Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет важную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует формированию позиций для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе [1].
Железнодорожная отрасль характеризуется своей уникальностью, и только наличие кадров с высоким уровнем профильного образования позволит предприятиям повышать свою конкурентоспособность и соответствовать постоянно возрастающему уровню конкуренции в отрасли [2].
Сегодняшнее университетское образование, а в частности производственное обучение, в целом не соответствует перспективным задачам модернизации железнодорожной отрасли. Отсутствует концентрация внимания к развитию у студентов инновационного мышления, навыков лидерства. Причина – разрыв между компетенциями и знаниями, которые дают вузы, и теми, что реально необходимы будущим производственникам.
Цель исследования: выявление недостатков в существующей модели организации и проведения производственного обучения на предприятиях железнодорожной отрасли и предложение направлений ее корректировки для повышения качества подготовки студентов, обучающихся в отраслевых вузах по договору целевого заказа ОАО «РЖД».
Материалы и методы исследования
В работе использованы методы систематизации, анализа и обобщения изученного материала, научных статей в периодических журналах и нормативно-правовой документации по исследуемой проблеме с использованием процессного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение
Ориентация на молодые силы – одно из приоритетных направлений развития крупных промышленных организаций, в частности крупнейшего холдинга ОАО «РЖД». Для молодых работников создаются максимально благоприятные условия для развития их профессиональных компетенций, передачи и сохранения накопившегося опыта, железнодорожных традиций.
Взаимодействие с ведущими вузами ведет к наиболее эффективному удовлетворению требований: студента – в образовании; компании – в росте кадрового потенциала; общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Если говорить о железнодорожном транспорте и отраслевых вузах, занимающихся подготовкой кадров для компании ОАО «РЖД», то следует отметить положительную тенденцию в построении системы взаимодействия «вуз – предприятие». Она реализуется через действие организационно-экономического механизма осуществления целевого заказа на выпускников той или иной специальности, необходимых для функционирования подразделений железнодорожной отрасли [3].
Наличие системы целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для нужд железнодорожных предприятий позволяет ежегодно трудоустраивать в структурные подразделения компании более 250 востребованных специалистов, что является неоспоримым конкурентным преимуществом как для самих выпускников, так и для функционирования холдинга в целом.
Обучение студентов включает множество направлений деятельности: теоретические, практические и лабораторные занятия, семинары, самостоятельная подготовка, выполнение реферативных, расчетно-графических, курсовых работ и проектов, а также прохождение практики по видам, регламентируемым стандартом образования [4].
Рациональная организация практики является одним из самых важных векторов подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий современной экономики, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.
Существующая модель проведения производственной практики в рамках функционирования механизма «вуз – предприятие» представлена на рисунке.
Производственное обучение играет важную роль в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической деятельности.
Производственная практика по направлениям подготовки (специальностям) проводится в филиалах ОАО «РЖД» (структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД»), имеющих высокий уровень технической оснащенности и использующих современные эффективные методы управления производством. Вузы направляют студентов в структурные подразделения полигона дороги в соответствии с заключаемыми договорами. В настоящее время студенты получают рабочую профессию на площадках профильных вузов, после чего направляются непосредственно в подразделения филиала ОАО «РЖД».
Программа практики предусматривает изучение непосредственно производственного процесса, а также организации работы по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Студенты должны посещать занятия по технической учебе, организуемой для работников подразделения [3, 5, 6]. Руководство практикой, как правило, осуществляется двумя руководителями практики: от образовательного учреждения и от предприятия. Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации в виде написания отчета по заданию на практику и защиты его руководителю практики, закрепленному за студентом на кафедре в вузе.
Существующая модель проведения производственной практики студентов-целевиков
Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей профессии. В этом вопросе важную роль играет процесс проведения и то, как он подготовлен. Рассматривая этот вопрос, целесообразно говорить о реорганизации существующего механизма проведения практики для студентов-целевиков, так как в текущей модели организации практики имеется ряд недостатков и проблем.
Существует ряд проблем, связанных с формированием ключевых компетенций и реорганизацией существующей технологии организации практики:
1. Площадки образовательных организаций не всегда соответствуют требованиям производственного процесса.
Перед направлением на практику студент получает рабочую профессию, соответствующую его специализации в образовательной организации, и в последующем направляется в структурное подразделение для прохождения практики.
Но в вузах зачастую отсутствуют необходимые тренажеры и инструменты. А те, которые используются на практике в данный момент, морально и физически устаревают, что сказывается на качестве прохождения практики студентами целевой подготовки. Для достижения максимального эффекта необходима реализация возможности оказаться в реальных производственных условиях. Оказать содействие в техническом оснащении вузов компания ОАО «РЖД» не имеет возможности, ввиду отсутствия сформированного материального и технологического механизма.
2. Отсутствие на предприятиях полигона ОАО «РЖД» обученных наставников, закрепляемых за студентом-целевиком.
Текущий механизм прохождения практики также предполагает закрепление студента-целевика по прибытию на предприятие за работником, который в свою очередь в соответствии с утвержденной программой практики должен научить студента профессиональным навыкам, развить определенные компетенции, как профессиональные, так и общекультурные. Загруженность основными видами работ по текущей деятельности работника не позволяет организовывать производственное обучение в четком соответствии с Программой практики, а следовательно, не позволяет в полной мере изучить технологические процессы.
3. Заказчик обучения (ОАО «РЖД») не участвует в процессе образования, производственного обучения и мониторинга приращения компетенций у студентов.
Студент получает отметку в Дневнике прохождения практики и направляется в образовательное учреждение для дальнейшего продолжения обучения.
4. Отсутствует механизм передачи рекомендаций по совершенствованию и устранению «пробелов» в знаниях, умениях и навыках студента, выявленных в результате прохождения практики.
Вышеназванные проблемы порождают следующие негативные последствия:
1. Студент приобретает профессиональные навыки не в том объеме, который требуется для дальнейшей успешной деятельности.
2. Снижается мотивация у студентов в прохождении производственного обучения.
3. Развивается нежелание дальнейшего трудоустройства в ОАО «РЖД» в связи с непониманием механизма трудовой деятельности, поставленных стратегических и текущих целей и задач компании.
4. Наличие разрыва в теоретической базе, преподаваемой образовательной организацией и реальной производственной ситуацией в компании.
5. Отсутствие экономического эффекта для предприятия-работодателя от подготовки студентов-целевиков.
Большое количество отказов, браков в будущей работе выпускников-целевиков несут финансовые потери для Компании, а значит, срок окупаемости вложений денежных средств в подготовку студента все более возрастает.
Также важное значение имеют факторы, влияющие на проведение практики студентов, которые можно разделить на следующие группы:
– действующая нормативно-правовая документация;
Изменение положений действующего законодательства, нормативных документов приведет к изменениям в проведении практики. Например, может измениться количество практик, сроки проведения, объем и продолжительность практик, требования к результатам прохождения практик;
– уровень подготовки студентов и руководителей практики.
Недостаточный уровень теоретических знаний, умений и навыков студентов не позволит достичь качественного результата прохождения практики. При этом руководителям практики также важно обладать как техническими знаниями, умениями и навыками, так и педагогическими.
Студентам во время прохождения практики в структурных подразделениях железной дороги зачастую поручают работу, не предусмотренную программой прохождения практики, ввиду загруженности специалистов основной работой;
– техническая оснащенность подразделения, в котором проводится практика;
Недостаточная техническая оснащенность не позволит получить качественных результатов прохождения практики.
Работа на реальном производственном оборудовании во время прохождения производственной практики повышает творческую активность студентов, вовлекает их в поиск собственных способов решения профессиональных задач;
– мотивация студентов и руководителей практики.
В идеальной перспективе высшие учебные заведения должны работать на опережение, извлекая актуальную информацию из соответствующих источников, продуцируя новые идеи совместно с заказчиками кадров, гибко реагируя изменением подхода к обучению на вызовы времени.
В этой связи возникает острая необходимость перехода на новую модель организации и проведения производственной практики для студентов, в частности целевой подготовки.
Учитывая вышеназванные недостатки в существующей модели, нами предлагается новая схема проведения производственной практики, предполагающая ряд существенных изменений:
1. Направлять студентов-целевиков для изучения технологических процессов и присвоения рабочей профессии в Учебный центр профессиональных квалификаций (УЦПК), который в своей структуре имеет оборудованные кабинеты, тренажеры, оборудование, площади для развития технических полигонов.
2. Каждого студента рекомендуется закреплять за обученными преподавателями производственного обучения.
3. Осуществлять выполнение программы практики, утвержденной образовательной организацией и согласованной со структурными подразделениями ОАО «РЖД.
4. Погружать студентов в производственный процесс.
5. Проводить обязательное входное и выходное тестирование студентов с целью мониторинга начального (до прохождения практики) и итогового (после прохождения практики) уровня знаний и приращения компетенций.
6. Присваивать рабочие профессии студентам-целевикам, прошедшим выходное тестирование на положительную оценку.
7. Разработать рекомендации отраслевым вузам по корректировке рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин.
8. Закреплять группы студентов за обученными мастерами производственного обучения, которые в свою очередь организуют практику в соответствии с утвержденной программой.
9. В период практики для погружения в производственный процесс направлять студентов на заранее определенные площадки предприятий, являющихся заказчиками обучения. В том числе изучать технологические процессы смежных хозяйств.
10. С помощью специального оборудования отрабатывать навыки поведения в нестандартных ситуациях.
11. По окончанию практики с помощью существующих методов произвести оценку профессиональных и корпоративных компетенций и направить сведения руководителям кадровых блоков для дальнейшего формирования кадрового резерва.
12. В дальнейшем качественно подготовленных студентов направлять на закрепленные предприятия и трудоустраивать их на рабочие места.
В процессе прохождения практики студенты будут иметь возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, приобретут практический опыт работы с оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию.
По мере накопления опыта студенты-целевики смогут более полно использовать свои знания для совершенствования производственных процессов, выполнения отдельных работ, повышения производительности труда, более рационально использовать и организовывать свой труд.
Выводы
Возможность самостоятельной трудовой деятельности побуждает будущих специалистов к развитию умений находить, формулировать и творчески решать проблему. От достижения поставленных целей «выиграет» не только сам сотрудник, но и холдинг ОАО «РЖД» в целом.
Совокупность предлагаемых в данной методике мер позволит выйти на новый уровень подготовки сотрудников, реализовывать поставленные стратегические задачи и повысить экономическую эффективность деятельности компании в целом.
Библиографическая ссылка
Касымова Ю.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 345-349;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37749 (дата обращения: 21.11.2024).