Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Комлик Л.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Проблема формирования полоролевой идентичности у старшеклассников является достаточно актуальной на сегодняшний день. Проанализировав различные точки зрения, мы можем сделать вывод о том, что полоролевая идентичность – это базовая характеристика человека, которая детерминирует самосознание и определяет путь социализации. Становление личности, интересов, формирование системы представлений о себе как о человеке определённого пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения, всё это зависит от пола, к которому принадлежит человек. На основе проведённого теоретического анализа  мы поставили цель  выявить особенности полоролевой идентичности у современного старшеклассника. Мы выяснили, что современные юноши и девушки стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам.
полоролевая идентичность
старшеклассники
полоролевое поведение
полоролевые представления
1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
2. Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: НПО «МОДЕК», 2003. – 272 с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер – Пресс, 2002.
4. Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы. – М.: Просвещение, 1991.
5. Обозов А.Н. Психология межличностных от отношений. – Киев, 1990.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2003.
7. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
8. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – 2-е издание – М.: Московский Психолого-Социальный институт, 2004.

Проблема формирования полоролевой идентичности у старшеклассников является достаточно актуальной на сегодняшний день. Изучение особенностей полоролевой идентичности у юношей и девушек позволит педагогам и психологам расширить свои представления об изменениях, происходящих в процессе формирования личности на современном этапе развития общества в целом.

Значительный вклад в изучение вопроса о факторах, влияющих на формирование полоролевой идентичности, механизмах идентификации, развития полоролевой идентичности, внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, Н.В. Антонова, А.Г. Асмолов, М. Арутюнян, А. Бандура, С. Бем, Л.И. Божович, Н.С. Бурлакова, Д. Винникот, А.С.Волович, В.А. Геодокян, О. Здравомыслова, Л. Кольберг, И.С. Кон, И.Б. Котова, Ф. Лэонтиу, Дж. Мани, Дж. Мид, Л.В. Попова, Н.К. Радина, К. Роджерс, В.М. Русалов, Е.Т. Соколова, К. Хорни, Е.Н. Шиянов, Б.Д. Эльконин, Э. Эриксон, А. Эрхард и др.

Теоретической основой нашего исследования стали работы о психологических особенностях полоролевого поведения старшеклассников (B.C. Агеев, В.П. Багрунов, Б.С. Волков, X. Биллер, В. Штерн и др.); о проблемах усвоения ролей мужчины и женщины (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и т.д.); формирование полоролевых представлений и образов мужчины и женщины (Т.А. Араканцева, Е.М. Дубровская, Т.И. Еферова); исследования социальных стереотипов (В.С. Агеев, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т. Виноградова, В.Е. Каган, Т.А. Репина и т.д.).

В отечественной психологии доминирует идея, что полоролевую идентичность можно определить как усвоенные личностью социально-культурные особенности своей половой принадлежности – внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств [3, 4].

Представители зарубежной психологии считали, что полоролевая идентичность – это установки, способы поведения, взаимодействия, специфические для мужчин и женщин (О. Кернеберг) [1], согласно Дж. Мани, полоролевая идентичность – это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальное выражение полоролевой идентичности [2].

Полоролевая идентичность – это обусловленные полом паттерны сознательных или бессознательных взаимодействий с другими людьми. Этот аспект своего образа формируется на основе тонких взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения [8]. Завершение формирования полоролевых позиций, по мнению некоторых исследователей, происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности [5].

Понятие полоролевой идентичности тесно связано с базисным ощущением мужественности – женственности, или маскулинности – феминности. Первые исследования в этой области принадлежат З. Фрейду [6].

Проанализировав различные точки зрения, мы можем сделать вывод о том, что полоролевая идентичность – это базовая характеристика человека, которая детерминирует самосознание и определяет путь социализации. Становление личности, интересов, формирование системы представлений о себе как о человеке определённого пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения, ? всё это зависит от пола, к которому принадлежит человек.

На основе проведённого теоретического анализа мы поставили цель ? выявить особенности полоролевой идентичности у современного старшеклассника.

В нашем исследовании приняли участие 120 старшеклассников школ города Ельца.

С целью изучения степени выраженности фемининности – маскулинности – андрогинности нами был использован опросник С. Бэм [7].

У юношей в данной выборке преобладают показатели маскулинности, но они лишь на 10 % превышают показатели андрогении. Разница в 5 % наблюдается у девушек между преобладающим показателем феминности и андрогении. У большинства старшеклассниц выявлены значительные показатели андрогении (сочетание традиционно мужских и женских черт – значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации). Полученные показатели по данному критерию свидетельствуют о хорошей адаптации старшеклассников к социуму.

Для определения направления, в котором старшеклассник стремится развивать свои гендерные характеристики: в направлении следования гендерным стериотипам или в направлении противостояния гендерным стериотипам ? мы использовали тест Т. Лири [1, 7].

45 % юношей демонстрируют маскулинность, причем 67 % (18 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам;

20 % – феминность, причем только 43 % (5 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении следования гендерным стереотипам (развитие маскулинности);

35 % – андрогения, причем 75 % (15 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (развитие феминности).

Можно сделать вывод о том, что у большинства юношей данного возраста преобладают характеристики маскулинности (45 %), но количество испытуемых, имеющих феминные характеристики, остается значительным (20 %). Мы выяснили, что 55 % испытуемых юношей (33 человека) стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (стремятся уменьшить степень выраженности у себя полоспецифических черт и усилить неполоспецифические).

40 % девушек демонстрируют феминность, причем 50 % (12 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (развитие маскулинности);

25 % – маскулинность, причем 46 % (6 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении следования гендерным стереотипам;

35 % – андрогения, причем 80 % (16 человек) из них стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (развитие маскулинности).

Можно сделать вывод о том, что у большинства девушек данного возраста, преобладают характеристики феминности (40 %), но количество испытуемых, имеющих маскулинные характеристики, остается значительным (25 %). Данные свидетельствуют, что 46 % испытуемых девушек (28 человек) стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (стремятся уменьшить степень выраженности у себя полоспецифических черт и усилить неполоспецифические).

Результаты теста свидетельствуют, что 57 человек (47 %) из выборки современных старшеклассников стремятся уменьшить степень выраженности у себя полоспецифических черт и усилить выраженность неполоспецифических.

С целью выявления существующих гендерных стереотипов в нормативном, идеальном и символическом значении, а также для сравнения полоролевого поведения старшеклассников с их гендерными представлениями мы использовали «Метод личностных семантических дифференциалов» в модификации О.Л. Кустовой [7].

В результате нами были получены данные, свидетельствующие о том, что большинство современных юношей подвержены традиционным полоролевым стереотипам, 55 % от общего числа испытуемых. У них наблюдается сильное разделение мужских и женских ролей и большее соответствие «Я-реального» образу «идеального мужчины». Также стоит отметить, что эти юноши имеют маскулинные характеристики по тесту С. Бэм.

Девушки данной выборки менее подвержены полоролевым стереотипам, у них наблюдается незначительное разделение мужских и женских ролей и меньшее соответствие «Я-реального» образу «идеальной женщины». Лишь 35 % подвержены полоролевым стериотипам, у них высокие показатели феминности по опроснику С. Бэм и тесту Т. Лири.

Результаты корреляционного анализа показали, что полоролевые стереотипы положительно коррелируют с показателями полоролевой идентичности (характеристики феминности и маскулинности), при p = 0,05, а К = 0,21447, следовательно, существует взаимосвязь между этими показателями.

На следующем этапе изучались образы современных юношей и девушек, анализ которых дает представление о существующих у старшеклассников эталонах мужественности и женственности. Для этого на основе исследований гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности Л.Н. Ожиговой и О.Л. Кустовой нами были разработаны методики «Современные юноша и девушка», основанная на методе свободных описаний и «Образы мужчин и женщин».

Формирование представлений о себе и о другом человеке происходит на основе выделения и оценки личностных качеств, значимых для данной деятельности или данного типа отношений. Выявление эталонных представлений о мужественности-женственности осуществлялось с помощью методов ранжирования личностных качеств. В результате получены «идеальные модели»: какой должна быть девушка в представлении девушек; какой должна быть девушка в представлены юношей; каким должен быть юноша в представлении юношей; каким должен быть юноша в представлении девушек.

По результатам исследования по методике «Современные юноша и девушка» можно сделать вывод о том, что старшеклассники в образе современной девушки огромное внимание уделяют деловым качествам, связанным с трудовой деятельностью, отсутствию вредных привычек, а также отношению к мужчине (ответственность, внимательность, ненавязчивость, верность, нежность, скромность, заботливость, искренность). В образе современного юноши – деловые качества (инициативность, аккуратность, уверенность в себе, упорство), смелость, сила, активность, общительность и интеллект.

Девушки в образе современной старшеклассницы большое значение уделяют чертам характера, таким как чуткость, доброта, терпимость, внимательность, отзывчивость, обаяние, уверенность в себе, свобода, умение нравиться, не менее важен интеллект. В образе современного юноши старшеклассницы наиболее выделяют такие качества личности, как: щедрость, рыцарство, заботливость, умение галантно ухаживать, физическая сила, умение защитить слабого, вежливость, ответственность.

Методика «Образы мужчин и женщин» была разработана нами с целью выявления сформированных у старшеклассников эталонов мужественности и женственности, системы отношений испытуемого к семье, к представителям своего и противоположного пола, к себе, к друзьям, к сексуальным отношениям, отношений, которые непосредственно влияют на гармоничное формирование полоролевой идентичности в данном возрасте.

По результатам методики можно сделать вывод, что у большинства старшеклассников наблюдается позитивное отношение к себе и к родителям. Для юношей и девушек данного возраста эталоном женственности является мать (85 %), а идеалом мужчины для девушек в большинстве случаев является отец (60 %), знаменитость (30 %) и другие (братья, друзья, молодые люди). Для юношей идеалом мужчины отец становится лишь у 30 % испытуемых. В целом отношение к родителям и друзьям положительное, к лицам противоположного пола лучше относятся (т.е. проявляют внимательность, чуткость, добросердечность, отзывчивость, терпение) девушки, а к лицам своего пола – юноши. При оценке эталонов женственности мужественности, юноши используют качества, которые близки к традиционным – «нежная, заботливая мать, красивая, искренняя, добрая…», «уверенный в себе, активный, сильный, щедрый» и т.п. А девушки при оценке эталонов мужественности и женственности используют общечеловеческие качества (у женщин ? нежность, открытость, женственность, сексуальность и др., у мужчин ? активность, ум, целеустремлённость, сила, мужественность и др.). Старшеклассники обоих полов (87 % – 104 человека) считают сексуальную жизнь неотъемлемой и очень важной частью межличностных отношений. Отсюда в образах мужчин и женщин появляются такие качества, как сексапильность, раскрепощенность в сексе.

Экспресс-анкета «Усвоение половых ролей старшеклассниками», разработанная нами, использовалась в нашем исследовании как вспомогательный метод, для более точного представления в нём особенностей полоролевых представлений современных старшеклассников. Результаты анкеты свидетельствуют о том, что большинство испытуемых (80 %) не уверены в том, что они точно знают, как должны себя вести мужчины и женщины. На представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, больше всего, по мнению старшеклассников, оказывают влияние родители (50 %), СМИ (35 %) и друзья (15 %). Современные представления о мужественности и женственности отличаются от традиционных, по мнению старшеклассников, очень сильно (80 %). Идеалом мужчины является отец (60 %), а идеалом женщины неизменно остается мать (85 %). Представления о мужественности и женственности у старшеклассников схожи с представлениями их друзей – сверстников. На их представления о мужественности и женственности больше всего влияют родители, но большинство испытуемых (60 %) ведут себя в соответствии со сформированными в данный момент полоролевыми эталонами. Для большинства старшеклассников важно в глазах других выглядеть настоящим мужчиной или женщиной (75 %), но при этом многие считают, что не ведут себя как настоящий мужчина или женщина (80 %). Также для старшеклассников очень важна оценка своего поведения (как мужчины или женщины) родителями (40 %), друзьями – сверстниками (50 %) и собственная оценка (10 %).

Результаты корреляционного анализа показали, что показатели полоролевой идентичности (характеристики феминности и маскулинности) положительно коррелируют с такими показателями эталонов мужественности и женственности, как черты характера, отражающие отношение к людям, при p = 0,05, а К = 0,22337; традиционное понимание мужественности или женственности, при р = 0,01, а К = 0,31774, следовательно, существует взаимосвязь между этими показателями.

По результатам проведённого исследования, мы можем сделать следующие выводы.

Современным старшеклассникам свойственны показатели маскулинности (35 % выборки), андрогинии (35 % выборки), 30 % – феминность. У большинства старшеклассниц выявлены значительные показатели андрогинии, что свидетельствует о хорошей адаптации девушек к социуму.

Современные юноши и девушки стремятся развивать свои гендерные характеристики в направлении противостояния гендерным стереотипам (стремятся уменьшить степень выраженности у себя полоспецифических черт и усилить неполоспецифические).

Идеалом мужчины для девушек является отец (60 %), а идеалом женщины неизменно остается мать (85 %). Для юношей идеалом мужчины отец становится лишь у 30 % испытуемых.

Большинство современных юношей подвержены традиционным полоролевым стереотипам, 55 % от общего числа испытуемых. Девушки менее подвержены полоролевым стереотипам (35 %), у них наблюдается не значительное разделение мужских и женских ролей и меньшее соответствие «Я-реального» образу «идеальной женщины».

Юноши в образе современной девушки огромное внимание уделяют деловым качествам, связанным с трудовой деятельностью (ответственность, работоспособность, ум, умение зарабатывать), отсутствию вредных привычек, а также отношению к мужчине (ответственность, внимательность, ненавязчивость, верность, нежность, скромность, заботливость, искренность).

Девушки в образе современного юноши наиболее выделяют такие качества личности, как щедрость, рыцарство, заботливость, умение галантно ухаживать, физическая сила, интеллект, умение защитить слабого, вежливость, ответственность.

Юноши в образе современного старшеклассника считают важными деловые качества, смелость, силу, активность, общительность и интеллект.

Девушки в образе современной старшеклассницы большое значение уделяют чертам характера, таким как обаяние, уверенность в себе, свобода, умение нравиться, чуткость, доброта, терпимость, внимательность, отзывчивость, не менее важен интеллект.

К лицам противоположного пола лучше относятся (т.е. проявляют внимательность, чуткость, добросердечность, отзывчивость, терпение) девушки, а к лицам своего пола – юноши.

Старшеклассники считают сексуальную жизнь неотъемлемой и очень важной частью межличностных отношений. Отсюда в образах мужчин и женщин появляются такие качества, как сексапильность, раскрепощённость в сексе.

Большинство испытуемых не уверены в том, что они точно знают, как должны себя вести мужчины и женщины. На представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, больше всего, по мнению старшеклассников, оказывают влияние родители. Для юношей и девушек важно в глазах других выглядеть настоящим мужчиной или женщиной, но при этом многие считают, что не ведут себя как настоящие мужчины или женщины.

Таким образом, мы считаем, что содержание воспитания школьников должно представлять целостную систему педагогической деятельности по развитию не только различных сфер личности старшеклассника, но и половому воспитанию, направленному на усвоение юношами и девушками представлений о существующих эталонах мужественности и женственности, гендерных ролей, полоролевой идентичности, механизмах идентификации.


Библиографическая ссылка

Комлик Л.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 111-115;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35867 (дата обращения: 03.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674