Происходящие изменения в мировом образовательном пространстве не могли не привести к серьезным изменениям в системе российского образования, в том числе – в системе подготовки будущих бакалавров [1]. В настоящее время отмечается острая нехватка квалифицированных работников в различных областях, в том числе среди педагогических кадров.
Соответствующие процессы способствовали преобразованию самого процесса подготовки будущих педагогов-бакалавров.
Поскольку в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» обучение на факультете физической культуры осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (Профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности»), мы будем рассматривать специфику подготовки будущих педагогов к реализации валеологического подхода в образовательном процессе на основе анализа учебных планов, предусматривающих подготовку соответствующих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности [2].
Прежде всего, следует отметить, что подготовка будущих педагогов к реализации валеологического подхода является необходимым компонентом подготовки будущих бакалавров педагогического образования любых профилей, поскольку знание особенностей формирования здорового образа жизни у воспитанников, способствует более эффективному осуществлению самого образовательного процесса.
Мы также отмечаем особую важность в подготовке к реализации валеологического подхода именно будущими педагогами физической культуры и безопасности жизнедеятельности, поскольку, занимаясь профессиональной деятельностью, педагог по физической культуре (будь то учитель физической культуры или тренер) обязан знать, как устроен организм его подопечных, как он функционирует, а также какие меры необходимо предпринимать для максимально эффективной реализации данного подхода.
То есть мы отмечаем исключительную важность подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (Профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности») к реализации валеологического подхода в образовательном процессе.
Также следует отметить необходимость рассмотрения указанной проблемы в рамках нового, концептуального подхода к современному образовательному процессу. Речь идет о необходимости формирования у будущих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности ряда компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [3].
Цель исследования: рассмотреть вопросы подготовки будущих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности к реализации валеологического подхода в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
В основу исследования положены нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в высшем педагогическом образовательном учреждении; формируемые компетенции учителя физической культуры и преподавателя-организатора ОБЖ. В работе использован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [3], а также учебный план подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности») [2], а также рабочие программы дисциплин и практик.
Результаты исследования и их обсуждение
Совершенно очевидно, что обучение будущих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности должно способствовать формированию ряда компетенций, способствующих подготовке их к реализации валеологического подхода в образовательном процессе.
Валеологический подход в образовании представляет собой такую систему взглядов, которая способствовала бы не только сбережению здоровья обучающихся во время самого урока, но и увеличение запаса жизненных сил. Как отмечает И.Н. Чумакова, одним из целевых ориентиров деятельности педагога выступает воспитание потребности быть здоровым не только у ребенка, но и у взрослого поколения. Важно научить подрастающее поколение быть здоровым: сохранять и укреплять свое здоровье, способствовать повышению жизнестойкости организма [4].
Исследователи реализации валеологического подхода в образовании (Н.П. Абаскалова, Э.С. Вайнер, В.И. Ирхин, В.И. Петрушина, Н.В. Петрушин, А.Г. Щедрина и др.) пришли к выводу, что создание образовательной среды должно быть ориентировано на формирование культуры здоровья, здорового образа и стиля жизни. По мнению И.В. Меньшова, в профессиональном становлении студентов валеологический подход играет немаловажное значение, способствуя проявлению направленности через соблюдение здорового образа жизни сохранять и корректировать свое физическое и психическое здоровье [5].
Опираясь на справочник компетенций, рассмотрим, как влияют отдельные дисциплины на формирование определенных компетенций будущих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности, способствующих подготовке будущих бакалавров к реализации валеологического подхода в образовательном процессе.
Одной из первых дисциплин, с которой встречаются студенты 1 курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (Профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности»), является дисциплина «Анатомия и физиология». Изучая эту дисциплину, студенты получают необходимый комплекс знаний о строении и функционировании человеческого организма. Изучение данной дисциплины способствует формированию у будущих бакалавров способности осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся [3].
Следующая дисциплина, с которой студенты встречаются также на первом курсе – это дисциплина «Возрастная анатомия». Изучение данной дисциплины начинается во втором семестре и опирается на знания анатомии и физиологии, полученные студентами в певом семестре. Очевидно, что студентам гораздо легче усвоить возрастные особенности строения организма человека, имея определенную базу знаний по анатомии и физиологии. Данная дисциплина способствует формированию той же компетенции, что и дисциплина «Анатомия и физиология».
Очевидна справедливость изучения данных дисциплин именно на первом курсе, поскольку реализация валеологического подхода, который подразумевает опору на формирование здорового образа жизни в образовательном процессе, обеспечивается, прежде всего, комплексом определенных знаний, в первую очередь об особенностях строения и функционирования организма человека.
На втором курсе изучение дисциплины «Основы медицинских знаний» обеспечивает формирование таких общекультурных компетенций, как: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций [3]. Изучение данной дисциплины на втором курсе также вполне логично и оправданно, поскольку совершенно очевидно, что будущий бакалавр физической культуры и безопасности жизнедеятельности, изучив особенности строения и функционирования организма человека, должен усвоить базовые знания основ медицины, которые способствуют более эффективной реализации валеологического подхода при осуществлении профессиональной деятельности в будущем.
В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» продолжается формирование компетенции, определяющей способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Полученные знания при изучении дисциплины «Основы медицинских знаний» позволяют усвоить содержание и объем первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях различного характера, эвакуацию пострадавших из очагов поражения и правила их погрузки на транспорт, правила поведения при чрезвычайных ситуациях различного характера и основные способы защиты от них, способы ликвидации вредных последствий чрезвычайных ситуаций. Бакалавры учатся психологической устойчивости к стрессовым ситуациям в условиях воздействия факторов различных чрезвычайных ситуаций, распознавать и оценивать факторы чрезвычайных ситуаций, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, определять способы защиты в чрезвычайных ситуациях различного характера. В процессе изучения данной дисциплины начинается формирование общепрофессиональных компетенций, а именно готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся [3]. Эта дисциплина ценна тем, что позволяет готовить будущих учителей физической культуры и преподавателей-организаторов ОБЖ к реализации валеологического подхода в будущей профессиональной деятельности. Основным результатом изучения дисциплины является знание основ охраны жизни и здоровья, воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам собственной безопасности, безопасности окружающих.
Также на втором курсе студенты знакомятся с такими дисциплинами, как «Физиология физического воспитания и спорта» и «Биомеханика». Обе указанные дисциплины относятся к блоку обязательных дисциплин, и, на основе изученных ранее анатомии и физиологии и возрастной анатомии, будущие педагоги физической культуры получают знания, раскрывающие особенности протекания различных физиологических процессов в организме, испытывающем определенные физические нагрузки. Изучение данных дисциплин способствует формированию способности осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, что также обеспечивает в будущем более детальную и эффективную реализацию валеологического подхода в образовательном процессе.
В сфере безопасности жизнедеятельности студенты изучают дисциплину «Опасные ситуации природного и техногенного характера», в процессе изучения которой у студентов формируется готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Будущий преподаватель-организатор знает преподаваемый предмет ОБЖ в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основных общеобразовательных программ, его историю и место в мировой культуре и науке, умеет планировать и осуществлять учебный процесс по предмету ОБЖ в соответствии с основной общеобразовательной программой. Достижение данных результатов обучения обеспечивается через участие студентов в таких формах работы, как мини-дебаты на различные темы, например: «Закон “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”» – важное условие обеспечения безопасности общества в современных условиях; «Индивидуальное и коллективное восприятие ЧС техногенного характера». Студенты принимают участие в разработке и решении ситуационных задач, характеризующих психологическое поведение человека в чрезвычайных ситуациях различного характера, разрабатывают алгоритмы безопасного поведения в разных ситуациях. Все это позволяет им не только заботиться о своем здоровье и безопасности, но и овладевать навыками работы по здоровьесбережению с будущими воспитанниками и эффективно реализовывать валеологический подход в будущей профессиональной деятельности.
Также формированию способности осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, способствует изучение дисциплин «Гигиена физического воспитания и спорта» и «Гигиенические основы занятий физической культурой и спортом». Изучаются данные дисциплины на третьем курсе. Особое значение в подготовке бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности к реализации валеологического подхода в будущей профессиональной деятельности имеет изучение дисциплины «Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях», поскольку при рассмотрении материалов данной дисциплины будущие бакалавры получают комплекс знаний, умений и навыков организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися обшеобразовательных учреждений.
Изучение дисциплин «Методика обучения физической культуре», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды с методикой их преподавания», «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» продолжает формировать готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов. На занятиях будущие бакалавры изучают методические вопросы преподавания дисциплин, на практике закрепляют полученные навыки проведения фрагментов урока, целостного урока в соответствии с ФГОС, мероприятий внеурочной и внеклассной деятельности.
Освоение материалов указанных дисциплин способствует получению знаний об условиях сохранения здоровья при занятиях спортом, а также об особенностях проведения занятий по физической культуре и ОБЖ, способствующих сохранению и укреплению здоровья занимающихся, что является незаменимым условием для эффективной реализации валеологического подхода при осуществлении профессиональной деятельности в будущем.
На четвертом курсе изучение дисциплины «Безопасность на дорогах и в общественном транспорте» способствует продолжению формирования у будущих преподавателей-организаторов ОБЖ готовности реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся знакомятся с основами транспортной безопасности и вопросами организации безопасной организованной перевозки детей в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основных общеобразовательных программ; учатся планировать и осуществлять учебный процесс по ОБЖ в соответствии с основной общеобразовательной программой. Готовность реализовывать валеологический подход в будущей профессиональной деятельности формируется в процессе изучения данной дисциплины через разработку мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, разработку алгоритмов и памяток безопасного поведения на различных видах транспорта, большое внимание уделяется работе по формированию безопасного поведения в общественном транспорте руководителя детской группы, сопровождающего.
На пятом курсе, изучая дисциплину «Лечебная физическая культура и массаж», студенты знакомятся с азами лечебной физической культуры, что, безусловно, окажет им существенную помощь в реализации валеологического подхода в будущей профессиональной деятельности. Содержание указанной дисциплины опирается на знания, полученные при изучении анатомии и физиологии, возрастной анатомии, основ медицинских знаний, физиологии физического воспитания и спорта, биомеханики, гигиены физического воспитания и спорта, а также гигиенических основ занятий физической культурой и спортом и способствует формированию способности осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
Заключение
Таким образом, проанализировав данные Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (Профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности»), а также учебные планы указанных профилей, можно констатировать, что студенты, обучающиеся по указанному направлению, получают необходимый комплекс знаний, умений и навыков, способствующих формированию необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые обеспечивают эффективную реализацию валеологического подхода в процессе будущей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Касьянова Н.С., Суетина О.Н. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 9. – С. 130-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37680 (дата обращения: 14.12.2024).