Профессиональное образование будущего архитектора имеет свою историю возникновения, развития и связано с архитектурой, ростом строительной индустрии и формированием самого архитектора. Каждая ступень становления социума определяет метод создания архитектурного объекта, свою систему и содержание обучения в архитектурных школах. Геометрическая первооснова архитектурной формы и соотношение ее элементов на протяжении веков являются главными компонентами стилевых характеристик объекта, и их знание формирует мастерство зодчего. Кроме того, выполнение изображений представляет собой необходимый элемент творческого процесса проектирования объекта архитектуры и служит важнейшим средством конкретизации замысла и проверки его композиционных достоинств и недостатков [1].
На протяжении веков архитектура выступает как один из видов художественного освоения мира, как искусство организации пространства, разграничения или соединения его элементов, что оказывает влияние на сознание, эмоции, поведение социума.
История европейской архитектуры и изобразительного искусства позволяет рассмотреть систему геометрической и графической подготовки будущего архитектора. Анализ создания архитектурного объекта в исторической плоскости позволил выявить методы подготовки, свойственные каждому периоду европейской истории.
Еще в Древнем Египте в период древнего и среднего царства, при графическом отображении замысла архитектурного сооружения, его интерьера, в изображении многофигурных композиций древние египтяне интуитивно пользовались методом ортогонального проецирования, на котором основано построение чертежей (метод двух изображений Монжа). «Арифметика и кое-что из геометрии были уже у египтян и вавилонян, но по преимуществу в форме чисто эмпирических правил. Дедуктивное заключение из общих посылок – греческое нововведение» (Бертран Рассел).
С проникновением греческой культуры в период позднего царства на фоне синтеза египетской монументальности и античных канонов можно отметить рост значения практической геометрии в архитектуре, что не могло не отразиться на дальнейшем развитии европейской архитектурной школы на фоне усложнения формообразования и понимания гармонизации отдельных элементов архитектуры.
В Древней Греции с именем Фалеса Милетского (VI–VII в. до н.э.) связано появление геометрии и открытие в ней основополагающих теорем, основ перспективных построений, являющихся необходимым условием графической визуализации архитектурного замысла, которые применяются в архитектурной практике и сегодня. Демокрит (V–IV в. до н.э.) занимался проблемами геометрии, в частности, изображением пространственных форм на плоскости, то есть стереометрией, что непосредственно связано и с архитектурным творчеством.
Основой в древнегреческой архитектуре были каноны, пропорционально связывающие архитектурные элементы и части тела человека, что и составляло ремесло архитектора. Модель обучения будущего зодчего сводилась к методу устных наставлений мастера и приобретения знаний применения канонов непосредственно на практике, по ремесленному типу. Теоретическая база заключалась, прежде всего, в изучении ордерной системы, составляющей каноны античной архитектуры, основы ее гармонизации.
Поиском пропорций занимается и современный архитектор, что является некой отправной точкой его последующих решений. Он, проектируя дом, понимает, что не найдя пропорций фасада, не может расставить конструктивные оси, определить форму. Пропорции любого архитектурного сооружения и его отдельных частей являются основой гармонии объекта и сегодня.
Древних римлян интересовала как ремесленническая, так и техническая сторона искусства и архитектуры. Витрувий (конец 1 века до н.э. – древнеримский архитектор, инженер, геометр) в своем трактате «Десять книг об архитектуре» определил содержание классического архитектурного образования, которое включает в себя сведения о здании, основы строительного дела и, конечно же, геометрию, а также соразмерность и пропорциональность в архитектуре. Вместе с мастерством ремесленника будущий архитектор приобретал элементарные теоретические знания геометрии и графической визуализации замысла (перспективные и ортогональные проекции). Таким образом, была выработана знаниево-ремесленная концепция обучения архитектора, которая является базовой и в настоящее время [3, 4].
Средневековый архитектор обучался ремеслу у конкретного цехового мастера без каких-либо сроков, программы и содержания обучения, чему способствовало долгосрочное строительство. Отсутствие четко разработанных проектов, преобладание эмпирического опыта с опорой на интуицию не предполагало какой-либо теоретической геометрической, а также графической подготовки. Обучение проводилось из рук в руки, от мастера к ученику в рамках цеха. Средневековью присущ синтез различных искусств, где ведущая роль отводилась архитектуре. Согласно учению церкви, зодчий – орудие Бога, который направляет руку мастера. В монастырских школах преподавалась геометрия как практическая наука, в том числе и будущим зодчим. В этот период сложилась ремесленно-цеховая модель обучения приемам эстетической упорядочности конструкций и подчинения их смысловому языку, сложность которого отражала сложность самой архитектуры.
В Эпоху Возрождения рост городов, строительства и развитие науки, искусства продиктовали необходимость разработки геометрических основ перспективных, ортогональных проекций для изображения замысла архитектора, а также и для живописи. Леон Батиста Альберти (1404–1472) – теоретик, физик, математик, философ, скульптор. В трактате «Десять книг о зодчестве» писал, что «тот, кто не знает геометрии и боится усилий, необходимых для ее изучения, даже при величайшем даровании никогда не станет большим художником». Альберти предложил практический способ сетки для построения перспективы, а также дистанционные точки, которые являются точками схода диагоналей квадрата. Данные приемы широко используются для графических изображений объектов, интерьеров, градостроительных ситуаций и в настоящее время. Леонардо да Винчи (1452–1519) считается основателем геометрической науки в архитектуре и искусстве, он развил теорию графической визуализации, построения перспективы и светотени: приемы построения перспективы на цилиндрическом своде и основы панорамной перспективы.
В Италии и соседних с ней государствах цеховая модель архитектурного образования получила новое качественное развитие. Альберти характеризует архитектора как универсального мастера: художника и инженера в одном лице. Уже в Эпоху Ренессанса прослеживалась идея формирования разносторонней личности творца, индивидуальности. В цеховых мастерских ученик обучался у определенного мастера и под его руководством изучал все, что необходимо знать архитектору, в том числе и геометрические основы проектирования, и графические методы изображения, в первую очередь ордерную систему архитектуры.
Конец XV – первая половина XVI вв. – период Высокого Возрождения, который характеризуется бурным развитием науки, техники и строительства. Практические задачи данного развития требуют построения изображений на основании геометрических законов. Филиппе Брунеллески (1337–1446) – итальянский архитектор, теоретик изобразительного искусства. Его считают основоположником теории перспективы, науки, объясняющей кажущиеся изменения форм и способы построения изображения форм на плоскости, им же разработана ее математическая модель. Знания перспективы помогали на практике архитектору грамотно представить и дальше разработать проект сооружения, что не потеряло актуальности и в настоящее время. Согласно утверждению Леонардо да Винчи практика должна быть построена на хорошей теории, в которой руководящую роль играет перспектива.
Помимо Брунеллески Гвидо Убальди (1545–1607) – итальянский архитектор рассматривал проблемы перспективы с математической точки зрения, нашел способы решения «обратных» задач – определение натуральной величины элементов по их перспективному изображению, что изучается в настоящее время в архитектурных вузах в разделе начертательной геометрии «Реконструкция перспективы», который необходим для проведения реконструкций и реставрационных работ. В своем произведении «Шесть книг о перспективе» Убальди нашел решение почти всех задач перспективы.
Ближе всего к открытию начертательной геометрии и применения ее в создании архитектурных объектов подошел представитель немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер (1471–1528) в своем труде «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки линий, поверхностей и целых тел». Он сделал попытку теоретически обосновать ортогональное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости и предложил целый ряд графических способов построения перспективных изображений с использованием ортогональных проекций, получивший название «способ Дюрера», или способ следа луча. Кроме теории линейной перспективы на вертикальную плоскость, художники и архитекторы эпохи Ренессанса уделяли большое внимание конструктивным построениям формы предметов. Обучение велось в традициях ремесленничества, т.е. под руководством мастера с преобладанием наглядных методов обучения. Графическая подготовка в этот период сводилась к развитию руки, глаз, воображения для использования их в предметном творчестве и основывалась на традициях академической системы, фундамент которой был заложен в первых европейских университетах на артистических факультетах [3, 4].
В период X–XVII веков изучение геометрических и графических основ архитектуры происходило в контексте корпоративного, цехового обучения архитектурному проектированию, разработанного в Италии. Данная модель архитектурного образования предполагала передачу практических навыков создания объектов архитектуры по наследству, артельно-ремесленным объединениям [2].
В XVII–XVIII веках во Франции, Германии подготовка архитекторов проводилась в академии изящных искусств, где в академических мастерских проводилось практическое обучение у своего наставника, мастера архитектуры. Опытные мастера совмещали проектирование с педагогической деятельностью. Изучение теоретико-практической геометрии в то время стало базовым курсом подготовки в области архитектуры и фортификации. Модель обучения опиралась на глубокую преемственность с моделью обучения Эпохи Возрождения.
Развитие промышленности, инженерного дела, фортификации и строительства в XVIII веке потребовало нового подхода к построению изображений сложных пространственных технических форм на плоскости. В этой связи потребность в фундаментальности геометрических знаний привела к обобщению всего предыдущего геометро-практического опыта. Французский инженер, геометр Гаспар Монж (1746–1818) в 1795 г., обобщив имеющиеся знания по построению изображений, написал книгу «Начертательная геометрия», где показал плоский чертеж в двух проекциях, как результат совмещения горизонтальной плоскости с фронтальной, путем вращения вокруг прямой их пересечения. Данный метод в настоящее время называется методом Монжа, полученное изображение – эпюром Монжа или комплексным чертежом.
Именно в этот период в Западной Европе складывается система профессионального архитектурного образования не только как ремесленника, но и как творческую индивидуальность, для которой овладение знаниями – необходимое условие самосовершенствования.
Возросшие требования к технической документации в области архитектуры и строительства также способствовали развитию общей теории изображений. Дальнейшее усложнение чертежей, применение масштаба и т.п. поставило архитектурное образование в XVIII веке на основу регулярного учебного процесса [2].
Таким образом, сложилась европейская школа архитектурного образования, в основе которой была академическая модель обучения, направленная на приобретение фундаментальных знаний, в том числе и в области начертательной геометрии с аудиторной формой обучения.
Архитектурная деятельность на основе чертежа, применение макетирования (моделирования) в масштабе требовала знаний по геометрии и черчению. Метод ортогонального проецирования (метод Монжа) позволяет при наличии масштаба, размеров и т.п. воспроизвести изображенные объекты в точном соответствии с проектным замыслом. Овладение данным методом происходило на базе академической модели, предполагающей обучение преподавателем студента, т.е. аудиторной, оторванной от практики.
В дальнейшем в академиях художеств европейской архитектурной школы применялась знаниево-ремесленная модель образования по примеру французской и итальянской образовательной модели с преобладанием теоретической стороны. Постепенно учебный процесс приобретал регулярный характер и проводился в школах-мастерских архитекторов и представлял собой сочетание академической модели с практическими работами в действующих строительных бригадах [1].
В любом случае, главное – развитие ремесленных навыков и пространственного мышления – трудно представить без знаний и умений выполнять рисунок на основе правил начертательной геометрии. Роль геометрической составляющей значительно возрастает, как в художественно-композиционной направленности, так и научно-технической. Архитектурное проектирование попадает под стандарты непрерывной знаниево-академической модели с сильной научно-технической линией в подготовке.
В начале XX века перед школами архитектуры и искусства стояла проблема дальнейшего совмещения векторов промышленного и художественного творчества, что проявлялось в программе Баухауза – института искусства, дизайна и архитектуры (Германия) в виде воссоединения или синтеза искусства, техники и науки, а также в разработке пропедевтических курсов обучения специальных дисциплин. Цикл обучения в Баухаузе делился на пропедевтический (начальный), практический (основной), магистерский (курс конструктивного мышления). В последующем обучении знание отличается от пропедевтического курса уровнем и основательностью. Проектирование носило реальный характер. Единая методологическая система проблема объединяла весь учебный процесс от проектирования жилой ячейки до градостроительных задач и поиска единых композиционных закономерностей [1]. Основные принципы обучения в Баухаузе как творческой лаборатории актуальны и в XXI веке: подготовка высокопрофессионального ремесленника; сращивание искусства и мастерства; основная формотворческая задача заключается в определении пространственного взаимодействия предмета; учить студента видеть, воспринимать расстояния и понимать человеческий масштаб; равноправное сотрудничество студентов с преподавателем. Именно на основе данных принципов сформулирована цель обучения Баухауза – пробуждение энтузиазма к великим свершениям.
В XX веке процесс обучения архитектурному мастерству приобретает системный характер в свете изменения парадигмы формообразования, согласно которой пространство выдвигается как основное поле деятельности архитектора, в результате чего возникает диспропорция между инженерной и художественно-композиционной составляющими архитектурного образования. На передний план выдвигается эмоционально-художественное восприятие объекта архитектуры, через его графическую визуализацию, что отрывает архитектуру от строительной индустрии [2].
Современное европейское постиндустриальное общество предполагает смещение акцента на создание условий для культурного и интеллектуального развития творческой личности. Центром внимания становится система педагогических условий, способствующих ее саморазвитию. Традиционные методы профессионального образования, реализуемые посредством репродуктивно-сознательных учебных программ и процедур, в настоящее время малоэффективны. Важно научить методу проектирования в комплексе дисциплин, составляющих архитектурное образование. «Основополагающей ориентацией высшей архитектурной школы является широкое фундаментальное образование, а построение самого процесса приобретает комплексный характер, когда резервы всех технических и научных дисциплин направляют на стержневую дисциплину «Архитектурное проектирование» (Бархин Б.Г. «Методика архитектурного образования» – М.: Стройиздат, 1993 с. 47 [5]).
Архитектурное образование в Европе сегодня является концептуальной базой профессии, ее интеллектуальным центром и экспериментальным полигоном. Ортодоксальный академизм геометро-графической подготовки будущего архитектора с формальным обучением, чтением лекций не может способствовать дальнейшему развитию способностей концептуального мышления и интуиции. Но в то же время информатизация и компьютеризация процесса проектирования, «развитие техники не всегда ведет к развитию творческой интуиции» (А. Раппапорт).
Как и много веков назад, для архитектора всегда было важным показать свою творческую индивидуальность, свое воображение и возможности реализации замысла через организацию деятельности на крепких основах мастерства, включая развитие руки и глаза, следование устремлениям окружающего мира и своего мышления.
В настоящее время обучение начертательной геометрии и графике будущего архитектора проводится во многом по ремесленному типу, то есть в первую очередь в процессе обучения приобретаются навыки исполнителя проектной документации, реализации замысла педагога или руководителя мастерской. Традиционно графическая подготовка сводится, прежде всего, к развитию руки, глаза для использования их в предметном творчестве и сохраняет академическую основу геометрических знаний, направленных на освоение методов графического изображения. Чтобы архитектор мог предлагать художественно-композиционное решение, он должен знать, как создается геометрия задуманной формы, что необходимо и для дальнейшей разработки конструктивного решения сооружения [1, 5].
Сегодня подготовка архитектора как исполнителя проектных решений, где геометро-графическая составляющая не может присутствовать только на уровне визуализации, и должна соответствовать современной концептуальной, культурной и интеллектуальной базе профессии архитектора . Конкуренция архитекторов диктует необходимость совмещения композиционных, геометрических и конструктивных аспектов формообразования с графическими методами изображения.
Библиографическая ссылка
Данченко Л.В., Туктамышов Н.К. К ГЕНЕЗИСУ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 130-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36488 (дата обращения: 21.11.2024).