Принятые в марте 2020 г. ограничения, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), предопределили вынужденную меру – экстренный перевод обучающихся очной формы на дистанционный формат обучения [1; 2].
Исследования показали, что пандемия выявила чрезмерные жёсткость и негибкость образовательного процесса, которые стали существенной преградой в обеспечении релевантности образования сложному и меняющемуся миру. Существующих инфраструктурных возможностей, цифровых ресурсов и инструментов, методических решений оказалось недостаточно, чтобы переход на цифровые технологии и дистанционный формат сделать эффективным и удобным для обучающихся и педагогов [3; 4].
Вместе с тем следует отметить, что участники образовательного процесса не были готовы к экстренным переменам, причём не столько к цифровой трансформации как таковой, а к резким изменениям в привычных повседневных процессах, к которым никто не готовился заранее. Карантинные меры коснулись не столько процесса обучения и работы участников образовательных отношений, сколько всего их образа жизни. Распространение вируса поставило под угрозу как их физическое, так и психологическое здоровье [3; 5].
Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались выпускники образовательных организаций очной формы обучения и их научные руководители, так как цена ошибки в данном случае возросла многократно. В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России вопрос перехода выпускников очной формы обучения на дистанционный формат подготовки к сдаче и сдачу государственного экзамена (ГЭ) и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты (далее вместе – государственные аттестационные испытания (ГАИ)), решался в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) с применением платформы для проведения вебинаров Etutorium, а также с использованием платформы для видеоконференцсвязи Trueconf.
В рамках нашего исследования был организован и проведён констатирующий эксперимент с целью оценки готовности выпускников очной формы обучения к переходу на дистанционный формат подготовки и проведения ГАИ. Оценка готовности предопределила оценивание не только технической составляющей, но и психолого-педагогических аспектов деятельности участников образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
Структура констатирующего эксперимента включала следующие взаимосвязанные этапы: разработку анкет и их согласование на основе экспертного опроса, электронное конструирование вопросов, удалённое электронное анкетирование, сбор информации, обработку баз данных методами математической статистики и формулировку научных и практических выводов на основе анализа полученных результатов. Основным методом сбора данных констатирующего эксперимента стало индивидуальное формализованное анкетирование.
В процессе сбора первичных данных было получено 516 анкет на основе разработанного нами опросника и размещённого в ЭИОС университета. В анкеты были включены как закрытые, так и полузакрытые вопросы, что значительно упростило её заполнение респондентами.
Полученные данные позволили составить характеристики исследуемого объекта (генеральной совокупности). Объём генеральной совокупности составили 516 обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 58 педагогов и 23 офицера из числа административных сотрудников.
Величина статистической погрешности не превышает 0,015 (в нашем случае удобнее говорить о доверительном интервале +1,5 %) при доверительной вероятности 95 %. Соответственно, не менее 95 % ответов респондентов расположены в диапазоне значений усредненного реального показателя в пределах заявленной погрешности.
Результаты исследования и их обсуждение
В табл. 1 приведены результаты оценки опыта работы 516 выпускников с образовательными платформами электронного обучения Российской Федерации (РФ) с момента поступления в образовательную организацию высшего образования до начала периода обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Таблица 1
Опыт работы выпускников с образовательными платформами электронного обучения в период с момента поступления в образовательную организацию до начала периода обучения с применением ДОТ
№ п/п |
Уровень психологической готовности |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Имелся опыт работы только с образовательными платформами РФ |
74 |
14,3 |
2 |
Имелся опыт работы как с образовательными платформами РФ, так и с зарубежными образовательными платформами |
38 |
7,4 |
3 |
Имею опыт работы только в ЭИОС образовательной организации |
404 |
78,3 |
Всего |
516 |
100 |
Опрос показал, что основная масса обучающихся по очной форме обучения (404 респондента (78,3 %)) имела опыт работы только в ЭИОС образовательной организации высшего образования – в ЭИОС Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Данные, приведённые в таблице, констатируют, что только 74 выпускника (14,3 %) имели опыт работы с образовательными платформами электронного обучения РФ и лишь 38 (7,4 %) – имели опыт работы как с образовательными платформами электронного обучения РФ, так и с зарубежными образовательными платформами.
С целью дальнейшего выявления взаимозависимостей нами были проанализированы итоги государственных аттестационных испытаний (ГАИ): результаты сдачи государственного экзамена (ГЭ) и результаты защиты ВКР. В табл. 2 и 3 приведены результаты сдачи ГЭ и защиты ВКР обучающихся, которые не обладали опытом работы с образовательными платформами.
Таблица 2
Результат сдачи ГЭ обучающихся без опыта работы с образовательными платформами
№ п/п |
Полученная оценка |
Количество обучающихся |
Доля обучающихся, % |
1 |
Удовлетворительно |
202 |
50 |
2 |
Хорошо |
119 |
29,5 |
3 |
Отлично |
83 |
20,5 |
Всего |
404 |
100 |
Таблица 3
Результат защиты ВКР обучающихся без опыта работы с образовательными платформами
№ п/п |
Полученная оценка |
Количество обучающихся |
Доля обучающихся, % |
1 |
Удовлетворительно |
187 |
46,3 |
2 |
Хорошо |
138 |
34,2 |
3 |
Отлично |
80 |
19,8 |
Всего |
404 |
100 |
Анализ полученных данных показал, что среди результатов обучающихся, не обладающих опытом работы с образовательными платформами, оценка «удовлетворительно» выставлена почти в половине случаев: 50 % и 46,3 % обучающихся получили оценку «удовлетворительно» по результатам сдачи ГЭ и защиты ВКР соответственно. Такой результат мог стать следствием отвлечения обучающихся от подготовки к ГЭ и к защите ВКР на изучение технической составляющей образовательной платформы, результатом дискомфорта при нахождении в нестандартной обстановке или итогом волнения за качество управления процессом приёма и передачи информации, за наличие и устойчивость связи интернет-соединения и т.д.
В табл. 4 и 5 приведены оценки результатов сдачи ГЭ и защиты ВКР обучающихся, обладающих опытом работы с образовательными платформами как РФ, так и их зарубежными аналогами.
Таблица 4
Результат сдачи ГЭ обучающихся, обладающих опытом работы с образовательными платформами
№ п/п |
Полученная оценка |
Количество обучающихся |
Доля обучающихся, % |
1 |
Удовлетворительно |
33 |
29,5 |
2 |
Хорошо |
49 |
43,7 |
3 |
Отлично |
30 |
26,8 |
4 |
Всего |
112 |
100 |
Таблица 5
Результат защиты ВКР обучающихся, обладающих опытом работы с образовательными платформами
№ п/п |
Полученная оценка |
Количество обучающихся |
Доля обучающихся, % |
1 |
Удовлетворительно |
22 |
19,6 |
2 |
Хорошо |
58 |
51,8 |
3 |
Отлично |
32 |
28,6 |
4 |
Всего |
112 |
100 |
Рис. 1. Результат сдачи ГЭ
Рис. 2. Результат защиты ВКР
Анализ приведённых в таблицах данных показал, что среди результатов 112 обучающихся, обладающих опытом работы с образовательными платформами, преобладает оценка «хорошо».
На рис. 1 и 2 приведены данные сравнительного анализа результатов сдачи ГЭ и защиты ВКР обучающихся выпускных курсов.
Сравнительный анализ показал, что результаты сдачи ГЭ и защиты ВКР обучающихся, обладающих опытом работы с образовательными платформами, превышают результаты обучающихся, у которых данный опыт отсутствует. Средний балл результатов обучающихся из анализируемых групп представлен на рис. 3.
Рис. 3. Средний балл обучающихся по итогам ГАИ
Таким образом, исходя из анализа первично полученных данных, можно сформулировать следующие выводы:
– опыт работы с электронными образовательными платформами коррелирует с итогами ГАИ (результатами сдачи ГЭ и результатами защит ВКР);
– большинство выпускников столкнулись с проблемами при экстренном переходе на дистанционный формат обучения в завершающем семестре.
Поэтому нами были проанализированы наиболее значимые факторы, которые повлияли на качество подготовки и прохождения выпускниками ГИА. С этой целью анкеты включили вопросы по отдельным аспектам процесса подготовки и прохождения ГИА:
– экспертная оценка уровня готовности научного руководителя к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС;
– экспертная сравнительная оценка ДОТ организации и проведения ГИА;
– оценка обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционной защите ВКР на основе ЭИОС;
– оценка обучающихся уровня своей готовности к использованию нового программного обеспечения в период ГИА;
– оценка влияния отсутствия «живого» общения с научным руководителем на трудозатраты при разработке ВКР и подготовке к защите.
Степень участия выпускников, педагогов и офицеров из числа административных работников в констатирующем эксперименте приведена в табл. 6.
Таблица 6
Сводные данные об участниках дистанционного электронного опроса
№ п/п |
Название |
Число респондентов, участвующих в опросе (всего респондентов) |
Доля респондентов, % |
1 |
Экспертная оценка уровня готовности научного руководителя к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС |
482 (889) |
54,2 |
2 |
Экспертная сравнительная оценка ДОТ организации и проведения ГИА |
574 (889) |
64,6 |
3 |
Оценка обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционной защите ВКР на основе ЭИОС |
507 (889) |
57 |
4 |
Оценка обучающихся уровня своей готовности к использованию нового программного обеспечения в период ГАИ (сдача ГЭ и защита ВКР) |
504 (889) |
56,7 |
5 |
Оценка влияния отсутствия «живого» общения с научным руководителем на трудозатраты при разработке ВКР и подготовке к защите |
490 (889) |
55,1 |
В экспертной оценке уровня готовности научных руководителей к переходу на форму дистанционного руководства выпускниками очной формы обучения, а также к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС выступили руководители кафедр (12), методисты факультетов (8) и учебно-методического центра (5), а также 457 обучающихся.
В табл. 7 приведены результаты экспертной оценки уровня готовности научных руководителей к переходу на форму дистанционной образовательной деятельности с выпускниками очной формы обучения и к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС.
Таблица 7
Результаты экспертной оценки уровня готовности научных руководителей к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС
№ п/п |
Уровень готовности |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Полная готовность, переход не повлиял на частоту и качество консультаций |
222 |
46,1 |
2 |
Консультации возобновились после прохождения научным руководителем обучающего семинара |
146 |
30,3 |
3 |
Научному руководителю потребовалось дополнительное время для перехода на дистанционные консультации |
81 |
16,8 |
4 |
Крайне низкая готовность, потребовалось обратиться к руководству с просьбой о замене научного руководителя |
33 |
6,8 |
Всего |
482 |
100 |
Приведённые в таблице сводные данные позволяют отметить, что почти половина научных руководителей на момент 1 апреля 2020 г. являлась достаточно адаптивной к резким изменениям в формате и содержании своей деятельности.
Тем не менее проведённый нами анализ готовности научных руководителей к использованию нового программного обеспечения в рамках ЭИОС в период руководства ВКР на основе экспертной оценки выявил значительный потенциал в повышении эффективности руководства выпускниками в период подготовки и прохождения ГИА, так как более половины научных руководителей (260 педагогов (53,9 % от числа всех респондентов) имели трудности при переходе на дистанционный формат взаимодействия с обучающимися, а именно:
– для проведения консультаций на необходимом качественном уровне 146 научным руководителям (30,3 % от числа всех респондентов) потребовался обучающий семинар;
– 81 научному руководителю (16,8 % от числа всех респондентов) потребовалось дополнительное время для перехода на дистанционные занятия и консультации;
– 33 педагога (6,8 % от числа всех респондентов) имели крайне низкую готовность, что предопределило замену научного руководителя.
В табл. 8 приведены результаты анализа предпочтений обучающихся при возможности выбора технологии ГИА.
Таблица 8
Предпочтения обучающихся при возможности выбора технологии ГИА
№ п/п |
Технология организации и проведения ГИА |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Очная |
303 |
52,8 |
2 |
Дистанционная |
271 |
47,2 |
Всего |
574 |
100 |
Данные, приведённые в табл. 8, доказывают, что готовность к дистанционному формату подготовки и защиты ВКР осознавали менее половины выпускников. Большая часть выпускников при возможности выбора предпочла бы классический очный формат проведения ГИА.
В табл. 9 приведены результаты ответов обучающихся на вопрос об их самооценке уровня психологической готовности к защите ВКР в дистанционном формате.
Таблица 9
Самооценка выпускников уровня психологической готовности к защите ВКР в дистанционном формате
№ п/п |
Уровень готовности |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Полная готовность |
263 |
51,9 |
2 |
Недостаточная готовность |
196 |
38,7 |
3 |
Крайне низкая готовность |
48 |
9,4 |
Всего |
507 |
100 |
Полученные результаты коррелируют с приведёнными данными в табл. 8 (выбор технологии проведения ГИА) и предопределяют выводы о том, что более половины респондентов считали себя психологически не готовыми к дистанционному формату подготовки и защиты ВКР и выбрали бы классическую очную форму защиты ВКР.
В табл. 10 приведены результаты оценки обучающихся своей готовности к использованию нового программного обеспечения в период сдачи ГЭ и защиты ВКР.
Таблица 10
Оценка выпускников уровня своей готовности к использованию нового программного обеспечения в период сдачи ГЭ и защиты ВКР
№ п/п |
Уровень готовности |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Полная готовность, изучение инструкции стало достаточным |
151 |
30 |
2 |
Достаточная готовность, после прохождения обучающего семинара |
287 |
56,9 |
3 |
Недостаточная готовность, требуются дополнительные занятия |
56 |
11,1 |
4 |
Крайне низкая готовность, требуется обращение к специалистам |
10 |
2 |
Всего |
504 |
100 |
Анализ приведённых в табл. 10 данных показал, что самостоятельно подготовиться (на основе изучения разработанной инструкции по использованию нового программного обеспечения) к сдаче ГЭ и защите ВКР оказался способен лишь 151 выпускник (30 % от общего числа респондентов). После изучения инструкции по использованию программного обеспечения на своих личных компьютерах обучающий семинар потребовался 287 выпускникам (86,9 % от общего числа респондентов). Инструкции и семинара было недостаточно 56 выпускникам (11,1 % от общего числа респондентов) – им потребовались дополнительные занятия и консультации. Обращение к специалистам за помощью потребовалось 10 выпускникам (2 % от общего числа респондентов), т.е. инструкций, семинара, дополнительных занятий и консультаций им было недостаточно.
В табл. 11 приведены результаты анализа ответов обучающихся на вопрос о влиянии отсутствия «живого» общения с научным руководителем на трудозатраты при разработке ВКР.
Таблица 11
Оценка влияния отсутствия «живого» общения с научным руководителем на трудозатраты при разработке ВКР
№ п/п |
Влияние отсутствия «живого» общения на трудозатраты при разработке ВКР |
Число респондентов |
Доля респондентов, % |
1 |
Никак не повлияло |
219 |
44,7 |
2 |
Положительно |
32 |
6,5 |
3 |
Отрицательно |
156 |
31,9 |
4 |
Крайне отрицательно |
83 |
16,9 |
Всего |
490 |
100 |
Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет сделать вывод в том, что, по мнению 239 выпускников (48,8 % от общего числа респондентов), отсутствие «живого» общения с научным руководителем отрицательно повлияло на трудозатраты при написании ВКР и ее качество. При этом положительную динамику отметили 32 выпускника (6,5 % от общего числа респондентов).
Выводы
Переосмысление приведённых результатов констатирующего эксперимента позволило утверждать, что отсутствие научного обоснования и опыта применения онлайн-технологий при массовом переходе очного обучения на дистанционный формат предопределило объективные трудности управления образовательным процессом в период пандемии. При этом проблемы в адаптации к дистанционному формату образовательного процесса психологического характера детерминируют разработку системы мер организационно-методической и психологической поддержки всех субъектов образования [6; 7].
В целом мы можем констатировать, что наиболее значимыми задачами при экстренном переводе выпускников очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения ГИА являлись:
– разработка локальной нормативной базы дистанционной подготовки и проведения ГИА с применением ЭИОС;
– усиление материально-технической базы как в образовательной организации, так и на удалённых рабочих местах выпускников и научных руководителей;
– разработка модели дистанционной подготовки и проведения ГИА с применением ЭИОС;
– обеспечение методической поддержки выпускников и научных руководителей при дистанционной подготовке и защите ВКР;
– уточнение порядка учёта консультаций и других элементов подготовки и защиты ВКР;
– уточнение порядка учёта рабочего времени и оплаты труда научных руководителей при дистанционной подготовке и защите ВКР;
– формирование готовности научного руководителя к переходу на дистанционную подготовку и защиту ВКР;
– формирование готовности выпускников к переходу на дистанционную подготовку и защиту ВКР.
В результате переосмысления сформулированных результатов констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о необходимости разработки комплексной педагогической программы формирования готовности субъектов образования к экстренному переходу организации образовательного процесса в дистанционном формате на основе ЭИОС образовательной организации.
Библиографическая ссылка
Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСТРЕННОГО ПЕРЕХОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 140-147;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38269 (дата обращения: 23.11.2024).