Необходимым условием построения и функционирования развитого демократического общества в России является наличие политически активных граждан этого общества. И в первую очередь политическую активность должно проявлять молодое поколение граждан, олицетворяющее собой будущее нашего общества. Поэтому от того, какие условия для ее развития будут созданы, зависит в том числе сохранение и обеспечение воспроизводства политических ценностей социума.
Интерес к политике, способность и возможность выполнения индивидом своих гражданских и политических функций возникает в ходе политической социализации человека, когда в процессе усвоения политических ценностей и норм общества вырабатываются собственные взгляды и убеждения, приобретается опыт политического участия, формируется политическая культура.
При этом ряд исследователей (Л.А. Липская, И.Г. Долинина и др.) считают, что формирование политической культуры подрастающего поколения должно стать специально организованным процессом, иначе она будет формироваться стихийно и в недостаточной степени.
Под политической культурой мы понимаем «совокупность политических ценностей, ориентаций и установок отдельных членов политической системы, равно как социальных групп и наций относительно данной системы, её элементов и собственной роли гражданина в системе, формирующихся в процессе их специфической политической социализации и определяющих их политическое поведение» [1].
Важным структурным компонентом политической культуры является политическое сознание.
В соответствии с психологическим подходом именно наличие сознания позволяет осуществлять постановку целей и задач любой активности, принимать участие в деятельности, в том числе политической; усваивать ценности и нормы общества, вырабатывать собственные взгляды и убеждения в целом и политические в частности.
Политическое сознание – это «одна из важнейших форм общественного сознания, представляющая собой сложнейший синтез общественно востребованных, закрепленных и реализующихся в практической политической деятельности социальных субъектов результатов идеального отражения феноменов и процессов политической реальности» [2].
Ряд ученых начинали исследование проблем современного состояния политического сознания молодежи: рассматривали основные подходы к его формированию [3], выявляли факторы, определяющие ход процесса его формирования [4], анализировали основные аспекты [5] и механизмы формирования политического сознания молодежи [6].
Таким образом, в отечественной науке сложилась практика исследования процесса именно формирования политического сознания, в то время как, на наш взгляд, в педагогических исследованиях целесообразнее использовать термин «развитие», так как он отражает связь с процессом обучения и воспитания, в то время как «формирование» подразумевает влияние не только специально организованных, педагогических, но и стихийных воздействий на личность – экономических, экологических, социальных и других явлений [7].
Ряд ученых (М.А. Плюснина, Д.М. Абдуразакова, Р.С. Немов, А.В. Иванов и др.) исследовали проблемы развития сознания, но до настоящего времени в отечественной науке не выявлены условия развития политического сознания молодежи.
То есть педагогический аспект проблемы развития политического сознания молодежи в настоящее время недостаточно изучен и требует дальнейших исследований.
В связи с этим существует объективная необходимость выявления основных условий развития политического сознания молодежи.
Материалы и методы исследования
На наш взгляд, самым сензитивным возрастом для развития политического сознания является возраст 18–25 лет (период обучения в вузе), так как он относится к социально-демографической группе «молодежь» и характеризуется активной перестройкой мыслительных функций, когда происходит процесс «устойчиво концептуальной социализации… вырабатываются устойчивые свойства личности» [8].
Ряд исследователей (Л.Д. Столяренко, И.А. Зимняя и др.), выделяя психологические особенности данного периода, отмечают, что в этом возрасте:
1) происходит стабилизация характера;
2) наблюдается пик интеллектуальных возмож- ностей;
3) усиливаются сознательные мотивы поведения;
4) развивается смелость, решительность, способность к увлечению;
5) происходит овладение набором социальных ролей взрослого человека;
6) осуществляется активная социализация человека как будущего «деятеля»;
7) отмечается наивысшая социальная активность;
8) гармонично сочетаются интеллектуальная и социальная зрелость.
Педагогический подход к проблеме развития политического сознания молодежи должен учитывать указанные тенденции.
Проведя анализ ряда научных работ по исследованию проблем развития сознания [9–11], мы выявили, что развитие сознания происходит в ходе:
1) образовательной деятельности, усвоения универсальных учебных действий и компетенций [9];
2) коллективной творческой деятельности [10];
3) деятельности по усвоению и воспроизведению базовых оснований культуры, формированию высоких моральных качеств [11].
То есть основным условием развития сознания является участие в деятельности.
Под условием мы понимаем обстоятельства, обуславливающие появление и развитие того и иного процесса [12].
Эти обстоятельства могут быть описаны и целенаправленно созданы.
Обобщив данные ряда исследований [11–14], мы пришли к выводу, что основным условием развития политического сознания молодежи является участие молодого поколения в следующих видах деятельности:
1) образовательная;
2) коммуникативно-творческая;
3) творческая социально-политическая;
4) волонтерская.
Образовательная деятельность включает в себя социально-политическое просвещение молодежи через использование активных методов обучения, направленных на развитие социальной и гражданской активности.
Могут использоваться такие методы: метод проектов, деловые и ролевые игры, «круглый стол» и др.
Например, использование метода проектов позволяет развивать познавательные и творческие навыки обучающихся, создает условия формирования самостоятельной, активной, ответственной личности.
В основе метода проектов лежит идея направленности деятельности студента на результат, получаемый при решении какой-то конкретной социально значимой проблемы. В ходе работы над проектом студенты отрабатывают умение самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Данный метод позволяет создавать адекватную обучающую среду, вовлекать студента в активный познавательный процесс, создает возможности для сотрудничества.
Деловая игра имитирует различные аспекты социального взаимодействия.
В деловых играх моделируются реальные жизненные ситуации, что позволяет студентам проживать разные социальные роли.
Игровые ситуации используются при усвоении новых знаний, способствуют развитию чувства соперничества, конкуренции; представляют собой самостоятельную деятельность участников группы по моделированию различных ситуаций и отношений, что дает опыт переживания определенной роли.
Они формируют умение вести полемику, отстаивать свою точку зрения, позволяют приобретать навык адаптации к условиям среды, находить оптимальные решения.
В «круглом столе» могут принять участие представители органов государственной власти, которые расскажут о своей личной профессиональной самореализации и вместе со студентами обсудят приоритетные направления работы в области политического просвещения молодежи, с учетом государственной и региональной специфики проблем.
Это способствует обогащению политических знаний студентов, формирует положительное отношение к политике и готовность принимать активное участие в политической деятельности.
Коммуникативно-творческая деятельность может быть реализована в работе дискуссионного клуба, деятельность которого ориентирована на выявление и решение посильных социально значимых проблем.
Применение дискуссионных методов позволяет студентам излагать и учиться отстаивать собственную позицию по проблемному вопросу. Отсутствие заранее известного, готового правильного ответа побуждает обучающихся к самопознанию, реализации своего творческого потенциала.
Участие в работе дискуссионного клуба означает возможность высказать свою точку зрения по проблемным вопросам, выработать совместное решение. В ходе такого открытого общения формируется позитивная интеллектуальная среда, сопоставляются позиции, происходит обмен мнениями.
Членом совета клуба может стать любой студент, желающий активно участвовать в дискуссиях и брать на себя определенную организационную работу.
Структура заседаний клуба строится на модели равного партнерства, когда каждый участник клуба может попробовать свои силы и в роли докладчика, и в роли дискуссанта, и в роли модератора, что позволяет задействовать весь творческий потенциал участников.
Творческая социально-политическая деятельность осуществляется через реализацию молодежных общественных инициатив.
Например, могут быть разработаны и проведены в жизнь проекты по развитию толерантного сознания студентов.
Цель такого проекта – в адаптации к жизни в поликультурном и полиэтническом мире, признание прав на существование самобытных культур, неконфликтность. Формирование установок толерантного сознания, убежденности в возможности не просто существования разных точек зрения, культур, конфессий, но и их равноценности собственным взглядам – есть неотделимое условие процесса становления гражданского общества.
Толерантность является важнейшей социальной ценностью и позволяет строить взаимоотношения с обществом на принципах гуманизма и интернационализма, обеспечивает диалог между людьми, предотвращает межкультурные и межнациональные конфликты.
С целью решения этой задачи могут быть реализованы различные проекты, в ходе которых происходит обучение студентов основам социального проектирования как выражения собственной активной позиции в общественной жизни.
Могут быть разработаны проекты создания открытого информационного пространства через установление связей со студенческим активом других вузов.
Этот ресурс будет востребован для обмена опытом коммуникативно-творческой, волонтерской, социально-политической деятельности студентов разных вузов.
В сети могут быть размещены работы студентов, подготовленные в рамках участия в тех или иных конкурсах и проектах, представлены фотографии и фрагменты фильмов исторической, социальной и военно-политической направленности.
Кроме того, вуз может осуществлять сотрудничество с различными общественными организациями через проведение встреч с деятелями политики, культуры и просто интересными личностями, занимающимися изучением насущных социально-политических проблем социума. В ходе таких встреч будет формироваться ценностное отношение студентов к общественно-политическим проблемам, развиваться мировоззрение и социально ценные качества личности.
Примерами разработки и реализации проектов, основанных на сотрудничестве вуза с общественными организациями, может быть участие студентов в различных молодежных движениях. Это позволит обучающимся вуза проявить собственную социальную активность и овладеть новыми способами взаимодействия с разными социальными группами.
Волонтерская деятельность подразумевает оказание безвозмездной помощи всем нуждающимся в ней.
В трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, поэтому молодому поколению необходимо прививать чувство добровольческой взаимопомощи независимо от приобретаемой профессии.
Принимая участие в волонтерских проектах, студенты удовлетворяют потребность в общении, творчестве, самореализации, приобретении социального опыта и ощущении своей значимости.
Поэтому волонтерство – это не только общественно полезная деятельность, но и эффективное средство воспитания, социализации и самореализации студентов.
Кроме того, добровольчество выступает одной из форм гражданской активности, так как участие в волонтерстве подразумевает высокую готовность включения в коллективные объединения, поддержания массовых инициатив.
Волонтеры проводят благотворительные и социальные акции, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты (вручение поздравительных открыток одиноким пожилым людям, организация культурно-досуговых мероприятий для детей-инвалидов, оказание социально-бытовых услуг ветеранам Великой Отечественной войны, благоустройство общественных территорий, шефство над детским домом, организация занятий по компьютерной грамотности среди пожилых людей и т.д.).
Результаты исследования и их обсуждение
Участие молодежи в указанных видах деятельности будет способствовать становлению личности, имеющей собственную гражданскую позицию, самостоятельной, инициативной, принимающей активное участие в социально-политической деятельности общества, и обеспечит условия развития политического сознания студентов.
Выводы
Таким образом, решением проблемы развития политического сознания молодежи может стать активное участие молодого поколения в образовательной, коммуникативно-творческой, социально-политической и волонтерской деятельности.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных программ развития политического сознания российской молодежи.
Библиографическая ссылка
Белогорская Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 129-132;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37953 (дата обращения: 03.12.2024).