Образовательная среда как часть среды социальной представляет собой сферу, в которой происходит становление и развитие личности, поэтому ей свойственны все социальные ценности, которые сегодня культивируются средствами государственной идеологии и политики.
Современные технологии личностной ориентации содержат арсенал методов и средств воздействия на социальное сознание, соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека. Имеются в виду методы социопсиходиагностики, которые изменяют отношение и организацию деятельности, перестраивают содержание образования, досуга, социальной помощи и поддержки и других сфер социальной политики.
Личностно-ориентированные технологии по сути своей противопоставлены традиционным технологиям социальной деятельности.
Использование (применение) личностно-ориентированного подхода можно проследить на примере одной из важнейших сфер социальной политики – системы социальной защиты населения и социальной работы в целом. Именно личностно-ориентированный подход обусловливает, в частности, педагогическую основу социальной работы, цель которой состоит в оказании компетентной помощи людям. Социальная педагогика, использующая общепедагогические подходы, в том числе, личностно-ориентированный, становится теоретической базой социальной работы, обеспечивающей в последней ее педагогический компонент [2].
В области социальной защиты населения педагогические аспекты социальной работы особенно важны и реализуются в социально-педагогической деятельности, под которой понимается профессиональный вид деятельности социальных работников, направленной на оказание помощи человеку или группе людей в их социальном функционировании и создании благоприятной общественной ситуации в интересах конкретной личности [3].
Поскольку основной силой и стратегической целью развития общества является человек и его развитие, то и его ценностные ориентации, принципы, интеллектуальный творческий потенциал, нравственное, психическое и физическое здоровь, находятся в зоне постоянного внимания.
Наиболее тяжелые потери в обществе на различных этапах развития России были связаны именно с отсутствием должного внимания к человеку как высшей ценности. Негативные проявления общественно-политического развития, нивелирующие личность, зачастую его уничтожающие, противопоставляющие общественное и личное, обернулись тяжелыми последствиями в современной ситуации, сложнейшим узлом социальных противоречий, бьющим по всем слоям и группам населения, при наиболее тяжелых проявлениях в среде подрастающего поколения – детях и подростках.
Поскольку теоретические основы социальной работы носят интегративный и междисциплинарный характер, наибольшее влияние на развитие теории социальной работы наряду с социологией и психологией оказывают такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция.
Но необходимо уточнить, что среди множества современных концепций, содержащих различные подходы к социальной защите, наиболее актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости и связи. Человек, являясь участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив, оказывается в системе взаимовлияний, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.
Особый интерес представляет концепция социального действия в социальной работе. Учитывая, что человек есть носитель двух начал – биологического и социального, человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами – язык, ценности и т.п. и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от принятых в этом обществе норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями, несут и проявления явно не одобряемые обществом, т.е субъективные поступки «определенных ситуаций».
Социальному работнику помимо профессиональных теоретических знаний необходимы не только специфические знания практических методов социальной работы, а также и достаточные представления об обществе и его потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных (а также субкультурных) и этнических различиях всех категорий граждан и потенциальных клиентов. Вместе с тем социальный работник, использующий профессиональные технологии, может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только статус и другие социальные характеристики, но и индивидуальные физические и психические характеристики человека.
А.В. Мудрик утверждает, что развитие социальной работы в стране является сильнейшим стимулом и развития социальной педагогики. Это обусловлено русской культурно-педагогической традицией. Для нее всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления общественных процессов и явлений. Другое дело, что это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не сказываясь на социальной практике.
В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы и в целом системы социальной защиты, ее превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества.
Говоря о педагогическом содержании социальной работы, следует отметить, что формирование личности направлено на создание у людей общественного идеала, соответствующего условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения. Одним из главных педагогических элементов социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека. Другим необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, овладение клиентом приемами самопомощи. В связи с этим важным представляется также использование личностно-деятельностного подхода. Именно этот подход сегодня признан педагогическим сообществом основополагающим в концепции развития современного образования.
Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих общественно полезным видам деятельности, формированию гражданской позиции и прочему. В конечном итоге социальная работа должна привести личность к готовности к саморазвитию и самовоспитанию [6].
Эффективность технологий социальной политики в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками.
Учитывая, что мотивация – это то, что определяет общественное сознание, методы формирования сознания можно отнести к числу приоритетных в социальной политике и социальной защите. В связи с этим успех любой деятельности определяется знанием ее содержания и способов деятельности, при этом важную роль играют методы формирования образа действия в сферах жизнедеятельности, имеющих социальную окраску.
Педагогические аспекты социальной политики реализуются при использовании метода формирования социальной перспективы в ходе социальной работы. Этот метод позволяет раскрыть те качественные личностные приобретения, которые получат клиенты, развивая в себе новые качества личности, овладевая технологическими приемами, профессиональными знаниями. Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы включения личности в коллективную деятельность, закрепления положительного опыта и педагогической коррекции.
Если говорить о конкретных социально-педагогических технологиях, применимых в деятельности по формированию и реализации социальной защиты, то реальнее и необходимее всего остановиться на следующих.
Предотвращение и ликвидация негативных явлений, становящихся факторами социального риска, возможны при организации системной, целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к объекту социальной защиты и грамотное выполнение каждого из действий.
Основываясь на имеющемся в научной литературе описании моделей и программ социальной работы с различными категориями населения (В.Н. Гуров, 1998, 2006; Е.А. Морозова и О.П. Смирнова, 2005; Л.Я. Олиференко, 2002 и др.), модель социально-защитной работы с отдельными категориями должна включать в себя следующие компоненты:
– наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки клиента и о его представлениях о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;
– дифференциация типов клиентов на типы соответственно их деформированности;
– разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам или группам клиентов ) общественных воздействий социальнозащитного характера;
– вхождение в контакт с клиентами или их группами с целью реализации программы социальных действий;
– отслеживание результатов социально защитной деятельности и внесение необходимых изменений.
При этом должны учитываться следующие принципы оказания помощи клиенту: знание им своих возможностей в оказании помощи; предположительные знания ожидаемых услуг со стороны клиента; знание того, что он смог бы дать из того, что клиент ожидает; представление о том, что он сможет дать, не осознавая этого; его сознательные представления и бессознательные предположения о нуждах клиента [4].
Представления о содержании оказания помощи клиенту субъектом социальной политики определяются, во-первых, посредством высказанной клиентом потребности в ней и, во-вторых, получением информации из других источников. Именно на этой основе формируются знания о том, какой именно помощи ждет сегодня клиент.
Следующая группа представлений определяется реалистической оценкой субъектами социальной политики собственного поля деятельности на основе представлений среднего значения первой и второй групп.
В четвертую группу входит то, что может дать специалист по социальной политике, а именно: специалист по социальной политике не только демонстрирует высокий уровень профессионализма, но и предоставляет клиенту возможность воспользоваться результатами этого.
Ожидания, присущие клиенту относительно содержания оказываемой ему помощи, следующие: его сознательное желание помощи; то, что, по его предположениям, может дать ему реализуемая в регионе социальная политика; то, что он, по предположениям, может получить, и, наконец, его бессознательные желания.
К сознательным желаниям клиента относят непосредственную простую помощь, которая формулируется им при первой встрече с консультантом (социальным работником, профсоюзным активистом), – получить совет, решить вопросы экономической поддержки, осуществить потребность «выговориться» и т.д.
Клиент имеет также представления о потенциальных возможностях оказания ему помощи социальным работником, с которым он вступает в контакт, основанные на его профессиональной роли. Наиболее высокие требования предъявляются клиентом социальному работнику его бессознательными стремлениями, поскольку тот должен сам понять наличие таких потребностей и работать над расширением осознания клиентом вида помощи, в которой он нуждается. При этом надо отметить, что применение специалистом по социальной работе вышеуказанных форм и методов, безусловно, следует отнести именно к педагогическим.
На применение педагогических подходов в социальной работе указывает и А.В. Мудрик. По его мнению, «все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки» [8]. Иными словами, социально-педагогические знания должны иметь практически все социальные работники, осуществляющие свою профессиональную деятельность в различных условиях и в интересах различных категорий населения.
Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.
В каждой сфере помощь должны осуществлять профессионально подготовленные социальные работники. Таким образом, отечественная и мировая практика подтверждает тот непреложный факт, что по мере расширения масштабов и возникновения новых форм и моделей социальной работы степень ее эффективного преобразующего влияния на сферы социальной политики и массовой практики жизнеобеспечения личности во многом зависит от уровня цивилизационной ориентации и профессиональной подготовки кадров [6].
Говоря об этом, мы имеем в виду прежде всего необходимость овладения основами педагогических аспектов теоретических и методических знаний и выработки с их помощью практических навыков социально-педагогической деятельности на решающих стратегических направлениях ее в разно уровневых звеньях социальнозащитной деятельности.
Вышеперечисленные педагогические взгляды можно рассматривать через призму социальной педагогики, социальной работы. Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) является базовой, интегративной основой в системе служб социальной помощи, в поддержке населения и позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде. Социальная педагогика видит одной из главных своих задач социальную поддержку, помощь и защиту личности при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности и гуманности.
Социальная педагогика, по мнению многих ученых, служит теоретическим фундаментом согласованной деятельности по оказанию помощи индивиду (группе) в широком социальном пространстве, является стержневой содержательной основой в межорганизационной координации всех субъектов социальнозащитной работы.
В настоящее время, характеризуя социально-педагогическую деятельность как общественно-исторический феномен, западные и отечественные ученые приходят к выводу, что социальная педагогика призвана обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку в решении сложных конфликтных ситуаций, которые возникают по мере взросления человека в обществе, и своевременно исправлять ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду.
В этом смысле понятие «социальная педагогика» может быть интерпретировано как «педагогика социальной работы».
Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах – половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, полисубъектный, синергетический, культурологический, этнопедагогический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, компетентностный, ситуационный и ряд других подходов, составляющих методологические основы педагогической науки.
Социально-педагогический подход существенно отличается от имеющих место подходов, так как отражает суть взаимодействия субъекта образовательной деятельности и социума, проявляющегося в опоре на потенциал социума при реализации педагогического процесса (обучения и воспитания). Для его понимания важно обратить внимание на происходящие изменения в общественной жизни и жизни образовательных учреждений. Становится очевидным факт целенаправленной реализации в образовании потенциала социума, проявляющийся в том, что сегодня сложилась и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами.
Библиографическая ссылка
Богданова В.П. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 317-321;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35742 (дата обращения: 21.11.2024).