Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Касымова Ю.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
В данной статье рассматриваются современные проблемы теоретического и прикладного характера в части вопроса подготовки кадров для нужд железнодорожной отрасли. Обучение студентов включает в себя множество видов деятельности, но особая роль уделяется производственной практике как основному инструменту, позволяющему овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для последующей работы в компании. Значимую категорию составляют студенты целевой подготовки, поскольку предприятие-работодатель осуществляет заказ отраслевому вузу на определенные профессии и специальности, которые наиболее востребованы и необходимы для эффективного функционирования ОАО «РЖД». Именно они формируют «ядро» молодых специалистов, способных воспринимать происходящие изменения и способствовать инновационному развитию холдинга. Анализируется существующая модель организации и проведения производственной практики для студентов. Выделяются проблемы и негативные тенденции данного процесса, а также предлагаются направления его совершенствования. Данная проблема достаточно остро отмечается на рынке труда работодателями. Предложенные в статье направления трансформации существующей модели позволят в краткосрочном периоде сформировать принципиально новый подход к производственному обучению студентов, обучающихся по целевым договорам, расширить возможности формирования у них требуемых профессиональных компетенций.
производственное обучение
подготовка кадров
железнодорожная отрасль
целевая подготовка студентов
производственная практика
профессиональные компетенции
вуз
работодатель
1. Долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги». Утверждена распоряжением правительства российской федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р  [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (дата обращения: 20.09.2019).
2 Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта с использованием инновационных подходов: монография / Под ред. Д.А. Мачерета и А.В. Рышкова. М.: РИОР, 2018. 212 с.
3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 17 апреля 2013 г. № 907р «Об утверждении Положения об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_224500 (дата обращения: 20.09.2019).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.09.2019).
5. Положение «Об организации в ОАО «РЖД» практики студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования», утвержденное распоряжением ОАО РЖД от 31.03.2015 г. № 813 р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=633443 (дата обращения: 20.09.2019).
6. Приказ Росжелдора от 10.06.2015 № 243 «Об организации и проведении производственной практики обучающихся в образовательных организациях Федерального агентства железнодорожного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgups.ru/site/assets/files/50189/polozhenie_o_praktike_obuch.-_osvaivaiushchikh_osn._prof._obr._programmy_spo.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет важную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует формированию позиций для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе [1].

Железнодорожная отрасль характеризуется своей уникальностью, и только наличие кадров с высоким уровнем профильного образования позволит предприятиям повышать свою конкурентоспособность и соответствовать постоянно возрастающему уровню конкуренции в отрасли [2].

Сегодняшнее университетское образование, а в частности производственное обучение, в целом не соответствует перспективным задачам модернизации железнодорожной отрасли. Отсутствует концентрация внимания к развитию у студентов инновационного мышления, навыков лидерства. Причина – разрыв между компетенциями и знаниями, которые дают вузы, и теми, что реально необходимы будущим производственникам.

Цель исследования: выявление недостатков в существующей модели организации и проведения производственного обучения на предприятиях железнодорожной отрасли и предложение направлений ее корректировки для повышения качества подготовки студентов, обучающихся в отраслевых вузах по договору целевого заказа ОАО «РЖД».

Материалы и методы исследования

В работе использованы методы систематизации, анализа и обобщения изученного материала, научных статей в периодических журналах и нормативно-правовой документации по исследуемой проблеме с использованием процессного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение

Ориентация на молодые силы – одно из приоритетных направлений развития крупных промышленных организаций, в частности крупнейшего холдинга ОАО «РЖД». Для молодых работников создаются максимально благоприятные условия для развития их профессиональных компетенций, передачи и сохранения накопившегося опыта, железнодорожных традиций.

Взаимодействие с ведущими вузами ведет к наиболее эффективному удовлетворению требований: студента – в образовании; компании – в росте кадрового потенциала; общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Если говорить о железнодорожном транспорте и отраслевых вузах, занимающихся подготовкой кадров для компании ОАО «РЖД», то следует отметить положительную тенденцию в построении системы взаимодействия «вуз – предприятие». Она реализуется через действие организационно-экономического механизма осуществления целевого заказа на выпускников той или иной специальности, необходимых для функционирования подразделений железнодорожной отрасли [3].

Наличие системы целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для нужд железнодорожных предприятий позволяет ежегодно трудоустраивать в структурные подразделения компании более 250 востребованных специалистов, что является неоспоримым конкурентным преимуществом как для самих выпускников, так и для функционирования холдинга в целом.

Обучение студентов включает множество направлений деятельности: теоретические, практические и лабораторные занятия, семинары, самостоятельная подготовка, выполнение реферативных, расчетно-графических, курсовых работ и проектов, а также прохождение практики по видам, регламентируемым стандартом образования [4].

Рациональная организация практики является одним из самых важных векторов подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий современной экономики, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Существующая модель проведения производственной практики в рамках функционирования механизма «вуз – предприятие» представлена на рисунке.

Производственное обучение играет важную роль в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической деятельности.

Производственная практика по направлениям подготовки (специальностям) проводится в филиалах ОАО «РЖД» (структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД»), имеющих высокий уровень технической оснащенности и использующих современные эффективные методы управления производством. Вузы направляют студентов в структурные подразделения полигона дороги в соответствии с заключаемыми договорами. В настоящее время студенты получают рабочую профессию на площадках профильных вузов, после чего направляются непосредственно в подразделения филиала ОАО «РЖД».

Программа практики предусматривает изучение непосредственно производственного процесса, а также организации работы по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Студенты должны посещать занятия по технической учебе, организуемой для работников подразделения [3, 5, 6]. Руководство практикой, как правило, осуществляется двумя руководителями практики: от образовательного учреждения и от предприятия. Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации в виде написания отчета по заданию на практику и защиты его руководителю практики, закрепленному за студентом на кафедре в вузе.

kasim1.wmf

Существующая модель проведения производственной практики студентов-целевиков

Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей профессии. В этом вопросе важную роль играет процесс проведения и то, как он подготовлен. Рассматривая этот вопрос, целесообразно говорить о реорганизации существующего механизма проведения практики для студентов-целевиков, так как в текущей модели организации практики имеется ряд недостатков и проблем.

Существует ряд проблем, связанных с формированием ключевых компетенций и реорганизацией существующей технологии организации практики:

1. Площадки образовательных организаций не всегда соответствуют требованиям производственного процесса.

Перед направлением на практику студент получает рабочую профессию, соответствующую его специализации в образовательной организации, и в последующем направляется в структурное подразделение для прохождения практики.

Но в вузах зачастую отсутствуют необходимые тренажеры и инструменты. А те, которые используются на практике в данный момент, морально и физически устаревают, что сказывается на качестве прохождения практики студентами целевой подготовки. Для достижения максимального эффекта необходима реализация возможности оказаться в реальных производственных условиях. Оказать содействие в техническом оснащении вузов компания ОАО «РЖД» не имеет возможности, ввиду отсутствия сформированного материального и технологического механизма.

2. Отсутствие на предприятиях полигона ОАО «РЖД» обученных наставников, закрепляемых за студентом-целевиком.

Текущий механизм прохождения практики также предполагает закрепление студента-целевика по прибытию на предприятие за работником, который в свою очередь в соответствии с утвержденной программой практики должен научить студента профессиональным навыкам, развить определенные компетенции, как профессиональные, так и общекультурные. Загруженность основными видами работ по текущей деятельности работника не позволяет организовывать производственное обучение в четком соответствии с Программой практики, а следовательно, не позволяет в полной мере изучить технологические процессы.

3. Заказчик обучения (ОАО «РЖД») не участвует в процессе образования, производственного обучения и мониторинга приращения компетенций у студентов.

Студент получает отметку в Дневнике прохождения практики и направляется в образовательное учреждение для дальнейшего продолжения обучения.

4. Отсутствует механизм передачи рекомендаций по совершенствованию и устранению «пробелов» в знаниях, умениях и навыках студента, выявленных в результате прохождения практики.

Вышеназванные проблемы порождают следующие негативные последствия:

1. Студент приобретает профессиональные навыки не в том объеме, который требуется для дальнейшей успешной деятельности.

2. Снижается мотивация у студентов в прохождении производственного обучения.

3. Развивается нежелание дальнейшего трудоустройства в ОАО «РЖД» в связи с непониманием механизма трудовой деятельности, поставленных стратегических и текущих целей и задач компании.

4. Наличие разрыва в теоретической базе, преподаваемой образовательной организацией и реальной производственной ситуацией в компании.

5. Отсутствие экономического эффекта для предприятия-работодателя от подготовки студентов-целевиков.

Большое количество отказов, браков в будущей работе выпускников-целевиков несут финансовые потери для Компании, а значит, срок окупаемости вложений денежных средств в подготовку студента все более возрастает.

Также важное значение имеют факторы, влияющие на проведение практики студентов, которые можно разделить на следующие группы:

– действующая нормативно-правовая документация;

Изменение положений действующего законодательства, нормативных документов приведет к изменениям в проведении практики. Например, может измениться количество практик, сроки проведения, объем и продолжительность практик, требования к результатам прохождения практик;

– уровень подготовки студентов и руководителей практики.

Недостаточный уровень теоретических знаний, умений и навыков студентов не позволит достичь качественного результата прохождения практики. При этом руководителям практики также важно обладать как техническими знаниями, умениями и навыками, так и педагогическими.

Студентам во время прохождения практики в структурных подразделениях железной дороги зачастую поручают работу, не предусмотренную программой прохождения практики, ввиду загруженности специалистов основной работой;

– техническая оснащенность подразделения, в котором проводится практика;

Недостаточная техническая оснащенность не позволит получить качественных результатов прохождения практики.

Работа на реальном производственном оборудовании во время прохождения производственной практики повышает творческую активность студентов, вовлекает их в поиск собственных способов решения профессиональных задач;

– мотивация студентов и руководителей практики.

В идеальной перспективе высшие учебные заведения должны работать на опережение, извлекая актуальную информацию из соответствующих источников, продуцируя новые идеи совместно с заказчиками кадров, гибко реагируя изменением подхода к обучению на вызовы времени.

В этой связи возникает острая необходимость перехода на новую модель организации и проведения производственной практики для студентов, в частности целевой подготовки.

Учитывая вышеназванные недостатки в существующей модели, нами предлагается новая схема проведения производственной практики, предполагающая ряд существенных изменений:

1. Направлять студентов-целевиков для изучения технологических процессов и присвоения рабочей профессии в Учебный центр профессиональных квалификаций (УЦПК), который в своей структуре имеет оборудованные кабинеты, тренажеры, оборудование, площади для развития технических полигонов.

2. Каждого студента рекомендуется закреплять за обученными преподавателями производственного обучения.

3. Осуществлять выполнение программы практики, утвержденной образовательной организацией и согласованной со структурными подразделениями ОАО «РЖД.

4. Погружать студентов в производственный процесс.

5. Проводить обязательное входное и выходное тестирование студентов с целью мониторинга начального (до прохождения практики) и итогового (после прохождения практики) уровня знаний и приращения компетенций.

6. Присваивать рабочие профессии студентам-целевикам, прошедшим выходное тестирование на положительную оценку.

7. Разработать рекомендации отраслевым вузам по корректировке рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин.

8. Закреплять группы студентов за обученными мастерами производственного обучения, которые в свою очередь организуют практику в соответствии с утвержденной программой.

9. В период практики для погружения в производственный процесс направлять студентов на заранее определенные площадки предприятий, являющихся заказчиками обучения. В том числе изучать технологические процессы смежных хозяйств.

10. С помощью специального оборудования отрабатывать навыки поведения в нестандартных ситуациях.

11. По окончанию практики с помощью существующих методов произвести оценку профессиональных и корпоративных компетенций и направить сведения руководителям кадровых блоков для дальнейшего формирования кадрового резерва.

12. В дальнейшем качественно подготовленных студентов направлять на закрепленные предприятия и трудоустраивать их на рабочие места.

В процессе прохождения практики студенты будут иметь возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, приобретут практический опыт работы с оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию.

По мере накопления опыта студенты-целевики смогут более полно использовать свои знания для совершенствования производственных процессов, выполнения отдельных работ, повышения производительности труда, более рационально использовать и организовывать свой труд.

Выводы

Возможность самостоятельной трудовой деятельности побуждает будущих специалистов к развитию умений находить, формулировать и творчески решать проблему. От достижения поставленных целей «выиграет» не только сам сотрудник, но и холдинг ОАО «РЖД» в целом.

Совокупность предлагаемых в данной методике мер позволит выйти на новый уровень подготовки сотрудников, реализовывать поставленные стратегические задачи и повысить экономическую эффективность деятельности компании в целом.


Библиографическая ссылка

Касымова Ю.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 345-349;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37749 (дата обращения: 18.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074