Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Коняева М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
Статья посвящена исследованию мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в учебное и внеучебное время. Результаты анкетирования позволили определить взгляды студентов на стратегии их личностного здорового образа жизни, внешние и внутренние причины, позволяющие обеспечить охрану собственной жизни и здоровья. Задачи опроса предусматривали сравнение и анализ изменения мнений студентов от младших к старшим курсам. Результаты опроса позволили получить представление о ценностях и мотивациях студентов в сфере физической культуры и спорта, а также определить, каковы претензии респондентов к условиям, в которых проходят занятия физической культурой и спортом. На основе мотивационно-ценностных ориентаций студентов были определена иерархия преобладающих мотивов к занятиям физической культурой.
мотивация
ценности
структура мотивов
физкультура
здоровье
самоутверждение
эстетическое удовольствие
психологическая разгрузка
1. Афанасенко Е.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Москва, 2006. – 142 с.
2. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. – М., 2006. – 528 с.
3. Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. – М., 2007. – 432 с.
4. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада. – М., 1990. – 84 с.
5. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. – Казань, 1999. – 349 с.
6. Курс лекций «Физическая культура» под ред. проф. В.И. Шалупина. – М., 2011. – 107 с.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты – это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями [4].

Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [5].

Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности.

Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности [2].

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования [3].

Мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Необходимо формировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре на базе аргументированного убеждения. Мотив является основным фактором, побуждающим человека к деятельности. Мотив формируется на основе потребностей. Чтобы сформировать мотивационно-ценностное отношение молодежи к физической культуре, прежде всего, необходимо привлечь внимание к этой деятельности и убедить в ее важности для каждого лично. На данном этапе одна из главных задач школ, колледжей, высших учебных заведений – прививать молодежи интерес и привычку к занятиям физической культурой, что повысит мотивационно-ценностное отношение к физической культуре [6].

Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. В их трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действия и взаимодействия в педагогической деятельности имеют работы В.С. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и др. Вместе с тем мотивационно-ценностное отношение, отношение студентов к физической культуре является наименее изученным вопросом в современной психолого-педагогической науке. Лишь косвенно они получили отражение в работах В.А. Бауэра, В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, А.П. Внукова, Л.И. Лубышевой и др.

Ценностное отношение студента к здоровью и физической культуре характеризует нравственный облик, пронизывает все его поведение, предметно-практическую деятельность. Его нельзя приобрести на каком-то этапе воспитания и развития личности. Оно не имеет «конечного» существования и в этом плане «не насыщенно», устойчиво опосредует поведение здорового человека и должно постоянно развиваться, дополняться различными новыми полезными для здоровья элементами, привычками, тем самым совершенствоваться [1].

Для изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре проведен опрос общественного мнения студентов Саратовской государственной консерватории и вузов города Саратова (для сравнения).

Задачи опроса предусматривали сравнение и анализ изменения мнений студентов от младших к старшим курсам, (опрос и заполнение анкет проводились методом неформализованного интервью на занятиях физической культурой и спортом непосредственно в вузе).

В Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова на январь 2013 года количество студентов очной формы обучения составило 673 человека. Из них 47,8 % посещали занятия физической культурой и спортом (1–3 курс), 36 % входили в спецмедгруппу.

В вузе действует спортивный зал, тренажерный зал, гимнастический зал в общежитии, работают 15 спортивно-оздоровительных секций.

В результате опроса по каждому вузу наблюдались и систематизировались две группы респондентов:

1) занимаются спортом в учебное и внеучебное время;

2) не занимаются спортом в учебное и внеучебное время.

Это позволило получить представление о ценностях и мотивациях каждой группы в сфере физической культуры и спорта, а также определить, каковы претензии респондентов к условиям, в которых проходят занятия физической культурой и спортом.

Так, среди студентов СГК мотив «Получение оценки» при посещении занятий физической культурой является основным – 1 курс – 92,7 %, 2 курс – 91,9 %, 3 курс – 77,9 %. Положительным является, что к третьему курсу названный мотив снижается на 14,8 %. Судя по полученным данным по мотиву «Получение физического и психологического удовольствия» небольшой процент студентов получает удовольствие на занятиях физической культурой – 1 курс – 7,3 %, 2 курс – 8,1 %, 3 курс – 12,6 % (рисунок).

kon1.wmf

Динамика мотивов посещения занятий физической культурой студентами 1–3 курсов СГК

В ряде ценностей для обучающихся на 1-3-х курсах ведущей названа «Психологическая разгрузка» – 1 курс – 31,6 %, 2 курс – 40,8 %. К 3-му курсу процент вырастает до 47,3 %. Значима для студентов СГК и ценность «Здоровье» – 1 курс – 24,8 %, 2 курс – 35,2 %, 3 курс – 64,8 %. Как мы отмечали ранее, у музыкантов проблема здоровья актуальна еще со школьной скамьи, так как юные музыканты испытывают большие перегрузки в период овладения профессиональными навыками. В отличие от большинства профессий, профессиональные заболевания у музыкантов начинают проявляться в 14–20 лет (усредненные показатели).

К 3-му курсу 27,3 % молодежи начинают получать эстетическое удовольствие от занятий физкультурой. На 1-м курсе таких было 13,3 %, на 2-м – 12,8 %. Такие ценности, как «Самоутверждение» и «Хорошее настроение», для наших студентов малозначимы. «Самоутверждение» – 1 курс – 3,8 %, 2 курс – 4,6 %, 3 курс – 3,5 %. «Хорошее настроение» – 1 курс – 8,1 %, 2 курс – 6,3 %, 3 курс – 8,9 %. Самоутверждаются и получают хорошее настроение студенты консерватории на выступлениях, конкурсах различного уровня.

У первокурсников первое место занимает ценность «Психологическая разгрузка», второе – «Здоровье», третье – «Хорошая физическая форма». На последнем месте оказалась такая ценность, как «Самоутверждение», т.е. для этой группы обучающихся названная ценность практически не значима.

Второкурсники также ценят при занятиях физической культурой ценности «Здоровье», «Психологическая разгрузка».

У третьекурсников иерархия ценностей приобретает несколько другой вид. На первое место у этой группы студентов выходит ценность «Здоровье» – 64,8 %. На второе место переместилась ценность «Психологическая разгрузка», и третье место занимают ценности «Эстетическое удовольствие» – 27,3 %, «Хорошая физическая форма» – 28,8 %.

Таким образом, для студентов консерватории при занятии физической культурой значимыми являются такие ценности, как «Психологическая разгрузка», «Здоровье», «Хорошая физическая форма» и «Эстетическое удовольствие». Логичным на наш взгляд является тот факт, что ценности «Самоутверждение» и «Хорошее настроение» для студентов СГК при занятии физической культурой не занимают ведущих позиций.

Периодичность посещений занятий по физической культуре студентами различных вузов г. Саратова различна. Так, максимальное число респондентов посещают занятия на 1 курсе СГУ (60,7 %). Наименьшее посещение наблюдается среди респондентов 2 курса СГАП (13 %). В общем, положительная динамика (рост числа посещений на старших курсах) наблюдается только у студентов СГТУ (на 8 %). По остальным вузам замечен спад посещаемости, в том числе СГУ (на 0,5 %), СГСЭУ (на 23 %), СГАП (на 30,2 %), в СГК на 27,4 % (в сравнении с 1 курсом).

При анализе мотивации посещения занятий физической культурой в различных вузах наблюдался следующий фактор: на старших курсах возрастает критичность оценки респондентов по всем вопросам анкеты. Только для студентов СГАУ мотивация «Получение физического и психологического удовольствия» как цель посещения учебных занятий по физической культуре к третьему курсу возрастает (на 15,8 %).

На основе мотивационно-ценностных ориентаций студентов была определена иерархия преобладающих мотивов к занятиям физической культурой:

1. Профессиональные мотивы – ориентированы на использование средств физической культуры в развитии профессионально значимых психофизических качеств, в формировании знаний и умений по применению средств физической культуры в профилактике и сохранении профессионального здоровья, поддержания работоспособности.

2. Оздоровительные мотивы – ориентированы на улучшение физических и функциональных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья.

3. Социальные мотивы – ориентированы на формирование чувства ответственности, понимания социальной значимости учения, ориентации на различные способы взаимодействия с окружающими, общения и взаимодействия с другими людьми, утверждения своей роли и позиции в обществе.

4. Познавательные мотивы – ориентированы на эрудицию, повышение информированности в области физической культуры, здорового образа жизни, реализацию чувства удовлетворенности от самого процесса учебной деятельности и полученного результата (Коновалов И.Е.).

При определении ценности физической культуры и спорта наблюдается общая тенденция: главными ценностями названы «Хорошая физическая форма» и «Здоровье», эти ценности имеют практически одно выражение в количественном показателе. «Самоутверждение» большей частью превалирует над «Эстетическим удовольствием».

В результате опроса определилась степень влияния ниженазванных причин на вынесение неудовлетворительной оценки условий для занятий спортом на базе спортивных площадей отдельно взятого вуза: отсутствие спортзала максимально по сравнению с респондентами других вузов волнует 1 курс СГАУ – 41,1 % от общего числа опрошенных студентов 1-го курса; состоянием помещений не доволен 3 курс СГУ – 35,6 %; отсутствием спортинвентаря максимально не удовлетворены студенты 3 курса СГАУ – 29,4 %; квалификацию преподавателей как причину, влияющую на нежелание заниматься на спортивных объектах вуза, указали больше всего респонденты 1 курса СГУ – 2,8 %.

По итогам проведенного опроса была получена иерархическая структура ценностей, определяющая мотивацию студентов к занятиям физической культурой в учебное и свободное от учебы время. Структура ценностей была построена на основании оценки респондентами степени важности каждой из предложенных в анкетном перечне ценностей. По итогам опроса возможно разработка и планирование методической и информационной работы в каждом вузе на основе данной структуры ценностей.

Оценку преимуществ, которые даются занятиями спортом в свободное от учебы время для каждого отдельно взятого респондента, можно определить по максимальному количеству ответов в СГК – 27,3 %.

К старшим курсам у большинства респондентов вуза заметно увеличение значимости определенных ценностей: – «психологическая разгрузка» – на 15,7 %.

Предложения по улучшению условий занятий физической культурой и спортом в вузе, полученные от студентов, во многом являются традиционными. Основная суть их сводится к стремлению респондентов заниматься спортом в современных условиях, на современном спортивном оборудовании.

Результаты опроса продемонстрировали наличие в вузе общих для всех проблем и тенденций:

– снижение у студентов интереса к занятиям спортом от младших курсов к старшим; рост критического настроения, связанного с негативной оценкой условий для занятий спортом в вузе и на других спортивных объектах, принадлежащих вузам;

– стремление заниматься спортом во внеучебное время на площадках, не имеющих отношения к вузу.

Только 35,56 % процентов из числа опрошенных студентов занимаются спортом во внеучебное время, 36,8 % процентов могли бы заниматься при наличии необходимых условий (оборудованных спортивных залах, спортивных площадках, приемлемой ценовой политике в спортзалах за пределами вуза и т.п.). Сегодня в студенческом спорте Саратовской области (как, впрочем, и на общероссийском уровне) имеется ряд факторов и комплекс проблем, отрицательно влияющих на вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом, требующих неотложного решения.


Библиографическая ссылка

Коняева М.А. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 87-90;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35578 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674