Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Толстоухова И.В. 1 Фугелова Т.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
2 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
В статье рассматривается сущность и роль кейс-стади как метода активного обучения, исследуются возможности и пути его применения в профессиональном образовании. Раскрыты основные характеристики метода кейс-обучения. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе. Рассмотрен алгоритм применения технологии кейс-метода. Выявлено, что использование в подготовке студентов такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как с его помощью можно сформировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать правильные решения при недостаточной информации. Анализируются различные виды, типы кейсов, рассмотрена деятельность педагога как организатора данного метода. Определено, что студенты, активно принимающие участие на занятиях кейс-обучения, научатся моделировать свое профессиональное поведение в будущем, что обеспечит их успешное трудоустройство.
кейс-стади
кейс-метод
кейс-обучение
студенты
образование
учебные ситуации
методы обучения
1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения // URL: http://www.vshu.ru/ lections.
2. Зольникова А.В. Кейс-метод как метод активного обучения: Новые технологии – нефтегазовому региону: материалы Междунар. науч.- практ. конф. Т. 4. – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 143–145.
3. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения студентов-социономов // URL: http://www.nwags.ru/files/files/407324.doc.
4. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
5. Федянин Н., Давиденко Ф. Чем «кейс» отличается от чемоданчика – Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52–55.

В связи с реформированием российского высшего образования по-новому рассматриваются методы обучения, реализуются новые методики. Сегодня образование складывается таким образом, чтобы научить обучающихся осваивать и использовать новую информацию для решения жизненных ситуаций и задач. Одним из эффективных методов для достижения новых результатов образования и является использование кейс-метода для решения практических задач [2].

На сегодняшний день метод кейсов активно внедряется в систему российского высшего образования. Это происходит по следующим причинам:

– в первую очередь это связано с общей направленностью дальнейшего развития образования, теперь оно больше ориентируется на выработку профессиональной компетентности, развитие личностных способностей индивида, приобретение навыков развития мышления;

– во вторую очередь это связано с выработкой новых требований к характеристикам, которыми должен владеть современный специалист – профессиональное поведение во всевозможных жизненных ситуациях, стрессоустойчивость, навыки работы в кризисных условиях.

Методом case-study или методом конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) называется метод анализа путем использования проблемно-ситуационных средств, который основывается на обучении путем решения определенных задач – кейсов [1].

Метод кейс-стади – это разработанные на базе фактических материалов конкретные учебные ситуации для их последующего обсуждения на учебных занятиях. В процессе таких обсуждений участники процесса анализируют, принимают решения как управленцы и учатся работать в команде.

Можно выделить особенности метода кейсов:

1. Данный метод используется для решения таких задач, ответ на который многообразен, нет одного единственного правильного решения.

2. Во главу стола ставится именно сам процесс поиска решения, на сотрудничество и совместную работу преподавателя и учащихся, то есть важен процесс выработки решения, а не результат.

3. Важным итогом являются приобретенные профессиональные навыки.

4. Как происходит процесс кейс-обучения: разработка модели какой-то конкретной жизненной ситуации, отражающей тот пакет навыков, умений и знаний, которыми должны овладеть учащиеся. Преподавателю отводится роль ведущего, который генерирует вопросы и фиксирует ответы, а также поддерживает дискуссию.

5. Данный метод является крайне эмоциональным и оживленным. Это не сухая теория, где роль учащихся выражается лишь в слушании, где они не принимают активного участия и являются лишь пассивными участниками процесса. Кейс-обучение – это практически театральное представление, в котором участвуют все, и у каждого есть отведенная роль. Это методика, тесно связанная с проявлением эмоций, борьбы и творчества.

Таким образом, мы видим, что методика кейс-обучения крайне полезна в современном образовании, ведь она развивает такие важные качества, как самостоятельное мышление, способность высказать свою точку зрения, аргументированность и обдуманность своей речи, умение выслушивать других. Это не голая теория, а практическое применение теоретических знаний для решения проблемы.

Признаки метода кейс-обучения: коллективный принцип работы; плюрализм решений; при этом цель остается единой; групповая оценка деятельности; среди участников дискуссии должно иметь место эмоциональное напряжение, регулируемое преподавателем по мере необходимости.

Существует много оснований, по которым можно разделить кейсы на группы. Например, по сложности, кейсы могут быть [3]:

– проиллюстрированные учебные ситуации. Целью данного рода кейсов является обучение участников кейса алгоритмам для принятия какого-либо решения в конкретной жизненной ситуации;

– учебные ситуации с обозначением конкретной проблемы, где она в подробностях описывается. Целью данного кейса является выработка навыка по самостоятельному диагностированию ситуации и принятию решения, касаемо данной проблемы;

– учебные ситуации без обозначения конкретной проблемы и описываемая здесь ситуация сложнее, чем в предыдущем случае. Здесь нет четко сформулированной проблемы, имеется лишь набор статистических данных, возможно обзор мнений различных групп населения. Здесь уже целью является –научить учащихся самостоятельно выделять проблему, путем анализа предоставляемых данных;

– различные прикладные упражнения- это кейсы с подробным описанием возникшей ситуации, где учащимся ставится задача по поиску путей выхода. Целью данных кейсов является поиск путей решения проблемы.

Отдельное внимание нужно уделить еще одной классификации, авторами которой являются Н. Федянин и В. Давиденко [5], основывающийся на зарубежном опыте. Их классификация выглядит следующим образом:

– структурированный (highly structured) «кейс» – это кейс с минимальным количеством дополнительной информации, учащийся здесь должен воспользоваться определенной моделью или формулой. У таких задач есть наиболее оптимальный вариант решения;

– «маленькие наброски» (short vignettes),- это кейсы, состоящие по объему из 1–10 страниц текста пары страниц приложений, которые содержат в себе лишь опорные материалы по заданию, студент же должен рассчитывать на собственные знания при поиске варианта решения;

– большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases), объем которых может доходить до 50 страниц – этот вид кейсов считается наиболее сложным, ведь предоставляется огромный массив информации, среди которой студент должен отсеять шелуху и выбрать только необходимые данные, которые могут и вовсе отсутствовать в подобных текстах;

– первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases) – это кейсы, в которых студенты и преподаватели выступают в роли новаторов, ведь они должны использовать не только имеющиеся знания, но и по новому взглянуть на ситуацию, предложить что-то новое.

Форма представления кейсов может быть абсолютно любой: начиная от простых бумажных текстов, заканчивая кейсами на электронных носителях. Следует включать дополнительные визуальные наборы, такие как: диаграммы, схемы и таблицы. Это будет более наглядным и вызовет повышенный интерес со стороны студентов.

Еще одним признаком для классификации можно выделить наличие или отсутствие сюжета. Кейсы с сюжетом являются более художественными, с подробным описанием участников кейса – лиц и организаций. И напротив, кейсы без сюжета зачастую скрывают тот самый сюжет, так как он, по сути может служить подсказкой в решении. Они представляют собой симбиоз различной статистической информации, формул и расчетов.

Существуют определенные требования к формату и структуре кейса:

а) необходимо описать ситуацию, которая должна быть правдоподобной;

б) если в ситуации присутствует, какая либо компания, то необходимо название представленной компании, наименование продукции, описание продукции;

в) необходимо рассмотреть компанию изнутри и снаружи, ее сильные и слабые стороны, выяснить, кто является партнерами и дилерами, какова стратегия развития, кто является управляющими структурами, каково финансовое положение компании, оценить коллектив компании, его взаимодействие;

г) должны фигурировать имена и должности главных персонажей.

Во время проведения кейс-обучения, решаются многие задачи:

1) проблемное структурирование;

2) выделение характерных черт структуры данной ситуации, ее основных и второстепенных функций, рассмотрение вопроса ее соприкосновения с окружающей действительностью;

3) причинно-следственные отношения, в ходе которых данная ситуация возникла, и к чему она может привести;

4) анализ элемента содержания в деятельности, построение модели и предложение способа оптимизации; разработка плана оценок сложившейся ситуации и всех ее компонентов;

5) прогнозирование будущего;

6) разработка рекомендуемого поведения всех действующих лиц;

7) разработанная программа по деятельности в конкретной ситуации.

Самыми распространенными сферами применения данного метода обучения являются экономические науки и всевозможные бизнес-науки за рубежом. Впервые решение кейсов обозначилось именно как метод обучения в школе права в Гарвардском университета в 1870 году; а в школу бизнеса Гарварда данный метод начал внедряться в 1920 году. Публикация первых списков кейсов была осуществлена в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

На данный момент признанными являются две классические школы кейс-обучения – это школа Гарварда (американская) и школа Манчестера (европейская). Согласно первой школе существует лишь одно единственно верное решение, а по предположениям второй упор делается на наличие нескольких вариантов решения проблемы. Объем американских кейсов составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц выделяется на иллюстрации, а объем европейских кейсов в 1,5–2 раза короче [1].

Авторы статьи в основном работают с кейсами по 3 этапам:

1 этап. Знакомство с положением, описанным в кейсе.

Данный этап можно рассмотреть как во время учебного занятия, так и оставить его на самостоятельное изучение. Результат – работа в аудитории, ведущая роль у преподавателя, он уделяет внимание ключевым вопросам, сопоставляет их с дисциплиной и проверяет интерес студентов.

2 этап. Разработка решений.

Группа делится на команды, и каждая индивидуально определяет свое видение и способы разрешения сложившейся ситуации. Возможно проведение работы в 2 этапа: «мозговой штурм» и выработка мнения всей группы. Итоговая – каждая бригада представляет свои решения, отвечает на вопросы. Преподаватель устремляет и налаживает общую дискуссию.

3 этап. Итоги.

Преподаватель резюмирует процесс дискуссии и работы всех бригад, оглашает истинное развитие событий, подводит итоги.

На занятиях используется презентация как великолепный плацдарм для формирования и усовершенствования важных профессиональных качеств современного специалиста, таких как: стрессоустойчивость, умение презентовать себя, навыки публичных выступлений, умение отстаивать свою точку зрения, целенаправленность, умение работать в команде.

Менее эффективной является непубличная презентация. Однако она учит формулировать отчет о выполненном задании. Презентация может быть как индивидуальной, так и групповой.

Безусловно, важным аспектом является оценка, формируемая преподавателем. Как и в других случаях, наиболее важными и необходимыми требованиями при оценивании должны быть такие как объективность, аргументированность оценок, системность, оптимальность. Также преподавателю рекомендуется принимать непосредственное участие в дискуссии и презентации.

В педагогическом смысле методика кейс-обучения является более обширной, более творческой, требующей большего профессионализма методикой по сравнению с традиционными способами преподавания. От преподавателя требуется необходимая эмоциональность в течение процесса обучения. Учитывая наличие дискуссий, возможных споров и конфронтации, педагог должен быть в первую очередь и хорошим психологом, чтобы перечисленные явления не переросли в бытовой скандал, а являлись средством выявления истины и тренировки положительных черт личности. Педагогу необходимо создать такую обстановку, которая обеспечит соблюдение личностных прав обучающихся, и взаимосотрудничество.

Работа преподавателя при выборе метода кейс-обучения предполагает наличие двух фаз:

1. Первая фаза – это внеаудиторный творческий процесс по формированию кейса. Здесь имеет место быть научно-исследовательская работа, работа конструктора и методиста. Преподаватель должен подготовить все необходимое, что требуется для начала кейс-обучения.

2. Вторая фаза – это деятельность педагога уже в рамках аудитории. Здесь он начинает работу и заканчивает ее соответствующими речами. Он является организатором дискуссии и презентации. Он создает особую атмосферу в аудитории. Он направляет дискуссию в нужное русло.

Наиболее важным моментом является именно время начала обсуждения нового кейса. Какой тон будет задан в данный момент, таким он и продолжится на протяжении всего обсуждения. Только в этот момент вся ситуация лежит в руках педагога.

В своем большинстве, преподаватель во время обсуждения кейса интересуется следующими вопросами: «Кто является инициатором принятия именно этого решения?», «Какие еще были варианты решения, кроме принятого?», «Что необходимо было сделать принимающему решение студенту?», «Является ли ситуация дилеммой?».

Педагог должен обязательно моделировать ход развития дискуссии. Он способен изменить ход путем правильной постановки вопросов и расставления акцентов на нужных элементах. Преподавателю необходимо быть готовым к тому, что ситуация может измениться и пойти не так, как предполагалось, ведь никогда нельзя предположить, какое решение примут студенты. Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, принимают управленческие решения.

В результате можно констатировать, что в современном мире данная методика обучения приобретает все большую популярность. Среди самых передовых компаний устраиваются всевозможные состязания по кейсам, в которых принимают участие студенты (консалтинговые и аудиторские компании). Они также используют метод бизнес-кейсов при приеме на работу. Поэтому у студентов, принимавших участие в активных методах обучения, приобретаются навыки работы в команде по принципу дополняющих компетенций, навыки разработки проектов и их презентации, т.е., в конечном итоге – студенты научатся моделировать свое профессиональное поведение в будущем, что обеспечит их востребованность и успешное трудоустройство.


Библиографическая ссылка

Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 200-203;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36089 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674