Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Алексеенко С.Н. 1 Гайворонская Т.В. 1 Дробот Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В представленной статье путем анонимного добровольного анкетирования 238 респондентов изучены результаты ЕГЭ и определена их взаимосвязь с успеваемостью студентов медицинского вуза на различных курсах обучения – младших и старших. Высокий конкурсный балл по результатам ЕГЭ определен у абитуриентов, претендующих на зачисление по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология». Рассматривая категории зачисления абитуриентов в вуз, установлен высокий средний балл ЕГЭ у зачисленных по свободному конкурсу за счет средств федерального бюджета. У зачисленных на получение высшего профессионального образования за счет бюджетных средств – целевой прием и внеконкурсное зачисление – конкурсный балл ЕГЭ ниже, чем у предыдущей группы. Анализ динамики успеваемости студентов с первого до выпускного курса показал взаимосвязь с показателями ЕГЭ. По мере взросления студентов на старших курсах увеличивается число обучающихся в пределах показателей 4,1–5,0 баллов, особенно это существенно у студентов лечебного факультета. Полученные данные позволяют говорить об объективности ЕГЭ как используемой системы отбора абитуриентов для получения высшего медицинского образования. Выявлены различия в конкурентоспособности факультетов и категорий абитуриентов при зачислении в вуз, которое проводится по раздельным конкурсам. Персонифицированный и комплексный подход со стороны деканатов и кафедр необходим по отношению к студентам целевого приема и внеконкурсного зачисления, а также к обучающимся на младших курсах, успевающих в пределах 3,0–3,5 баллов и имеющих высокий персональный рейтинг ЕГЭ, что позволит дифференцировать «группу риска» по успеваемости.
результаты ЕГЭ
студенты-медики
динамика успеваемости
категории зачисления
конкурсные баллы ЕГЭ по факультетам
1. Валишина Э.Ф., Рабцевич А.А. Необходимость повышения качества российского образования в школе и вузе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9803 (дата обращения: 12.09.2020).
2. Кисель О.В., Зеркина Н.Н., Босик Г.А. Принципы, функции и средства оценки качества обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29996 (дата обращения: 03.10.2020).
3. Полежаев В.Д., Барциц Р.Ч. ЕГЭ-2015: проблемы остаются, но пути их решения прослеживаются // Наука и Школа. 2015. № 6. С. 28–39.
4. Ивачев П.В., Митрофанова К.А., Нуждин О.Ю. Единый государственный экзамен как прогностический фактор успеваемости в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 2. С. 85–96.
5. Евдокимова Г.С., Делеговская Т.В. Оценка связи успеваемости студентов на первом году обучения и результатов ЕГЭ // Исследования в области естественных наук. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2015/06/10194 (дата обращения: 11.09.2020).
6. Щеголева Л.В., Суровцова Т.Г. Результаты ЕГЭ и успеваемость студентов первого курса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). DOI: 10.15393/j5.art.2015.294.
7. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. 2013. № 30 (2). С. 93?114.
8. Хавенсон Т.Е., Соловьева А.А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176?199.
9. Польдин О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. 2011. № 1 (21). С. 56?69.
1. 10. Арабидзе Г.Г., Киденцова С.И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. С. 57–64.
10. Аникин В.В., Зотова Ю.А. Проблемы медицинского образования в России // Бюллетени медицинских интернет-конференций. 2016. Вып. № 1. Т. 6. [Электронный ресурс]. URL: https://medconfer.com/node/5943 (дата обращения: 02.11.2020).
11. Майорова Н.В. Противоречия ЕГЭ и развитие системы образования // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 7. С. 58?65.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является официальной процедурой при окончании программы обучения в общей среднеобразовательной школе и предоставляет выпускникам право участия в конкурсе при поступлении в высшее учебное заведение. В связи с этим много споров и дискуссий о результативности и объективности данного подхода к системе отбора абитуриентов в вузы России. Существующая практика сопровождается активным обсуждением, как в средствах массовой информации, так и среди учителей школ, родителей и преподавателей вузов. Мнения в оценке применения ЕГЭ противоположные – положительные и отрицательные [1–3]. Сторонники ЕГЭ считают, что данная форма аттестации обеспечивает всем абитуриентам одинаковый доступ к образовательным ресурсам в РФ; ЕГЭ дает возможность объективно оценить знания выпускников школ и предоставляет условия реализовать себя, осваивая программу высшего профессионального образования. Противники считают, что персональные рейтинги ЕГЭ не отражают достоверный уровень знаний выпускников школ и противоречат осознанному выбору будущей профессии [4, 5]. В современных условиях образовательный процесс во многих странах претерпел пересмотр оценки организации познавательной деятельности обучающихся. Длительное время главной и движущей фигурой в образовании являлся преподаватель, ведущий к знаниям, умениям и навыкам. В современном образовательном сообществе главной фигурой считается студент, который активно стремится к получению знаний, умений и навыков. Эти характеристики определяют эффективность подготовки специалистов в вузе, его конкурентоспособность. В научных публикациях обсуждаются вопросы взаимосвязи результатов ЕГЭ с успеваемостью студентов, при этом в основном проводится анализ взаимозависимости ЕГЭ и успеваемости на младших курсах обучения [6, 7]. Авторы данной статьи поставили цель проанализировать успеваемость в динамике: на младших курсах, где изучаются фундаментальные дисциплины, и старших, где познавательный процесс направлен на изучение клинических дисциплин, получение практических навыков и умений. Полученные результаты рассмотрены в контексте взаимосвязи с результатами ЕГЭ.

Цель исследования: изучить результаты ЕГЭ и их взаимосвязь с успеваемостью студентов медицинского вуза на различных курсах обучения.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужили результаты добровольного анонимного анкетирования 238 студентов выпускного курса (6 курса) лечебного (93 студента), педиатрического (70 студентов) факультета и 75 студентов 5 курса стоматологического факультета Кубанского государственного медицинского университета. В предложенную анкету включены вопросы о результатах ЕГЭ, успеваемости на 1–3 и 4–5 курсах лечебного и педиатрического факультетов, 1–2 и 3–4 курсах стоматологического, место окончания средней общеобразовательной школы, категории зачисления при поступлении в вуз по результатам конкурсного отбора.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в нашей стране главным критерием отбора абитуриентов в вузы, в том числе медицинские, является система конкурсного отбора путем суммирования баллов ЕГЭ по нескольким предметам, в медицинские – биология, химия, русский язык. Рассматриваемая форма проверки знаний и умений установлена государством, сочетает функции выпускной аттестации школьников и вступительных испытаний при поступлении в вуз. Главная цель введения ЕГЭ это объективная оценка качества подготовки выпускников школ, определяющая возможность получения высшего профессионального образования [8, 9].

Таким образом, вопрос качества высшего медицинского образования, доступности для выпускников общеобразовательных школ – одна из основных задач подготовки специалистов-медиков. Исследования авторов, изучающих данную ситуацию, показывают, что некоторые выпускники школ, поступив в вуз, теряют интерес к учебе от младших к старшим курсам, другие – не отмечают указанной закономерности [10–12]. Авторы данной статьи путем анализа ответов респондентов провели исследование для оценки взаимосвязи результатов ЕГЭ и эффективности результатов обучения в медицинском вузе в динамике, с момента начала получения высшего медицинского образования до выпускного курса.

Респонденты поступали в медицинский вуз в 2014 и 2015 гг. Средний рейтинг ЕГЭ на педиатрическом факультете составил 206,5; на лечебном – 224,3 стоматологическом – 223,5. Рассматривая средний балл ЕГЭ в зависимости от места окончания средней общеобразовательной школы (город или сельская местность), получили следующие результаты: в общей когорте ответивших на вопросы анкеты у жителей городов средний рейтинг ЕГЭ равнялся 222,1 балла, у окончивших школы в сельской местности – 210,8 балла. Анализ полученных ответов по факультетам показал, что наиболее успешно окончили среднюю общеобразовательную школу как в городской, так и в сельской местности выпускники, поступившие на лечебный и стоматологический факультеты, наименее успешны выпускники школ, зачисленные на педиатрический факультет. Так, обучавшиеся в городских общеобразовательных школах и прошедшие конкурс на лечебный факультет, имели средний балл ЕГЭ 222,5; окончившие сельскую общеобразовательную школу – 217,6 балла. Данные по стоматологическому факультету следующие: абитуриенты из городских школ представили данные ЕГЭ, которые сформировали средний балл – 223,8; из сельских школ – 218,3. Уровень подготовки городских и сельских абитуриентов, зачисленных на педиатрический факультет, отличался от лечебного и стоматологического факультетов и составил соответственно 215,1 и 202,3 балла. Таким образом, имеются различия в уровне подготовки выпускников, окончивших среднюю общеобразовательную школу в городской и сельской местности, а также избравших получение высшего профессионального образования на лечебном, педиатрическом или стоматологическом факультетах. Далее в своей работе мы провели анализ взаимосвязи результатов ЕГЭ и успеваемости студентов за период обучения в медицинском вузе: 1–3 и 4–5 курсы лечебного и педиатрического факультетов, 1–2 и 3–4 курсы стоматологического факультета. Результаты проведенного исследования представлены в табл. 1.

Нами проведено ранжирование студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов по результатам персональных достижений ЕГЭ и оценки знаний при промежуточной аттестации в виде экзамена на младших и старших курсах обучения в вузе, что позволило получить средние показатели по рассматриваемой проблеме. По мере повышения уровня успеваемости в оценке по пятибалльной системе увеличивается средний балл ЕГЭ зачисленных в вуз по результатам конкурсного отбора абитуриентов. На лечебном факультете при успеваемости на 1–3 курсах в пределах 3,0–3,5 балла средний показатель ЕГЭ соответствовал 205,5 балла. В то же время студенты, сдавшие экзамены в пределах 4,6–5,0 балла, имели средний балл ЕГЭ 254,0 балла. Аналогична ситуация складывается у тех же студентов при обучении на 4–5 курсах. Такая закономерная связь результатов ЕГЭ и успеваемости студентов на различных этапах обучения наблюдается на педиатрическом и стоматологических факультетах. Полученные результаты в определенной степени характеризуют существующую аттестацию выпускников средних общеобразовательных школ как залог успешного обучения в вузе. Обращаем внимание на факт, что на старших курсах КубГМУ по сравнению с младшими курсами уменьшается количество студентов, обучающихся на 3,0–3,5 балла. По факультетам получены данные: лечебный на 1–3 курсах успевали в учебе на 3,0–3,5 балла 32,0 % на 4–5 курсах этот показатель снизился до 20,0 %, на педиатрическом соответственно 43,1 % и 33,3 %, на стоматологическом почти в два раза и составил снижение с 44,0 % до 24,0 %. Это произошло за счет перемещения студентов в процессе обучения с малоуспешными или успешными рейтингами ЕГЭ из среза успеваемости 3,0–3,5 балла в 4,6–5,0. За время обучения на всех факультетах увеличилось число студентов, знания которых при промежуточной аттестации оценивались на 4,6–5,0 баллов. Большее число успевающих на 3,0–3,5 на всех факультетах на младших курсах можно объяснить процессами адаптации к обучению в высшей школе и уменьшению таковых на старших курсах переходом к изучению клинических дисциплин, работой с пациентами, получением умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ результатов анкетирования студентов показал зависимость между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов на различных этапах обучения в медицинском вузе. Установлено, что влияние ЕГЭ на успеваемость в вузе в основном происходит в первый год обучения в вузе, а в последующие годы оно становится менее значимым. Считаем это вполне естественным, так как в течение первого года обучения в вузе происходит приспособление к изменившимся условиям обучения, в основном изучаются базовые предметы, знания по которым должны были быть заложены в школе. Обучение на старших курсах носит более профессиональную направленность, и за время обучения в университете студент может изменить свое отношение к учебе как в положительную, так и в отрицательную сторону вне зависимости от его успехов в школе и результатов выпускной аттестации.

Таблица 1

Результаты ЕГЭ (средний балл) и успеваемость студентов в динамике

Баллы

успеваемости

Лечебный факультет

Педиатрический факультет

Стоматологический факультет

Успеваемость 1–3 курсы

Успеваемость 4–5 курсы

Успеваемость 1–3курсы

Успеваемость 4–5курсы

Успеваемость 1–2 курсы

Успеваемость 3–4 курсы

 

% студентов

ЕГЭ

% студентов

ЕГЭ

% студентов

ЕГЭ

% студентов

ЕГЭ

% студентов

ЕГЭ

% студентов

ЕГЭ

3,0–3,5

32,0

205,5

20,0

206,6

43,1

212,5

33,3

213,1

44,0

214,0

24,0

208,1

3,6–4,0

32,0

229,0

21,4

213,8

38,8

215,0

26,4

202,8

28,0

222,0

32,0

218,8

4,1–4,5

26,7

238,4

37,4

237,6

12,5

220,0

23,6

243,6

14,6

220,0

28,0

230,1

4,6–5,0

9,3

254,0

21,2

233,8

5,6

238,4

16,7

225,5

13,4

264,1

16,0

247,1

 

Таблица 2

Данные ЕГЭ по категориям зачисления в вуз (средний балл ЕГЭ)

Факультет

Категории зачисления в вуз при конкурсном отборе

Бюджет – свободный конкурс

Целевой прием

Внеконкурсное

зачисление

Платная форма обучения

Лечебный

264,5

231,5

191,3

208,7

Педиатрический

237,2

217,4

158,6

201,9

Стоматологический

265,2

234,7

188,5

208,6

Всего по факультетам

255,6

227,8

179,4

206,4

 

В доступных нам публикациях мы не нашли исследований, направленных на поиск взаимосвязи между рейтингами ЕГЭ лиц, зачисленных по конкурсу на различные категории зачисления в порядке отбора претендентов в медицинские университеты нашей страны, и результатами их последующих персональных учебных достижений в качестве студентов, что и побудило нас к изучению данной темы. По результатам персонального рейтинга ЕГЭ получены средние показатели конкурсного отбора при зачислении в вуз различных категорий абитуриентов: свободный конкурс, внеконкурсное зачисление на места, финансируемые за счет федерального бюджета; целевые места, финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов; на места с заключением договоров на платную форму обучения. Данные по результатам ЕГЭ различных категорий зачисления представлены в табл. 2.

Полученные результаты исследования показали наиболее высокий конкурс на места, финансируемые из средств федерального бюджета по свободному конкурсу, средний балл ЕГЭ составил в когорте анкетируемых 255,6; далее следуют абитуриенты, претендующие на зачисление по целевому приему, средний балл успешности обучения в школе при ранжировании персонального рейтинга ЕГЭ – 227,8. Выпускники средних общеобразовательных школ, заключившие договоры на платную форму обучения, имели средний показатель ЕГЭ при конкурсном отборе – 206,4 балла; у абитуриентов, зачисленных в вуз вне конкурса, средний балл ЕГЭ 179,4. Оценка ситуации по факультетам выявила идентичность показателей на лечебном и стоматологическом факультетах, от них существенно ниже средние результаты ЕГЭ по всем формам зачисления в вуз на педиатрическом факультете.

Следующим этапом нашей работы стало рассмотрение успеваемости студентов в динамике за весь период обучения – с первого курса до выпускного во взаимосвязи с результатами ЕГЭ, формой зачисления в вуз – свободный конкурс, целевой прием, внеконкурсное зачисление, платная форма по факультетам.

Проанализированы данные анкетирования студентов, обучающихся на лечебном факультете. На 1–3 курсах студенты, прошедшие отбор по свободному конкурсу на бюджетные места и имеющие результаты успеваемости в интервале 3,0–3,5 балла, имели рейтинг ЕГЭ 220,5 балла. По мере повышения успеваемости в указанной группе обучающихся до 3,6–4,0 балла увеличивается средний показатель ЕГЭ до 231,8 баллов. Студенты, успеваемость которых выше 4,1 баллов, имели средний показатель ЕГЭ 264,4 балла. При оценке успеваемости в динамике уже на 4–5 курсах получены данные, что студенты, успевающие на 3,0–3,5 балла, имели средний балл ЕГЭ 220,7. Среди обучающихся на 3,6–4,0 балла увеличилось число студентов, которые при аттестации после окончания школы имели более высокий балл ЕГЭ и средний показатель представлен 261,6. С переходом на старшие курсы обучения студенты, имеющие образовательный результат более 4,1 баллов, также показали высокий уровень успеваемости в школе и балл ЕГЭ – 271,1. Необходимо отметить увеличение числа студентов, успевающих на 4,1 балла и выше, по мере взросления и перехода на старшие курсы с 58,7 % до 71,8 %. Аналогичная оценка взаимосвязи ЕГЭ с уровнем успеваемости проведена среди студентов, зачисленных на обучение по целевому приему. Студенты, зачисленные по данной категории приема и успевающие на 3,0–3,5 баллов, на 1–3 курсах обучения в вузе имели рейтинг ЕГЭ 215,2 балла. На 4–5 курсах при этой успеваемости оказались студенты с ЕГЭ 224,6 балла. Это произошло за счет уменьшения числа обучающихся на 3,0–3,5 балла 4–5 курсах с 29,4 % до 17,6 %. Анализ контингента с успеваемостью 4,1 балла и выше показал, что результаты ЕГЭ 242,4 на младших и старших курсах несущественно отличаются и составляют соответственно 242,4 и 234,1 балла. У студентов целевого приема, так же как у студентов, зачисленных по свободному конкурсу, на старших курсах увеличилось количество успевающих на 4,1 и более баллов с 47,0 % до 70,5 %.

Абитуриенты, зачисленные в вуз по категории внеконкурсного приема, имели средний балл ЕГЭ 195,7, и успеваемость на первых трех курсах оказалась в пределах 3,0–3,5 балла. На старших курсах у студентов повысилась успешность обучения в пределах 3,6–4,5 балла. Студенты, заключившие договоры на оказание платных образовательных услуг и успевающие на 3,0–3,5 балла, на младших и старших курсах имели средний балл ЕГЭ 200,9 балла. Группа обучающихся на 4,1 балла и выше на младших и старших курсах имела средний балл ЕГЭ 215,0 и 209,6 соответственно. Необходимо отметить, что число успевающих на 4,1 балла и выше увеличилось с 19,4 % до 52,7 %.

Проведен анализ соответствия средних значений ЕГЭ и успеваемости студентов в динамике с учетом категорий зачисления в медицинский вуз на педиатрический факультет. Средний балл ЕГЭ зачисленных по конкурсному отбору свободного конкурса на бюджетную форму обучения равнялся 236,4. Студенты, у которых показатели оценки знаний на 1–3 курсах в пределах 3,0–3,5 балла, имели средний рейтинг ЕГЭ 242,3 балла. По мере повышения успеваемости с 4,1 до 5,0 баллов средний показатель ЕГЭ соответствует 240,8 баллам. Таким образом, имея потенциал по результатам ЕГЭ к успешному обучению в медицинском вузе, 36,0 % студентов педиатрического факультета на 1–3 курсах показали результаты экзаменов на 3,0–3,5 балла и только 8,0 % – 4,6–5,0 балла. На 4–5 курсах студенты с результатами ЕГЭ 249,2 балла остаются на уровне «троечников», с баллом ЕГЭ 231,6 успевают по результатам промежуточной аттестации на 4,1–5,0 баллов. Таким образом, на педиатрическом факультете не используется ресурс знаний студентов для успешной реализации получения знаний в вузе. Среди респондентов, зачисленных по целевому приему за счет средств регионального или федерального бюджета, средний показатель ЕГЭ – 203,7 балла. На младших курсах студенты успевают на 3,0–4,0 балла, выше 4,1 балла респонденты не аттестованы на переводных экзаменах промежуточной аттестации. Идентичная ситуация на 4–5 курсах – низкие баллы ЕГЭ (181,3) соответствуют успеваемости 3,0–4,0 балла. У студентов, обучающихся на 4,1–4,5 балла показатель ЕГЭ существенно выше и равен 248,5 балла.

Категория зачисленных вне конкурса имела средний балл ЕГЭ 158,6 и успеваемость на младших и старших курсах не выше 3,5 балла. Среди студентов, обучающимся с заключением договоров на платную форму обучения, установлена связь между средними показателями ЕГЭ и успеваемостью на 1–3 и 4–5 курсах обучения. Указанная группа студентов имела средний балл ЕГЭ 215,1 и обучающиеся в срезе баллов по пятибалльной системе на 3,0–3,5 баллов имели средний балл 195,6. Студенты, успеваемость которых в пределах 3,6–4,0 балла, имели значения ЕГЭ 202,1; 4,1–5,0 балла – 231,1. Также отмечена взаимосвязь оценки знаний по ЕГЭ и успеваемости на 4–5 курсах. С переходом на старшие курсы у респондентов определилась тенденция к повышению успеваемости, что подтверждается фактом увеличения обучающихся на 4,1–5,0 баллов с 6,3 % на 1–3 курсах до 25,0 % на 4–5 курсах.

В аналогичном направлении проведены исследования среди студентов стоматологического факультета. Средний балл ЕГЭ зачисленных по свободному конкурсу на бюджетную форму равнялся 269,4. Среди респондентов этой формы зачисления в вуз не было обучающихся на 3,0–3,5 балла за весь период обучения в медицинском вузе. Повышение успеваемости от 4,1 и выше баллов сочетается с высоким средним баллом ЕГЭ – 258,1 на 1–2 курсах и 262,0 – на 3 и 4 курсах. Анализ материалов зачисленных по целевому приему за счет бюджетных средств выявил средний балл ЕГЭ 231,2. В указанной группе респондентов отмечено повышение результатов аттестации после окончания средней общеобразовательной школы (215–275) с баллами успеваемости на 1–4 курсах. У респондентов внеконкурсного зачисления средний балл ЕГЭ 188,5. На 1–2 курсах эти студенты успевали в получении знаний в интервале 3,0–3,5 балла; на 3 и 4 курсах оценка знаний при промежуточной аттестации выросла и была в пределах 4,1–4,5 балла.

Анализ параметров анкетируемых платной формы обучения стоматологического факультета обозначил средний показатель ЕГЭ 219,2 балла. В группе респондентов платной формы обучения прослеживается взаимосвязь средних баллов ЕГЭ с успеваемостью в вузе.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют по средним показателям ЕГЭ отметить, что данная форма оценки знаний выпускников школ является объективной. Однако считаем необходимой некоторую коррекцию, которая целесообразна по отношению к студентам в образовательном процессе, особенно на младших курсах. В связи с этим нами рассмотрены персональные результаты ЕГЭ студентов, успешность обучения которых на младших курсах в пределах интервала 3,0–3,5 балла. Персональные данные ЕГЭ соотносили со средними показателями ЕГЭ в указанной группе обучающихся. Анализ имеющихся данных показал, что на педиатрическом факультете в когорте анкетируемых при среднем балле ЕГЭ 205,0 14,4 % имели персональные значения ЕГЭ выше средних значений. На лечебном факультете таких студентов было 9,5 % при среднем показателе ЕГЭ 205,5 балла; на стоматологическом факультете 14,4 % студентов имели персональные значения ЕГЭ выше средних показателей у обучающихся на 3,0–3,5 балла. Таким образом, у студентов, успеваемость которых на младших курсах обучения в медицинском вузе варьирует в пределах 3,0–3,5 баллов, имеются невыявленные ресурсы, эти студенты могут быть более успешны в овладении знаниями. Согласно полученным результатам целесообразно определять эту группу студентов деканатами и преподавателями кафедр для повышения успеваемости студентов, что в дальнейшем может обусловить профессиональную судьбу будущего специалиста.

Выводы

Проведенный нами анализ результатов опроса студентов выпускных курсов медицинского вуза показал зависимость между результатами ЕГЭ и дальнейшей успеваемостью студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Полученные данные позволяют говорить об объективности ЕГЭ как используемой системы отбора абитуриентов для получения высшего медицинского образования. Выявлены различия в конкурентоспособности факультетов и категорий абитуриентов при зачислении в вуз, которое проводится по раздельным конкурсам. Персонифицированный и комплексный подход со стороны деканатов и кафедр необходим по отношению к студентам целевого приема и внеконкурсного зачисления, а также к обучающимся на младших курсах в пределах 3,0–3,5 баллов, имеющих высокий персональный рейтинг ЕГЭ, что позволит дифференцировать «группу риска» по успеваемости.

В связи с полученными результатами исследования целесообразен комплексный мониторинг успеваемости студентов с использованием персональных данных о ЕГЭ, что повысит качество образовательного процесса в медицинском вузе, и выпускники высшей медицинской школы, пришедшие в здравоохранение, будут соответствовать по уровню подготовки и квалификации современным тенденциям развития науки и требованию общества.


Библиографическая ссылка

Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 99-104;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38345 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674