этим упор в профилактике саморазрушительного поведения предлагается сделать на два фактора: перенос самореализации подростка на социально значимую (и одобряемую социумом в настоящее время) активность и формирование у близкого круга подростка (друзья и родители) установки на поддержку определенного спектра социальной активности.
Полученные нами с помощью нормализированного интервью (с элементами шкальной техники) данные позволили констатировать изменения ситуации в группе подростков.
В частности, отмечаются изменения в самооценке психологического здоровья и значительные изменения в состоянии социального здоровья. В первом случае это выражается в повышении уверенности в себе, в поддержке родителей и социума, а также в комфортном самочувствии. Во втором – в наличии реальных социальных связей, планировании собственной жизни с учетом поддержки социума, активное взаимоотношение с социумом, направленное на его развитие (просоциальная активность).
Графическое отражение различий в уровнях здоровья в группе реализации Программы представлено на рисунке.
Графическое отражение различий в группе реализации Программы
Использование U-критерия Манна – Уитни (при распределении признака в выборке отличающегося от нормального) показало, что:
- различия по признаку «физическое здоровье» можно считать достоверными, однако при p ≤ 0,05 (U эмп = 340, 5, U крит = 314 и 365);
- различия по признаку «психологическое здоровье» можно считать достоверными, при p ≤ 0,01 (U эмп = 122);
- различия по признаку «физическое здоровье» можно считать достоверными, при p ≤ 0,01 (U эмп = 27,5);
Мы считаем, что недостаточная достоверность различий по первому признаку связана с самим показателем. В него вошли признаки физических самоповреждений (наличие шрамов, пирсинга, татуировок), которые невозможно изменить за время коррекционно-воспитательной работы с подростком.
Опыт работы с подростками позволяет констатировать наличие нескольких проблем, которые снижают результативность реализации разработанной нами Программы. Это говорит о том, что психологические проблемы саморазрушения уже достаточно хорошо изучены [11], а социально-психологические и педагогические требуют дальнейшего изучения.
С той позиции интересны полученные нами следующие результаты. Многие дети не представляют своего будущего, не могут определиться с профессией, выбрать себе увлечение по душе и т.д. В данной работе активное участие должен принимать педагог и психолог, а результаты, с соблюдением этических принципов, должны доводиться до родителей, что подтверждают исследования иных авторов [12]. С учетом того, что в подростковом возрасте происходит самоопределение, подросткам важно предоставить информацию о том, кем они могли бы стать в жизни и какую профессию приобрести при соответствии определенным критериям. На базе школы могут проводиться открытые уроки с известными и уважаемыми людьми – военными, инженерами, писателями и т.д. На таких уроках можно было бы выстроить культурный диалог между подростками и известной личностью. Каждый новый гость, приглашенный на открытый урок, – отдельная личность и представитель отдельной профессии. Чтобы прийти к успеху, этой личности пришлось проделать определенный путь. Следование правилам и требованиям позволило этой личности успешно пройти процесс социализации, получить образование и специальность, построить карьеру и т.д. Поэтому цель открытых уроков должна сводиться к обмену опытом, к оказанию помощи для детей в самоопределении.
Важный дополнительный момент заключается в обучении детей контролировать свои эмоции и поведение. Для этого следует проводить специальные тренинги, чтобы научить детей совладать со стрессом. Полезно обучение этому и родителей, поскольку с увеличением учебной нагрузки дети все больше отдаляются от них, большую часть времени проводят в школе и учреждениях дополнительного образования. Невозможно представить себе эффективную профилактику саморазрушительного поведения без проведения индивидуальной работы с подростками и их родителями.
Серьезную проблему представляют публичные личности, которыми восхищаются подростки и которым они стараются подражать. К сожалению, многие публичные личности не формируют у подростков направленность на здоровый образ жизни и психологическое здоровье. В интернет-пространстве фактически отсутствует цензура, разрешено употреблять запрещенные вещества и алкоголь на камеру, вести образ жизни, который не совпадает с представлениями о правильном образе жизни.
Подросткам гораздо проще принять своих кумиров такими, какие они есть, попытаться перенять их привычки, манеру общения и т.д., чтобы стать максимально похожими на них. В рамках профилактики нужно заниматься патриотическими воспитанием подростков, рассказывать им об истинных героях истории, их биографии и т.д. Педагогу важно и самому подавать правильный пример – быть культурным и вежливым, не демонстрировать приверженность вредным привычкам.
Заключение
Саморазрушительная модель поведения в современном обществе, к сожалению, достаточно распространена и проявляется в двух аспектах – индивидуальном и межличностном. Индивидуальное поведение более изучено, во многом основывается на низших потребностях индивида (пища, секс, безопасность, неуверенность в завтрашнем дне и т.п.) или упрощенного понимания и способах реализации высших потребностей (поддержка, любовь, уважение и т.п.). Менее изучен аспект саморазрушения в сфере межличностных отношений. В частности, тенденцией последнего времени становится частое проявление агрессии по отношению друг к другу. Причем эта агрессия не является защитно-мотивированной, но носит демонстративный характер и поддерживается в молодежных субкультурах.
Мы считаем, что работа по профилактике саморазрушения, особенно в подростковом возрасте, может строиться на основе механизма переключения. Потенциал активности, поиска смыслов, опора на базовые ценности, в сочетании с желанием внимания, оценки и принадлежности к значимой группе, может служить психологической базой для реализации разработанной нами программы. При этом в рамках профилактики необходимо обращать внимание на воспитание в подростковой среде толерантного отношения к представителям других национальностей, веры и индивидуальных различий.
Обратила на себя внимание и иная выявленная нами тенденция – родители и учителя не всегда и полностью поддерживают предлагаемые направления просоциальной активности. В частных высказываниях они предпочитают более «спокойные и выраженные в учебе» виды активности.
Мы считаем, что полученные нами данные и выводы можно и необходимо использовать педагогам и психологам общеобразовательных школ, работникам учреждений социального обслуживания, психологам подростковых центров и родителям подростков для организации коррекционно-воспитательной работы с ними.
Библиографическая ссылка
Вайткене О.В. ПРОФИЛАКТИКА САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 153-157;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38673 (дата обращения: 21.11.2024).