Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ» МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Шилова И.В. 1 Задворнов С.А. 2
1 ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России"
2 НИЦ ВВТ СВ
На сегодняшний день важным оказывается изучение содержания понятия «педагогические условия», так как от определения данного понятия зависит и реализация педагогических условий в современной образовательной системе. Определение содержания понятия «педагогические условия» оказывается важным, в связи с тем, что определяет проведение контент-анализа понятия, которое приводится в научных работах отечественных исследователей. Осуществление контент-анализа производилось за счёт выявления основных единиц содержания понятия «педагогические условия», учёт их появления в научных работах. При этом, следует отметить, что на сегодняшний день также сложились различные подходы к изучению понятия «педагогические условия», рассматривающие данное понятие с организационной и психологической стороны. В ходе проведённого исследования с помощью применения метода контент-анализа было выявлено основное определение понятия «педагогические условия». На основе проведённого контент-анализа можно сделать вывод, что «педагогические условия» рассматриваются в качестве основного составного элемента педагогической системы, в том числе как процесс, в рамках которого происходит активное использование учебного, технического оборудования, а также как совокупность объективных возможностей для организации образовательного процесса.
педагогические условия
педагогическая система
образовательная система
образовательный процесс
педагог
контент-анализ
1. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2018. 320 c.
2. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 279–282.
3. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1981. 816 с.
5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
7. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
8. Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.
9. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. № 1. С. 29–32.
10. Бойцова Н.В. Внутренняя и внешняя мотивация профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2017. № 3 (23). С. 84–85.
11. Ильиных И.Н. Мотивация достижения как фактор совершенствования инновационной деятельности преподавателей высшей школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 109–114.
12. Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78–81.
13. Савенков А.И. Педагогическая психология: В 2 т. Т. 1. М.: Academia, 2018. 272 c.
14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Academia, 2019. 16 c.
15. Мезенцева О.И. Организационно -педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2014. 23 с.
16. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
17. Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 47–49.

На сегодняшний день тема, связанная с определением понятия «педагогические условия», приобретает особое значение. В современных условиях происходит изменение традиционного понимания понятия «педагогические условия», важными принципами формирования образовательной стратегии являются доступность, качество, мобильность, способные обеспечить современное качество образования и соответствие потребностям личности, общества и государства.

Становление педагогической науки определяется изменениями в терминологии исследуемого понятия. Педагогические условия трактуются неоднозначно. Значительное количество ученых, посвятивших свои работы педагогике, утверждают, что исследуемое понятие необходимо трансформировать, что эффективно отразиться на процессе обучения. Специалисты предлагают включить в термин «педагогических условий» направленность на его значимость [1, 2].

По мнению таких ученых, как С.Н. Пaвлoв [3] и А.В. Сверчкoв, имеет место необходимость включения и пополнения определения педагогических условий таких аспектов, как объективные возможности, принципиальные основы, связанные с процессом управления педагогического формирования культуры личности.

Проблемы качества образования сегодня привлекают большое внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. По мнению большинства учёных, сегодня всё более ощутимой становится конкуренция вузов на рынке образования. В этих условиях необходимым является формирование более совершенных подходов к управлению качеством и функционированием развития вузов.

Проблемой исследования понятия «педагогические условия» является определение психологических и педагогических условий организации учебной деятельности учащихся.

Цель исследования: определить содержание понятия «педагогических условий» методом контент-анализа.

Научная новизна заключается в теоретическом обосновании «педагогических условий», которые необходимы для формирования образовательно-адаптивной среды, согласно новым образовательно-развивающим технологиям.

Материалы и методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, контент-анализ.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные условия и критерии содержательной оценки учебный деятельности учащихся позволяют объективно, оперативно и надежно оценить и диагностировать учебные достижения методом контент-анализа, а также сформировать адекватную самооценку и реальный уровень притязаний учащихся. Технология предполагаемой системы оценки педагогических условий методом контент-анализа может быть успешно применена на любых этапах учебного процесса.

Для обоснования педагогических условий, которые направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, необходимо уточнить, что понимается под таковыми в контексте заявленного исследования, так как в научной психолого-педагогической литературе можно встретить различные точки зрения толкования этого понятия.

Этимология понятия «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо, и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется [4: 816].

Н.М. Борытко отмечает, что термин «условие», как философская категория, выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [5:181].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения… целей» [6: 117].

В.А. Беликов – как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач [7].

Н.М. Яковлева включает в понятие совокупность объективных возможностей педагогического процесса [8: 18].

Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева связывают педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают как компонент педагогической системы, которая отражается в следующей совокупности:

– компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие;

– содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве, которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [9: 29–32].

Воплощение в реальности ряда изменений в российской системе образования, в том числе и совершенствование системы управления его качеством, согласно утвержденным международным стандартам, предполагает поиск новых подходов к отбору профессионального педагогического состава, оценке ее результативности, в связи с чем приоритетным направлением в решении поставленных задач являются:

– формирование высокого уровня мо- тивации,

– привлечение молодых высококвалифицированных научных работников;

– создание благоприятных условий для научно-исследовательской деятельности.

Согласно современным исследованиям, многие учёные отмечают угрожающе низкую оценку сложившейся кадровой политики многих вузов, а также отсутствие реально работающих мотивационных программ.

Важно отметить, что сегодня не существует единого подхода к определению понятия «педагогические условия», что обуславливается рядом причин:

- субъективные представления исследователей о понятии «условия»;

- исследование педагогических условий, которые принадлежат к разным классификационным группам;

- непонимание содержания понятия «условия»;

- слабое обоснование выбора именно данных условий.

Понятие условия интерпретируется как элемент комплекса объектов, процессов, явлений, влияющий на формирование внешней среды, в которой существует данный феномен.

Важно отметить, что определение понятия «педагогические условия» рассматривается в трудах большого количества отечественных исследователей. Сегодня можно выделить несколько основных подходов к определению понятия «педагогические условия» [10, с. 84]:

1. Рассмотрение понятия «педагогические условия» с точки зрения организационной составляющей. Так, под «педагогическими условиями» будут пониматься условия труда педагогического коллектива с целью реализации образовательного процесса. При этом в рамках данного определения педагогические условия будут рассматриваться в совокупности с основными организационными характеристиками организации образовательного процесса: техническое оснащение рабочей среды педагогов, оснащённость компьютерами, учебными материалами и т.д. Так, данный подход рассматривает «педагогические условия» как набор определённых характеристик рабочей среды, организацию образовательного пространства.

2. Рассмотрение понятия «педагогические условия» с точки зрения психологической составляющей. Так, под «педагогическими условиями» будет пониматься социально-психологическая среда деятельности педагога, которая включает в себя социально-психологические характеристики педагогического коллектива, а также эмоциональное состояние педагога в процессе реализации его рабочих функций. Здесь под «педагогическими условиями» понимается психологическая обстановка в образовательной среде.

3. Рассмотрение понятия «педагогические условия» с дидактической точки зрения. Так, под «педагогическими условиями» будет пониматься обеспеченность педагога соответствующими материалами для проведения учебных занятий.

Так, можно отметить, что педагогические условия будут представлять собой основной компонент образовательной системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды.

Важно отметить, что, в частности, организационно-педагогические условия обладают следующими признаками:

– педагогические и организационные условия – это комплекс целенаправленных методов, форм, условий общего процесса обучения. Данные условия прямым образом отражаются и влияют на ход учебного процесса, позволяя повысить уровень и эффективность обучения,

– меры воздействия, которые применяются в педагогических условиях, лежат в основе управления образовательным процессом,

– меры воздействия определяются как взаимосвязанные и обусловленные одной целью мероприятия, позволяющие продуктивно решать задачи процесса обучения,

– наиболее важной и значимой в процессе обучения выступает мера воздействия, которая несет функцию организованного педагогического условия.

– количество современных педагогических и организованных условий формируется согласно структуре определенного учебного процесса.

В связи с этим оказывается возможным выделить несколько основных видов педагогических условий. Рассматривая педагогические условия с организационной точки зрения, можно отметить следующие определения:

1. С одной точки зрения, педагогические условия рассматриваются в качестве совокупности объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение необходимых целей и задач. Важно отметить, что данное определение понятия позволяет отметить, что основной целью организации педагогических условий является достижение основных целей образовательного процесса – оказание образовательных услуг, которое оказывается невозможным без организации качественного образовательного пространства [10–12].

2. Другие авторы считают, что педагогические условия являются совокупностью возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, которые направлены на достижение целей педагогической деятельности. Здесь важно отметить, что, по мнению автора, важным в процессе организации педагогических условий является именно формирование комфортной педагогической среды за счёт применения особых форм, методов и т.д. [13].

3. Третья группа авторов отмечает принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности в эффективности формирования педагогических условий. Здесь можно отметить, что, по мнению автора, основной целью педагогических условий является формирование не только эффективного образовательного пространства, но также и воздействие на субъектов образовательного процесса, в частности – педагогов, от развития профессионально-личных качеств будет зависеть весь образовательный процесс [14, 15].

Наиболее близким к исследуемому термину является понятие «образовательной среды». Образовательная среда рассматривается как взаимодействие индивида с внешней средой, она определяется совокупностью разных факторов, возникающей в процессе обучения, а именно:

1 – создающая возможность формирования и развития интересов, способностей, система условий,

2 – условия, для формирования и развития потребностей и трансформации личности, возможность саморазвития,

3 – наличие социальных, психологических, культурных, педагогических условий, которые будут способствовать развитию индивида,

4 – условия, позволяющие индивиду развиться в пространственном и социальном пространстве.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ исследуемого феномена позволяет сформировать ряд признаков, которые широко отображают педагогические условия как совокупность обстоятельств, причин, виляющих на развитие и функционирование исследуемого объекта, часто встречаемые при определении исследуемого термина понятия в литературных источниках, а именно:

1 – составной элемент,

2 – мера взаимодействия и воздействия,

3 – использование научно-технического оборудования,

4 – пространственное окружение,

5 – внешние и внутренние элементы образовательного процесса,

6 – меры развития, эффективности функ- ционирования,

7 – совокупность объективных возмож- ностей,

8 – согласованность методов, форм, содержания педагогического процесса.

Анализ литературных источников по теме исследования позволил сформировать матрицу частоты появления единиц – признаков исследуемого понятия (таблица).

Признаки «педагогические условия» в определении учёных-педагогов

Единицы-признаки

Частота появлений в работах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Составляющий элемент образовательного процесса

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Инструмент воздействия на субъектов образовательной среды

       

+

 

+

+

+

+

5

Учебное и техническое оснащение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Пространство образовательного учреждения

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

6

Внутренние и внешние элементы образовательной среды

+

+

 

+

+

+

+

+

   

7

Инструменты развития образовательного процесса

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

7

Возможности организации образовательного пространства

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Форма и методы педагогического процесса

       

+

+

+

+

+

+

6

4. Согласно проведённому контент-анализу можно сделать вывод, что «педагогические условия» рассматриваются в качестве основного составного элемента педагогической системы, а также как процесс, в рамках которого происходит активное использование учебного и технического оборудования, а также как совокупность объективных возможностей для организации образовательного процесса [16, 17].

Выводы

На основании изучения научно-педагогической литературы, выполнив детальный анализ научных работ некоторых авторов, занимающихся исследованиями феномена «педагогических условий», можно сделать заключение, что в настоящее время в современной науке выделяют несколько педагогических условий, на основании которых обеспечивается оптимальный педагогический процесс, а именно:

– основным фактором являются организационные и педагогические условия,

– совокупностью возможностей материальной, образовательной среды являются психолого-педагогические условия,

– элементом организационных форм обучения являются дидактические условия.

Условия, обеспечивающие целостность педагогического процесса, являются важным аспектом для выполнения педагогических задач.

Практическое значение проведенного контент-анализа понятия «педагогические условия» заключается в последовательном их применении в образовательном процессе.


Библиографическая ссылка

Шилова И.В., Задворнов С.А ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ» МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-2. – С. 401-405;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37893 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674