Проблема обеспечения физической подготовленности военнослужащих из числа офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения противовоздушной обороны воздушно-космических сил в значительной мере обусловлена организационно-управленческими факторами, оказывающими весьма существенное влияние на регулярность занятий, методический инструментарий проведения учебно-тренировочных занятий, объективность контроля над физическим состоянием офицеров.
По мнению ряда исследователей, организационные аспекты функционирования системы физической подготовки офицерского состава в значительной мере не отработаны, нет четкой системы взглядов на оптимальную организацию учебно-тренировочного процесса, не согласованы вопросы планирования и контроля, подготовки руководителей занятий, рациональных форм проведения занятий [1, c. 13].
Проведенные исследования в данном направлении крайне малочисленны и решают в основном задачи определения содержания и оптимизации методики физической тренировки офицеров. Можно предположить, что проблема обоснования организационно-управленческих основ физической подготовки офицеров-преподавателей военно-учебного заведения является актуальной. Проблемная ситуация, по мнению ряда исследователей, заключается в противоречии между объективно назревшей потребностью совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения и отсутствием современных разработок по планированию, подготовке руководителей, контролю и методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса [2, с. 30].
Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения.
Объектом нашего исследования является процесс физической подготовки в высших военно-учебных заведениях, а предметом исследования – совершенствование организационно-управленческих основ физической подготовки.
Материалы и методы исследования
На первом этапе исследования изучался, обобщался и анализировался теоретический материал по проблемам организации физической культуры и физической подготовки в частности.
На втором этапе исследования изучались факторы, влияющие на организацию физической подготовки офицеров-преподавателей.
Для проверки эффективности опытной организации физической подготовки с офицерами-преподавателями динамическому наблюдению подвергались три группы (две экспериментальные и одна контрольная).
Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) в количестве 27 человек (две кафедры) занималась атлетической тренировкой в тренажерном зале, созданном на одной из кафедр. Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) включала 17 человек и занималась мини-футболом (в данную группу входили преподаватели кафедр). Контрольную группу составляли офицеры от 35 до 40 лет (III в. гр. 26 человек), занимающиеся согласно Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Кроме того, офицеры-преподаватели принимали участие в спортивных соревнованиях, проводимых согласно плану спортивных мероприятий высшего военного учебного заведения.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами предпринята попытка оценки опытной организации физической подготовки офицеров высшего военного учебного заведения противовоздушной обороны воздушно-космических сил, которая предполагает: проведение учебно-тренировочных занятий в составе кафедр, предоставление возможности офицерам выбора контрольных упражнений при проверке физической подготовленности, ориентацию на создание минимальной учебно-материальной технической базы для проведения занятий по физической подготовке в составе кафедр.
Особенностью организации занятий ЭГ-1 являлось то, что руководителями занятий были начальник и заместитель начальника кафедры. Учебно-тренировочные занятия проводились непосредственно на кафедре при участии преподавателя кафедры физической подготовки. Занятия в тренажерном зале, как правило, проводились 3 раза в неделю продолжительностью 50–90 минут во второй половине дня.
Вторая экспериментальная группа занималась 2–3 раза в неделю продолжительностью 50–90 минут. Особенностью занятий в данной группе являлось самостоятельное планирование регулярности занятий. Контрольная группа состояла из офицеров одной возрастной группы, представляющих различные кафедры. Занятия в данной группе проводились согласно НФП-2009 специально подготовленным руководителем.
Проблема организации как процесса в данном конкретном случае состоит в упорядочивании различных способов проведения учебно-тренировочных занятий. Иначе говоря, проведение физической подготовки, организованной в виде различных вариантов, должна быть направлена на достижение конкретных результатов физического совершенствования военнослужащих. Поэтому большое значение имеет определение рациональной организационной структуры физической подготовки.
Последовательность работы по организации физической подготовки офицеров предполагает разработку приказа, регламентирующего состав групп, установление времени для занятий.
Из литературы известно, что расписание занятий на месяц отражает конкретную последовательность прохождения программного материала. Кроме того, дни и время занятий для оперативности дублируются в плане-календаре основных мероприятий на месяц [3, с. 42].
На наш взгляд, основной недостаток в организации физической подготовки офицеров состоит в том, что у преподавателей кафедры и руководителей занятий данный вид деятельности является как бы дополнительной общественной нагрузкой, за которую они не несут служебной ответственности. Естественно, что данное обстоятельство весьма негативно сказывается на рациональной организации физической подготовки. Напомним, что физическая подготовка офицеров в высшем военном учебном заведении является составной частью командирской подготовки. Организует и проводит командирскую подготовку с офицерами непосредственный начальник. Соответственно, у преподавателей организует и проводит физическую подготовку начальник кафедры.
В вышеприведенной организационной структуре полностью отсутствует обратная связь от руководителя занятия до заместителя начальника филиала. Кроме того, существенно «искажается» и прямая связь, так как заместитель начальника филиала достаточно редко ставит задачи руководителям занятий. Заметим также об отсутствии у заместителя начальника филиала соответствующих знаний, умений и навыков в конкретном руководстве физической подготовкой на профессиональном уровне. В.П. Гришинов с соавторами считают, что нарушение общепринятой структуры управления обусловливает достаточно низкое качество проведения физической подготовки офицеров [4, c. 68].
По мнению ряда исследователей, оптимальное управление должно обеспечиваться только функционированием адекватной информации. Другими словами, изменения в качестве проведения (или систематичности занятий) физической подготовки должны приводить к адекватным перестройкам в элементах организации. Отметим, что элементы организации взаимосвязаны [5, c. 83]. Так изменения в содержании планирования находят свое отражение в подготовке руководителей и контроле.
Согласно теории организации надежная система управления должна быть простой по структуре и иметь дублирующие элементы и связи. В частности, при организации физической подготовки на кафедре непосредственный начальник будет отвечать за состояние физической подготовки в своем подразделении. Весьма важным является также наличие минимальной учебно-материальной базы на кафедре. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в военно-учебном заведении учебно-материальная база создается для проведения образовательного процесса с курсантами и обеспечение процесса спортивно-массовой работы.
Поэтому имеющаяся учебно-материальная база не в состоянии обеспечить полноценный процесс физической подготовки офицеров-преподавателей в связи с ее «загруженностью» в образовательном процессе курсантов [6, c. 11].
В предлагаемой организационной структуре заместитель начальника филиала по разработанному варианту кафедрой физической подготовки в общем виде определяет алгоритм деятельности командиров батальонов и общевузовских кафедр по проведению физической подготовки офицеров. Далее командиры батальонов с учетом конкретных условий ставят задачи факультетским кафедрам по организации физической подготовки. Начальники кафедр непосредственно руководят процессом физической подготовки преподавателей через заместителя начальника кафедры или наиболее подготовленного преподавателя.
Как отмечает Ю.Г. Елькин, актуальной проблемой при организации физической подготовки преподавателей, как уже отмечалось, является наличие учебно-материальной базы. Нам представляется, что для обеспечения эффективной организации физической подготовки офицеров целесообразно создание минимальной базы на достаточно больших кафедрах [7, c. 157]. В частности, общевузовские открытые плоскостные спортивные сооружения не всегда могут использоваться в связи с плохими погодными условиями. Поэтому, целесообразно оборудование тренажерных залов с помещениями для гидротермических процедур.
Для определения отношения должностных лиц к предлагаемой организационной структуре проведения физической подготовки с преподавателями проведено анкетирование опросным методом.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наименее желательна предлагаемая организационная структура для командиров батальонов. Наибольший процент (из всех опрошенных) преподавателей кафедр физической подготовки высказались за новую структуру проведения занятий по физической подготовке. Это обусловлено тем, что при такой организационной структуре существенно повышается ответственность руководящего состава за состояние физической подготовки преподавателей. В свою очередь, специалисты физической подготовки при такой организационной структуре будут оказывать консультирующую помощь непосредственно руководителям занятий.
Предлагаемая организационная структура физической подготовки преподавателей, на наш взгляд, естественным образом будет соответствовать принятой в высших военных учебных заведениях системе командирской подготовки. Содержательную составляющую организации физической подготовки преподавателей в военно-учебном заведении целесообразно представлять следующими планирующими документами: приказ об организации физической подготовки офицеров, отражение дня и времени занятий в плане-календаре основных мероприятий на месяц, программа по физической подготовке офицеров с учетом конкретных условий военно-учебного заведения. Кроме того, на наш взгляд, необходимо разрабатывать план по физической подготовке офицеров на месяц с конкретным указанием содержания каждого занятия. Это позволит оперативно управлять процессом физической подготовки офицеров.
По мнению ряда специалистов, «организация физической подготовки» – двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает содержание занятий, а внешний слой – формы реализации содержания в процессе физической подготовки [8, с. 42].
Контент-анализ документов, исследующий состояние физической подготовки офицеров, свидетельствует о низком уровне развития выносливости и силы; весьма значительный процент лиц, имеющих избыточный вес; в военно-учебных заведениях достаточно большие группы лечебной физической культуры [9, c. 55].
Наблюдение за физической подготовкой офицеров показывает, что значительное число из них игнорируют регулярные занятия. По мнению преподавателей, прежде всего это обстоятельство связано с низким качеством организации и проведения учебно-тренировочных занятий, отсутствием необходимой учебно-материальной базы. Поэтому создание минибазы по физической подготовке на кафедрах, имеющих значительное число преподавателей, представляется совершенно необходимым условием эффективной организации физической подготовки. Последовательность опытной организации физической подготовки офицеров-преподавателей предполагает после установления организационной структуры определение критерия ее эффективности и выявление ее факторов, обеспечивающих управление процессом их физического совершенствования.
В ряде работ отмечается, что гипотетическими критериями эффективности процесса оперативной организации физической подготовки офицеров-преподавателей являются состояние их работоспособности и уровень физической подготовленности [10, c. 12]. Кроме того, в контексте данной работы в качестве частных критериев могут быть выделены следующие: процент лиц, сдающих нормативы по физической подготовке; процент лиц, находящихся в группе лечебной физической культуры.
Известно, что последовательность в проверке эффективности опытной организации физической подготовки офицеров-преподавателей в вузе может быть представлена в виде следующих взаимосвязанных этапов:
- на основе регулирования факторов, влияющих на процесс организации, добиваться получения оптимального значения критерия, характеризующего эффективность физической подготовки;
- путем создания организационных условий, обеспечивающих возможность выбора контрольных упражнений, стимулировать участие офицеров в проверках физической подготовки;
– с учетом предварительного обучения офицеров-преподавателей саморегулированию физической нагрузки обеспечить индивидуализацию их физической подготовки.
Результаты изучения проблемы организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения свидетельствуют об ее актуальности для обеспечения процесса физического совершенствования данной категории военнослужащих. Действительно, в настоящее время содержание и методика физической подготовки офицеров в достаточно мере обоснованы, однако их реализация в практику сдерживается отсутствием соответствующих технологий организационного проектирования в реальных условиях военно-учебного заведения.
Теоретический анализ данной проблемы показывает, что основные направления совершенствования организации физической подготовки офицеров-преподавателей детерминируются наполнением нового содержания традиционно существовавших элементов организации, установлением зависимости «критерий – приоритетность элементов организации», что совпадает с мнением других специалистов.
Организация физической подготовки офицеров-преподавателей должна строиться, на наш взгляд, на основе принципа личностного приоритета.
Основными направлениями реализации указанного принципа являются:
- подчинение проектируемых тренировочных программ потребностям, интересам и возможностям занимающихся; гибкое планирование тренировочных нагрузок;
- создание возможности самостоятельно изменять процесс построения тренировочной программы.
Выводы
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы о том, что обучение руководителей занятий проектированию тренировочных программ, формирование умений ситуационно изменять содержание занятий в зависимости от реакции тренирующихся является одной из актуальных проблем теории и организации физической подготовки войск.
Совершенствование системы проверки и оценки физической подготовки офицеров в направлении создания условий для выбора ими контрольных упражнений будет содействовать повышению эффективности процесса физической подготовки.
Совершенствование организационного проектирования целесообразно осуществлять в направлении тщательной обработки методик моделирования и конструирования процесса физической подготовки с учетом потребностей и интересов занимающихся. Реализация данного положения возможна при конструировании новых организационных технологий процесса физической подготовки офицеров войск противовоздушной обороны воздушно-космических сил, базирующегося на последовательном переходе от самоорганизации занятий к организации занятий в малых группах (штатных подразделениях).
Библиографическая ссылка
Борисов А.В., Воронов Н.А., Ершов С.А. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 107-111;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37706 (дата обращения: 23.11.2024).