Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ

Сморчков В.Ю. 1 Голубева Г.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма»
Настоящая статья посвящена изучению базовых компонентов и критериев психофизической подготовленности человека. В статье представлены результаты анализа научно-методической литературы по проблемам психофизической подготовленности человека. Автором поддерживается идея о единстве психофизической подготовки как одного из элементов спортивно-туристской подготовки. Также проанализированы имеющиеся методики интеграции психической и физической подготовки спортсменов. Изучены положения, касающиеся психических параметров личности спортсмена, необходимых для достижения высоких результатов в спорте. На основе обобщения результатов теоретического анализа производится структурирование компонентов и критериев психофизической подготовленности туриста. Это позволит решить проблему создания методик для проверки уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме. В заключение представлено обобщение результатов теоретического изучения поставленной научной проблемы.
психофизическая подготовленность
психофизическая подготовка
спортивный туризм
психофизическое состояние
психомоторные способности
психофизические качества
1. Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208 с.
2. Блюмантейн Б. Модельные психологические характеристики // Легкая атлетика. 1981. – № 6. – С. 8–11.
3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной. – М.: Наука, 1970. – 272 с.
4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов, – СПб.: Питер, 2003 – 384 с.
5. Кабачков А.В. Методические рекомендации по проведению профессионально-прикладной физической подготовки среди обучающейся молодежи на этапе профессионального обучения / А.В. Кабачков, А.В. Куренцов, Э.А. Зюрин // Физ. воспитание и детско-юношеский спорт. – 2013 – № 4 – С. 37–58.
6. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. – Дубна, 2002. – 320 с.
7. Принципы системной организации функций / ред. П.К. Анохин. – М.: Букинист, 1973. – 316 с.
8. Психология физической культуры: учебник / ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. – М.: Спорт, 2016 – 624 с.
9. Сморчков В.Ю. Управление процессом психофизической подготовки в спортивном туризме // Проблемы и инновации спортивного менеджмента в России: материалы I-й всерос. науч. практ. конф., г. Казань, 4–5 июня 2015 г. – Казань, 2015. – С. 122–127.
10. Сморчков В.Ю. Теоретико-эмпирический анализ структурных компонентов психофизической подготовки в спортивном туризме / В.Ю. Сморчков, Г.Н. Голубева // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 2–2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=22470.
11. Сморчков В.Ю. Психофизическая подготовка в спортивном туризме / В.Ю. Сморчков, Г.Н. Голубева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Казань, 6–8 ноября 2015. – Казань, 2015. – С. 471–472.
12. Спортивная психология: учебник / ред. В.А. Родионова, А.В. Радионова, В.Г. Сивицкого. – М.: Юрайт, 2015. – 367 с.
13. Сырвачева И.С. Квалиметрия инновационных технологии обучения и физического воспитания студентов (на примере обучения таможенным специальностям): автореф. дис. … д-ра пед.: 13.00.08. – Малаховка, 2009. – 46 с.
14. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека: дис… д-ра пед. наук. – Тула, 1998. – 364 с.
15. Тюленьков С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах / С.Ю. Тюленьков, С.Н. Зуев, Л.М. Крылов // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 5. – С. 50–54.

В спортивном туризме уровень психофизической подготовленности имеет также значение, так как большая часть маршрутов и дистанций проводится в условиях далеко не оптимальных, которые близки к экстремальным.

Отсутствие ранее описанных в научно-методической литературе программ психофизической подготовки туристов, а также неопределенность методик проверки уровня психофизической подготовленности подтверждает актуальность изучения данной научной проблемы.

Цель работы заключается в теоретическом изучении базовых компонентов и критериев психофизической подготовки человека в спортивном туризме.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Синтез и структурирование результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно нашему определению психофизическую подготовку туриста нужно понимать, как единый целенаправленный процесс совершенствования психических и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня подготовленности к соревновательной или походной туристской деятельности [9, 10, 11].

Психофизическая подготовка человека – это процесс формирования психофизических качеств, который позволяет сформировать умение рационального применения двигательного потенциала при решении моторных задач в различных условиях жизнедеятельности человека.

В рамках процесса психофизической подготовки личность туриста можно рассматривать как систему взаимодействия психики человека (психологические категории душа и дух) и физиологии (тело).

Существуют также работы, подтверждающие взаимосвязь психических и физических качеств в момент выполнения сложных двигательных действий человеком (Лях В.И., 1995; Туревский И.М.,1998; Озеров В.П., 2002; Ильин Е.П., 2003, и др.) [4, 6, 9, 14].

Большой вклад в изучение психофизической подготовленности человека внес И.М. Туревский в рамках диссертационного исследования «Структура психофизической подготовленности человека» (1998 г.). Данная работа, как и все предстоящие труды в этой научной сфере, актуальна тем, что в современных условиях жизнедеятельности человека (в т.ч. и в спорте) увеличивается объем деятельности, выполняемой в экстремальных условиях, что приводит к высокому эмоциональному напряжению и требует от человека проявления «…находчивости и волевых качеств, психической устойчивости» [14].

Что касается спорта, то в данном виде деятельности в современных условиях значительно возрос уровень конкуренции, повышается его двигательная сложность и тактическая непредсказуемость, а также современный спорт характеризуется возрастающей долей эмоциональных напряжений, что повышает взаимовлияние психических и физических составляющих спортивной подготовки.

Соответственно, соглашаясь с мнением И.М. Туревского, в сложившихся условиях эффект деятельности (в нашем случае спортивной) определяется не только уровнем развития физических качеств и моторным потенциалом человека, но в большей мере – способностью рационально использовать имеющийся фонд двигательных навыков [14]. Подобное мнение фигурирует также в работах К.М. Гуревича (1970); П.К. Анохина (1973); Н.А. Агаджаняна (1989) и др. [1, 3, 7].

Таким образом, в современных условиях следует говорить о единой структуре психофизической подготовленности человека, которая объединяет в себе компоненты психической и физической подготовленности человека к определенной деятельности. Психофизическая готовность (подготовленность) в большей мере является результатом психофизической подготовки человека к определенной деятельности.

В современной теории и методике физической тренировки существует модель интеграции физической и психической подготовки спортсменов, которая в большей мере соответствует целям психофизической подготовки в целом. Данная модель, авторами которой являются Г.Д. Бабушкин и В.В. Апокин (2016), акцентирована на развитие психических процессов, а затем уже на развитие физических качеств [8].

Методика интеграции физической и психической подготовки спортсменов относительно данной модели направлена:

– на формирование положительной мотивации к психологической и физической подготовке;

– систематический анализ результативности при проявлении физических качеств на тренировках и соревнованиях;

– формирование адекватной самооценки у спортсменов;

– развитие у спортсменов личностного качества результативности;

– формирование у спортсменов мотивации достижений;

– оптимизация соотношения соревновательной и тренировочной мотивации;

– развитие у спортсменов умений психической саморегуляции.

Согласно представлениям Б. Блюменштейна и Н. Худадова [2] о психических параметрах структуры личности спортсменов в основу базовых психических параметров достижения высокого спортивного результата входит четыре блока: блок индивидуально-типологических показателей спортсмена, морально-волевая подготовленность, мотивация достижения высокого спортивного результата и блок психофизиологических показателей. Условно данные четыре блока делят на три уровня.

На первом уровне находятся психические качества, которые позволяют достичь высокого результата спортсмену в экстремальных соревновательных условиях. Согласно В.А. Радионову, А.В. Радионову [10] наиболее важными из психологических параметров достижения высокого результата на первом уровне является собственный тип психорегулирования, оптимальное предстартовое состояние, высокий уровень морально-волевой подготовленности, эффективная структура мотивации, оптимальное функционирования психофизиологических функций. Направленное воздействие на развитие данных психологических параметров является базовой задачей первоначальной психофизической подготовки в спорте. Соответственно, определение уровня психофизической подготовленности должно проводиться также на основе тестирования данных психологических параметров.

Основываясь на вышеуказанной модели интеграции психической и физической подготовки спортсменов, важным становится осознание психологической сущности физической подготовки. Ряд авторов (Г.Д. Бабушкин, А.В. Родионов, В.Н. Смоленцева) психологической основой физической подготовки спортсменов считает понятие о физических качествах, представление о физических качествах и специализированное восприятие физических качеств в зависимости от вида спорта [8, 10]. Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что в направленном педагогическом воздействии на развитие физических качеств существенное значение играет психологический фактор [8].

Второй уровень модельных психологических характеристик спортсмена складывается на этапе углубленной спортивной специализации, когда «…формируются специфические, характерные только для данного вида спорта свойства и качества, определенный тип психорегуляции и тренировочные психофизиологические показатели» [8].

Третий уровень модельных психологических характеристик спортсмена включает специальные психофизические качества личности присущие для данного вида спорта.

Согласно А.В. Кабачкову, А.В. Куренцову, и Э.А. Зюрину [5] психофизические качества личности «…требуют развития сенсомоторной координации, способности быстро овладевать навыками движения рук, пальцев, согласованности движений рук и ног, движений частей тела, чувства равновесия, общей координации движений и др.».

Таким образом, компоненты подготовленности человека, которые служат базой для психофизической подготовки в спортивном туризме, представлены в виде структуры на рис. 1.

Среди таких компонентов следует отметить: состояние здоровья спортсмена, уровень физического развития и функциональных возможностей его организма, а также уровень психофизической подготовленности, одаренность и предрасположенность к занятиям данным видом спорта на момент начала тренировочного процесса [13].

Рассмотрим сущность всех представленных компонентов на рис. 1 по отдельности.

Состояние и устойчивость физиологических систем организма (1). Основными физиологическими системами организма человека являются костная, мышечная, система крови, система дыхания, пищеварительная система, нервно-гуморальная система и др. Все системы образуют единый организм. Важнейшим физиологическим показателем является адаптация организма к внешним условиям среды пребывания (погодные условия, высота, высокие физические и психические нагрузки на маршрутах и туристских дистанциях).

pic_89.wmf

Рис. 1. Компоненты подготовленности человека, на которых базируется психофизическая подготовка в спортивном туризме

Основными критериями, по которым может оцениваться компонент (1), являются: морфологические показатели; состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; биохимический и иммунологический статус организма; состояние системы регуляции функций; уровень функциональных резервов кардиореспираторной системы.

Физическое развитие и функциональные возможности организма (2) отражаются в уровне общефизической подготовленности спортсмена. Уровень общефизической подготовленности туриста определяется на основе измерения основных физических качеств: выносливость, быстрота, сила, ловкость (гибкость), координационные способности.

Уровень развития двигательных способностей (3) или состояние психомоторных процессов, по нашему мнению, является основополагающим элементом в структуре психофизической подготовленности. К наиболее важным психомоторным способностям в спортивном туризме относят пространственную точность движений, быстроту целостного двигательного действия, временную точность движений, силовую точность движений, быстроту простой двигательной реакции [9]. Основными критериями оценки данного компонента в структуре психофизической подготовленности являются: определение типологических реакций организма; выявление характера регуляции психофизиологических процессов и анализ тенденций изменений психофизических функций организма.

Психологические возможности (4) организма спортсмена оцениваются на основе определения следующих критериев: интеллектуальные способности, социально-психологические качества, в том числе эффективность внутригрупповых взаимодействий; характерологические черты (рис. 2).

Уровень развития важных в спортивном туризме психофизических возможностей (5) или психофизиологические резервы.

Психофизические резервы в спортивном туризме могут определяться на основе анализа и измерения следующих критериев: зрение, зрительно-моторная реакция, слухо-моторная реакция, устойчивость систем организма и познавательных функций мозга [15].

pic_90.wmf

Рис. 2. Критерии оценивания качества компонентов психофизической подготовленности в спортивном туризме

Выводы

Таким образом, нами изучены основные теоретические положения о психофизической подготовленности человека. Исходя из этого нами предложено собственное определение понятия «психофизическая подготовка человека». На основе проведенного анализа научно-методической литературы по проблеме исследования нами представлены базовые компоненты структуры психофизической подготовленности в спортивном туризме, а также критерии оценивания качества данных компонентов. В дальнейшей работе по данной теме нами будут отобраны наиболее информативные методы измерения предложенных критериев психофизической подготовленности в спортивном туризме.


Библиографическая ссылка

Сморчков В.Ю., Голубева Г.Н. БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 190-194;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36304 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674