Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРСПЕКТИВА РЕАЛИЗАЦИИ КОВОРКИНГА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Маясова Т.В. 1 Лекомцева А.А. 2 Федянина С.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский университет)
2 ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Настоящая статья посвящена раскрытию возможности реализации в системе дополнительного образования детей новой формы организации дистанционного обучения – коворкингу. Обосновывается необходимость внедрения и развития образовательного коворкинга в работу областной заочной школы «Академия знаний» как эффективной педагогической среды, которая позволит расширить предложения по спросу на исследовательские и проектные технологии обучения. Инновационная форма совместного взаимодействия всех участников образовательного процесса обеспечит популяризацию основных направленностей дополнительного образования и привлечет большее число детей из сельской местности путем повышения доступности образования через систему дистанционного обучения. Показана имеющаяся положительная динамика роста количества обучающихся и относительно стабильное число районов Нижегородской области, принимающих участие в дистанционном обучении областной заочной школы. В статье предложена и описана схема реализации образовательного коворкинга, включающая в себя несколько зон. Проблемная зона реализуется в режиме учебно-проектных сессий. Информационная зона основана на современных образовательных технологиях. Работа проектно-конструкторской зоны осуществляется в формате проектно-сетевых узлов по реализации исследовательских и социальных проектов как обучающихся, так и их педагогов-кураторов. Организационная зона определяет направления развития областной заочной школы, планирование всех этапов реализации проектно-исследовательской деятельности. Разработанная единая информационная область дистанционного обучения будет представлять из себя сложную динамическую самоорганизующуюся систему, отличительной чертой которой будет являться активность и совместная работа всех субъектов образовательного процесса.
образовательный коворкинг
система дополнительного образования детей
дистанционное обучение
исследовательско-проектная деятельность
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». URL: https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/programs/roc_nporpaMMa_pa3B_o6pa3oB_2013-2020.pdf (дата обращения: 14.06.2018).
2. Каплан Б.М. О современном содержании естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 357–361.
3. Маясова Т.В. Пример эффективного использования дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / Т.В. Маясова, С.П. Федянина, А.А. Лекомцева // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 15–17.
4. Цирюльников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 45–52.
5. Безрукова Н.П. Организационно-педагогические условия развития исследовательской компетенции учащихся в рамках сетевого исследовательского сообщества / Н.П. Безрукова, Т.К. Тимиргалиев, А.А. Безруков // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11–4. – С. 866–869.
6. Золотарева А.В. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
7. Набиев И.М. Перспективы дистанционного образования // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 799–801. URL: https://moluch.ru/archive/61/9218/ (дата обращения: 15.07.2018).
8. Ермолаева А.Д. Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/57462575-Distancionnoe-obuchenie-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.html (дата обращения: 15.07.2018).
9. Игнатьева Г.А. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, А.С. Мольков // Образование и наука. – 2016. – № 5 (134) – С. 139–157.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.06.2018).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. определяет электронное обучение как «одно из основных направлений кардинальной модернизации образования» [1]. Развитие региональной системы дополнительного образования в соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» основывается на «обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным образовательным программам, в том числе детям из сельской местности» [2].

На современном этапе особую актуальность приобретают инновационные формы и методы обучения с внедрением новых информационных технологий. Этим задачам в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, представляющая собой целенаправленный процесс интерактивного (диалогового) асинхронного или синхронного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентная к их расположению в пространстве и во времени [3].

В настоящее время в системе дополнительного образования накоплен большой опыт по реализации сотрудничества всех субъектов образовательного пространства с помощью сетевых сообществ. Сеть понимается как способ совместной деятельности по решению определенной, общей для всех участников педагогического процесса проблемы [4]. При этом разные образовательные организации по необходимости объединяют ресурсы для достижения совместного конечного результата. Сетевое взаимодействие генерирует новые формы работы, например сетевые исследовательские проекты и программы.

Одно из наиболее широко представленных направлений сетевого взаимодействия – довузовская подготовка при высших учебных заведениях, когда старшеклассники являются участниками сетевых исследовательских сообществ [5]. Обучающиеся начальной и средней школы все чаще вовлекаются в сетевые сообщества при реализации образовательными организациями программ внеурочной деятельности (модель дополнительного образования детей) [6].

Основой любого сетевого взаимодействия является дистанционное обучение, доминантой которого выступает личная продуктивная деятельность обучающихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса [7].

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности; активизируется самостоятельная деятельность учащихся; создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – учащийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение [8].

Цель исследования: раскрыть перспективы реализации образовательного коворкинга в дистанционном обучении как принципиально новой формы организации инновационной деятельности педагогов в условиях дополнительного образования на примере областной заочной школы Нижегородской области «Академия знаний».

Материалы и методы исследования: применен метод концептуального моделирования образовательного пространства в системе дополнительного образования детей.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале своей работы с 2002 по 2016 гг. областная заочная школа (ОЗШ) реализовывала дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) по 4 отделениям («Общая экология», «Экология и здоровье человека», «Юный техник», «Дизайн»). Но в последние годы возникла необходимость расширения предложений на исследовательские и проектные технологии обучения в системе дополнительного образования детей, поэтому на текущий год в «Академии знаний» дополнительно открылись еще два отделения: «Дизайн – проектирование» и «Анимационный дизайн».

Основными задачами деятельности ОЗШ являются: оказание методической помощи в написании учебно-исследовательских и проектных работ (актуализация и конкретизация тематики), расширение и углубление знаний в изучаемых областях, организационная и информационная поддержка участия обучающихся в мероприятиях различного уровня.

Для популяризации основных направленностей дополнительного образования в областной заочной школе «Академия знаний» активно используются ИКТ-технологии, расширяется сфера внедрения системы дистанционного обучения и акцент в деятельности делается на создание единой информационно-образовательной среды учебно-исследовательской и проектной деятельности (курса дистанционного обучения) для обучающихся образовательных организаций области от 6 до 18 лет. С этой целью в 2016 г. созданы обучающие группы по всем отделениям на базе площадки «В контакте», в дальнейшем планируется разработка дистанционных курсов в системе Moodle. Это позволит обучающимся иметь свободный доступ к информационным ресурсам, получать качественное образование независимо от удаленности места жительства, выбирать удобный график обучения, развивать навыки самостоятельной работы.

Важнейшие функции, осуществляемые руководителями отделений, – увеличение эффективности познавательной, коммуникативной, контрольно-рефлексивной деятельности обучающихся. Благодаря проведению открытого обучения и предоставлению своевременной информации, достигается успешное выстраивание системы общественных, профессиональных и межличностных отношений всех субъектов образовательного процесса.

Обучающая линия осуществляется через размещение информации в новостной ленте группы «В контакте», а также путем знакомства с вики-материалами интересных страниц, тематических сообществ, видео- или аудиозаписями, размещенными в сети Интернет.

Коммуникативная линия осуществляется с помощью обучения в режиме онлайн и офлайн. Руководители отделений организуют разнообразные формы дистанционных занятий с обучающимися заочной школы. К онлайн-обучению относятся чат-уроки – это учебные занятия, которые планируются заранее, определяется точная дата и время проведения, при этом все участники имеют одновременный доступ к общению, например, используя Skype. Примеры учебных занятий, проводимых без привязки ко времени (офлайн-обучение), – это уроки-форумы (например, экоуроки «Разделяй с нами»), семинары, практикумы, экообмены (например, проведение Всероссийских дней в защиту птиц, заповедников, лесных животных). Для проведения таких занятий руководители отделений всю подготовленную информацию заранее размещают через новостную ленту, личные сообщения, электронную почту. Несмотря на то, что выполнение этих заданий участниками областной заочной школы, комментарии к ним, прикрепление уточняющих приложений может быть отсрочено во времени, важно соблюдать индивидуальный график тематического планирования. По согласованию с педагогами-кураторами предусмотрено проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Контрольно-рефлексивная линия проходит поэтапно: участники выполняют практические задания исследовательского и проектного характера, которые оцениваются, комментируются и рецензируются всеми участниками образовательного процесса. Итогом обучения является проведение финалов областных конкурсов «Я познаю мир» для младших (6–7 и 8–9 лет) и «Академия знаний» для старших возрастных групп (10–12, 13–15, 16–18 лет).

В настоящие время образовательный коворкинг рассматривается, во-первых, в качестве сюжетно-деятельностной технологии, направленной на перевод пространства работы (делания) в пространство учения и освоения способа делания, а во-вторых, как катализатор процессов инновационного развития образования, обеспечивающий соорганизацию деятельностной кооперации различных субъектов образования и проектно-сетевую координацию педагогов-инноваторов с оптимальным использованием интеллектуальных, нравственно-волевых, антропологических ресурсов. Образовательный коворкинг как новый комплекс взаимосвязанных действий и процедур может обеспечить качество образовательных услуг педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры с помощью достаточно тонкого педагогического инструментария, позволяющего гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности, устранять причины неудовлетворенности своей деятельностью и формировать новые функциональные позиции [9].

Внедрение и развитие образовательного коворкинга в работу областной заочной школы «Академия знаний» как эффективной педагогической среды, на наш взгляд, необходимо для:

1) расширения предложений по спросу на исследовательские и проектные технологии обучения в системе дополнительного образования детей;

2) популяризации основных направленностей дополнительного образования (декоративно-прикладной, естественнонаучной, технической и др.);

3) привлечения большего числа детей из сельской местности путем повышения доступности образования через систему дистанционного обучения.

Реализация образовательного коворкинга в работе областной заочной школы «Академия знаний» планируется через проектирование четырех зон.

1. Проблемная зона необходима для выявления и анализа тех исследовательских запросов обучающихся, с которыми они пришли в областную заочную школу. После проведения такого предварительного мониторинга интересов всех участников ОЗШ «Академия знаний» задачей кураторов отделений является перевод учебно-исследовательских запросов детей в статус образовательных маршрутов с поэтапным поиском способов их решения. Исходя из типологии запрашиваемых вопросов участников, возможно формирование среди них проблемных групп по схожим интересам, с последующим рассмотрением изучаемой ситуации с разных позиций, точек зрения. На текущий момент времени разработано тематическое планирование работы областной заочной школы, создан банк промежуточных практических заданий для обучаемых, подобран ряд методических разработок для очных занятий с кураторами. В дальнейшем планируются следующие этапы модернизации проблемной зоны: необходимо дифференцировать задания по пяти возрастным группам с учетом предварительного мониторинга исследовательских запросов всех участников школы. Наметилась тенденция организовать коллективы обучающихся по схожим интересам для более детального изучения исследуемого объекта или явления. Как показала педагогическая практика дистанционного обучения, руководителям отделений необходимо стать еще и координаторами социальных проектов, модераторами востребованных исследований, менторами в достижении профессионального роста, например, оказывать помощь в заполнении электронного портфолио участника ОЗШ.

2. Информационная зона должна обеспечить качественное содержание дистанционного обучения, удобство в поиске теоретического материала с использованием электронных образовательных ресурсов, оптимального диалога между всеми участниками коворкинга. В информационном обеспечении областной заочной школы уже проделана большая работа. В сессии управления информацией осуществляется регистрация пользователей, обеспечение информационной безопасности, размещение всего необходимого потока данных через новостную ленту. Руководителями отделений подобрана учебно-методическая литература, проведен анализ электронных образовательных ресурсов (ЭОР), собрана коллекция медиаматериалов, создан банк авторских разработок (презентаций, текстовых документов с очных занятий для кураторов исследовательских и проектных работ обучающихся), ведутся фотоотчеты со всех отчетных мероприятий. В дальнейшем планируется усовершенствовать сессию информационного поиска: разработать технологии доступа к информации через ключевые слова, сложные запросы, таксономию. Также планируется совместное заполнение глоссария всеми участниками образовательного процесса. Значимым предметом проектирования является сессия информационного обмена: проведение вебинаров, налаживание системы мгновенных сообщений (через вайбер, скайп), переход от системы офлайн-обучения (форумы) еще и к онлайн-обучению (чаты, онлайн-трасляции и др.). Реализация коворкинга в дистанционном обучении потребует апробации новых образовательных технологий (например, задачного и перевернутого сознания) для формирования научного мировоззрения обучающихся и их ранней профориентации.

3. Проектно-конструкторская зона организует технологию коллективного решения учебно-исследовательских задач. Итогом данной работы становятся новые проекты и востребованные исследования. В ходе совместной работы всех участников коворкинга осуществляется мотивация на успех, на достижение запланированных целей, наблюдается опережающий характер в обучении. Немаловажная задача проектно-конструкторской зоны – создание педагогического сопровождения, тьюторской помощи и поддержки как самих обучающихся, так и их руководителей-кураторов. В работе ОЗШ «Академия знаний» уже выявлена тенденция к объединению обучающихся по группам интересов, но, как показала практика, еще большее значение имеет создание ассоциации учителей, среди которых необходимо выделить координаторов в своих районах. Направления развития современного мира ориентируют переход от индивидуальных исследований и проектов к групповым и командным работам.

4. Организационная зона осуществляет соорганизацию и налаживание равноправного взаимодействия по дистанционному обучению всех участников школы. В организационной зоне ОЗШ «Академия знаний» руководители отделений были главным образом тьюторами для каждого обучающегося с момента их регистрации в школе до защиты в финале их исследовательских и проектных работ. Для большего привлечения обучающихся и реализации доступного дополнительного образования для всех детей руководителями отделений планируется разрабатывать индивидуальные маршруты для лиц с ОВЗ и одаренных детей, строить персональные ресурсные карты участников школы. Данные образовательные траектории – индивидуальные маршруты и построение персональных ресурсных карт с дальнейшей возможностью максимального раскрытия способностей, личностного роста и развития обучающихся ОЗШ при минимальной затрате их временных, материальных и информационных резервов, созвучны реализации системно-деятельностного и практико-ориентированного подходов. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» ориентирует на проектирование системы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на основе данных подходов [10].

Выводы

Таким образом, перспектива внедрения новой образовательной технологии – коворкинга в систему дистанционного образования на примере ОЗШ «Академия знаний» ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» является вполне достижимой. Разработанная единая информационная область дистанционного обучения будет представлять из себя сложную динамическую самоорганизующуюся систему, отличительной чертой которой будет являться активность всех субъектов образовательного процесса (руководителей-тьюторов отделений, обучающихся областной заочной школы «Академия знаний», педагогов-кураторов исследовательских работ, координаторов районных центров, родителей). Все выстроенные линии дистанционного обучения (обучающая, коммуникативная, рефлексивно-оценочная) будут осуществляться путем как неформального сотрудничества всех участников коворкинга, так и пошаговой реализации всего тематического планирования для достижения заранее поставленных целей и задач дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.


Библиографическая ссылка

Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Федянина С.П. ПЕРСПЕКТИВА РЕАЛИЗАЦИИ КОВОРКИНГА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 204-208;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37105 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674