В настоящее время, когда весь мир находится в условиях пандемии, система образования выдвигает новые требования к образовательному процессу. Как никогда возрастает роль информационных компьютерных технологий, которые открывают дополнительные возможности для повышения качества и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий. Интенсивно развиваются и прогрессируют приобретенные ранее навыки по организации самостоятельного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Нынешнее время позволяет понимать, что учебный процесс в корне меняется и преподавателю необходимо построение новой подачи учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Вышеупомянутые причины побуждают преподавателей развивать технологические компетенции, которые позволяют интегрировать информационные технологии в процесс обучения и постоянно отслеживать предлагаемые цели и получаемые результаты.
Европейская ассоциация университетов (EUA – European University Association) в течение нескольких последних лет регулярно проводит опросы, касающиеся электронного обучения и внедрения дистанционных технологий в образование. Результаты этих опросов показывают, что почти все учреждения высшего и среднего образования в России, Европе и других странах применяют те или иные формы электронного обучения. Результаты опросов 2020 г. показывают, что в условиях почти полного перехода на дистанционное обучение образовательных учреждений весной 2020 г. внезапных и разрушительных изменений не произошло, а скорее, последовала постепенная адаптация, которая продолжается в разных темпах и масштабах по всей Европе.
Ученые считают, что трансформационный потенциал дистанционного обучения потребует дальнейших исследований.
Цель исследования: изучить потенциальные возможности вузов Республики Казахстан для внедрения системы дистанционного обучения. Рассмотреть пример внедрения одной из систем дистанционного обучения в Жетысуском университете им. И. Жансугурова, описав плюсы и минусы внедренной СДО.
Материалы и методы исследования
Системы дистанционного обучения (СДО) применяются в системе высшего образования Казахстана с 2000-х гг. На текущий момент, по статистике Министерства образования и науки Республики Казахстан, СДО внедрили чуть более половины вузов [1].
До ситуации с пандемией 2020 г. в республике Казахстан были четко прописаны категории граждан, которые могут обучаться дистанционно (например, лица с ОВЗ или граждане, находящиеся в длительной командировке). Выпускникам школ, в отличие от выпускников СПО, было на законодательном уровне запрещено обучаться дистанционно.
С весны 2020 г. казахстанские студенты обучаются дистанционно. Для организации учебного процесса Министерства образования и науки Республики Казахстан советовали платформы и сервисы, которые бесплатно работали для учебных заведений страны: Sova.ws, Platonus, «Сириус» и другие платформы. Например, Казанский национальный университет использовал как общеизвестную СДО Moodle, так и разработанную сотрудниками вуза платформу «Универ 2.0», интегрированную с Moodle.
Хотя практически все высшие учебные заведения Республики Казахстан используют дистанционные технологии в той или иной форме, уровень их актуализации значительно различается: только половина вузов указывает на то, что дистанционные курсы разработаны для всех дисциплин образовательных программ профессиональной подготовки. Менее одной трети вузов привлекают всех или большинство своих студентов к электронному обучению. Особенно частое использование электронного обучения применяется в преподавании управленческих, психолого-педагогических, инженерных и технологических дисциплин, однако оно редко применяется в области права и искусства.
В каждом втором вузе электронное обучение используется для обучения трансверсальным и предпринимательским навыкам, а в двух третях – также для преподавания языка, но опять же использование во всем институте не очень распространено.
Непоследовательность и неоднозначность внедрения электронного обучения во всем институте можно рассматривать как осторожное исследование: инициативы внедряются и пилотируются отдельными факультетами и сотрудниками, и как только они будут найдены выполнимыми, надежными и полезными, можно было бы распространять их на факультет и институциональный уровень [2].
В последнее время в научной литературе появилось большое количество публикаций, посвященных проблемам создания, развития и функционирования систем дистанционного обучения. Преимуществом электронного учебно-методического курса в системе дистанционного обучения является наличие сгруппированного материала, который включает в себя разработки теоретических и практических занятий, а также методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.
Говоря о необходимости внедрения системы дистанционного образования, ученые, помимо педагогических и экономических мотивов, указывают на растущую потребность в гибкости времени и места и более эффективном использовании ресурсов, которые приносят пользу как далеко живущим от места учебы студентам, так и более широким кругам обучаемых [3, 4].
Результаты исследования и их обсуждение
В Жетысуском государственном университете им. И. Жансугурова Республики Казахстан используется система дистанционного обучения «DiLear», от английского «Distance Learning». Данная СДО была разработана на базе свободно распространяемого программного продукта Moodle. В ближайшее время планируется обновление «DiLear», включающее в себя новую систему навигации, более совершенную многоязычную структуру, обновлённый формат дисциплин и многое другое.
Ключевым моментом при организации учебного процесса с использованием СДО является разграничение ролей и прав. Все пользователи, вошедшие в систему, кроме администраторов, имеют одинаковые права и имеют доступ к одним и тем же общим ресурсам. Но после перехода к дисциплинам, на которые данный пользователь записан, ему предоставляются права в зависимости от указанной роли: либо студент, который может получить учебно-методический комплекс дисциплины и отправить ответ на самостоятельную работу, либо преподаватель, который может оценить ответ студента и выставить ему баллы.
Отправка заданий осуществляется таким же образом, как прикрепление файлов в почте, с тем отличием, что студенту не нужно указывать электронный адрес преподавателя или какие-либо свои данные. Ответ отправляется не к преподавателю, а в дисциплину. Это означает, что связь «студент – преподаватель» изменилась на «студент – СДО – преподаватель».
Ещё одним немаловажным аспектом использования системы ДО является организация взаимосвязи между участниками учебного процесса. Для этих целей в СДО «DiLear» предусмотрены сообщества, форумы, чаты, а также личные сообщения. Пользователи могут общаться между собой, а также обращаться в службу технической поддержки со своими проблемами.
Необходимо обеспечивать «прозрачность» обучения и исключить возможность неправомерных действий. Для этого в СДО «DiLear» используется система логов, записей действий всех пользователей. Таким образом, можно получить отчёт обо всех действиях пользователя: что просмотрел, что отправил, какую оценку получил за это и т.д. Аналогичным методом можно узнавать о действиях преподавательского состава.
В условиях повсеместной информатизации необходимы интерактивные формы взаимодействия, охватывающие большой контингент студентов, обеспечивающие мобильность профессорско-преподавательского состава. «Единственной формой, отвечающей этим требованиям, является дистанционное обучение, представленное в виде ряда технологий, обеспечивающих доставку основной части изучаемого материала учащимся, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей в процессе обучения, предоставляя учащимся возможность самостоятельно работать над усвоением изучаемого материала, а также в процессе обучения» [5, 6].
Дистанционные образовательные технологии в обучении считаются одним из весомых направлений работы университета.
Факультет дистанционного изучения Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова воплощает в жизнь технологическое направление учебного процесса, проводит обучение преподавательского состава технологиям онлайн-обучения, внедрение дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных средств.
В университете организация учебного процесса исполняется с использованием передовых образовательных технологий, основанных на применении онлайн для обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам, а еще систем пробного, текущего и промежуточного тестового результата обучения.
При внедрении дистанционных образовательных технологий ставятся цели:
– изучение онлайн-образования;
– определение системы организационно-педагогических критериев, содействующих действенному внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс;
– создание модели организации учебного процесса на базе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Ожидаемые итоги внедрения дистанционных образовательных технологий:
1. Увеличение компетентности педагогов в использовании свежих информационных технологий в учебном процессе.
2. Создание почвы для креативного расклада педагогического коллектива к процессу подачи познаний с учетом всех нововведений, происходящих в образовательном месте.
3. Выработка назначений по использованию свежей технологии.
4. Качество результата обучающихся по ДОТ по всем дисциплинам.
Применяя онлайн-обучение, вуз получает возможность:
1. Получить доступ к учебно-методическим ресурсам дисциплин.
2. Задать вопрос педагогу (тьютору) и получить консультацию.
3. Выслать контрольную (курсовую) работу (в электронном варианте) и получить рецензию преподавателя.
4. Пройти тест, сдав пробный анализ в системе ДОТ (открытый доступ к экзаменационным вопросам).
5. Признать расписание сессии (календарь в системе ДОТ и объявления на ключевой страничке сайта).
5. Просматривать новостной форум, имеющий информацию об организации учебного процесса (комментарий).
6. Получить доступ к электронной библиотеке ЖГУ.
7. Встречаться со студентами и педагогами в режиме онлайн (ссылки на электронную почту и чат).
Чтобы на качественном уровне организовать проведение онлайн-контроля знаний, в Жетысуском государственном университете им. И. Жансугурова внедрили и использовали информационный комплекс «Компьютерное тестирование» Smart Zhetysu.
При внедрении этого комплекса решалась задача обеспечения прозрачности рубежного и промежуточного контроля знаний. Обучающимся предоставляется интерактивный доступ (непосредственное взаимодействие в процессе работы, доступ к информации), а также непрерывное техническое сопровождение и контроль администратором процесса.
Опишем этапы подготовки и проведения контроля знаний.
Со стороны преподавателя осуществляется подготовка заданий по выбранной форме контроля, отправка материалов в банк тестовых заданий при соблюдении технологического оформления и уникального содержания.
ПО «Компьютерное тестирование» берет из базы данных контингента студентов личное фото, удостоверяющее личность: при авторизации идентификация личности обучающихся осуществляется веб-камерой. При тестировании записывается детализация вопросов-ответов студентов. По завершению тестирования выводится фотоотчет.
Результаты онлайн-прокторинга выборочно предоставляются членам экзаменационной комиссии.
Администратором выполняется анализ по фотоотчету на предмет нарушения либо апелляционных заявлений со стороны студента. При необходимости администратор может связаться с обучающимися через чат группы студентов.
Апелляция выполняется при возникающих вопросах со стороны студентов, в программе «Компьютерное тестирование» есть вкладка «Апелляционное заявление». Выполняется скриншот вопроса в бланке апелляционного заявления, апелляционная комиссия определяет ошибки (технического, логического характера) и по результату вносит заключение.
Апелляционное заявление от студента подается в течение одного дня после экзамена. Апелляционная комиссия рассматривает это заявление в течение трех дней.
Вывод экзаменационной ведомости формируется автоматически.
Со стороны обучающихся выполняется вход в личный кабинет, где студенты имеют доступ к видеоинструкции по использованию ПО, техническим системным требованиям и инструкция скачивания ПО.
Преимущества использования информационного комплекса «Компьютерное тестирование» Smart Zhetysu:
– была решена проблема со взломом банка тестовых заданий;
– при работе программы осуществляется блокировка посторонних программ, обзор рабочего стола (сворачивание, закрытие программ, видео, каждое действие фиксируется и виртуальный администратор просматривает детализацию ответов и фотоотчет);
– программа работает и при низкоскоростном интернете, что важно для студентов, проживающих в отдаленных районах области.
Выводы
На наш взгляд, в Жетысуском государственном университете им. И. Жансугурова решены задачи внедрения системы дистанционного обучения в образовательный процесс вуза. Достижению поставленных целей способствует поддержка руководства университета, гибкость и широкая функциональность разработанных решений.
Но необходимо отметить и трудности внедрения СДО в Республике Казахстан. В Национальном докладе о системе образования Казахстана отмечается: «Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран» [7].
Чтобы обеспечить успешное обучение и преподавание с использованием систем дистанционного обучения, образовательным организациям необходимо обеспечить прочную инфраструктуру: онлайн-хранилища для учебных материалов, инструментов и систем управления для разработки контента и управления курсами и студенческих порталов либо во всем учреждении, либо на некоторых факультетах.
Необходимо предоставлять студентам учетные записи электронной почты, доступ к Wi-Fi, компьютерные комнаты и интернет-библиотеки.
Очевидно, что ни одно из этих событий нельзя рассматривать исключительно в контексте дистанционного обучения, они являются частью более широкой тенденции к цифровизации, особенно в области коммуникации и управления учреждениями образования, которые заслуживают дальнейшего внимания.
Библиографическая ссылка
Тукенова Н.И., Груздева М.Л., Груздева К.Е. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 242-246;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38441 (дата обращения: 03.12.2024).