Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

Байгуллов Р.Н. 1 Лаврушина Е.Е. 1 Коробова Г.М. 1 Лобачева Т.П. 1 Левина Н.Н. 1 Ильмушкин А.Г. 1
1 Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
В работе раскрывается сущностно-содержательная характеристика патриотического воспитания обучающихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом. Приводится сопоставительный анализ различных толкований содержания понятия «педагогические условия». В условиях подготовки специалистов в образовательном пространстве с казачьим компонентом выявляются специфические её особенности в контексте патриотического воспитания обучающихся, которые отражаются на определении педагогических условий обеспечения эффективности их патриотического воспитания. Выявлены и раскрыты сущность и содержание педагогических условий обеспечения эффективности патриотического воспитания с учетом специфики патриотического воспитания в данном образовательном пространстве: качество педагогического коллектива; гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; поэтапность формирования личностных качеств в ходе учебно-воспитательного процесса; реализация инновационных технологий воспитания; создание физкультурно-оздоровительной среды в образовательном пространстве с казачьим компонентом; материально-техническое обеспечение для физического воспитания и подготовки к службе в рядах вооруженных сил; создание педагогического коллектива с привлечением кадровых офицеров. В процессе исследования реализованы системный, компетентностный, деятельностный, междисциплинарный и личностный подходы. Результаты исследований позволяют глубинно переосмыслить, понять и оценить воспитательные возможности образовательного пространства с казачьим компонентом и открывают потенциальные возможности для дальнейшего изучения патриотического воспитательного потенциала в данном образовательном пространстве.
патриотическое воспитание
методологические подходы
педагогические условия
принципы
казачий компонент
образовательное пространство
1. Ильмушкин Г.М., Дедюев С.А. Современные проблемы образования детей-сирот в образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 7(30). С. 100–103.
2. Салихова Р.М. Развитие гражданского воспитания в России (историко-педагогический аспект) // Грамота. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 1. 2013. С. 153–156.
3. Болотина Т.В., Новикова Т.Г. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2012. № 1. С. 3–9.
4. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70–74.
5. Врублевская Е.С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 185 c.
6. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. … докт. пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
7. Байгуллов Р.Н. Моделирование профессиональной направленности старшеклассников сельских общеобразовательных школ // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 5 (19). С. 389–391.
8. Ильмушкин Г.М. Моделирование системы воспитания патриотизма у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 184–191.
9. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 240–243.
10. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВГИПК ПРО, 2004. 119 с.
11. Ильмушкин Г.М. Воспитание патриотизма у студентов вуза с казачьим компонентом // Вестник мировой науки. Серия: Психология. 2016. № 1. С. 4–12.
12. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 386–388.

Проблематикой патриотического воспитания занимались многие исследователи, такие как В.В. Белорусова, Н.К. Гончаров, Н.И. Губанов, Н.П. Егоров, Г.М. Ильмушкин, А.В. Михайлов, С.Д. Поляков, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина и другие. Различные аспекты патриотического воспитания молодежи в контексте образовательной политики рассматривались в работах [1–3].

«Патриотизм – это любовь к Родине, служение Родине» [4]. Вне сомнения, воспитание патриотизма начинается со школы и главным образом с круга общения в семейной среде. Тем самым семья и школа в воспитании патриотизма обязаны взаимодействовать в едином русле, что представляет непростую социальную проблему. В дальнейшем решение этой сложнейшей проблемы позволит успешно реализовать патриотическое воспитание личности на следующих этапах, в частности в процессе обучения в учреждениях СПО и ВО. Это предполагает непрерывное воспитание патриотизма, опираясь на возрастные и психологические особенности личности.

В этих условиях приобретает особую актуальность выявление и создание организационно-педагогических условий обеспечения системы патриотического воспитания учащейся молодежи в образовательном пространстве с казачьим компонентом, поскольку казачий компонент обладает огромным воспитательным потенциалом.

Любая педагогическая система может функционировать только при создании определенной совокупности педагогических условий. В свою очередь, педагогические условия означают в нашем понимании «совокупность средств, мер и обстоятельств образовательного процесса, которые способствуют развитию профессиональной компетентности студентов» [5, с. 87].

Так, например, в своих исследованиях Н.В. Ипполитова [6] изучает педагогические условия с точки зрения педагогической системы, то есть, как её компонент, отражающий совокупность внутренних и внешних элементов.

Все существующие трактовки педагогических условий не противоречат друг к другу, а лишь дополняют, обогащают и наполняют новым глубинным смыслом и содержанием.

Однако в условиях инженерной подготовки специалистов в образовательном пространстве с казачьим компонентом выявляются свои специфические особенности в контексте патриотического воспитания обучающихся, которые существенно отражаются на определении педагогических условий обеспечения эффективности их патриотического воспитания. Безусловно, становится актуальной проблема выявления и теоретического обоснования совокупности педагогических условий, обеспечивающих успешность патриотического воспитания в условиях образовательной среды с казачьим компонентом.

Цель исследования состоит в выявлении и теоретическом обосновании организационно-педагогических условий патриотического воспитания обучающихся в данном образовательном пространстве, реализация которых призвана обеспечить успешность воспитания патриотизма.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы реализованного исследования.

2. Обосновать принципы патриотического воспитания в образовательном пространстве с казачьим компонентом.

3. Выявить организационно-педагогические условия патриотического воспитания в образовательном пространстве с казачьим компонентом.

4. Сформулировать содержательные выводы и рекомендации по воспитанию патриотизма в условиях данного образовательного пространства.

Материалы и методы исследования

Теоретико-методологическая основа проводимого исследования базируется на таких подходах, как системный, деятельностный, междисциплинарный, компетентностный и личностный, которые обеспечили целостный и системный анализ педагогических явлений в ходе обоснования организационно-педагогических условий. В частности, системный подход в воспитании достаточно широко реализован авторами [7–9]. В свою очередь, деятельностный подход обеспечивает наиболее полное раскрытие психолого-педагогических условий и механизмов процесса патриотического воспитания, его структурно-функциональных составляющих посредством определенных адекватных воспитательных действий на образовательную среду.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность воспитания патриотизма у учащейся молодежи главным образом достигается единством учебной и воспитательной деятельности. Образовательный процесс помимо формирования определенных компетенций обучающихся должен обеспечить патриотическое воспитание обучающихся в условиях образовательного пространства с казачьим компонентом. Исключительное значение в условиях кадетской подготовки имеет ношение кадетской специальной формы одежды и соблюдение уставных норм, что способствует формированию прилежного отношения к внешнему виду, уважительного отношения к военной форме, обмундированию и всевозможной амуниции. В дальнейшем это пригодится в процессе службы в Российской армии. С другой стороны, ношение военной формы дисциплинирует и придает яркий внешний вид перед сверстниками, что очень важно в подростковом возрасте в формировании идентичности личности.

Особо хотелось бы выделить особую важность в патриотическом воспитании учащихся проведения офицерами-наставниками специальной военной подготовки. Здесь происходит активное формирование личностных качеств, таких как смелость, настойчивость, товарищеская выручка, находчивость, ответственность, чувство коллективизма, гордость за свой коллектив, взаимоуважение и т.д.

При реализации обозначенных задач воспитания мы опираемся на исходные положения, которые определяют общую стратегию воспитательной деятельности педагогов в совместной деятельности с учащимися, то есть на принципы [10, с. 48–49].

Выделены принципы, посредством которых происходит патриотическое воспитание в обозначенной образовательной среде: развивающего и воспитывающего обучения; интегративности; профессиональной направленности; систематичности и системности; профессиональной ориентации; гуманизации образования; единство обучения и воспитания; воспитание в коллективе и через коллектив.

Таким образом, принципы определяют смысл и содержание патриотического воспитания молодежи, обеспечивающие его оптимальный выбор воспитательных средств.

Посредством теоретического и экспериментального изучения воспитательного потенциала данного образовательного пространства выявлен следующий комплекс педагогических условий:

1. Качество педагогического коллектива.

2. Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса.

3. Поэтапность формирования личностных качеств в ходе учебно-воспитательного процесса.

4. Реализация инновационных технологий воспитания.

5. Создание физкультурно-оздоровительной среды в образовательном пространстве с казачьим компонентом.

6. Материально-техническое обеспечение для физического воспитания и подготовки к службе в рядах Вооруженных сил.

7. Создание педагогического коллектива с привлечением кадровых офицеров.

Именно вывяленными условиями проявляется взаимодействие педагога-воспитателя и учащегося в ходе кадетской целенаправленной подготовки и воспитания.

Охарактеризуем эти условия:

1. Качество педагогического коллектива в образовательном пространстве «Технический колледж – кадетский корпус», ибо от качества педагогического персонала во многом зависит использование в процессе обучения эффективных технологий обучения, создание среды обучения и воспитания, а также атмосферы творчества в преподавательском коллективе и в студенческой среде. В частности, проблемы патриотического воспитания в условиях учреждений ВО и СПО рассматривались в работах [11–12].

При этом необходимо организовать систематическое повышение квалификации всего преподавательского состава. Система повышения квалификации преподавателей осуществляется через факультеты повышения квалификации при ведущих вузах страны, посредством аспирантуры и соискательства, а также применения других форм. Как нам представляется, существенное значение в повышении квалификации преподавательского состава имеет активное участие в различных научно-методических и практических конференциях, проводимых в ведущих вузах, а также активная работа в постоянно функционирующих научно-методических и исследовательских семинарах. Именно здесь осуществляется процесс продуктивной педагогической коммуникации в плане обмена опытом педагогической и научно-методической, а также воспитательной деятельности. Безусловно, такой учебно-воспитательный ресурс следует действенно реализовать и активно распространять среди образовательных учреждений. Заслуживает особого внимания разработка учебно-методических пособий для преподавателей в области воспитания, чтобы педагоги могли целенаправленно, последовательно повысить свои знания в области воспитания. Естественно, рассмотрение всего комплекса возникающих проблем в области повышения квалификации преподавателей мы здесь не рассматриваем, поскольку это представляет многоплановый процесс и требует отдельного более пристального рассмотрения.

2. Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса. В современном мире социум для успешной реализации собственных интересов должен по существу принять приоритет общечеловеческих ценностей. Многие из них остаются неизменными на многих этапах развития человеческой цивилизации. Например, состояние здоровья, любовь, образование, творчество и т.д. Эти ценности включают в себя гуманистическое начало, они достойно заняли свое место в процессе исторического развития человеческого общества. В тех государствах, которые теряют свои культурно-исторические ценности, обычаи, традиции, самобытность, как правило, проявляется бездуховность, безразличие и различные негативные социальные явления.

В этой связи основу кадетского воспитания в образовательном пространстве «Технический колледж – кадетский корпус» положена гуманистическая направленность, ибо она является системообразующим принципом эффективного профессионального становления и воспитания.

3. Поэтапность формирования личностных качеств в ходе учебно-воспитательного процесса. Практика воспитательной деятельности в образовательном пространстве «Технический колледж – кадетский корпус» убеждает нас, что целесообразно осуществлять формирование воспитанности обучающихся поэтапно. Безусловно, в процессе непрерывного воспитания возможны изменения в подходах к данному процессу по мере перехода от одного этапа образовательной деятельности к последующему. С учётом вышеизложенного и специфики воспитания в условиях кадетского корпуса нами выделены три этапа непрерывного воспитания: начальный, промежуточный и завершающий этапы.

Начальный этап занимает 1-й год обучения, промежуточный – 2-й год обучения, завершающий – 3-й год обучения. Нами предусматривается комплексное формирование составляющих по всем критериям на каждом этапе. В то же время определенные составляющие будут главенствующими на каком-то этапе, другая часть не будет активизирована, при этом новые будут развиваться и формироваться посредством остальных. В таком диалектическом единстве поэтапно будет происходить формирование составляющих воспитанности.

4. Реализация инновационных технологий воспитания. Использование соответствующих технологий воспитания обусловлено этапами воспитания. Поэтому данный аспект будем рассматривать в контексте выделенных этапов воспитания. Это позволяет им приобрести определенные навыки общения, культуры межличностной коммуникации, что способно обеспечивать развитие в формате поведенческих составляющих, что в итоге обеспечит целостное формирование личностных качеств.

Однако в процессе обучения на начальном этапе основополагающую роль играют естественнонаучные дисциплины, поэтому пристальное внимание обращается на усвоение знаний в этой области. Данное обстоятельство следует умело использовать в аспекте воспитательного эффекта этих дисциплин, поскольку они в этом отношении содержат огромный воспитательный потенциал на данном этапе образовательной деятельности. Имеет место необходимость применения методики проблемного обучения. Данный метод представляет собой активное взаимодействие преподавателя и студентов посредством создания проблемной ситуации, выявляются условия творчества обучающихся, что оказывает огромное воспитательное воздействие на них. Причем средством управления мыслительными процессами студентов являются проблемные и информационные вопросы. Большинство обучающихся на этом этапе в процессе обучения гуманитарным дисциплинам сталкиваются с неким барьером в общении из-за недостаточного уровня развития речевой коммуникации. Здесь видится выход один: быстрого успеха в преодолении данного барьера можно достичь посредством максимальной реализации речевого общения в условиях обучения естественнонаучным дисциплинам и параллельно развиваясь в предметной области гуманитарных дисциплин, что, безусловно, придаст учебному процессу воспитательную направленность. При таком интегративном подходе происходит взаимо- обогащение студентов новым смыслом и ценностным содержанием в процессе изучения дисциплин различного блока. Как показывает педагогическая действительность, на данном этапе целесообразно преимущественное использование уровневой дифференциации обучения в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, так как способствует более быстрой адаптации обучающихся в условиях кадетской подготовки.

На промежуточном этапе формирование составляющих по обозначенным критериям происходит посредством изучения специальных и гуманитарных дисциплин, выполнения исследовательских работ. Это, в свою очередь, обусловливает специфические особенности в организации воспитательной деятельности на промежуточном этапе. Именно в ходе участия в обозначенных мероприятиях (в процессе дискуссий, выступлений докладчиков и т.д.) происходит активное коммуникативное взаимодействие студентов, студентов и преподавателей. На этом этапе целесообразны организация и проведение дискуссий, диспутов, деловых игр, различных тренингов. Хотя эти средства мы использовали в определенной мере и на первом этапе, однако их применение на промежуточном этапе отличается новым ценностно-смысловым содержанием.

Таким образом, данный этап является, безусловно, определяющим в процессе воспитания, поскольку происходит активное развитие основных критериальных составляющих.

На завершающем этапе доминирующую роль в воспитании играет процесс профессиональной готовности по избранной профессии. Данный этап по смысловому содержанию представляет собой сложный этап, требует от обучающихся вложения больших усилий. Должен проявить такие личностные качества, как ответственность, целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, стремление к общественной деятельности. Тем самым выявляется воспитанность. На всех этапах воспитание вне ситуации общения становится неэффективным, поскольку в этих условиях снижается мотивация учения вследствие отсутствия активного речевого взаимодействия.

Именно посредством продуктивной речевой коммуникации можно всесторонне обсудить предмет обсуждения, создавая благоприятную ситуацию общения, в которой большинство из студентов принимает деятельное участие в ходе рассмотрения сущности изучаемого понятия, явления, процесса и т.д. Поэтому воспитатель-наставник должен создавать ситуацию межличностной коммуникации и успешно её применять в воспитательной деятельности.

5. Создание физкультурно-оздоровительной среды в образовательном пространстве с казачьим компонентом. В образовательном пространстве «Технический колледж – кадетский корпус» для организации здорового образа жизни учащихся имеются благоприятные возможности, которые основаны на развитии физкультуры, спорта и военно-прикладных видов спорта. Безусловно, это окажет своё позитивное влияние на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, укрепление физического состояния здоровья и готовность к службе в рядах вооруженных сил.

6. Материально-техническое обеспечение для физического воспитания и подготовкой к службе в рядах Вооруженных сил. Данное условие необходимо для эффективной реализации патриотического воспитания в условиях образовательного пространства «Технический колледж – кадетский корпус», поскольку вне создания обозначенных условий невозможно благополучное существование кадетского корпуса. В частности, вне нормального финансового обеспечения трудно развивать базу отдыха, действенно организовать физическое воспитание, военную подготовку, обеспечить учащихся кадетским обмундированием и всевозможной амуницией. Самое главное, затруднит организовать эффективно гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

7. Создание педагогического коллектива с привлечением кадровых офицеров. Обозначенное условие необходимо для проведения военной подготовки. В частности, строевая подготовка, приобретение навыков стрельбы, четкое метание гранаты и т.д. Реализация обозначенных педагогических условий способна обеспечить высокую профессиональную готовность выпускников СПО посредством кадетской подготовки, а также подготовку к службе в рядах Вооруженных сил РФ.

Выводы

Практика учебно-воспитательной деятельности показывает эффективность реализации выявленных организационно-педагогических условий патриотического воспитания в образовательном пространстве с казачьим компонентом, поскольку в нём заложен огромный воспитательный потенциал для этого. Результаты исследований позволяют глубинно переосмыслить и оценить воспитательные возможности образовательного пространства с казачьим компонентом и открывают потенциальные возможности для дальнейшего изучения патриотического воспитательного потенциала в условиях рассматриваемого образовательного пространства.


Библиографическая ссылка

Байгуллов Р.Н., Лаврушина Е.Е., Коробова Г.М., Лобачева Т.П., Левина Н.Н., Ильмушкин А.Г. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 81-85;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37919 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674