Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ-ДЕБАТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Казакова В.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»
Исходя из современных требований, основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции учащихся, которая предполагает не только восприятие и понимание иноязычной речи на слух, но и умение реагировать на речевое сообщение, то есть умение высказываться на иностранном языке. Учащиеся должны уметь воспринимать на слух речь носителей языка и реагировать на нее, исходя из требований сложившейся речевой ситуации. Изучение иностранного языка и овладение языковой, речевой и социокультурной компетенцией невозможно без включения в учебный процесс такого вида текстовой деятельности, как тексты-дебаты. В работе рассматриваются универсальные учебные действия, которые формируются и развиваются при обучении аудированию и говорению посредством текстов-дебатов.
ФГОС
тексты-дебаты
аудирование
говорение
УУД
1. Поппер Карл Предположения и опровержения. Рост научного знания. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: – http://gosstandart.info/.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – http://минобрнауки.рф/документы/2974.
4. Field John Listening in the Language Classroom Hardback. – Cambridge University Press, 2009. – 376.
5. Wilson J. How to teach listening – New Mexico: Pearson Education Limited, 2008. – 192.

Традиционно обучение аудированию как виду речевой деятельности рассматривалось как обучение восприятию интонационных элементов и звуков. Считалось, что оно не требует специального дидактического подхода. Зачастую практика показывает, что из всех четырех видов речевой деятельности аудирование остается самым сложным и навыки восприятия на слух у учащихся, как правило, наименее развиты. На современном этапе сформированность навыков слушания является необходимым условием успешности процесса коммуникации. К этому виду деятельности предъявляются особые требования, поскольку на умении слышать и понимать речевое сообщение зиждится умение говорить на иностранном языке. Кроме того, умение аудирования проверяется на Едином государственном экзамене, где необходимо уметь прослушивать тексты с пониманием общего содержания и извлечением детальной информации из прослушанного речевого сообщения.

Исходя из современных требований Госстандартов, учащиеся должны уметь воспринимать на слух и понимать несложные тексты с различной точностью понимания содержания в зависимости от коммуникативной задачи: с полным пониманием текста, с выборочным пониманием и извлечением необходимой информации, с пониманием основного содержания.

Происходит формирование следующих умений:

– понимать основное содержание небольших по объему аутентичных текстов (программы теле/радио передач, интервью, прогноз погоды, объявления, беседа с товарищем) и выделять для себя запрашиваемую информацию;

– прогнозировать содержание текста;

– вычленять основные факты текста, опуская второстепенные;

– понимать запрашиваемую информацию текстов, опираясь на контекст, языковую догадку;

– уметь игнорировать незнакомую лексику и грамматические конструкции, которые несущественны для понимания;

– уметь понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и типов речи, определять заголовок и основную тему текста, выделять главную информацию в тексте, опуская второстепенную;

– определять основное содержание текста по заголовку, находить основную информацию [4].

Таким образом, развитие у учащихся умений воспринимать на слух иноязычную речь, то есть развитие навыков аудирования, является одной из основных целей современных образовательных программ по иностранному языку.

Аудирование является необходимой частью устной коммуникации. Особое место в современной коммуникации занимают различного рода дебаты, транслируемые на телевизионных каналах и в интернете как в России, так и в странах изучаемого языка. На современном этапе развития общества именно данный вид общения является источником информации о процессах, происходящих в обществе. Изучение иностранного языка и овладение языковой, речевой и социокультурной компетенцией невозможно без включения в учебный процесс такого вида текстовой деятельности, как тексты-дебаты.

На сегодняшний день форма дебатов наиболее популярна и востребована на телевидении и в СМИ. Это связано как с политической обстановкой во всем мире, так и с изменением форм восприятия общения людей. Раньше на радио и телевидении превалировала монологическая и диалогическая форма общения. Сейчас центральное место во многих телепередачах и ток-шоу занимают дебаты. Дебаты служат средством межкультурной коммуникации, в котором главным является процесс взаимодействия культур. На сегодняшний день дебаты являются одним из основных видов общения между людьми. На основе проведенных исследований мы выявили, что дебаты на телевидении и радио занимают около 65 % как за рубежом, так и в России. Большинство современных ток-шоу, передач проходят в форме дебатов. Таким образом, мы можем заметить, что данная форма общения – это социальный заказ современного общества. Это новая форма коммуникации, преобладающая между людьми.

Кроме того, переход на новые стандарты подразумевает наличие метапредметных результатов. Тексты-дебаты являются средством развития метапредметности на уроках английского языка. Являясь текстами социокультурного характера, которые отражают актуальные и реальные события современного общества и всего мира в целом, они способствуют оценке ситуации, с учетом гражданско-нравственных ценностей, овладению информацией об особенностях процессов и объектов, происходящих в действительности (социальных, политических, природных, культурных). Они развивают умение самостоятельно принимать решение, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения проблем. Кроме того, аудирование текстов-дебатов направлено на использование различных форм работы с текстом: поиск, сбор, обработку, анализ, организацию информации, а также на передачу и интерпретацию ее в последующем речевом высказывании, что развивает умение применять полученную информацию для развития коммуникативных навыков. Все это способствует достижению метапредметных результатов на уроках иностранного языка.

На наш взгляд, тексты-дебаты необходимо использовать в качестве материала для аудирования на старшем этапе в классах с углубленным изучением английского языка. Аудирование как вид речевой деятельности знакомо учащимся уже со второго класса. Таким образом, к старшей ступени обучения все основные механизмы аудирования у учащихся уже сформированы, у них есть опыт восприятия и понимания звучащей речи на слух. На этом базисе мы вводим новую и более сложную форму текстов для восприятия, тексты-дебаты.

Мы не должны забывать о цели обучения иностранному языку – развитию коммуникативной компетенции учащихся, которая предполагает не только восприятие и понимание иноязычной речи на слух, но и умение реагировать на речевое сообщение, то есть умение высказываться на иностранном языке. Учащиеся должны не только уметь воспринимать аутентичную речь на слух, но и реагировать на нее, исходя из сложившейся ситуации общения. «Результатом обучения иностранному языку является система ценностных ориентаций обучающихся – на иноязычную культуру, культурную/межкультурную коммуникацию, самовыражение средствами иностранного языка, иноязычное творчество, в целом – на культурный смысл иноязычного образования личности» [1].

В соответствии с ФГОС основного общего образования предмет «Иностранный язык» (базовый уровень) должен отражать следующие результаты:

1) должна быть сформирована коммуникативная компетенция учащихся, которая будет способствовать взаимодействию и общению на иностранном языке в современном поликультурном мире;

2) учащимся необходимо владеть знаниями о социокультурной специфике страны изучаемого языка, уметь строить речевое и неречевое поведение согласно специфике, уметь определять общее и различное в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

3) должны быть сформированы умения использовать иностранный язык в качестве средства для получения информации из различных иноязычных источников в самообразовательных и образовательных целях;

4) необходимо достичь порогового уровеня владения иностранным языком, который позволит учащимся общаться в письменной и устной формах как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран.

Предмет «Иностранный язык» (углубленный уровень) отражает следующие результаты:

1) уровень владения иностранным языком у выпускников должен быть выше порогового, что позволит вступить в деловое общение в рамках выбранного профиля;

2) учащиеся должны уметь переводить с иностранного языка на русский несложные тексты в рамках выбранного профиля;

3) иностранный язык на уровне углубленного изучения должен формировать учебно-исследовательские умения, что способствует расширению знаний учащихся в других предметных областях и определяет метапредметность [5].

В связи с переходом на ФГОС основная задача обучения аудированию не только научить воспринимать и понимать речевое сообщение, но и формировать совокупность универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию личности, основываясь на собственном полученном опыте, способствующем умению самостоятельно учиться, а не только на конкретных предметных задачах. Универсальные учебные действия представляют из себя совокупность способов действия учащегося, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

При обучении аудированию текстов-дебатов рассмотрим формирование познавательных универсальных учебных действий. Они, в свою очередь, подразделяются на общеучебные, логические, знаково-символические, информационные.

Вид УУД

Действия учащихся

Общеучебные универсальные действия

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (для чего слушаем текст)

– умение ориентироваться в тексте

– отвечать на вопросы учителя

– находить нужную информацию в тексте

– самим задавать вопросы для наиболее полного понимания речевого сообщения

– пересказывать прослушанный текст

– составлять план текста

– находить необходимую информацию в учебнике, словарях, справочниках

– сопоставлять и отбирать полученную информацию

Логические учебные действия

– сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное, закономерности

– группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

– анализировать, сравнивать

– устанавливать аналогию действий, событий в тексте

– обобщать, рассуждать по тексту

– устанавливать причинно-следственные связи событий из текста

Знаково-символические учебные действия

При прослушивании речевого сообщения фиксировать информацию с помощью схем, моделей, знаков, символов

Информационные учебные действия

– находить необходимую информацию в тексте

– извлекать информацию из текста

– обрабатывать информацию (определять основную и второстепенную информацию)

– записывать, фиксировать информацию, заполнять предложенные схемы, таблицы с опорой на прослушанный текст

– передавать полученную информацию (устная речь)

– интерпретировать информацию

– применять и представлять полученную информацию

– оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности)

Кроме того, переход на новые стандарты подразумевает наличие метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые заключаются в следующих умениях:

1) умение учащихся самостоятельно определять и формулировать цели, новые задачи в познавательной деятельности, создавать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать способы и пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

3) умение сопоставить свои действия и планируемые результаты, контролировать собственную деятельность в процессе достижения результата, находить способы действий, исходя из предложенных условий и требований, анализировать и корректировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;

4) умение находить возможности решения задачи и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

5) способность к самооценке, самоконтролю, умение самостоятельно принимать решения и осуществлять осознанный выбор;

6) умение анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать аналогии, определять понятия, самостоятельно выбирать критерии для классификации, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

7) умение преобразовывать информацию в знако-символическую систему;

8) умение работать как индивидуально, так и в группах, находить общее решение, разрешать конфликты, согласовывать позиции, учитывать интересы, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, организовывать сотрудничество как с учителем, так и сверстниками;

9) умение выбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, планировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью;

10) уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;

11) умение применять экологическое мышление в познавательной, социальной, коммуникативной и профессиональной деятельности [5].

Тексты-дебаты являются средством развития метапредметности на уроках английского языка. Являясь текстами социокультурного характера, которые отражают актуальные и реальные события современного общества и всего мира в целом, они способствуют оценке ситуации с учетом гражданско-нравственных ценностей, овладению информацией об особенностях процессов и объектов, происходящих в действительности (социальных, политических, природных, культурных). Они развивают умение самостоятельно принимать решение, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения проблем. Кроме того, аудирование текстов-дебатов направлено на использование различных способов работы с информацией: поиск, сбор, обработку, анализ, организацию информации, а также на передачу и интерпретацию ее в последующем речевом высказывании, что развивает умение применять полученную информацию. Все это способствует достижению метапредметных результатов на уроках иностранного языка.


Библиографическая ссылка

Казакова В.К. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ-ДЕБАТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 340-343;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36032 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674