Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ИЗ ОПЫТА ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА «НА СТАРТЕ» ФГБОУ ВО «ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Смирнова Е.Ю. 1 Алексеев Д.А. 1 Ходотова В.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме вовлеченности студентов в общественную деятельность в свободное от обучения время. Рассмотрены и проанализированы результаты анкетирования членов волонтерского отряда «На старте» обучающихся Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (ФГБОУ ВО ВЛГАФК). С помощью вопросов анкеты был изучен не только опыт участия молодежи в мероприятиях в качестве волонтеров, но рассмотрены потребности, выявлены мотивационные аспекты и интересы, оказывающие влияние на принятие решения об участии в волонтерской деятельности, а также выбора конкретного направления приложения усилий. Проведено сравнение количества обучающихся в ФГБОУ ВО ВЛГАФК, задействованных в волонтерской деятельности на различных курсах обучения. Результаты исследования показали, что активное участие в волонтерской деятельности существенно увеличивает возможности налаживания эффективного взаимодействия, в том числе поиска единомышленников в процессе решения конкретных социально значимых проблем. Полученные результаты исследования могут стать основой для разработки практических и методических рекомендаций по организации волонтерской деятельности, а также привлечению и мотивации обучающихся различных учебных заведений к решению общественно значимых проблем конкретного города и региона.
волонтерский отряд
обучающиеся высшей школы
событийное волонтерство
спортивные и культурно-массовые мероприятия
волонтерская деятельность
1. Козель В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность при участии сотрудников Ресурсного центра «Мосволонтёр». М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. 98 с.
2. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 431 с.
3. Горлова Н.И. Событийное волонтёрство новое направление развития практики добровольческой деятельности // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». 2016. № 4 (20). С. 37–46.
4. Рюмина Ю.Н., Воронцова В.И. Актуализация профессионально-личностного потенциала студентов педагогического вуза в процессе волонтёрской деятельности // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». 2018. № 3 (27). С. 16–29.
5. Горлова Н.И. Просветительские образовательные мероприятия, направленные на накопление и развитие человеческого капитала в добровольческом движении // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». 2016. № 3. С. 68–81.

Вербовка добровольцев к участию в масштабных действиях на сегодняшний момент говорит о ее важности и значительности. Достаточно хорошо этот опыт участия волонтеров продемонстрирован на таких значимых и серьезных мероприятиях, как Кубок Конфедераций FIFA 2017; Чемпионат мира по Танковому биатлону; XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов и др.), федеральных событий (например, Шествие «Бессмертный полк»; события в честь государственных праздников России: День России, День Государственного флага РФ, День народного единства и др.), городских событий (Московский урбанистический форум; Московский выпускной; Открытие парка «Зарядье» и др.). Подобные события сопровождаются необыкновенной атмосферой, как самого праздника, так и ответственности за закрепленную за волонтером работу, дружеского участия, сопереживания и взаимовыручки. Являясь участниками, волонтеры взаимодействуют с различными представителями и должны олицетворять в себе профессиональные знания, доброжелательность, внимание, учтивость, умение ответить на все поставленные любым участником мероприятия вопросы. Сотрудничество с волонтерами способствует улучшению качества организации мероприятия, а о его результатах можно судить, по отзывам в общественных сетях, где работа волонтеров получает широкий резонанс в благодарностях гостей [1, с. 8].

«Бесспорно, волонтерство по праву можно назвать глобальным социальным феноменом современности, включенным в мировые тренды и в то же время имеющим ярко выраженные национальные особенности в каждой стране» [2, с. 4].

Возможности событийного волонтерства, как общественного парадокса, получают сейчас широкое распространение на всех уровнях (международном, национальном, локальном), заставляя направить внимание исследователей на необходимость общества в исследовании возможностей управления данным видом деятельности.

Событийное волонтёрство, привлекая добровольцев в свои ряды, получает возможность воздействовать на воспитание в них духовно-нравственных гуманистических ценностей, соучастия, взаимодействия, общения, безвозмездной помощи и, как следствие, бескорыстного служения гуманным идеалам человечества.

Проведение мероприятий требует создания общей единой системы документации, которая необходима на всех уровнях взаимодействия с волонтером: при заключении договоров, инструктаже, выборе ответственного лица, создании и использовании специально разработанных методик [3, с. 38].

Для более активного привлечения учащейся молодежи высшей школы в волонтерское движение необходимо применять системный подход. Включение в учебно-воспитательный и образовательный процессы разнообразных форм и методов организации общественно полезного досуга, при планировании общественной и досуговой деятельности, способствует повышению профессионального потенциала молодых специалистов их профессионального роста и становления. Поэтому целесообразно активно вовлекать обучающихся высшей школы в волонтерское движение на протяжении всего периода обучения. [4, с. 17].

Основой положительной реализации любых активных действий для их организаторов является развитый человеческий капитал, понимаемый Н.И. Горловой как совокупность способностей, знаний, умений, навыков и мотивационных установок людей, вовлеченных в реализацию задачи [5, с. 69].

В целях создания условий для вовлечения, обучающихся Великолукской государственной академии физической культуры и спорта в добровольческое движение и активизации волонтерской деятельности 20 февраля 2017 г. в академии был создан волонтерский отряд «На старте». На сегодняшний день исследований мотивационных аспектов волонтерской деятельности отряда «На старте» не проводилось, поэтому полученные данные представляются значимыми для развития волонтерского движения среди учащейся молодежи вуза и способны помочь в выборе средств и методов работы с молодежью.

Цель исследования: проанализировать участие и мотивацию обучающихся в работе волонтерского отряда «На старте» ФГБОУ ВЛГАФК на основе результатов исследования данных опроса.

Материалы и методы исследования

Для оценки опыта участия молодежи в мероприятиях в качестве волонтера, выявления мотивационных аспектов волонтерской деятельности на мероприятиях в событийном волонтерстве был проведен анкетный опрос членов волонтерского отряда «На старте» обучающихся ФГБОУ ВО «ВЛГАФК».

В опросе приняло участие 40 волонтеров, из которых 28 девушки и 12 юношей.

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы по изучаемой тематике.

2. Изучение локальных нормативно-правовых актов;

3. Анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

На предварительном этапе исследования были проанализированы данные по возрастному, половому составу респондентов и региону, откуда прибыл обучающийся, принимающий участие в опросе (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по численному и половозрастному составу

Место проживания

Численный и полово- зрастной критерий

Великие Луки, Великолукский район

Тверская область

Новгородская

область

Районы Псковской области

Количество респондентов из регионов

70 %

10 %

5 %

15 %

Соотношение мужчин и женщин

32 % 68 % женщин

25 % мужчин 75 % женщин

100 % женщин

33,3 % мужчин 66,6 % женщин

14–17 лет

7, %

0

0

33.3 %

18–22 лет

78 %

100 %

100 %

66,6 %

23–26 лет

15 %

0

0

0

27–30 лет

0

0

0

0

Приведенная статистика участников опроса показала, что большинство респондентов 70 % проживают в г. Великие Луки или в Великолукском районе, 15 % обучающихся приехали из районов псковской области, меньше всего опрошенных из тверской – 10 % и новгородской – 5 % областей. Среди волонтеров преобладает возраст от 18–22 лет, и это в основном жители города Великие Луки (табл. 1).

Соотношение по половому признаку выражено в сторону преобладания девушек-волонтеров по всем представленным регионам.

В табл. 2 представлены результаты анкетирования волонтерского отряда «На старте» обучающихся в ФГБОУ ВО ВЛГАФК.

Таблица 2

Результаты опроса волонтёров отряда «На старте», обучающихся в ФГБОУ ВО ВЛГАФК

п/п

Вопросы и варианты ответов

Ответы обучающихся в ФГБОУ ВО ВЛГАФК

1. В каких видах волонтерской деятельности у Вас есть опыт участия?

а) Социальное волонтерство

57,5 %

б) Событийное волонтерство

100 %

в) Экологическое волонтерство

82,5 %

г) Волонтерство 75-летия Победы

62,5 %

д) Культурное волонтерство

27,5 %

2. Как долго Вы занимаетесь событийным волонтерством?

а) Менее 1 года

10 %

б) 1–2 года

22,5 %

в) Более 2 лет

67,5 %

3. Каким событиям Вы отдаете предпочтение при выборе мероприятия для участия в качестве волонтера?

а) Культурно-массовым

62,5 %

б) Спортивным

77,5 %

в) Образовательным

12,5 %

г) Военно-патриотическим

27,5 %

д) Экологическим

2,5 %

е) Официальным

0

4. Сколько раз в месяц Вы принимали участие в качестве событийного волонтера?

а) Реже 1 раза в месяц

10 %

б) 1–2 раза в месяц

25 %

в) 3–4 раза в месяц

55 %

г) 5 и более раз в месяц

10 %

5. Из каких источников Вы получаете информацию о наборе волонтеров?

а) Средств массовой информации

7,5 %

б) Общественных организаций

17,5 %

в) Образовательных учреждений

35 %

г) От друзей, знакомых

40 %

Окончание табл. 2

п/п

Вопросы и варианты ответов

Ответы обучающихся в ФГБОУ ВО ВЛГАФК

6. Что Вас больше всего привлекает в волонтерской деятельности?

а) Возможность бесплатно посетить интересные мероприятия

52,5 %

б) Познакомиться с новыми людьми, найти единомышленников

57,5 %

в) Получить необходимые навыки работы в определенной сфере

25 %

г) Возможность увидеть известных личностей

7,5 %

д) «Засветиться» в новостях

0

е) Получить благодарственное письмо, сувениры

2,5 %

ж) Обзавестись полезными связями

55 %

7. Какие трудности Вы испытали при выполнении волонтерской работы?

а) Несвоевременное или неполное предоставление необходимой информации

82 %

б) Трудности при взаимодействии с организаторами мероприятия

25 %

в) Отсутствие реальной потребности в волонтерской помощи

0

г) Несоблюдение заявленных условий труда

0

д) Перекладывание обязанностей организаторов на волонтеров

22,5 %

е) Подобных проблем не возникало

12,5 %

8. Какие Вам необходимы условия для постоянной работы в качестве событийного волонтера?

а) Свободное время

30 %

б) Дружеские отношения с кураторами, волонтерами

20 %

в) Общественно значимые, интересные проекты

65 %

г) Возможность карьерного роста

12,5 %

д) Заинтересованность в конкретной сфере

45 %

У 100 % молодежи, занимающейся событийным волонтерством, есть опыт участия в других видах волонтерской деятельности. Больше всего волонтеры принимали участие в экологическом волонтерстве – 82,5 %, в праздновании 75-летии Победы – 62,5 % и социальном – 57,5 %. Меньше всего – 27,5 % опрошенных участвовали в культурном виде волонтерства. Это говорит о том, что большинство молодежи отряда «На старте» осознанно оказывают помощь на разного рода мероприятиях, которые наиболее распространены в данном регионе. На наш взгляд, из-за недостаточного количество масштабных культурных мероприятий, проводимых в г. Великие Луки выявлен самый низкий процент данного вида волонтерской деятельности.

Результаты исследования показали, что более 2 лет занимаются событийным волонтёрством 67,5 % респондентов. Можно говорить, что основная часть событийных волонтёров – это студенты 3 и 4 курсов вуза.

При выборе мероприятия для участия в качестве волонтера предпочтение отдано спортивным – 77,5 % и культурно-массовым – 62,5 % мероприятиям; военно-патриотическое направление выбрали 10 %, экологическим хотят заниматься 2,5 % респондентов. В качестве событийного волонтера 10 % опрошенных принимали участие хотя бы раз в месяц; 25 % респондентов 1–2 раза в месяц; 55 % опрошенных 3–4 раза; 10 % активно участвовали в различных событиях 5 и более раз.

На основе изучения результатов опроса выявлено, что основными источниками информации о наборе волонтеров на то или иное мероприятие поступает в основном из образовательного учреждения – 35 % или через друзей и знакомых – 40 %. Как показали исследования, средствами массовой информации пользуются 7,5 % опрошенных.

Для респондентов в волонтерской деятельности привлекательной стороной отмечены: возможность обзавестись полезными связями – 55 %; новые знакомства и поиск людей близких по духу людей – 57,5 %; возможность посетить интересное мероприятие, не вкладывая денег – 52,5 %; соприкоснуться с прославленными людьми – 7,5 %. Желающих «засветиться» в новостях не выявлено.

При осуществлении волонтерской деятельности участникам отряда «На старте» приходилось сталкиваться с несвоевременным или неполным предоставлением необходимой информации – 82 % респондентам, у 25 % опрошенных возникали трудности при взаимодействии с организаторами мероприятия. Только у 12,5 % волонтеров не возникло трудностей при выполнении волонтерской работы.

Для постоянной работы в качестве событийного волонтера 30 % опрошенных необходимо наличие свободного времени, при этом 65 % ответили, что важной составляющей является наличие социально значимых, заслуживающих внимание проектов для их участия.

Необходимым условием для постоянной работы в качестве событийного волонтера 45 % респондентов считают заинтересованность в конкретной сфере или виде деятельности.

На основе исследования выявлено, что особой популярностью среди активной молодежи пользуется событийное волонтерство, то есть осуществление волонтерской деятельности на культурно-массовых, спортивных, образовательных, военно-патриотических, экологических, официальных и других мероприятиях местного, регионального, федерального или международного уровня. Среди наиболее популярных форм событийного волонтерства является спортивное направление.

Для волонтеров первым порывом участия зачастую становится привлекательность самого события, его престижность, яркость, зрелищность, значимость для развития региона и страны.

Престижные коммерческие события привлекают волонтеров возможностью увидеть и завести знакомства с представителями экспертных сообществ, популярными артистами, известными блогерами, а также профессиональными ивент-менеджерами, и это может служить хорошим мотивом для привлечения обучающихся к участию в мероприятиях подобного рода.

Событийное волонтерство способствует продуктивному сотрудничеству и организаторов событий и добровольцев, так как взаимодействие обогащает участников данного вида деятельности и является катализатором по популяризации и пропаганде всего добровольческого движения.

Для того чтобы удовлетворить потребности волонтеров молодого поколения в саморазвитии, важно систематически задействовать интерактивные формы обучения, создавая атмосферу игры, предлагая креативные виды деятельности. В целях поощрения наиболее активных волонтеров могут выступать: продвижение по карьерной лестнице, возможность руководства группой вновь прибывших в ряды волонтеров, а также участие в более масштабных мероприятиях событийного характера.

Чтобы не допустить масштабных отказов от какого-либо мероприятия из-за плохого информирования, важно сделать лучше систему сообщений, которые связаны с участием добровольца в мероприятии (указать точное время и место проведения, уточнить форму одежды, предоставить данные о характере выполняемой работы, сообщить справочные данные). Данную работу необходимо проводить заблаговременно и последовательно.

Событийное волонтерство как технология вовлечения обучающихся в системную волонтерскую деятельность создаёт предпосылки для возможности быть причастным к значимому для города и страны событию; яркость и привлекательность самого события; возможности работы в команде, приобретение организационных и управленческих навыков.

Для повышения вовлеченности в событийное волонтерство будущих обучающихся ФГБОУ ВО ВЛГАФК необходимо включить в общеобразовательную практику вуза проведение различных мастер-классов, диспутов и др. форм воздействия. При проведении целесообразно использовать интерактивные технологии и привлекать опытных волонтеров.

С целью определения потребностей, задач и предпочтений юных добровольцев рекомендуется временами проводить анкетирование. Данный вид деятельности поможет скорректировать основную работу по привлечению, отбору и эффективной подготовке наиболее подходящих помощников.

Заключение

Волонтерство является лакмусовой бумажкой, с помощью которой можно определить сегодняшнее состояние социальной ответственности и активности молодого поколения. Данное направление деятельности вносит значимый вклад в работу различных образовательных учреждений и способствует не только привлечению молодежи к активной жизненной позиции, но и отвлечению от негативных явлений современной действительности.

Сегодня событийное волонтерство – это та форма активности молодежи, которая способна по-новому воздействовать на социальную адаптацию молодого поколения к всевозрастающим потребностям общества, а это в свою очередь требует более детального изучения, комплексного понимания и объяснения.

Если сегодня мы сможем привлечь обучающуюся молодежь в волонтерское движение, то завтра у нас появится поколение молодых людей, способных не только найти свое место в жизни, но и поколение, которое не пройдет равнодушно мимо негативных явлений нашей жизни.


Библиографическая ссылка

Смирнова Е.Ю., Алексеев Д.А., Ходотова В.Ю. ИЗ ОПЫТА ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА «НА СТАРТЕ» ФГБОУ ВО «ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 210-214;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37861 (дата обращения: 27.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074