Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИСЦИПЛИНА «КЛИНИЧЕСКАЯ АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Иванова О.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Данная статья посвящена обучению студентов-стоматологов практическим навыкам оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке. Изучение данной манипуляции является необходимым в практике стоматолога, так как в обязанности дантиста входит введение анестезирующих препаратов: лидокаина, ультракаина, аминокаина, новокаина и других анестетиков. Дисциплина «Клиническая аллергология и иммунология» является элективной, то есть дисциплиной по выбору и включает в себя 36 ч обучения. Дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология» преподается на 5 курсе обучения и является элективом, то есть студенты могут выбрать ее по желанию. Дисциплина включает в себя изучение клиники и причины формирования анафилактического шока, острой крапивницы, отека Квинке. Подробно изучается состав анафилактической укладки. Очень подробно изучаются дозы и способы введения лекарственных препаратов, так как в случае неотложной ситуации пациенту необходима экстренная помощь в первые секунды. Таким образом, изучение алгоритма оказания экстренной помощи при аллергических реакциях (анафилактический шок, отек Квинке и т.д.) в процессе изучения элективной дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология» является необходимой частью образовательного процесса студентов-стоматологов.
анафилактический шок
крапивница
отек
электив
стоматолог
студент
1. Васильева А.А., Хакимова Р.Ф. Острая крапивница и ангиоотек в практике семейного врача // Вестник современной клинической медицины. 2011. Т. 4. № 4. С. 54–59.
2. Фассахов Р.С., Решетникова И.Д., Войцехович Г.С., Макарова Л.В., Горшунова Н.А. Анафилактический шок: причины, клинические проявления, неотложная терапия, профилактика // Практическая медицина. 2009. № 3. С. 25–31.
3. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации / Под ред. А.Г. Мирошниченко, В.В. Руксина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Невский Диалект» «БХВ-Петербург», 2004. 224 с.
4. Хаитов Р.М. Аллергология и иммунология. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 636 с.
5. Хантимерова Э.Ф, Нуртдинова Г.М., Бойкова И.С., Загидуллин Ш.З. Особенности клинического течения и причины возникновения острых аллергических реакций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7194 (дата обращения: 27.06.2019).

Подготовка будущих медиков представляет собой очень важный вопрос в современном образовании. Обучение практическим навыкам оказания помощи являются приоритетными в подготовке будущего специалиста-медика.

Подготовка будущих стоматологов диктует необходимость обучения оказанию неотложной помощи при таких состояниях, как анафилактический шок, отек Квинке, и другим состояниях, связанных с введением анестезирующих препаратов.

Целью обучения дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология» является умение интерпретировать аллергологические и иммунологические методы исследования для постановки диагноза больному и освоение современных представлений о современных методах лечения и ведения аллергологических больных [1].

Краткое содержание дисциплины:

1. Основные понятия и термины клинической иммунологии.

2. Иммунологические основы аллергических болезней.

3. Анафилактический шок. Неотложная помощь.

4. Отек Квинке и крапивница. Неотложная помощь.

В практике стоматологов очень важно при введении анестезирующих препаратов оказать помощь в случае аллергической реакции у пациента.

Цель исследования: изучить данные опроса студентов стоматологического отделения медицинского института о необходимости дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология» в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Были опрошены две группы пятикурсников Медицинского института СВФУ (всего 56 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология» преподается на пятом курсе обучения и является элективом, то есть студенты могут выбрать ее по желанию. Дисциплина включает в себя изучение клиники и причины формирования анафилактического шока, острой крапивницы, отека Квинке. Подробно изучается состав анафилактической укладки. Очень подробно изучаются дозы и способы введения лекарственных препаратов, так как в случае неотложной ситуации пациенту необходима экстренная помощь в первые секунды. В формирование навыков данной дисциплины входит: оказание неотложной помощи больному с анафилактическим шоком; интерпретация результатов аллерготестирования на анестетики [2].

Учебная дисциплина «клиническая аллергология и иммунология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана по специальности «Стоматология». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: патологическая физиология (знания: учение о механизмах формирования аллергического процесса, умения: анализировать и оценивать факторы, вызывающие и способствующие аллергии, навыки: анализа происходящей клинической картины заболевания). Факультетская терапия (знания: основные симптомы проявления шока и лекарственные препараты, умения: выявлять синдромокомплекс заболевания, навыки: оказания помощи пациенту в шоковом состоянии).

В результате обучения обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями: ПК-3; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-10; ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-16. При обучении студентов огромное внимание уделяется самостоятельной работе студентов (СРС). При выполнении СРС предусмотрено написание рефератов студентами, создание презентаций, подготовка к тестовому контролю (табл. 1).

Таблица 1

Содержание СРС

п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Вид СРС

Трудоемкость (в часах)

Формы и методы контроля

1

Основные понятия и термины клинической аллергологии

Написание рефератов, подготовка к занятию, создание мультимедийных презентаций, подготовка к тестовому контролю

6

Опрос,

тестовый контроль,

ситуационные задачи

3

Отек Квинке и крапивница. Неотложная помощь

Написание рефератов, подготовка к занятию, создание мультимедийных презентаций, подготовка к тестовому контролю

6

Опрос,

тестовый контроль,

ситуационные задачи

5

Анафилактический шок. Неотложная терапия

Написание рефератов, подготовка к занятию, создание мультимедийных презентаций, подготовка к тестовому контролю

6

Опрос,

тестовый контроль,

ситуационные задачи

     

24

 

Примерные темы рефератов:

1. Иммунитет. Современные теории.

2. Великие ученые о теории иммунитета.

3. Бронхиальная астма.

4. Атопический дерматит

5. Аллергический ринит

6. Анафилактический шок. Неотложная помощь.

Для получения зачета студент должен написать реферат и предоставить конспекты занятий и получить от 60 до 100 баллов (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинговый регламент по дисциплине

Вид выполняемой учебной работы

(контролирующие мероприятия)

Количество баллов (min)

Количество баллов (max)

Тесты

5

10

Практическая работа

15

30

Лекция

10

10

Реферат

5

5

Презентация

5

5

Ситуационная задача

5

10

Устный опрос

5

10

Зачет

20

30

Количество баллов для получения зачета (min-max)

60

100

Анафилактический шок – это острое патологическое состояние, которое возникает при повторном проникновении аллергена, в результате чего развиваются тяжелые гемодинамические нарушения и гипоксия. При тяжелой степени шока быстро наступает потеря сознания, развивается кома и при отсутствии неотложной помощи – летальный исход. Лечение заключается в прекращении поступления в организм аллергена, восстановлении функции кровообращения и дыхания, при необходимости – проведении реанимационных мероприятий.

Анафилактический шок (анафилаксия) – это тяжелая системная аллергическая реакция немедленного типа, развивающаяся при контакте с чужеродными веществами-антигенами (медикаментозными средствами, сыворотками, рентген-контрастными препаратами, пищевыми продуктами, при укусах змей и насекомых), которая сопровождается выраженными нарушениями кровообращения и функций органов и систем [3, 4].

Медицинская помощь – на месте оказания помощи, до доставки в стационар, место инъекции или укуса необходимо обколоть раствором адреналина внутримышечно или подкожно (взрослым 0,5 мл 0,1 % раствора, детям старше 6 лет – 0,3 мл 0,1 % р-ра) и обложить льдом, подкожно ввести растворы кофеина, кордиамина, также необходимы инъекции преднизолона или гидрокортизона.

По мере лечения в стационаре повторяют инъекции адреналина и гормонов, вводят антагонисты медицинских препаратов при лекарственной аллергии, применяют введение антигистаминных средств, растворы хлорида или глюконата кальция. При бронхоспазме вводят эуфиллин, при отеке гортани – показана интубация или трахеотомия [5].

Дальнейшая терапия проводится с учетом нарушений сердечной деятельности, расстройств дыхания или метаболических нарушений.

По данным статистики, примерно в 20 % случаев причиной развития анафилактического шока является использование лекарственных препаратов. Нередко анафилаксия заканчивается летальным исходом.

В симуляционном центре изучается поэтапное оказание первой помощи больному с анафилактическим шоком, так как в данной ситуации важна помощь в первые секунды неотложного состояния.

Были опрошены две группы пятикурсников Медицинского института СВФУ (всего 56 человек). Анкетирование было проведено дважды: до и после проведения электива «Клиническая аллергология и иммунология».

Результаты анкетирования были проанализированы, полученные данные представлены в данной статье.

Вопросы анкеты приведены ниже:

1. Считаешь ли ты необходимым в образовательной программе введение дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология»?

2. Что такое анафилактический шок?

3. Какие вопросы следует задать пациенту перед введением анестетиков?

4. Что входит в состав анафилактической укладки?

5. Сумеешь ли ты оказать помощь при анафилактическом шоке у пациента?

6. Указать дозы адреналина, гидрокортизона, дексаметазона и способы введения.

Анализ ответов на первый вопрос анкеты до и после проведения дисциплины выявил следующие результаты: 100 % опрошенных до и после проведения дисциплины ответили утвердительно.

При изучении ответов респондентов на второй вопрос анкеты были выявлены следующие результаты: 20 % дали правильное определение анафилактического шока до проведения дисциплины и 100 % после проведения дисциплины.

На третий вопрос «Указать, какие вопросы необходимо задать пациенту перед введением анестезирующих препаратов?» смогли ответить 10 % опрошенных студентов, 100 % студентов после прохождения обучения дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология».

ivan1.wmf

Рис. 1. Анализ результатов ответа на первый вопрос анкеты

ivan2.wmf

Рис. 2. Анализ результатов ответов на вопрос «Что такое анафилактический шок?»

ivan3.wmf

Рис. 3. Анализ ответов студентов на вопрос «Какие вопросы необходимо задать пациенту перед введением анестезирующих препаратов»?

На вопрос «Что входит в состав анафилактической укладки?» до проведения дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология» никто правильно не указал набор препаратов: адреналин, преднизолон, супрастин, физиологический раствор, шприцы, жгут, спирт, вата, которые входят в состав анафилактической укладки. После обучения все студенты ответили правильно на заданный вопрос.

На последний вопрос анкеты до обучения все студенты ответили отрицательно, после обучения все студенты ответили утвердительно.

По результатам анализа было выявлено, что до обучения только 10 % опрошенных студентов знали дозы препаратов, необходимых для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке и 20 % знали способы введения этих препаратов. После обучения дисциплине «Клиническая аллергология и иммунология» все студенты ответили правильно на заданные вопросы.

Таким образом, изучение алгоритма оказания экстренной помощи при аллергических реакциях (анафилактический шок, отек Квинке и т.д.) в процессе изучения элективной дисциплины «Клиническая аллергология и иммунология» является необходимой частью образовательного процесса студентов-стоматологов.

ivan4.wmf

Рис. 4. Анализ ответов студентов на вопрос «Что входит в состав анафилактической укладки?»

ivan5.wmf

Рис. 5. Анализ ответов студентов на вопрос «Сумеешь ли ты оказать помощь при анафилактическом шоке у пациента?»

ivan6.wmf

Рис. 6. Анализ ответа опрошенных респондентов на шестой вопрос анкеты

Выводы

1. Необходимо обучение будущих стоматологов тактике ведения и алгоритму оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке при введении анестезирующих препаратов.

2. Также необходимо обучение будущих стоматологов тактике лечения других аллергических реакций, которые могут возникнуть при стоматологических манипуляциях (отек Квинке, крапивница и др.).


Библиографическая ссылка

Иванова О.Н. ДИСЦИПЛИНА «КЛИНИЧЕСКАЯ АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 122-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37642 (дата обращения: 18.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674