Сохранение связей между поколениями, прогрессивное развитие человечества зависят от того, насколько глубоко изучен и осмысленно использован опыт осознания, что культура, накопленная веками, является корнями, питающими будущие поколения. Народ, лишенный истоков, забывший свое прошлое, теряет необходимые для каждого человека качества, позволяющие ориентироваться в мире добра и зла, выращивать в себе Человека.
Обязанностью каждого живущего на этой планете человека является принятие красоты окружающего его мира, понимание нравственных ценностей, посильное участие в сохранении культурно-исторического наследия родного края, своей страны и всего мира.
Значительным пластом любого культурно-исторического наследия является религиозная культура как часть духовной культуры, включающая элементы художественного творчества и нормы морали. Это делает возможным и необходимым включение ее в образование подрастающего поколения, прежде всего как пласт мировой культуры и средоточие нравственных основ жизни общества.
Одной из основных религиозных культур России является православная, имеющая многовековую историю, за которую был накоплен уникальный воспитательный потенциал.
В Древней Руси ценностно-смысловой контекст произведений православной культуры был доступен каждому человеку: от крестьянина до представителя правящего дома. Сегодня в российском обществе интерес к православной культуре возрождается, но этот интерес велик настолько же, насколько велики трудности осмысления образцов этой культуры. Общая культура позволяет увидеть в наследии православной культуры (литературном, живописном, музыкальном) непреходящую ценность, но не понять ее душой и сердцем. Обращаясь к древнерусской живописи, необходимо отметить ее важную роль в жизни общества христианской Руси, эта роль не соотносится с ролью современной живописи для современного общества. Самым сложным в ситуации приятия православной культуры является иконописный текст. Это связано с тем, что с принятием крещения от Византии Русью унаследованы идеи о «воплощении слова» средствами живописи, т.е. воплощении христианского вероучения в образах. Иначе говоря, икона не является произведением вполне самостоятельным, поскольку отражает описанный в Священном Писании сюжет, подчинена содержанию повествования. Именно это является особенностью древнерусской живописи – в ее основе лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это книги, созданные по вдохновению Святого Духа (Священное писание, Библия), причисляемые к православной литературе древние повести (апокрифы), многочисленные жития святых [1, с. 5].
Византийское православное искусство разрешает задачу приобщения к вероучению, создав художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
По мнению Н.А. Барской, образом, воплотившим «слово», т.е. иконой в широком смысле, является все созданное в рамках художественной системы, несущей христианские истины:
– самостоятельные изображения, написанные на доске и широко представленные
– в живописи византийского мира;
– изображения, неотделимые от здания храма (фрески и мозаики);
– миниатюрные изображения на страницах рукописных книг.
В течение веков древнерусская живопись, основанная на византийских канонах, несла духовные истины христианства, необычайно полно и ярко воплощая их в образы. Судьба христианского православного искусства драматична. Сначала под натиском турецких завоевателей пала Византийская империя, потом древнерусскую культуру и искусство в России постигли разорение и забвение в годы царствования Петра I. Культурному наследию Древней Руси передовым обществом того времени было отказано в приоритетности перед западной культурой. Самобытная живопись, истоками которой являются византийские традиции, заменена была живописью западноевропейского типа.
При этом следует отметить, что западноевропейская живопись имеет те же христианские корни, из которых исходит и древнерусская живопись. Не меньшее значение, чем для православного искусства, для нее имеет и христианское слово: сюжеты Библии и Евангелия питают творческие замыслы художников. Однако пути развития православного и западноевропейского искусства кардинально отличаются. Западноевропейская живопись не созидает священный образ, ее целью является приблизить и образы, и события Священного писания к обыденности, привычному для обычных людей облику и поведению. Именно в приближении к повседневной реальности и «натуральности» видят западноевропейские художники «единственный путь к подлинной правде». В изображении реальности и в натурализме образов западноевропейские мастера достигли виртуозности, выработали особые художественные принципы. При этом священный образ в живописи не созидается, возвышение средствами искусства к святости, «образу и подобию божьему» отсутствует, но устремление к материальному, плотскому преобладает.
Российское европеизированное общество почтительно относится к иконе, но не видит в ней уникального произведения древнерусской живописи, находя лишь свидетельства «русской отсталости» и «варварства». Древняя художественная система Византии сохраняется в упрощенном виде в нескольких селах – Пaлех, Мстёра и Хлуй, которые становятся в России центрами «крестьянского иконописания» [1, с. 6].
Возвращение российского общества к допетровской культуре происходит после Отечественной войны 1812 года: в просвещенных кругах все чаще высказываются против духовного подражания Европе, зарождается противостояние «насаждению» европейской культуры, европеизации других народов. Становлению национального самосознания россиян способствует многотомное издание «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина [3]. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» – писал А.С. Пушкин. Открытие древней России историками повлекло за собой обращение к фольклору, к народной жизни, где сохранялись некоторые особенности древнерусского быта и традиций. Со времен А.С. Пушкина творчество русских писателей питает древнее литературное творчество со страниц древних рукописей. Привлекает исследователей и общество музыкальное наследие: древние церковные песнопения, народные песни.
У Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского» упоминаются летописные сведения о древнерусских художниках и их произведениях. Иконопись, бережно передающая содержание древних литературных источников, не могла ни привлечь внимание историков, и для науки древнерусская живопись становится предметом изучения.
Открытие и признание наукой и обществом культурной ценности древнерусской живописи произошло накануне Первой мировой войны. Позднее, по сравнению с открытием древнерусской словесности и музыки, «прозрение» объясняется особенностью иконописания. Сияющие цвета и оттенки природных красок древнерусские художники сохраняли под слоем олифы, которая со временем мутнела и чернела. Только истинные ценители допетровской культуры смогли увидеть в этой почерневшей живописи подлинные сокровища. Об этом говорит, например, утверждение Н.В. Гоголя: «В наших древних храмах есть лики, и удивительные лики». В 1840 году историк Н.Д. Иванчин-Писарев «ценнейшим памятником искусства» называет потемневшую от времени «Троицу» Андрея Рублева, впервые увидев ее в Троице-Сергиевской лавре. Среди сторонников признания за иконописью и древнерусскими иконописцами права на ведущее место в культурном российском наследии был философ Е.Н. Трубецкой, который писал, что «немая в течение веков икона заговорила с нами тем самым языком, каким говорила она с нашими предками» [1, с. 12]. При этом остается и мнение о том, что древнерусская живопись не имеет художественной ценности, но имеет большое историческое и археологическое значение.
В годы становления советской власти стремление к «отречению от старого мира», гонение православной веры привели к значительным потерям в области православной культуры по всей России, разрушению подвергались святыни и нашего города. За времена Советской власти были уничтожены или приспособлены к использованию не по назначению практически все храмы и монастыри. Подобное отношение к культурно-историческому наследию, воплощенному в православном искусстве, привело к тому, что современное общество несведуще ни в традициях, ни в Священном Писании, ни в церковных песнопениях; «слово», лежащее в основе иконы, многим из нас «закрыто», что не может не сказываться на общем культурном и духовном уровне жителей нашей страны.
Без сомнения, ведущая роль в формировании у детей основ православной культуры, как и любой другой религиозной культуры, принадлежит священнослужителям и родителям. Участие педагогов должно определяться не только личными или профессиональными интересами, но интересами и потребностями детей и их родителей. Это обязывает быть готовыми к психолого-педагогическому сопровождению вхождения детей в любую из культур, в том числе в мир православной культуры.
Таким образом, «открывать» православную культуру последующим поколениям предстоит и современным педагогам дошкольных образовательных организаций. О готовности к этому процессу можно говорить с позиций овладения содержанием предмета и средствами его реализации. Безусловно, первым этапом деятельности педагога в направлении формирования основ православной культуры у дошкольников должно стать изучение православной культуры и определение оптимального содержания, которое будет усвоено и «присвоено» детьми, удовлетворит их интересы и потребности, станет жизненно необходимым, при этом не нарушит светский характер образования, закрепленный в нормативно-правовых документах. Это означает, что содержание должно быть представлено в определенном документе: конспекте занятия, сценарии утренника, образовательном проекте, образовательной программе. Каждый из перечисленных документов должен отвечать требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение введения дошкольников в православную культуру заключается в реализации принципиальных положений стандарта дошкольного образования [6].
Первое принципиальное положение стандарта декларирует обеспечение условий для полноценного проживания каждым ребенком всех этапов детства. Возможности православной культуры для реализации этого принципа достаточно широки: участие в традиционных христианских праздниках в значительной мере актуализирует представления ребенка о социальных отношениях и формирует его практический опыт; формируются культурные практики в специфических для детей видах деятельности (игра, в которой ребенок строит собственную картину мира и учится с ним взаимодействовать; чтение познавательной и художественной литературы; творческие практики, направленные на эстетизацию, преобразование окружающей действительности по законам красоты и гармонии; практики общения со сверстниками и взрослыми, основанного на эмпатии, сочувствии и сопереживании).
Рассматривая принцип о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечение активного участия в выборе содержания собственного образования, мы вправе основываться на содержании православной культуры при организации познавательно-исследовательской, экскурсионной деятельности. Важно акцентировать внимание на региональных культурных объектах, обратиться к семейным ценностям и традициям. Построение индивидуальных маршрутов, организация семейных образовательных проектов на региональном содержании позволяет включить родителей в образовательные отношения, активизировать их участие в жизнедеятельности группы [4, с. 53].
Реализуя принцип содействия и сотрудничества всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги), мы сможем организовать детско-взрослое сообщество в различных видах деятельности, специфических для детей и вызывающих у них наиболее яркий и устойчивый интерес. В детских сообществах популярна концертная деятельность, в которой уникальные способности могут продемонстрировать не только дети, но и члены их семей, а также педагоги. Любима детьми дизайнерская деятельность, которая может быть направленна на оформление православных праздников.
Разнообразная деятельность детей может быть организована в клубах по интересам. Например, в клубе кукольников деятельность детей и взрослых может быть представлена не только изготовлением театральных кукол, но и литературным сочинительством (сочинение пьесы или ее создание по литературному произведению), театрализованной деятельностью (постановка спектакля). Удивительные по своей красочности праздники Рождества Христова, Пасхи, дня Святых Петра и Февронии и многие другие знаменательные дни в православной культуре содержат познавательные моменты (в том числе исторического содержания), знакомят с традициями и способствуют зарождению традиций как в дошкольной образовательной организации, так и в семье на основе человеколюбия [2, с. 11].
Размышляя о необходимости поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, мы должны помнить, что инициативен ребенок лишь в ситуации полного доверия, ощущения значимости своей деятельности не только лично для себя, но и общества. При этом неоспорим тот факт, что любая деятельность (познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, читательская) наиболее эффективна, если организована по инициативе ребенка.
Принцип сотрудничества педагогического коллектива и семьи требует предварительной разработки методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в семье. Например, по организации изучения объектов культуры и истории, сбору информации и ее переработке совместно с ребенком, созданию итогового продукта и способам его презентации [4, с. 58]. Здесь важным аспектом является возможность изучения проблемы с точки зрения ее насущности в семье.
Следующий принцип, декларирующий необходимость формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, обеспечивается содержательными аспектами православной культуры: христианские таинства, христианские традиции, которые изучаются на культурном наследии родного края в специфических видах деятельности детей на каждодневном «удивлении» и «восхищении» окружающим миром.
Осуществление принципов стандарта должно происходить в комплексе: принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в своей содержательной основе осуществим при условии реализации всех предыдущих принципов. За семьдесят лет насаждения атеизма в стране уничтожены или деформированы православные традиции, возрождение которых происходит очень медленно. В дошкольном детстве в значительной мере это возрождение обеспечивается художественно-творческой деятельностью (например, участие в праздновании Рождества Христова, Крещения, Пасхи и т.п.; знакомство с традициями и историей праздников).
Обращаясь к принципу соответствия содержания, условий и методов образовательной деятельности возрастным особенностям развития дошкольников, мы делаем акцент на педагогических технологиях, основанных на культурных практиках детей и способствующих расширению их возможностей в самосовершенствовании, саморазвитии, саморегуляции, самоконтроле, саморефлексии.
Культурные практики формируются в условиях деятельности «здесь и сейчас» на основе приятия какого-либо опыта от взрослых, старших детей или сверстников, и преобразования этого опыта, его присвоения настолько, насколько позволяют его возрастные и индивидуальные способности и возможности.
Учет этнокультурной ситуации развития ребенка, обеспечение возможности идентифицировать себя с культурой и традициями своего народа, своей страны, всего мира – следующий принцип стандарта. Дети живо реагируют на объекты окружающей действительности, восхищаются и удивляются им. Например, православная архитектура является для них чем-то схожим со сказкой, к чему необходимо особое отношение, которое выражается в особом поведении. Очень важно, чтобы родители ребенка организовали семейное посещение храма, подготовили к посещению (культура поведения в новой среде; информация о живописном убранстве). Необходимо предоставить ребенку возможность рассмотреть убранство помещения в том темпе, который для него удобен (молчаливое сопровождение), откликаться на приглашение ребенка к участию в рассматривании образа, делать акцент на образах, дать насладиться «новым знанием» и продемонстрировать собственный опыт; создать условия для «созерцания и присвоения нового» мира, осознания собственной принадлежности к нему [5, с. 77].
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает организацию образовательного процесса в единой структуре, содержащей разделы: целевой, содержательный, организационный (требования к структуре образовательной программы). Даже при организации кратковременной образовательной деятельности ребенка (например, в дидактической игре), необходимо определить смысл этого действа (с какой целью?); продумать его содержание (инструкция педагога и действия детей в игре, игровые правила, анализ и самоанализ), способы организации игры (количество играющих, роль педагога в игре); обеспечить детей игровым материалом, пространством, в котором они будут действовать (задействованы ресурсы: кадровый, материально-технический, методический).
При разработке более крупного педагогического конструкта (конспекта занятия, индивидуального маршрута, парциальной программы) структура, предложенная стандартом дошкольного образования, тем более важна.
Определение реальных возможностей осуществления принципов современного дошкольного образования в процессе вхождения дошкольников в мир православного искусства позволяет обогатить образовательный процесс за счет содержательной, ценностно-смысловой основы этого искусства.
Библиографическая ссылка
Муратова А.А., Колисниченко Т.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 171-175;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36496 (дата обращения: 21.11.2024).