Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕШЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ «СУДЕБНАЯ АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Макович Г.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»
В статье рассматриваются возможности использования в учебном процессе вузов МВД России научных разработок профессионально значимой технологии автороведческой экспертизы, показаны возможности ее апробации, алгоритмизации процедуры анализа текстов со спорным авторством. В результате этих действий в образовательном пространстве вуза могут быть созданы, с одной стороны, продукт, пригодный к использованию в практической деятельности органов внутренних дел, с другой – пространство для проведения дополнительных научных исследований, связанных с объектом внедрения. Цель статьи – разработать алгоритм внедрения в учебный процесс в вузах МВД России инноваций на примере междисциплинарного модуля «Судебная автороведческая экспертиза». В проведенном исследовании устанавливается, какой объем теоретических знаний необходимо включить в инновационно ориентированный образовательный межпредметный модуль, какие инструменты формирования компетенции «получение юридически значимой информации с целью использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений» применять, какими должны быть параметры оценивания данной компетенции. Описан алгоритм формирования у обучающихся ключевого в процедуре автороведческой экспертизы умения составлять перечни идентификационных признаков текстов для сравнения с целью верификации автора текста. Выделены уровни сформированности профессиональной компетенции средствами модуля «Судебная автороведческая экспертиза»: минимальный, предпороговый, пороговый, продвинутый, профессионального владения.
инновационность образовательной среды
автороведческая экспертиза
верификация авторства
лингвоперсонологические методы
стилеметрические методы
идентификационные признаки текста
диагностика профессиональных компетенций
1. Бовкун А.С. Формирование подходов к повышению эффективности управления инновационной деятельностью вуза: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2014. 145 с.
2. Губарьков С.В. Управление инновационной деятельностью вузов: формирование понятийно-категориального аппарата // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 54–62.
3. Латуха О.А. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (8). С. 44–51.
4. Рубцова И.И., Ермолова Е.И., Безруков А.И., Огорелков И.В. Комплексная методика производства автороведческих экспертиз: методические рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 2007. 197 с.
5. Абрамкина Е.Е. Речевой жанр протокола допроса: идентификационный аспект: дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2020. 234 с.
6. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. 5-е издание. М.: Флинта: Наука, 2013. 592 с.
7. Мартыненко Г.Я. Стилеметрия: возникновение и становление в контексте междисциплинарного взаимодействия // Структурная и прикладная лингвистика. 2015. № 11. С. 9–28.
8. Бабаева Э.У. Криминалистическое исследование анонимных документов с целью идентификации личности по признакам письменной речи: автореф. дис… канд. юр. наук. Ленинград, 1970. 18 с.
9. Батура Т.В. Формальные методы определения авторства текстов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии. 2012. Т. 10. Вып. 4. С. 81–94.
10. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях: учебное пособие. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 450 с.

Центрами реализации инновационных задач в органах внутренних дел являются вузы системы МВД. Инновационная деятельность вузов способствует эффективной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных использовать новые технологии, продукты научных разработок в профессиональной правоохранительной деятельности. Показателем результативности научной деятельности вузов МВД является внедрение результатов научной деятельности в практику органов внутренних дел и учебный и воспитательный процесс, инструментом измерения чего являются акты приемки и внедрения.

Модели реализации инновационных задач в вузе могут быть различны, включая модели полного инновационного цикла, в рамках которых новое высокотехнологичное знание генерируется, аккумулируется, транслируется, апробируется, принимает вид готового коммерческого продукта, удовлетворяющего потребности заказчика. Модель полного инновационного цикла включает обучение практическому применению разработанного наукоемкого продукта, формирование спроса на новшество. Вузы, реализующие модели полного инновационного цикла, могут быть отнесены к инновационным вузам.

В работах А.С. Бовкун, С.В. Губарькова, О.А. Латуха предложены модели ведения инновационной деятельности в вузах [1–3]. Возможно применение предложенных моделей инновационного цикла, когда упор делается на отдельные элементы инновационного цикла, например не на генерирование высокотехнологичного знания, а на апробацию и доведение до стадии полезного продукта или на формирование спроса на новый продукт.

Единство учебного, учебно-воспитательного, научного и инновационного процессов обеспечивается в том числе и за счет аккумуляции и апробации научных разработок, произведенных сторонними научными организациями. В результате этих процессов формируется компетенция применять методы проведения прикладных научных исследований, которая задается к исполнению требованиями федеральных государственных стандартов по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. N 1614) и по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета) (утвержден Приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1424; ред. от 13.07.2017).

Внедрение инновационных процессов в вузы направлено на развитие личностного потенциала кадров, ориентированных на успешное применение своих возможностей для выполнения задач в сфере правоохранительной деятельности, что в свою очередь является способом обеспечения модернизации всей системы МВД России.

Цель работы – на примере междисциплинарного модуля «Судебная автороведческая экспертиза» разработать алгоритм внедрения инноваций в учебный процесс вузов МВД России. Задачи работы – определить, какой объем теоретических знаний необходимо включить в инновационно ориентированный модуль, какие инструменты формирования компетенции «получение юридически значимой информации с целью использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений» применять, какими должны быть параметры, способы, инструменты оценивания данной компетенции. В формировании профессиональных компетенций наилучшим образом зарекомендовали себя технологии модульного обучения, которые основаны на межпредметном взаимодействии и нацелены на формирование у обучающихся способностей применять полученные знания, умения, навыки для решения конкретных профессиональных задач, организовывать и планировать профессиональную деятельность, в том числе в нестандартной ситуации.

Материалы и методы исследования

В работе применяются общетеоретический метод исследования, метод лингвистического экспертного анализа и метод включенного наблюдения. Результаты исследования могут быть использованы в решении задачи повышения инновационности в вузах МВД России.

В расследовании преступлений важную роль играет автороведческая экспертиза, задачей которой является верификация авторства текстов, определение принадлежности нескольких текстов одному лицу или разным лицам. Необходимость определения признаков авторства существует как в ходе судебного процесса, так и за его пределами.

Методики автороведческой экспертизы разработаны в пространстве междисциплинарных исследований, прежде всего криминалистических, лингвистических. Базовыми методами автороведческой экспертизы выступают лингвоперсонологические методы, связанные с установлением типа языковой личности, диагностикой авторского языкового стиля, языковой компетенции автора. Объект автороведческой экспертизы – письменный текст. Он может быть написан в свободной форме или составлен по шаблону, модели, принятой для той или иной жанровой разновидности в рамках официально-делового стиля речи. Предметом автороведческой экспертизы является выявление речемыслительных признаков автора текста, в числе которых отбор автором лексических и синтаксических средств для отражения своей картины мира, структурные особенности текста, связанные с типом логического мышления, моделями аргументации, способы оценки, соотношение в тексте рациональных и эмоциональных оценок.

Одна из концепций анализа речемыслительного навыка автора текста представлена специалистами Экспертно-криминалистического центра МВД России И.И. Рубцовой, Е.И. Ермоловой, А.И. Безруковой, И.В. Огорелковым. Рекомендуется фиксировать уровень сформированности у автора речемыслительного навыка и устойчивые отклонения от норм речи, языка, мышления, сравнивая при этом верифицируемый текст и текст с установленным авторством, который в рамках предлагаемой методики называется «текст-образец». Также предлагается учитывать идиостиль автора, избирательное использование компонентов нормы, языковые и речевые предпочтения по отношению к конкретным лексическим, синтаксическим средствам. Разработчики рекомендуют вести анализ, учитывая 200 качественных признаков навыков письменной речи автора [4]. Е.Е. Абрамкина в качестве признаков языковой личности, релевантных для установления авторства текста, называет грамотность речи автора, владение правилами фонетики, орфографии и пунктуации, морфологии и словообразования, лексики и синтаксиса, владение тем или иным функциональным стилем, особенности употребления стилей в разных коммуникативных ситуациях. «Показательными с точки зрения информации об авторе могут быть как соблюдение тех или иных норм, так и устойчивые отклонения от них – индивидуальным является навык владения перечисленными нормами [5, с. 102]. К примеру, значимыми признаками текста, проявляющими признаки языковой личности, являются порядок слов в предложении – преимущественно прямой или обратный, преобладание простых или сложных предложений того или иного типа, характер синтаксических осложнений в предложениях, степень распространенности предложений, употребление производных предлогов, составных союзов.

Среди лингвистических методов установления авторства ключевыми являются стилеметрические, подробно описанные в работах А.Н. Баранова [6], Г.Я. Мартыненко [7], Э.У. Бабаевой [8], Т.В. Батура [9]. Так, Э.У. Бабаева предлагает составлять частотные словари текста, авторство которого устанавливается, и других текстов, принадлежащих предполагаемому автору. Особое значение в автороведческой экспертизе, по ее мнению, может иметь длина слов текста. А.Н. Баранов предлагает проводить лингвостатистический анализ неполнозначной лексики и служебных частей речи, поскольку частота их использования, в отличие от употребления полнозначных слов и знаменательных частей речи, не контролируется автором сознательно.

В практике российского автороведения распространены как автоматизированные, так и не автоматизированные методы анализа. Тексты большого объема (более 15 тысяч словоформ) целесообразно анализировать с применением прикладного программного обеспечения. В Институте криминалистики ФСБ России для анализа текстов на русском языке, в том числе с целью установления авторства текста, применяют систему Lingster 3.0. Специалисты в сфере компьютерной лингвистики для анализа текстов при решении самых различных задач широко используют программу построения частотного словаря для заданного текста FRQDictW, а также утилиту подсчета частоты встречаемости различных слов в текстовых файлах WordStar. Применение автоматизированных программ в обучении значительно повышает инновационность образовательной среды и определяет высокую точность выполнения профессионально значимой задачи, а потому и сформированность компетенции «получение юридически значимой информации с целью использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений». Вместе с тем внедрение в учебный процесс научных технологий автороведческой экспертизы текстов небольшого объема, до 15 тысяч словоформ, возможно и без использования программных средств. Оценочные количественные шкалы в этом случае будут выстраиваться следующим образом: 1) наличие или отсутствие признака, 2) частота проявления признака, под которой следует понимать количество единиц, проявляющих замеряемый признак, по отношению к общему количеству однородных явлений; шкала имеет вид «однократно» – «редко» – «часто»; 3) регулярность проявления признака, под которой понимается равномерность употребления единиц с оцениваемым признаком в пространстве анализируемого текста; шкала имеет вид «регулярно» – «нерегулярно». Характеризуя параметры шкалы «регулярность», Е.Е. Абрамкина предлагает оценку «нерегулярно» ставить, если исследуемый признак проявляется в одном-двух независимых отрезках текста, а оценку «регулярно» в ситуации, когда признак обнаружен в трех и более независимых отрезках текста [5, с. 123].

Результаты исследования и их обсуждение

Знаниевой основой в обучении производству автороведческой экспертизы является понятие идентификационного признака, под которым в криминалистике понимают черту, характеризующую речь автора текста на том или ином уровне. А.А. Эксархопуло в качестве параметров идентификационного признака называет оригинальность признака, многократность воспроизведения, устойчивость, частотность, независимость от изменений контекста [10, с. 29–32].

В основе умения действовать лежит формирование пакета текстов к анализу, куда входит верифицируемый текст и текст-образец, принадлежащий лицу, авторство которого устанавливается для верифицируемого текста. Объем текста-образца должен превышать объем спорного текста в 10–15 раз и более [4]. Ключевым умением в процедуре автороведческой экспертизы является составление перечня идентификационных признаков анализируемых текстов. Согласно методике Экспертно-криминалистического центра МВД России, идентификационных признаков при исследовании текстов должно быть не менее 20. По этим признакам спорный текст и текст-образец сравниваются и оцениваются. Выделяются признаки совпадающие и различающиеся. Особым умением является составление экспертного заключения.

Важнейшей составляющей компетенции «на основе метода автороведческой экспертизы получать юридически значимую информацию для использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений» является готовность личности действовать объективно и беспристрастно, сознавая общественную и профессиональную значимость экспертного заключения.

Большое значение для внедрения инновационных процессов имеют инструментарии оценки формируемых компетенций, поскольку они проявляют и эффективность действия всей инновационной системы вуза. Высокий уровень сформированности компетенции – это результат деятельности инновационной образовательной системы.

Поскольку компетенция – совокупность личностно-профессиональных качеств обучающегося, то при моделировании системы диагностики компетенции надо предусмотреть критерии для оценивания как производимых операций, так и поведения. Операции производны от знаний и умений, поведение определяется мотивами, ценностями личности, его опытом.

Методы диагностики уровня сформированности компетенций на сегодняшний день находятся на стадии разработки, при этом предлагаемые варианты решения проблемы многочисленны и разнообразны.

Наиболее часто для оценки компетенций избираются пятибалльные шкалы, которые получают самые различные обозначения. К примеру, можно оценивать уровень сформированности компетенции в терминах «минимальный», «предпороговый», «пороговый», «продвинутый», «профессионального владения». Параметры минимального уровня сформированности компетенции «получать юридически значимую информацию из процедуры автороведческой экспертизы для использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений» таковы: использует в деятельности минимальный объем знаний и умений, способен решать несложные задачи с использованием помощи при их решении; имеет низкую мотивацию к выполнению деятельности, не осознает ее социальной значимости и своей ответственности. Параметры предпорогового уровня следующие: объем знаний и умений минимален, но есть стремление их расширить, может решать несложные стандартные задачи без посторонней помощи, понимает социальную значимость деятельности. Пороговый уровень характеризуется следующими признаками: обладает достаточным объемом знаний, может эффективно применять знания и умения в большинстве стандартных ситуаций, имеет высокую мотивацию к качественному действию, понимает социальную значимость деятельности. Продвинутый уровень обнаруживают обучающиеся, которые могут решать трудные, нестандартные задачи, в типовых ситуациях они выполняют действия быстро, качественно, демонстрируя сформированный навык, мотивированы на выполнение задачи наилучшим образом, осознают социальную значимость деятельности и собственную ответственность за результат. Уровень профессионального владения фиксируется у тех обучающихся, которые быстро и качественно решают нестандартные задачи, видят варианты решения задачи, избирают наилучший вариант, анализируя ситуацию системно, во взаимосвязи с другими, имеют опыт в деятельности данного направления (производстве автороведческой экспертизы), могут решать практически любые задачи, мотивированы на самосовершенствование и лидерство в данном виде деятельности, сознают социальную значимость своих действий и собственную ответственность за результат.

Таким образом, обобщенный алгоритм внедрения в учебный процесс в вузах МВД России инноваций на примере междисциплинарного модуля «Судебная автороведческая экспертиза» включает следующий порядок действий: 1) формирование для использования в учебном процессе пакетов текстов к анализу, в состав которых входят верифицируемый текст и текст-образец, 2) составление перечня идентификационных признаков анализируемых текстов, 3) сравнение и оценка спорных текстов и текстов-образцов с выделением совпадающих и различающихся признаков, 4) составление экспертного заключения, 5) диагностика уровня сформированности компетенций обучающихся «на основе метода автороведческой экспертизы получать юридически значимую информацию для использования ее в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений», 6) прикладное описание оптимизации процедур судебной автороведческой экспертизы и транслирование нового знания в профессиональном сообществе. Субъект-исполнитель алгоритма стимулирует и развивает компетенцию, задавая цикличность процесса: всякая инновация влечет за собой новую инновацию. Аккумулирование высокотехнологического знания определяет необходимость внедрения высокотехнологичных инструментов взаимодействия с ним.

Заключение

Использование в учебном процессе научных разработок, новых профессионально значимых технологий позволяет их апробировать, усовершенствовать, сформировать продукт, пригодный к использованию в практической деятельности органов внутренних дел, а также создать площадку для проведения дополнительных научных исследований, связанных с объектом внедрения. Эти процессы позволяют вузу быть частью профессионального сообщества, лидировать в нем, сохранять профессиональную идентичность.

Внедрение образовательных инноваций должно быть технологично: с четким обозначением цели, тщательной методической проработкой процессов внедрения, с определением объема теоретических научных знаний, необходимых к включению в образовательный модуль, с проработанностью инструментов диагностики формируемых компетенций, с расчетами практической значимости внедрения и параметрами эффективности. Формирование компетенции развивает операциональные умения обучающихся и задает им профессиональные положительные стандарты поведения: объективность, беспристрастность, осознание общественной значимости профессиональных действий, понимание ценности технологичности в профессии и эффективности использования наукоемкого продукта.

Образовательные инновации направлены на оптимизацию деятельности вузов МВД России. В частности, рассмотренное в работе внедрение в учебный процесс междисциплинарного модуля «Судебная автороведческая экспертиза» позволяет организовать научную деятельность преподавателя, сделать ее не второстепенным занятием преподавателя, а включенным в его основную обучающую деятельность, генерировать междисциплинарные исследования и профессиональные контакты.


Библиографическая ссылка

Макович Г.В. РЕШЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ «СУДЕБНАЯ АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 204-208;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38280 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674