Ориентация школы на потребности личности заставила школу по-новому взглянуть на уроки изобразительного искусства, так как эти уроки дают огромные возможности познать духовное богатство человеческой культуры вообще и национальной в частности, а это ставит перед учителем новые задачи и предъявляет высокие требования профессионально-художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Преподаватель изобразительного искусства в школе должен обладать высокой профессиональной подготовкой, позволяющей развивать у детей эстетический вкус, художественное восприятие, воображение, фантазию, активизировать творческую деятельность, формировать практические умения и навыки рисования. Все это ставит новые серьезные задачи перед высшей школой в плане всемерного совершенствования подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, формирования профессионально-педагогических, художественных качеств личности учителя.
Опираясь на многолетний опыт работу в вузе, приходится констатировать, что студенты, выходя на педагогическую практику, а в дальнейшем и в своей педагогической работе в школе, испытывают трудности в выполнении педагогического рисунка на вертикальной плоскости, хотя при этом неплохо владеют рисунком с натуры.
В публикациях методической литературы рассматривается рисунок преподавателя изобразительного искусства как важная составляющая часть педагогической деятельности и как часть педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства. Этой проблеме посвящены многие труды (Р.Ч. Барцица, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Е.С. Кондахчан, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», А.Е. Терентьева «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства», Н.И. Ткаченко, Е.В. Шорохова и др.).
Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения, так как в отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в зависимости от сложившихся обстоятельств. Кроме того, его грамотное применение позволяет педагогу выходить из самых сложных ситуаций, даже в тех случаях, на которые никакие другие средства наглядности не рассчитаны.
Грамотный педагогический рисунок стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, тем самым позволяя педагогу решать не только образовательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Доступно и интересно изложенный учебный материал, подкрепленный мастерски выполненным педагогическим рисунком, эмоционально воспринимается школьником и вызывает у него чувство сопереживания, которые способствуют развитию заинтересованности и внутренней мотивации к созданию самостоятельного учебного рисунка.
Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, свои конкретные цели и задачи, поэтому необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
«Учитель как специалист в области изобразительного искусства в ходе образовательного процесса демонстрирует педагогическим рисунком творческое отношение к профессиональной деятельности. Виртуозно и мастерски владением краткосрочных рисунков и набросков требует от студентов большой и кропотливой, ежедневной тренировки и штудии» [5, с. 369].
Совершенствование профессионально-художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, по нашему мнению, в условиях факультета искусств и дизайна можно претворять в жизнь на основе активного использования в обучении краткосрочной формы рисунка (наброски и зарисовки). В правомерности данного предложения мы убеждаемся на основе мнений исследователей в области художественного образования и эстетического воспитания. Так, например, художник-педагог В.С. Кузин пишет: «Наброски и зарисовки с натуры являются важнейшим средством изучения зрительного облика предметов окружающей действительности, познания их эстетического содержания, выражающегося в плавности и изяществе очертаний; гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм, пластических объемов, логической взаимосвязи групп изображаемых объектов» [2, с. 105]. «Наброски это очень быстрые рисунки – от пяти до пятнадцати минут. Задача наброска – используя минимум средств, без моделировки и деталей передать впечатление от модели или зафиксировать свой замысел в эскизе. …Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, не больше часа. Их задача – передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени» [4, с. 10–11].
Упражнения в создании быстрых рисунков связаны с активностью работы зрительного восприятия, мышления, с развитием изобразительных умений. Минимальное количество времени приучает рисующего работать быстро: акцентировать внимание в процессе восприятия на самом главном, также особенностях натуры, которые наиболее характеризуют то или иное ее состояние, способствуют созданию лаконичного рисунка. То есть при выполнении быстрых рисунков формируется острота восприятия, избирательность, целостность видения объекта. Особенно уместно в таких случаях изображать движущуюся модель, когда художник внимательно наблюдает, больше работает по памяти, действует быстрее и решительнее. Натура служит ему справочным материалом, но только в течение очень короткого отрезка времени.
Вместе с тем работа над выполнением набросков и зарисовок дает возможность частой смены впечатлений, вариантов изобразительного решения образа.
Известно, что для набросков особую важность имеет яркая, образная трактовка натуры. «Хороший набросок – это не точная копия, не протокольное изложение увиденного, а суммарная, заостренно-образная, лаконизированная интерпретация изображаемого» [8, с. 28].
Следовательно, в работе над набросками и зарисовками рисующим ставится цель: отвлечься от деталей, заострить внимание на самом главном, существенном в модели, найти соответствующие изобразительно-выразительные средства образного решения.
Немаловажным условием эффективного совершенствования художественно-педагогической компетенции будущих учителей изобразительного искусства являются умения работать на вертикальной плоскости различными художественными материалами. В этой связи мы рекомендуем студентам после предварительно выполненного рисунка с натуры предложить выполнить ту же постановку по представлению с другой точки зрения, но более лаконично. При работе с натуры студентам важно давать задания на выполнение рисунка по памяти с последующим сравнением его с натурой. Ключевым моментом здесь должно являться не рисование само по себе, а изучение натуры с целью ее усвоения. Обязательное условие для вышеперечисленных заданий выполнение рисунка на вертикальной плоскости (классная или интерактивная доска, стена, планшет, мольберт), с использованием различных материалов (акварель, гуашь, уголь, мел, соус, маркер, сангина, тушь и т.д.).
Определяя место педагогического рисунка в профессиональной подготовке учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, необходимо подчеркнуть, что основа любой подготовки учителя – это прочные знания, умения и навыки в области своего предмета и методики его преподавания, а педагогический рисунок – тот фундамент, на котором формируется и то, и другое. Можно отметить своеобразную динамичность педагогических рисунков, которая заключается в том, что в течение очень непродолжительного времени учитель постепенно создает рисунок в присутствии учащихся, которые видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности тех методических положений, которые высказывает учитель в своих устных объяснениях. Такой рисунок убеждает школьников в пользе и целесообразности учебы, в необходимости овладеть изобразительной грамотой.
Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:
– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе;
– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала. Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.
Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:
— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;
– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;
– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;
– показ одной из стадий выполнения рисунка;
– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;
– показ композиционного решения рисунка;
– демонстрация перспективных явлений в рисунке;
– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.
Опыт нашей работы на занятиях методикой преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства показывает, что подготовка студентов к систематическому и целенаправленному формированию профессионально-педагогических, художественных качеств личности учителя должна включать как знакомство с теоретическими аспектами вопроса, так и формирование практических умений и навыков.
Педагогическая практика обучения педагогическому рисунку не только реализует продукт научных исследований в области теории и методики преподавания изобразительного искусства, но и является источником информации для теоретических построений в этой области и главным критерием оценки их правильности и эффективности. В рамках нашего исследования мы провели педагогический эксперимент, который был призван:
– выявить наиболее сложные для студентов моменты в овладении и выполнении разнообразных видов и типов педагогического рисунка;
– создать оптимальные условия разрешения этих трудностей с помощью внедрения в учебный процесс научно-методических разработок настоящего исследования;
– обеспечить и проверить воспроизводимость положительных результатов предлагаемых разработок в более широкой педагогической практике;
– определить и проверить направление дальнейшего развития формируемых профессиональных компетенций у студентов.
Настоящее исследование проводилось в рамках общего плана научно-исследовательской и методической работы факультета искусств и дизайна на кафедре изобразительного искусства Нижневартовского государственного университета. В эксперименте участвовали все группы со 2-го по 4-й курсы факультета.
Для определения уровня профессионально-педагогических и художественных качеств студентов в рассматриваемом аспекте нами были выявлены показатели, характеризующие готовность выпускника факультета искусств и дизайна к практической деятельности в условиях школы. Такими показателями выступили:
- знания о принципах обучения средствами педагогического рисунка;
- умение профессионально использовать методы наглядного обучения;
- умение использовать изобразительно-выразительные средства различных техник оригинальной графики в создании педагогического рисунка;
- умение быстро, образно и методически правильно выполнять рисунки по памяти различных объектов изображения;
- умение параллельно с демонстрацией последовательного изображения доступно объяснять основные закономерности изобразительной грамоты.
Для установления исходного уровня успеваемости студентов был проведен анализ их оценок по разработанным показателям.
Результаты исследования представлены в таблице.
Анализ успеваемости студентов, полученной в результате педагогического исследования
Показатели |
Студенты |
||
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Знания о принципах обучения средствами педагогического рисунка |
28 % |
39 % |
73 % |
Умение профессионально использовать методы наглядного обучения |
21 % |
42 % |
77 % |
Умение использовать изобразительно-выразительные средства различных техник оригинальной графики в создании педагогического рисунка |
16 % |
29 % |
68 % |
Умение быстро, образно и методически правильно выполнять рисунки по памяти различных объектов изображения |
31 % |
47 % |
72 % |
Умение параллельно с демонстрацией последовательного изображения доступно объяснять основные закономерности изобразительной грамоты |
24 % |
31 % |
67 % |
Педагогическое исследование, решая проблему профессиональной подготовки учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства, должно быть нацелено на конечный результат. Схема педагогического эксперимента и проверки эффективности методических разработок в области обучения студентов педагогическому рисунку была дополнена с учетом программы по методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства поиском наиболее эффективных путей ее сочетания с другими учебными дисциплинами, такими как академический рисунок, академическая живопись, композиция и т.д.
В целом полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении профессионально-педагогического уровня, художественных качеств и методической подготовки будущего учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Основательное, подлинно профессиональное овладение мастерством педагогического рисования возможно при условии настойчивой, целенаправленной тренировки в этом виде изобразительной деятельности. Постоянная нацеленность на овладение мастерством быстрого, лаконичного, выразительного рисования должна четко проявляться и в самостоятельной работе студентов.
Библиографическая ссылка
Полынская И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 157-160;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36378 (дата обращения: 14.12.2024).