В современной педагогике по-прежнему актуален процесс поиска новых образовательных и воспитательных парадигм. А может, следует «обернуться» назад, к древним мудрецам? Предметом данного исследования является изучение возможностей применения так называемого «сократовского метода» в современной педагогике высшей школы. Сократ достиг вершин педагогического мастерства, воспитав плеяду великих ученых. Формирование личности у Сократа – это её нравственное становление, при этом образование и воспитание у философа неразрывно и органически связаны. Идеал Сократа – это свободная высоконравственная личность с четкой мировоззренческой позицией.
Цель исследования: найти алгоритм «сократовского метода» в современной образовательной системе.
Для реализации поставленной цели используются следующие методы: диалектика, сравнительный и логический анализ, герменевтический анализ. Кроме того, автор опирается на собственные эмпирические исследования, 28-летний опыт преподавания в вузе.
Выводится алгоритм «сократовского метода». Сравнивается «сократовский метод» с приемами «школы свободного развития», с эвристическим методом, с идеями проблемного обучения и «креативной педагогикой». Предлагается использовать «сократовский метод» в медицинском вузе исходя из действующего федерального государственного образовательного стандарта (3) на примере преподавания философии в медицинском вузе. Указаны конкретные проблемные задачи, вопросы для дискуссий, темы философских эссе для студентов-медиков. Рассматриваются все составляющие «сократовского метода: диалог, беседа, дискуссия, диспут, майевтика, диалектика, индукция. Рассматривается гуманизирующая составляющая метода, а именно – формирование целостной Личности.
Результаты исследования и их обсуждение
«Сущность «сократовского метода» в педагогике
В 5 веке до н.э. Сократ, которого Платон неоднократно называет «мудрым, мудрейшим среди людей» [1], делает проблему воспитания и образования актуальной в философии. Таким образом, Сократ стоит у истоков философии образования. Несмотря на скудность историографии (Диоген Лаэртский, Платон, Ксенофонт), мы попытаемся рассмотреть педагогическую теорию Сократа.
В чем сущность метода Сократа? Образование и воспитание у Сократа неразделимы. Философ одним из первых применил диалог как главный метод общения ученика и учителя. В «сократовском диалоге» равны и учитель, и ученик. У Сократа учитель направляет ход рассуждения, не навязывая ответ, ибо прийти к истине и ученик, и учитель должны вместе. Для Сократа важна личность ученика. При этом ядро личности – это нравственность, а образование личности – это её нравственное становление. Так образование (получение знаний) становится и воспитанием.
Сократовские беседы – это великое мастерство великого Учителя. На умение общаться с учениками обращает внимание исследователь его дидактического наследия П.С. Гуревич [2]. Сократ учил логике размышления. Сократ предлагал спорное суждение, и, развивая его, давал несколько способов его решения, порой приводя к абсурдности и хаосу исходной мысли, затем, когда все решения проработаны, он наталкивал на истинный путь. При этом он использовал иронию, специфическое чувство юмора. Майевтика – так он назвал этот метод, когда учитель помогает «родиться» новому знанию через проблемные задачи. Предложенное Сократом «искусство майевтики» помогает извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Сократ «одинаково умел как убедить, так и разубедить своего собеседника», – рассказывает о нем великий историограф Диоген Лаэртский [3, с. 102]. «Индукция» Сократа – это поиск общего в конкретных добродетелях через их анализ и сравнение.
Сократовский метод – это истоки педагогической эвристики. А.В. Хуторский пишет: «Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования» [4]. Эвристическое обучение у Сократа – постоянное открытие чего-то нового. Эвристика – это путь нахождения Истины. Педагог предлагает лишь алгоритм обучения, где главное – это сам Ученик, так происходит творческая самореализация личности. В связи с чем можно говорить об актуальной сейчас «школе свободного развития». Истоки этой идеи относят к педагогическому наследию Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, Н. Вентцеля и др. Сейчас «школа свободного развития» существует на основе теории А.В. Хуторского. «Концепция Школы свободного развития: Предназначение человека – выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами. Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ученика. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира… Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен… Ситуативное обучение. Основная форма эвристического обучения – есть образовательная ситуация. Обучение состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем; заданными остаются образовательные технологии…» [5].
Но в действительности эта идея так называемого «свободного развития» реально была воплощена в жизнь в «Афинской школе» Сократа, а затем в академии Платона.
«Метод Сократа» есть переход от одной проблемы к другой, где важен сам процесс рассуждения. По сути это есть то, что мы сейчас называем «проблемное обучение». Интересную дефиницию «проблемного обучения» мы находим у И.Я. Лернера: «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения» [6, с. 17]. Цель проблемного обучения – постижение учащимся определенного учебного материала посредством выдвижения преподавателем особых познавательных задач-проблем. Здесь следует использовать следующие образовательные методики, которые, впрочем, применялись и Сократом, а именно дискуссия, диспут, игровые технологии. Вопрос-ответ, довод-опровержение, – все умозаключения на гране истины – заблуждения – лжи, – такое обучение и одновременно воспитание активизирует креативные способности личности. Этот процесс заставляет говорить о «креативной педагогике». «Главной целью формирования опыта креативной деятельности является обеспечение направленности образовательного процесса на воспитание личности человека, для которого характерно мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах созидания над разрушением, способности применять креативные качества в процессе решения проблем» [7].
Такая модель выходит на уровень гуманизации, т.е. целостного воспитания Личности. Гуманизация образования – «создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом – средой» [8, с. 92–93]. «Гуманизация образования – это развитие общекультурных факторов в содержании образования, воспитание целостной личности во всей полноте ее духовного предназначения» [9, с. 116]. Гуманизация есть основополагающая компетенция современного педагога.
Кроме того, Сократ использует диалектику как искусство полемики. К предмету рассуждения он относится, учитывая всю многогранность проблемы, вскрывая все противоречия, так как цель любого рассуждения – это поиск Истины. Для Сократа значимы не столько поиски истины, главное – это найти её смысл. Для Сократа не важна вся сумма знаний, ибо много знаний не обозначают высокий интеллект, важно овладеть методом познания, научиться учиться. А это невозможно без самопознания, сократовское «Познай самого себя». Ибо конечная цель любой образовательной и воспитательной технологии – это способность личности к самопознанию и самосозиданию.
«Сократовский метод» в современной высшей школе и медицинском вузе
Можно ли сегодня через главенствующий в высшей школе компетентностный подход применять «сократовский метод»? Безусловно! «Мы считаем, что современная высшая школа, поставив целью формирование качеств гуманной, креативной, компетентной личности, должна уйти от репродуктивной стратегии обучения, которая строится на соответствии знаний, умений и навыков образовательным стандартам, в которой содержание образования сводится к вузовской программе. В связи с этим возрастает роль самообразования в процессе учения, целенаправленного развития опыта креативной деятельности» [7]. Это, собственно, и есть идеи Сократа.
Чтобы понять, как функционирует в образовательном процессе «сократовский метод», выведем его алгоритм:
1) постановка проблемы;
2) способы её решения;
3) свободное размышление;
4) систематизация;
5) диалектический или (и) синергетический анализ;
6) выход на варианты решения;
7) выбор верного решения;
8) подытог;
9) «открытие нового»;
10) вывод.
При этом применения «сократовского метода» не требует четкого следования установкам алгоритма, главное – это свобода размышления.
В медицинском вузе «сократовский метод» наиболее актуален при преподавании гуманитарных дисциплин исходя из следующих общекультурных компетенций: «формирование мировоззренческой позиции и гражданской позиции; готовность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала; идеи толерантности; способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности» [10, с. 6].
В Ивановской государственной медицинской академии вот уже три года существует спецкурс «Философия медицины». Задача освоения модуля «Философия медицины» – это формирование у студентов-медиков системных знаний на стыке философии и медицины, что способствует развитию аналитического мышления, навыков доказательства своей мировоззренческой позиции, утверждение гуманистической позиции, деонтологических принципов. Спецкурс «Философия медицины» — раздел философии науки, который исследует мировоззренческие проблемы медицины в контексте теоретической и практической деятельности человека. «Философия медицины» изучает медицинскую реальность, рассматривает все основные философские проблемы в единстве с медицинской проблематикой.
«Сократовский метод» при изучении «Философии медицины» это возможность реализации следующих компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
ОК-2. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала [10].
Предлагаем некоторые конкретные задания для студентов-медиков по философии медицины, исходя из поставленных компетенций.
Проблемные задания:
1. Какой современный смысл имеет фраза Гиппократа «Врач-философ равен Богу»?
2. Проанализируйте слова Демокрита «Медицина – любимая дочь философии».
3. Способно ли искусство исцелять?
4. Как Вы понимаете слова А.П. Чехова «Медицина – ежедневное испытание на человечность»?
5. Как Вы понимаете высказывание Гиппократа «Медицина – это искусство, способное возвращать человеку утраченную вследствие болезни красоту»?
Вопросы для дискуссии:
1. Понятие «человек» и «личность» в медицине.
2. Врач на пороге жизни и смерти.
3. Какое влияние оказала философия на развитие медицины?
4. Какое влияние оказала медицина на развитие философии?
5. Проблема сознания, мышления, бессознательного в философии и медицине.
6. Арт-терапия: союз искусства и медицины.
7. Философия как методология медицины.
8. Понятие «жизнь» и «смерть» в философии и медицине.
9. «Человек» как предмет философии и медицины.
10. Философские категории и понятия медицины.
Задания для написания философского эссе (предлагается провести конкурс среди студентов и аспирантов, лучшие работы могут быть опубликованы, подобная практика уже существует на кафедре гуманитарных наук ИвГМА):
1. Медицина и философия: грани взаимодействия.
2. Зачем философия медику?
3. Диалектика социального и биологического в природе человека.
4. Великие врачи-философы. Почему великие врачи обращались к философии? (Гиппократ, Эмпедокл, Гален, Авиценна, Парацельс, Ж. Ламетри, Д. Локк, З. Фрейд, К. Юнг, К. Ясперс, М. Фуко, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.А. Семашко, А.А. Богданов, И.В. Давыдовский, Н.М. Анохин и др.).
5. Моя мировоззренческая позиция как будущего врача (студент может выбрать любую интересующую его проблему).
Предлагаемые задания формируют, прежде всего, мировоззренческие установки студента, умения самостоятельно мыслить, иметь собственную позицию, это возможность поделиться своими идеями о Мире, о себе.
Заключение
Таким образом, можно говорить о том, что современная педагогика в поисках новых образовательных технологий должна использовать весь исторический опыт.
«Система образования должна развиваться! В то же время нельзя забывать о главном: воспитание – это пробуждение человека в человеке. Ценность личности («Я-концепция») есть основа современной педагогики» [11, с. 33].
Философия – «учительница жизни», так понимал её Сократ. Философия призвана формировать и культивировать гуманистические ценности и идеалы, «ядро» мировоззрения личности.
«Сократовский метод» направлен, прежде всего, на развитие целостной, свободной личности, с четко выраженной мировоззренческой позицией.
В медицинском вузе – это формирование будущего врача, врача-гуманиста. Уважение, человечность, сострадание и милосердие – главные доминанты общечеловеческой морали, и в медицине они обретают уровень императивов [12, с. 84–85]. Формирование этих качеств возможно в том числе посредством «свободного саморазвития».
Сократ опередил время. Самопознание, самовоспитание, самосозидание по-прежнему актуальны и востребованы.
Библиографическая ссылка
Заховаева А.Г. «СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛОСОФИИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 161-165;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37784 (дата обращения: 10.10.2024).