Россия развивается и действует в условиях существования внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации предусматривают выполнение ею важнейших социально-экономических и политических преобразований, которые должны обеспечить не только устойчивое развитие государства, но и сохранение его территориальной целостности и суверенитета. Об этом говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1]. Сохранение территориальной целостности и суверенитета государства как одна из стратегических целей России определяет большую роль военных структур в государстве и военнослужащих в частности. Это предопределило и создание в 2016 г. войск национальной гвардии РФ, которые являются военной организацией, призванной в числе прочего обеспечивать общественную и государственную безопасность. На этом фоне проблема формирования военно-профессионального мировоззрения (ВПМ) у курсантов военных вузов и военнослужащих войск национальной гвардии РФ как нельзя актуальна.
В предлагаемой работе мы формулируем ряд утверждений. Эти утверждения частично известны и в целом принимаются научным сообществом как верные с точки зрения сформированной к настоящему времени теории мировоззрения, а также как многократно проверенные опытом положения. Однако некоторые из утверждений сформулированы впервые. Мы называем весь ряд сформулированных утверждений полезными допущениями. Или, более кратко, постулатами. Мы используем термин «постулат», так как неукоснительно следуем принимаемым нами положениям.
Появление в военной структуре государства Росгвардии повлекло за собой и необходимость подготовки ее кадров по-новому. Автор работы считает, что новое, более качественное воспитание военнослужащих войск национальной гвардии РФ требует их педагогического сопровождения для того, чтобы развитие у них военно-профессионального мировоззрения проходило на более высоком уровне и становление их ценностных аспектов, как военнослужащих Росгвардии, было завершено к концу их обучения в военном институте. Исходя из этого, автор работы предлагает свою модель педагогического сопровождения становления и формирования военно-профессионального мировоззрения у курсантов, получающих образование в вузах войск национальной гвардии РФ. Вопрос формирования ВПМ у будущих офицеров Росгвардии не являлся ранее предметом научного исследования. Поэтому вклад автора данной статьи в разработку формирования военно-профессионального мировоззрения военнослужащих войск национальной гвардии РФ является новым и определяет неисследованные границы в данной области научного знания.
Цель исследования: проанализировать сущность военно-профессионального мировоззрения и факторы и методы его формирования.
Материалы и методы исследования
В ходе проведения нашего исследования были использованы функциональный и системный методы. Использование указанных методов обосновано применением в процессе проектирования модели нескольких типов педагогического сопровождения, образующих в своей совокупности систему, основная функция которой – формирование у обучающихся военно-профессионального мировоззрения.
Обсуждая ВПМ, следует иметь четкое представление о понятии мировоззрения вообще. В исследованиях, посвященных этому вопросу, понятие мировоззрения представлено в основном в учебниках по философии. Следует привести, как пример, учебник авторов Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева и других. Они определяют это понятие как «общий взгляд на мир и место человека в нем» [2, с. 18], как отношение человека к миру и совокупность взглядов человека на мир.
В подобных материалах выделяют разные виды мировоззрения, в числе которых можно назвать: философский и религиозный вид, профессиональное мировоззрение, житейский вид и научный вид мировоззрения. Непосредственно профессиональный вид мировоззрения в литературе определяют как систему профессиональных качеств специалиста, включая его восприятие и понимание мира.
Военно-профессиональное мировоззрение само по себе представляет вид мировоззрения профессионального, следовательно, его понятие опирается на понимание профессионального мировоззрения, но со своей спецификой, относящейся к профессиональной среде. В данном случае, это военная среда.
Особенность военной службы, как определенного рода человеческой деятельности, целью которой выступает защита Отечества, предопределяет и особое отношение в обществе к людям, которые несут военную службу. Поэтому военно-профессиональное мировоззрение, как особый вид мировоззрения профессионального, представляет собой внутреннее отношение военнослужащего к себе в рамках военной профессии, совокупность профессиональных качеств миропонимания, мировосприятия.
В структуре военно-профессионального мировоззрения С.Г. Гаврилов, С.В. Манецкая определяют следующие компоненты: ценностно-нормативный (в него включают ценности и убеждения), познавательный (разного рода знания, в совокупности характеризующие окружающий мир), операциональный (тип поведения человека в мире), эмоционально-волевой (реакции человека на мир и наличие воли) и рефлексивный (понимание человеком своего «я», самонаблюдение) [3, с. 86]. В роли системного образования рассматривает военно-профессиональное мировоззрение и Д.Ю. Тарасов, выделяя в его составе познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, операциональный и оценочно-рефлексивный элементы [4, с. 185].
На наш взгляд, определяющим в этом списке для военно-профессионального мировоззрения является ценностный компонент. С этим согласен и И.В. Приступа, исследовавший особенности ценностных ориентаций военнослужащих [5, с. 38]. Исследования литературных источников показывают, что на формирование отношения военнослужащего к самому себе влияют, во-первых, его представления о нравственной составляющей представителя воинской профессии, о тех качествах, которые должны соответствовать военнослужащему, во-вторых, наличие у военнослужащего социально значимых качеств: совести, справедливости, нравственной воли, желания совершенствоваться самостоятельно, в-третьих, военно-профессиональная компетентность. Она обуславливает адекватную реакцию военнослужащего на ситуацию.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование формирования профессионального мировоззрения у курсантов военных вузов г. Саратова показало, что изначально профессиональное мировоззрение (на 1–2 курсах военного вуза) находится на очень низком уровне.
Проведенный опрос курсантов 1–2 курсов показал процентное соотношение курсантов, осознающих свою роль в обществе, как военнослужащих, в среднем на уровне 11 %. По-видимому, это связано с тем, что на 1–2 курсах изучаются только общеобразовательные дисциплины.
Курсанты 3–4 курсов несколько лучше осознают свое место в обществе (на уровне 20–30 %) в качестве военнослужащих, поскольку именно с 3 курса обучение курсантов военных вузов уже имеет военную направленность, но, тем не менее, это также достаточно низкий процент от общего количества будущих выпускников военных вузов.
Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что необходимость педагогического сопровождения формирования у курсантов ВПМ остается актуальной на протяжении всего срока обучения в вузе.
В таблице представлена модель педагогического сопровождения курсантов военных вузов с целью формирования у них военно-профессионального мировоззрения.
Модель педагогического сопровождения курсантов военных вузов
Целевой блок |
Цель: сформировать военно-профессиональное мировоззрение у курсантов военных вузов |
|||
Задачи: 1) проанализировать сформированность военно-профессионального мировоззрения у курсантов военных вузов; 2) организовать педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в течение всего периода обучения в военном вузе; 3) оценить степень сформированности военно-профессионального мировоззрения у курсантов военных вузов к концу срока обучения |
||||
Принципы: историзм образования, последовательность, научность, доступность, светский характер военного образования |
||||
Содержательный блок |
Составляющие процесса педагогического сопровождения курсантов военных вузов |
|||
Субъекты педагогического сопровождения |
Содержание педагогического сопровождения |
Виды педагогического сопровождения |
Этапы педагогического сопровождения |
|
1. Преподаватели военных вузов. 2. Кураторы подразделений |
1. Отбор видов педагогического сопровождения. 2. Согласование включения выбранных видов педагогического сопровождения в содержание учебного процесса для каждого курса военного вуза |
1. Проведение «пятиминуток» в ходе либо после проведения основных учебных занятий, имеющих военную направленность. 2. Проведение индивидуальной воспитательной работы с курсантами. 3. Проведение тематических часов по темам героического прошлого России, защиты Родины, ценности военной профессии, лучшие военные традиции. 4. Проведение групповых бесед о требованиях общества к профессиональному и нравственному облику военнослужащих, о социальной значимости военной службы и др. 5. Проведение диспутов на военные темы |
1. Этап тестирования начального уровня. 2. Этап педагогического сопровождения; 3. Этап оценки и контроля |
|
Контрольно-оценочный блок |
Критерии сформированности военно-профессионального мировоззрения: 1. Личностный критерий (отношение курсантов к своему месту как военнослужащих в обществе, нравственные и профессиональные качества курсантов). 2. Программный уровень: эффективность сочетания учебной программы с видами педагогического сопровождения Методики оценивания: тесты, психологические методы, опрос. |
|||
Результат |
Достижение оптимального уровня сформированности военно-профессионального мировоззрения у курсантов к 5 курсу военного института (более 60 %). |
При создании данной модели были учтены факторы, которые влияют на формирование военно-профессионального мировоззрения курсантов военного вуза:
– готовность курсантов военных вузов посвятить свою жизнь выбранной профессии;
– наличие опыта преподавания в среде военных курсантов у преподавателей данного военного вуза (В.А. Беловолов, Е.А. Левин) [6, с. 41];
– происхождение курсанта из воинской династии (А.И. Тимофеев) [7, с. 295];
– наличие у военного вуза достаточно качественной материально-технической основы, соответствующей специфике военного обучения, позволяющей проектировать и реализовывать инновационные методы подачи учебного материала (Т.И. Султанбеков) [8, с. 48].
Для эффективности влияния педагога на обучающихся в ходе применения модели педагогического сопровождения необходимо применение принципа слова и дела, единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания военнослужащего.
В процессе формирования видов педагогического сопровождения целесообразно применять следующие методы педагогического воздействия на военнослужащих:
– индивидуальные методы воспитания, направленные на формирование профессионального мировоззрения: доверие, просьбу, критику военнослужащего, создание воспитывающих ситуаций,
- коллективные методы воспитания, направленные на формирование профессионального мировоззрения: мнение воинского коллектива, метод соревнования между военнослужащими (С.В. Бойко) [9, с. 24];
- методы преподавания, используемые для формирования профессионального мировоззрения: рассказ, дискуссия, консультирование, анализ конкретных ситуаций, тренинг и др.) [10].
Результатом применения данной модели должно стать достижение оптимального уровня сформированности военно-профессионального мировоззрения у курсантов к 5 курсу военного института (более 60 %).
Апробация предложенной в настоящей работе модели осуществлялась на первом курсе военного института. К концу второго семестра первого курса в результате апробации модели педагогического сопровождения одной роты (100 чел.) было выявлено, что уровень осознания курсантами себя в качестве военнослужащих войск национальной гвардии РФ, своего места и роли в обществе поднялся на 15 %. В то же время аналогичные показатели у курсантов, не участвующих в педагогическом эксперименте, поднялись лишь на 5 %.
Заключение
Сформулируем те постулаты, о которых было сказано в начале статьи.
1. Военно-профессиональное мировоззрение является определяющей составляющей мировоззрения личности военного. Поэтому анализировать мировоззрение военнослужащего возможно лишь, находясь в контексте его профессиональных компетенций и представлений.
2. Педагогическое сопровождение формирования ВПМ должно носить глубоко индивидуальный характер. Представление о мире и о своем месте в этом мире каждый курсант формирует посредством своего «Я». При проведении педагогических мероприятий, имеющих целью совершенствовать ВПМ курсанта, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающегося.
3. Процесс педагогического сопровождения формирования ВПМ, как и всякий педагогический процесс, имеет две стороны – воспитательную и образовательную. Учитывая особую емкость понятия военно-профессионального мировоззрения, обе сущности педагогического сопровождения должны быть максимально содержательны и разнообразны по форме, обладать всеми признаками междисциплинарности [11].
Содержание сформулированных постулатов не является застывшей сентенцией. Мы опираемся на сформулированные утверждения как на квинтэссенцию имеющегося интегрированного педагогического знания, внося в этот обобщенный опыт частицу своих исследовательских результатов.
Библиографическая ссылка
Шакин Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ФАКТОРОВ И МЕТОДОВ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 222-226;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38203 (дата обращения: 21.11.2024).