Проблема репродуктивной установки является одной из важных и значимых проблем нашего времени. Современные условия жизни заставляют личность по-новому оценивать свою позицию по отношению к рождению ребенка. Порой рождение ребенка обусловлено не желанием и готовностью стать родителями, а экономической выгодой; а также давлением общества, в котором принято иметь детей. Все это вынуждает личность находиться в противоречивом состоянии, в неопределенности своей позиции в связи с рождением ребенка, что способствует при определенных условиях проявлению такого феномена, как бесплодие. Бесплодие является одной из актуальных проблем современной семьи. С каждым годом наблюдается увеличение числа семейных пар, столкнувшихся с бесплодием, при этом возраст пары снижается. Необходимо осознавать, что бесплодие – это не просто физическое состояние, здесь присутствует также ряд моментов эмоционального и социального характера. Некоторые лица могут страдать от интенсивного ощущения раздражения, безысходности, потери самообладания, зависти к людям, не знающим такой проблемы. Психологическая реакция мужчин и женщин на диагноз бесплодия зачастую различна, и это также может сказываться на взаимоотношениях. Особенно важно исследование репродуктивной установки на современном этапе, учитывая ценностные ориентации молодежи [2, 3, 4].
Проблеме отцовства уделено гораздо меньше внимания, нежели материнству. Анализ научной литературы показал, что знания об отцовстве поразительно скудны, в отличие от информации о материнской сфере. До сих пор до конца не изучены процессы формирования отцовских чувств, факты, влияющие на репродуктивную установку мужчины. Однако еще З. Фрейд говорил о необходимой и благодатной роли отца в формировании полноценной личности ребенка. Существующие исследования по проблеме отцовства позволяют выделить два подхода к его пониманию. С точки зрения первого подхода отцовство, является «благоприятной средой» для развития ребенка (К. Витакер, К. Флейк-Хобсон, Б. Малиновски, З. Фрейд, М. Мид). С точки зрения второго подхода родительство рассматривается через призму личности родителя. Авторы, придерживающиеся этого направления при изучении родительства, в частности отцовства, считают, что рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине возможность социализироваться самому (Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова) [2].
Являясь самостоятельным компонентом родительства, отцовство подчинено всем его закономерностям. Таким образом, отцовство, как и материнство, содержит в себе несколько компонентов:
1. Когнитивный, включающий в себя осознание своей отцовской роли, знание и понимание функций родителя.
2. Аффективный – чувства и эмоции, выраженные в своем отношении к детям, к себе как к отцу.
3. Поведенческий компонент выражается в выполнении своей отцовской роли, самоутверждении, саморазвитии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1) опросник системного многофакторного исследования личности (СМИЛ);
2) опросник диагностики межличностных отношений (ДМО);
3) семантический дифференциал;
4) модифицированная нами методика «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка»;
5) опросник изучения репродуктивных установок (авторская разработка);
6) интервью, разработанное нами;
7) ассоциативный эксперимент;
8) анкета для сбора социологических данных;
9) разработанный в соавторстве с И.С. Якиманской семантический психогеометрический тест «Цветные фигуры».
Для математико-статистической обработки сырых данных применялись анализ средних значений, метод процентного соотношения, критерий Манна – Уитни, критерий Н – Краскела – Уоллеса, корреляционный ранговый анализ Спирмена, факторный анализ (Principal Components), двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Анализ результатов показал следующие особенности репродуктивной установки мужчин. Рассматривая по смысловым категориям интервью с мужчинами, авторы выявили следующие особенности содержания компонентов установки.
1. Бесплодные мужчины испытывают смешанные чувства в связи с рождением и при взаимодействии с детьми. Рождение ребенка оценивается как конечный результат определенного процесса, ассоциируется с победой над бесплодием. Отмечают амбивалентные чувства в общении с маленькими детьми: не люблю и умиление. Есть определенная неловкость при общении с девочками. С мальчиками общение вызывает удовлетворение. Аборт оценивается как выбор, который делает все равно женщина. В данном вопросе мужчины чаще занимают позицию наблюдателя, передавая ответственность за решение женщине.
2. Бесплодные мужчины отмечают, что больше они нуждаются в детях, нежели дети в них. При этом считают, что ребенок укрепляет семью, нужен каждой семье. Наделяют ребенка функцией продолжения рода. Ребенок необходим, так как уже все другое есть. Однако нет понимания, в чем различие в воспитании девочек и мальчиков. Считают, что женщина лучше знает, как воспитывать и заниматься с ребенком. Есть непонимание мужчин, отказывающихся от детей. Считают, что отказаться лучше от рождения вообще, чем после. Алименты платить обязан в любом случае, хотя отмечают, что отношения с бывшей женой могут позволить не видеться с ребенком. Идеального родителя сравнивают со своими родителями. Считают, что идеальный родитель должен быть понимающим и современным, а также финансово обеспеченным.
3. Общению с девочками предпочитают общение с мальчиками. Больше понятны и приняты мальчишечьи игры. Компании детей вызывают беспомощность, жалость к воспитательницам и вместе с тем интерес. Сторонятся общения с ровесниками по поводу детей. Отмечают, что пропускают лекарства в процессе лечения: просто забываю; надоедает одно и то же, даже выпить порой нельзя; мне кажется, я весь состою из лекарств, разве получится хороший ребенок. Многие мужчины передали ответственность за весь процесс лечения супруге, которая следит за соблюдением приема препаратов, визитов к врачу, сама забирает результаты анализов и получает по ним разъяснения врачей-андрологов. Незапланированная беременность воспринимается по-разному, в зависимости от ситуации.
4. Себя бесплодные мужчины оценивают как лояльных, терпеливых, общительных. Признаются, что неорганизованны и склонны к «раскисанию». Свою супругу в свою очередь оценивают как сильную, терпеливую, выносливую. Не скрывают эмоциональной привязанности к супруге. В моменты отчаяния супруги иногда жалеют ее, чаще повышают голос, призывая «перестать хлюпать носом». Объясняют такое поведение невыносимостью женских слез и тем, что самому трудно переносить ситуацию: не знаю как реагировать; самому плохо; что я могу ей сказать, если сам ни в чем не уверен. Семью считают неполной, часто упоминают животных как членов семьи. Одной из важных сфер у бесплодных мужчин является карьера, работа, которая может заменить отсутствие ребенка. «Я сейчас много работаю, это отвлекает. Стараюсь привлекать жену, создали вот совместное предприятие – магазин. За делами как-то забываешься. Да и жена отвлекается…(Михаил, 35 лет, в браке 8 лет, на учете 1 год 3 мес.)». К приемным детям отношение негативное, тревожное. Существуют опасения в связи с генами. Приемные дети как признание собственной несостоятельности. Отмечают, что это долгое дело, связанное с бумажной волокитой, не хочется заниматься. «Нет, с приемными связываться не хочу: что, я не мужик, что ли? Хотя, если жена будет настаивать. Только при условии, что она занимается бумагами, справками, врачами, комиссиями, а я согласен обеспечить все материально. (Николай, 32 года, в браке 6 лет, на учете 1 год и 6 мес)». Выделяют в качестве вариантов вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Однако о донорстве, в случае необходимости, говорят неохотно.
В свою очередь мужчины-отцы:
Чувствуют радость, гордость, позитивные чувства в связи с рождением ребенка. Иногда возникает желание наказать, гнев, злость на определенный поступок ребенка (готов убить), но потом это проходит. Ребенок дает возможность быть необходимым, стать отцом. Рождение ребенка как выброс адреналина, незабываемый момент, как прыжок с парашютом, большой праздник. Смысл жизни в здоровье, детях, любви. С детьми ощущают себя сильными, незаменимыми, впадают в детство. Иногда оценивают детей как более умных, чувствуют их молодость и сообразительность. Аборт оценивают как тяжелое решение, иногда оправданное (лучше аборт, чем плодить нищету). Считают, что решать должны оба.
2. Понимают, что рождение ребенка – это серьезный шаг, ответственный. Помимо этого с рождением ребенка связано возрастание материальных затрат. Связывают с рождением первые семейные ссоры. Считают, что в семье должно быть много детей, как минимум двое. Дети нуждаются в полной и крепкой семье. И мальчику и девочке нужен отец. Не понимают отцов, отказывающихся от своих детей. Хотя отмечают, что позиция матери в этом вопросе занимает не последнее место. Идеальный родитель, с точки зрения отцов, любящий, понимает своего ребенка. С отцом советуются, не боятся, уважают в семье.
3. Мужчины-отцы используют разнообразие в досуге с ребенком: читают, играют в подвижные и интеллектуальные игры. Отмечают, что ближе игры мальчиков, которые позволяют вернуться в детство. При этом говорят о недостатке времени на общение с ребенком. Однако, если есть возможность, стремятся отдохнуть от детей. Свойственна демонстрация чувств ребенка к нему в гостях или на улице. Наделяют ребенка функцией стимула, ради ребенка готовы работать над собой. Незапланированная беременность воспринимается двойственно: может сломать планы и богом данная.
4. Мужчины-отцы считают себя любящим, заботливым, целеустремленным. Способны многого достичь, считают, что во многом благодаря и ради детей. Супругу воспринимают как мать детей, любимую, опору, хотя есть разногласия. Семья – место, где понимают, хотя отмечают и ссоры и проблемы, иногда не хочется идти домой. Приемные дети – проблема для них отстраненная, скорей проблема в масштабах страны. Для себя считают неприемлемым вариантом, несерьезным.
Бесплодным мужчинам свойственно испытывать смешанные чувства в связи с рождением ребенка и при взаимодействии с детьми. Рождение ребенка оценивается как конечный результат определенного процесса, ассоциируется с победой над бесплодием. К приемным детям отношение негативное, тревожное, существуют опасения в связи с генетическим потенциалом. Приемные дети оцениваются как признание собственной социальной и биологической несостоятельности. При этом считают, что ребенок укрепляет семью, нужен каждой семье, наделяют ребенка функцией продолжения рода. Одной из важных сфер у бесплодных мужчин является карьера, работа, которая может заменить отсутствие ребенка. Мужчины – отцы чувствуют радость, гордость, позитивные чувства в связи с рождением ребенка. Взаимодействие с ребенком вызывает разнообразные положительные чувства и эмоции. Ребенок дает возможность быть необходимым, стать отцом, стимул для достижения жизненных целей. Мужчины-отцы отмечают, что при отсутствии собственных детей, возможно, решатся на усыновление чужого ребенка. Об этом свидетельствуют значимые различия в оценивании суждений по опроснику «Изучение репродуктивной установки» (таблица).
Значимые различия в оценивании утверждений по опроснику «Изучение репродуктивной установки» в группах бесплодных мужчин и мужчин-отцов
Утверждение |
Компонент |
Среднее значение по группе бесплодных мужчин |
Среднее значение по группе мужчин-отцов |
Значение критерия U Манна – Уитни (при p ≤ 0,001) |
Большинство маленьких детей мне симпатичны |
Аффективный |
3,2 |
4,4 |
62,5 |
При невозможности иметь своего ребенка усыновлю чужого ребенка |
Конативный |
2 |
3,6 |
64 |
С рождением ребенка семья становится крепче |
Когнитивный |
2,9 |
4,1 |
93 |
Я буду рисковать своим здоровьем для рождения ребенка |
Конативный |
4,8 |
3,8 |
76 |
Большое количество разводов связано с рождением ребенка |
Конативный |
3,2 |
2,3 |
109 |
Я готов отказаться от работы для рождения и воспитания ребенка |
Конативный |
1,9 |
3,5 |
67 |
Примечание. Чем ниже средний балл, тем больше несогласия с утверждением, и, наоборот, чем выше средний балл, тем больше согласия с утверждением.
Большее количество различий выявлено в суждениях, относящихся к конативному компоненту. При этом наблюдается противоречие в поведенческих намерениях бесплодных мужчин: готовы рисковать своим здоровьем ради рождения ребенка, но от работы не откажутся.
Факторный анализ семантического дифференциала позволил выделить два фактора по каждой группе мужчин: фактор «отрицательной оценки» и фактор «положительной оценки». Факторы в группе мужчин-отцов описывают не только характеристики конкретного, реального ребенка, но и отношение к нему: осознанный, долговременный и т.д. Положительный фактор в группе бесплодных мужчин содержит такую переменную, как «полезный», что подчеркивает инструментальную значимость ребенка для данной группы испытуемых. Полученные результаты подтверждаются и анализом данных по методике «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка».
Анализ мотивов рождения ребенка позволил выделить следующие особенности. В группе бесплодных мужчин причина возраста была указана в 69,2 % случаях. Возможно, это связано с отсутствием ребенка в данной выборке, в то время как средний возраст составляет всего 31 год, поэтому данная причина является социально значимой. Однако чаще (74,3 % выборки бесплодных мужчин) указывали в качестве причины рождения ребенка личное желание рождения ребенка. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием ребенка и затруднением его рождения, а также реализацией поставленной цели – рождение ребенка. Социально значимый мотив «продолжение рода» в группе бесплодных мужчин указан в 61,5 % случаях, далее следует мотив «укрепление семьи» (30,7 %), желание иметь полноценную семью (20,5 %). Менее 10 % выборки указали такие причины, как «желание родителей» и «любовь к детям». Мужчины-отцы основным мотивом для рождения ребенка признают продолжение рода (51,2 %), далее искреннее желание иметь своего ребенка (41,4 %), любовь к детям (26,8 %). 20 % выборки мужчин указали такие мотивы, как желание иметь полноценную семью и укрепление семьи.
Анализ результатов СМИЛ показал, что для бесплодных мужчин более свойственны эмоциональная устойчивость (U = 479), характерно наличие фемининных черт личности (U = 540), оптимизм (U = 591,5). Для мужчин-отцов характерны проявления эмоциональности, мужественности (U = 540), социальной интроверсии (U = 570), индивидуалистичность (U = 554). Анализ данных по методике ДМО показал, что для бесплодных мужчин свойственны такие характеристики, как «недоверчивый – скептический» (U = 309), «покорный – застенчивый» (U = 232), «зависимый – послушный» (U = 483). Мужчины-отцы проявляют «властно-лидирующий» (U = 494,5) стиль поведения. Выявленные различия при p ≤ 0,001 значимости. Таким образом, большинству мужчин-отцов свойственно проявление эмоциональности, активности в межличностных отношениях, проявление агрессивности, при этом характерен аналитический склад мышления. Отцам более свойственны мужественные черты личности.
Бесплодные мужчины более пассивны в межличностных отношениях, менее агрессивны, склонны к сглаживанию конфликтов (об этом свидетельствуют высокие средние значения по шкалам импульсивности, мужественности, ригидности, оптимизма).
В образе супруги у бесплодных мужчин значимыми являются следующие октанты: «ответственный великодушный (Она)» (U = 317; p ≤ 0,001), «сотрудничающий – конвенциальный (Она)» (U = 574,5; p ≤ 0,001). Бесплодные мужчины чаще представляют образ супруги как сверхдружелюбный, ориентированный на социум, конформный, сверхобязательный, скромный, при этом независимый, уверенный.
В группе мужчин-отцов образ супруги наделен дружелюбием, покорностью, скромностью, сочувствием и сопереживанием другим, стремлением к сотрудничеству.
Корреляционный анализ показателей методик СМИЛ и ДМО по каждой группе отражает особенности личности мужчин. В группе бесплодных мужчин нами обнаружены множественные взаимосвязи. Все корреляционные связи при р ≤ ,01 значимости. Положительная взаимосвязь обнаружена между шкалой СМИЛ «оптимизм и активность» и переменной ДМО «зависимый – послушный (Я)» (r = 0,321); шкалой «мужественность» и «прямолинейный – агрессивный (Я)» (r = 0,330). Отрицательная взаимосвязь выявлена между шкалой СМИЛ «эмоциональная лабильность» и переменной ДМО «независимый – доминирующий (Я)» (r = –0,349); шкала СМИЛ «пессимистичность» с переменной «зависимый – послушный (Я)» (r = –0,358) и «покорный – застенчивый (Она)» (r = –0,343); шкала «оптимизм и активность» с переменной «зависимый – послушный (Она)» (r = –0,347). Таким образом, у бесплодных мужчин выявлены биполярные характеристики:
а) оптимизм – готовность быть послушным;
б) высокий уровень эмоциональной лабильности отрицательно связан с независимостью, с доминантной позицией личности мужчин.
По выборке мужчин-отцов обнаружена положительная взаимосвязь между шкалой СМИЛ «пессимистичность» и переменной ДМО «покорный – застенчивый (Я)» (r = 0,287; р ≤ 0,10). Выявлена также отрицательная взаимосвязь между шкалой СМИЛ «тревожность» и переменной ДМО «прямолинейно-агрессивный (Она)» (r = –0,440; р ≤ 0,01).
Таким образом, тревожность мужчин-отцов связана с ассертивным поведением со стороны женщин. Покорность, конформизм со стороны мужчины, по всей вероятности, определяет отсутствие оптимистичности во взаимоотношениях с женщиной. Есть основание считать, что проявление маскулинных качеств женщиной способствует возникновению тревожности у мужчины. Проявление же мужчиной фемининных качеств (покорности, застенчивости) влечет пессимистичный настрой. Таким образом, на наш взгляд, для большинства мужчин-отцов важным в отношениях является соответствие гендерной идентичности полу [1; 2; 4; 5].
Библиографическая ссылка
Карымова О.С. НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОГО МУЖЧИНЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 344-348;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36033 (дата обращения: 14.12.2024).