В настоящее время высшее образование призвано не только готовить конкурентоспособного, компетентного специалиста, но и формировать навыки и умения для его дальнейшего саморазвития и профессионального роста. Вуз должен подготовить студента к работе в условиях постоянно меняющегося и усложняющегося производства и поощрять его стремление к продолжению получения знаний.
В настоящее время идет активная работа над новыми образовательными программами инженерной подготовки в связи с внедрением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения (ФГОС ВО 3++) [1]. Образовательные стандарты нового поколения ориентированы на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся.
Одним из показателей творческого подхода современного студента к обучению является самостоятельная работа (СРС) [2], в связи с этим формы такой работы постоянно совершенствуются. Данное исследование является продолжением ранее проведенных работ по актуальной тематике [2; 3]. Целью настоящей работы является отыскание и выбор оптимальных в настоящих условиях форм и вариантов заданий для самостоятельной работы студентов, которые сформируют умение анализировать и делать выводы.
Материалы и методы исследования
Дисциплины «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Физико-химические методы анализа», «Общая химическая технология», «Химические реакторы» и «Химия нефти и газа» читаются в соответствии с учебным планом для студентов направления «Химическая технология» и «Энерго- и ресурсосберегающие процессы химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». Все перечисленные дисциплины должны формировать баланс теоретических и практических знаний. Их основной задачей является выработка у студентов требуемых практически применимых умений и навыков. Вместе с тем освоение дисциплин развивает логическое и аналитическое мышление, формирует личность, способную творчески решать нестандартные задачи.
Одной из активных форм обучения, способствующей решению поставленных задач, является СРС. Самостоятельная работа формирует базу общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, позволяет эффективно закрепить теоретический материал [3; 4].
Результаты исследования и их обсуждение
Самостоятельная работа студента в вузе – это совокупность аудиторных и внеаудиторных работ и занятий, которые обеспечивают успешное освоение образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В работе уральских ученых сказано, что для эффективного выполнения самостоятельных работ разных уровней студенту необходимо владеть устойчивым комплексом способов деятельности для решения различных типов учебных задач. В первую очередь речь идет об умении конспектировать, подбирать примеры, сравнивать, устанавливать межпредметные связи, использовать дополнительную литературу, перефразировать, составлять понятийное дерево и др. [5].
Особое внимание следует уделить метакогнитивным способам деятельности, способствующим формированию общекультурных и профессиональных компетенций и обеспечивающим развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. К ним относятся:
– планирование (составление плана, выстраивание логики содержания, постановка цели, реализация цели и т.д.);
– наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и т.п.);
– регуляция (самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения задания и др.) [5].
В рабочих программах учебных дисциплин часы, отведенные на самостоятельную работу студентов, составляют порядка 30 % от всех выделенных часов. Это еще раз подчеркивает важную роль СРС в высшей школе [6].
Поиск оптимального подхода к организации, планированию и стимулированию самостоятельной работы студентов является очень важной составляющей всего процесса обучения. Многие авторы посвятили этому вопросу свои работы [7–9]. Кроме того, контроль и учет самостоятельной работы студента приводит к успешному освоению таких фундаментальных и прикладных дисциплин, как «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Физико-химические методы анализа», «Общая химическая технология», «Химические реакторы», «Химия нефти и газа». В соответствии с учебными планами и программами курсов упомянутых дисциплин самостоятельная работа находит свое отражение в графиках выполнения СРС и ее рейтинговой оценке. Содержание СРС и структура оценивания элементов этой работы представлены как в привычной форме (бумажный носитель), так и в электронной – «Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам» (ЭУМКД). Студенты с первых дней изучения курсов дисциплин знакомятся с объемом самостоятельной работы, которую им необходимо выполнить в течение семестра, и с тем, какие баллы они смогут получить за каждое задание.
Методическое обеспечение курсов «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Физико-химические методы анализа», «Общая химическая технология», «Химические реакторы», «Химия нефти и газа» является очень важной составляющей успешного освоения этих дисциплин. Одних классических учебников, как источников информации, недостаточно, особенно при выполнении самостоятельной работы. В Волжском политехническом институте (филиале) ВолгГТУ на кафедре «Химия, технология и оборудование химических производств» работа по созданию и совершенствованию методического обеспечения дисциплин проводится постоянно, и ей уделяется большое внимание. Каждая из дисциплин обеспечена методическими указаниями по изучению курса, а также учебными пособиями в печатном или электронном виде [10; 11].
В настоящее время значительная роль отводится цифровизации образовательного процесса. По нашему мнению, такая модернизация образовательного процесса оказалась особенно эффективной при организации СРС. В Волжском политехническом институте на сайте размещены «Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам», которые доступны всем студентам вуза. В ЭУМКД по дисциплинам «Химия» (рис. 1), «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия» (рис. 2), «Физико-химические методы анализа», «Общая химическая технология», «Химические реакторы», «Химия нефти и газа» представлен весь материал, который необходим студенту для успешного освоения дисциплины. Наполнение комплексов по дисциплинам определяется преподавателем индивидуально, с учетом особенностей направления обучения. Одна и та же дисциплина входит в учебные планы различных направлений подготовки. Наполняемость страниц ЭУМКД учитывает не только разницу в количестве часов на изучение дисциплины, но и особенности будущей профессиональной деятельности. Задания для СРС по возможности профессионально ориентированы. Для каждого направления по одной и той же дисциплине создана своя страница ЭУМКД. Интерфейс страниц ЭУМКД представлен на рис. 1–3.
Рис. 1. Вид страницы ЭУМКД по химии для направления 18.03.01 «Химическая технология»
Рис. 2. Вид страницы ЭУМКД по физической химии, направление 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»
Рис. 3. Варианты заданий для отчета лабораторной работы по физической химии, направление 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»
Наличие разнообразных видов учебно-методической литературы (конспект лекций, пособия, методические рекомендации, тематика практических занятий, примеры решения задач, тесты и др.) способствует развитию навыка поиска необходимых сведений у студента. Умение работать с большими массивами информации как никогда актуально в настоящее время.
В нашем вузе впервые ЭУМКД были введены примерно 10 лет назад, за это время мы накопили значительный положительный опыт работы в этой системе. Этот период позволил определиться с оптимальным содержанием ЭУМКД и разработать эффективные формы СРС.
Поскольку студенты имеют возможность удаленного доступа к сайту, то могут осуществлять подготовку во внеаудиторное время. Это важно для студентов и очной, и очно-заочной, но особенно заочной форм обучения. Многие студенты заочной формы обучения не всегда имеют доступ к традиционным источникам информации (библиотека) в силу особенности профессиональной деятельности. Для них наличие ЭУМКД значительно упрощает доступ к учебной информации и в целом процесс обучения. Также немаловажной является возможность обратной связи с преподавателем.
В текущих учебных планах, в отличие от предыдущих, не предусмотрены очные консультации для студентов заочной формы обучения. Поэтому ЭУМКД стали одним из основных средств взаимодействия со студентами. Все текущие объявления и изменения преподаватель размещает на странице соответствующей дисциплины.
Самостоятельная работа студента дает положительный результат, только если учет и контроль знаний проводится регулярно. С этой целью на протяжении всего семестра во время практических занятий проводятся экспресс-опросы на знание формул, определений, терминов. После окончания изучения темы – устный опрос или тестирование. На каждом занятии, лабораторном или практическом, обязательно присутствует одна из форм контроля. Последовательность и системность, на наш взгляд, является обязательным условием освоения учебной дисциплины. Данный подход позволяет студенту лучше освоить материал, разобраться в принципах и алгоритмах решения заданий и расчета лабораторных работ.
Навык работы с материалами, размещенными в ЭУМКД, начиная с базовых дисциплин (химия, общая и неорганическая химия и др.), при переходе к профильным дисциплинам позволяет студентам более организованно и системно осуществлять СРС.
ЭУМКД регулярно обновляются и пополняются. В последнее время для текущей проверки знаний студентов по вышеперечисленным дисциплинам были добавлены тесты (рис. 4), которые студент выполняет удаленно. ЭУМКД позволяют разместить банк вопросов с ответами, при этом последовательность вопросов, на которые отвечают студенты, автоматически меняется, как и последовательность правильных ответов.
Рис. 4. Варианты теста по физической химии для направления 18.03.01 «Химическая технология»
Каждый студент при тестировании вводит индивидуальный логин и пароль, который при проверке позволяет преподавателю идентифицировать его. Отвечать на вопросы теста можно в любой последовательности. У студента несколько попыток для того, чтобы улучшить свой результат.
Преподаватель имеет доступ ко всей статистике тестирования и может отслеживать, как занимается группа в течение семестра. Тестирование можно проводить и одновременно для всей группы, регламентируя время на выполнение заданий. Студенты заочной формы обучения тестируются в удобное для них время.
Заключение
Таким образом, выбранные нами оптимальные формы СРС способствуют формированию требуемых компетенций, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение задач, возникающих в практической деятельности будущего специалиста.
В марте 2020 г. вузы перешли на дистанционную форму обучения (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398). Согласно рекомендации Министерства науки и высшего образования, еще в марте крупнейшие вузы РФ начали принимать меры защиты студентов и преподавателей от коронавируса. Некоторые учебные заведения, например, ввели двухнедельный карантин в общежитиях, а затем инициировали переход на дистанционное обучение [12–14].
Сформированный ранее подход к организации самостоятельной работы студентов по рассматриваемым дисциплинам позволил нам произвести смену формата обучения достаточно эффективно и безболезненно. Не только текущие занятия, но и экзаменационная сессия для всех форм обучения прошли успешно. Выбранные формы СРС хорошо себя зарекомендовали и будут использованы нами в дальнейшей работе.
Библиографическая ссылка
Курунина Г.М., Иванкина О.М., Перевалова Е.А. ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 187-192;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38277 (дата обращения: 03.12.2024).