Становление и развитие информационного общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция определила постановку вопроса об изменении парадигмы образования [1].
Актуальность темы связана с тем, что вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Вместе с тем концепция непрерывного образования, принятая большинством стран мирового сообщества, реализуется через образовательную систему, которая включает в себя как фундаментальную систему образования, так и систему дополнительного профессионального образования [2, 3].
Цель исследования: разработка программы курса дополнительного образования по проектированию костюма в «русском стиле».
Материалы и методы исследования
Представленный курс дополнительного профессионального образования относится к худoжеcтвеннo-эcтетичеcкoму циклу и предназначен для освоения обучающимися, специализирующимися на дизайне костюма. Рассчитан курс на углубление знаний о «русском стиле», его формировании и развитии, о возможностях выбора для исследования различных творческих источников, а также на получение практических умений и навыков, необходимых для создания современного образа в «русском стиле». Курс направлен не только на исследование народного костюма, но и на изучение широкого многообразия проявлений «русского стиля» в разных направлениях и областях применения, таких как архитектура, живопись, дизайн интерьера и промышленный дизайн, скульптура и музыка. Используя данную программу, профессиональное дополнительное образование может быть ориентировано на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессию, и будет способствовать дальнейшему развитию их деловых и творческих способностей.
Курс разделен на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части последовательно, но обобщенно рассматривается история развития, становления и постепенная эволюция «русского стиля» в архитектуре, станковом и декоративно-прикладном искусстве, а также в одежде. Данная часть курса предполагает широкий охват всевозможных воплощений «русского стиля» для того, чтобы ознакомить студентов с темой и источниками, позволить осознанно выбрать более точное и предметно обоснованное направление для самостоятельного поиска, направленного на создание творческих образов.
Практическая часть курса посвящена применению средств и методов арт-дизайна, а также призвана дать инструменты для использования результатов творческого исследования в создании современного образа в «русском стиле». Программа рассчитана на слушателей c художественным образованием и специалистов в области дизайна, в том числе педагогов.
Новизна курса. «Русский стиль» – это направление, которое сравнительно недавно вновь заинтересовало ученых в области истории искусств. Наметилась новая тенденция обращения к «русскому стилю» не только как к источнику изучения и сохранения, но и как к источнику для творческого переосмысления образов и последующего использования их как референсов для создания новых произведений, что вызвало бы повышение интереса к предмету исследования. Курс, опираясь на теоретические исследования в этой области, предлагает обучающимся как теоретические знания об истоках и элементах «русского стиля», так и практические навыки, необходимые для воплощения современных проектов средствами и методами арт-дизайна. Курс способствует углублению знаний в области истории искусств, полученных на предыдущих ступенях образования.
Актуальность данного курса связана с тем, что в дистанционной форме обучающиеся получают возможность caмoрaзвивaтьcя, обретают новые умения в области арт-дизайна. В условиях ограниченности свободного времени и отсутствия возможности посещать образовательные центры, обучающиеся совершенствуют умение самостоятельно планировать и организовывать проектно-исследовательскую работу. Профессиональная подготовка дизайнера – это относительно молодая область профессионального образования, а потому доступность качественных образовательных материалов для как можно более широкой аудитории профессионалов в этой области крайне актуальна.
Обращение к художественным традициям, на базе которых сформировался «русский стиль», способствует развитию специфического видения мира, обеспечивает возможность творческого восприятия и развития идейно-эстетических достижений прошлого в интересах современности [4].
Российское государство всегда придавало большое значение укреплению патриотизма, что делает использование культурного наследия в дизайне крайне актуальной темой. Научившись работать в этом направлении, дизайнер может не только использовать отсылки к русской культуре как модному тренду, но своими творческими исследованиями поддержать существующий курс на пробуждение у населения интереса к истории родины, к ее культурным традициям, богатству художественного опыта, отраженного в разнообразных произведениях искусства, на наполнение самого понятия патриотизма глубоким смыслом.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач в области дизайна костюма является создание национального своеобразия и имиджа. Эта задача связана с двумя основными аспектами: историческим и современным. Первый, исторический – это прежде всего выявление истоков, особенностей и национальной поэтики русской традиции. Второй – современный – напрямую связан с перспективным развитием практики моделирования костюма. Практический опыт создания современной одежды в «русском стиле» может поспособствовать тому, что молодые дизайнеры будут востребованными на рынке труда и спектр их деятельности станет гораздо шире. Данный опыт позволит организовать свое производство или расширить существующий ассортимент новыми актуальными разработками, что даст конкурентное преимущество на рынке и позволит разнообразить и расширить нишу, занимаемую проектами с этническими элементами.
Педагогическая целесообразность программы курса состоит в том, что он формирует творческий интеллект, новые профессиональные общекультурные компетенции, а также социально-трудовую и учебно-познавательную компетенции через изучение творческих источников и создание собственных проектов одежды. Индивидуальный подход к освоению обучающимися программы и инновационные технологии, используемые в преподавании, помогают научиться решать разнообразные творческие задачи. Практическая значимость курса состоит в возможности дальнейшего использования его материалов в преподавании искусствоведческих и творческих дисциплин.
Интерактивный режим организации образовательного пространства, используемый в данной программе, заслуживает самого широкого распространения в системе повышения квалификации. Предпочтительной позицией педагога в реализации задач интерактивных технологий является фасилитация (поддержка, облегчение) – помощь в процессе обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение их творчества [5].
Цели курса:
– Формирование профессиональной ком- петенции в арт-дизайне через создание проекта современного костюма в «русском стиле».
– Актуализация знаний программы по истории искусств.
– Формирование знаний и умений в области истории искусств, определение в процессе анализа стилеобразующих элементов «русского» направления в станковом искусстве, ДПИ и дизайне, а также аналогичных элементов в костюме, для их последующего использования при создании современного костюма средствами и методами арт-дизайна.
Задачи курса:
– получить (углубить) теоретические знания о происхождении и развитии «русского стиля» в изобразительном искусстве, архитектуре, интерьере, ДПИ и дизайне;
– изучить средства и методы арт-дизайна;
– формировать практические умения и навыки по разработке и воплощению собственного проекта современного костюма в «русском стиле».
Планируемые результаты. После изучения курса обучающиеся будут знать и уметь:
– определять специфику понятия «русский стиль» и особенности его применения к дизайну одежды, в том числе способы и принципы включения элементов «русского стиля» в современный костюм;
– знать историю «русского стиля» в архитектуре и искусстве, возможные пути поиска творческого источника из разнообразного наследия русской культуры для своих проектов;
– выделять в источнике наиболее интересные ресурсные стилеобразующие элементы, приемы и способы, творчески перерабатывать их в дизайн современного костюма;
– использовать методику арт-дизайна для создания современного образа в «русском стиле», самостоятельно и рационально выстраивать творческую проектную деятельность.
Категория слушателей: дизайнеры, педагоги системы среднего профессионального образования, специалисты в области художественного искусства и индустрии моды.
Трудоемкость обучения: 150 академических часов, включая самостоятельную работу слушателей.
Форма обучения: дистанционное обучение, предполагающее самостоятельную работу студентов, c применением информационных образовательных технологий и использованием методик интерактивного обучения.
Календарный учебный график: индивидуальный график освоения курса.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности и принципы построения программы дополнительного образования «Современный костюм в "русском стиле"»:
– в основу проектирования программы положен кoмпетентнocтный подход, предполагающий формирование умения ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные;
– применение современных образовательных технологий, инновационных методов обучения (например, кейсов), направленных на решение реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности;
– возможность формирования индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося с учетом предпочитаемой им специализации и профессиональных интересов;
– использование информационных и коммуникационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся, преподавателей, а также позволяющих изменить характер организации учебного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний [6];
– применение в процессе освоения курса электронных образовательных ресурсов (дистанционное, электронное, комбинированное обучение и пр.);
– использование сетевых методов обучения, открытых образовательных ресурсов, выражающих идею массового сотрудничества и требующих высокого уровня самодисциплины обучающегося;
– использование технологий интерактивного обучения как средства совместного исследования, диалога обучающего и обучаемого.
Лекционный блок обучения. В рамках данной программы в формате лекций сообщается основной массив информации о разнообразии «русского стиля» и возможных направлениях поиска творческого источника в его рамках, а также теоретические основы методики арт-дизайна. Традиционные учебные формы, такие как проведение курса лекций, будучи необходимым элементом, в том числе дополнительного образования, могут представлять трудность в контексте интерактивности. Традиционно являясь односторонним процессом передачи большого объема информации, она в чистом виде вообще не предполагает интерактивности. Достаточно часто методическую сложность в проведении лекционных занятий связывают с удержанием внимания аудитории, с установлением диалога с ней. Решением данной проблемы, на наш взгляд, будет организация активных и интерактивных лекционных часов. Это особенно актуально в контексте дополнительного образования взрослых, так как этот формат предполагает обучение в небольших учебно-творческих группах (от 5 до 15 чел.). Другая особенность дополнительного профессионального образования взрослых – как минимум, частичная ознакомленность с информацией, представляемой лектором, способствующая интерактивности обучения. В таком случае интерактивность не только помогает удержать внимание слушателей, но и дает возможность обеспечить данную аудиторию наиболее актуальной и полной информацией.
Семинары и самостоятельная теоретическая работа. Дополнительное профессиональное образование предполагает высокую степень самостоятельности обучающихся. Темы, предполагающие самостоятельную работу обучающихся еще до начала практической части курса, включены в теоретический блок. Так, например, при изучении темы «Проявление "русского стиля" в современном дизайне» слушателям предложено самостоятельно найти в коллекциях дизайнеров или произведениях дизайн-бюро элементы «русского стиля» и выявить творческий источник, послуживший основой для дизайнерской разработки. В рамках этого задания рассматриваются и современные виды одежды, и произведения других отраслей дизайна – графического, промышленного, арт-дизайна и т.д.
Интерактивную работу с теоретической информацией можно условно разделить на две части. Первая может проходить в группе (формат вебинара), где педагог демонстрирует примеры из подиумных коллекций, а студентам предлагается определить, какие принципы и методы арт-дизайна были использованы для их создания. Во второй части работы студенты самостоятельно ищут примеры использования средств и методов арт-дизайна среди подиумных коллекций и аргументируют свой выбор [7].
Практическая работа. Практическая часть курса заключается в создании собственного проекта одежды в «русском стиле». В помощь студентам на этапе разработки концепта предлагаются упражнения на основе средств и методов арт-дизайна.
Три принципа. Упражнение может быть введено на любом этапе практической разработки после нахождения творческого источника, в зависимости от прогресса учащегося. Если он испытывает трудности в самом начале проектирования, можно сразу предложить способ интерпретации творческого источника. Студентам предлагается преобразовать свои разработки в соответствии с принципами арт-дизайна: нелинейности, фрактальности, принципом несвойственных пластических свойств материала на объект.
Методы формообразования. Аналогично первому упражнению, но с использованием геометрического, органического, семантического, информационного формообразования.
Случайный элемент. Это упражнение отличается тем, что его лучше вводить единовременно для всей группы, поэтому важно правильно выбрать момент для всех участников. Педагог выбирает несколько слов с яркими визуальными ассоциациями, которые распределяются между студентами случайным образом в виде жребия (в формате онлайн-занятий возможно использование систем электронной жеребьевки типа secret santa generator) . Полученный случайный элемент становится составной частью проекта.
Господствующая идея. Индивидуальное упражнение. Обучающемуся предлагают вербально сформулировать (записать) основную стереотипную идею, от которой он отталкивается в процессе проектирования. Например, «платье должно быть приталенного силуэта» или «меховая отделка идет по краю изделия». После этого студент разрабатывает варианты решений, которые напрямую противоречат записанному принципу.
Для всех упражнений важно подчеркнуть, что полученные в результате варианты нужны только в качестве тренировки, а цель выполнения из них окончательного чистового варианта не ставится. Это необходимо для еще большего раскрепощения мыслительного и творческого процесса, в результате чего получение удачного решения для чистового проекта имеет большую вероятность.
Оценка качества освоения курса проводится проверкой выполненного самостоятельного творческого задания, нацеленного на создание современного проекта костюма с использованием элементов в «русском стиле». Система оценивания строится в соответствии с принципом целеполагания: успешность определяется соотнесением результатов освоения курса с изначально поставленными целями и задачами обучения.
Заключение
Обобщая вышесказанное, отметим следующее. В современных условиях подготовки специалиста становится необходимым использование новых технологий обучения, в том числе с сетевой организацией «сотрудничества» участников. Смещаются акценты с информирования на развитие таких важных аспектов, как умение анализировать, работать с современным оборудованием, умение строить отношения с коллегами и др. В сценарии занятий в системе дополнительного образования необходимо использовать инновационные методы, стимулирующие творческую деятельность для решения проблем, в том числе и нестандартных, вводить компьютерные программы и т.д.
Решение приоритетных задач в области дизайна костюма предусматривает сохранение национального своеобразия и имиджа. Материалы данного курса будут полезны для обучения дисциплинам искусствоведческого и творческого циклов, могут быть использованы для разработки спецкурсов различной направленности в области арт-дизайна, ориентированных на профессиональное обучение разнообразных групп обучающихся.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Ланщикова Г.А., Позднякова Т.Ю. РАЗРАБОТКА КУРСА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА В «РУССКОМ СТИЛЕ» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 101-105;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38222 (дата обращения: 07.11.2024).