Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАБОТА С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ, ГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СТРАН «БРИКС»)

Латыпов Т.А. 1 Манаев Э.Ф. 1 Хизбуллина Р.З. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Сегодня необходимо создать учащимся для освоения предмета такие условия, когда он будет строить свою учебную деятельность по формуле: от действия – к мысли. Выбор темы данной статьи был обусловлен тем, что столица нашей Республики Башкортостан – Уфа в июле 2015 года принимала VII саммит БРИКС. Ученики 10-х классов получили возможность для самостоятельного сбора информации об организации БРИКС в интернете и литературных источниках. Осмысление собранного теоретического материала было организовано через анализ текстовых таблиц, диаграмм и карт, составленных авторами. Для желающих получить дополнительные знания и умения, было предложено создание карты по любой социально-экономической и политической проблеме стран БРИКС, используя авторские рекомендации. Главный вывод, который делают учащиеся по данной теме – это то, что существование БРИКС может и должно содействовать развитию дружественных отношений между государствами, способствовать укреплению мира и доверия между народами, дальнейшему ослаблению международной напряжённости, углублению взаимоотношения между народами.
экономика
глобальная политика
брикс
шос
география в школе
работа с тематической картой
анализ данных
1. Корпорация развития Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kr02.ru/
2. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 397 с.
3. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
4. Манаев Э.Ф., Вильданов И.Р. Функционал ГИС MapInfo в составлении тематических карт // Научно-исследовательские публикации /сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Природа, экология и народное хозяйство». – Воронеж, 2015. – № 3(23). – 134 с.
5. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б. и др. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
6. Новенко Д.В. Опыт использования геоинформационных технологий в школьном образовании // География в школе. – 2009. – № 5. – С. 34–37.
7. Основные итоги саммитов БРИКС и ШОС в российской Уфе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.actualitati.md/ru/analitika/osnovnye-itogi-sammitov-briks-i-shos-v-rossiyskoy-ufe.
8. Четвертый саммит БРИКС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/photoreport/29/03/2012/643987.shtml.
9. Dominic Wilson, Roopa Purushothaman. Dreaming With BRICs: The Path to 2050 // Global Economics Paper. – 2003. – № 99. – 24 р.
10. Jim O’Neill. The BRICs, the N-11 and the World // BRICs and Beyond, Goldman Sachs. – 2007. – P. 148.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Очень важно сегодня создать ученику для освоения предмета такие условия, когда он «почти в буквальном смысле» сможет объять необъятное, т.е. будет строить свою учебную деятельность по формуле: от действия – к мысли.

Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества. Географическое образование даёт возможность человеку развивать образное мышление, формировать правильное представленческое видение мира, развивать гуманное отношение к различным мирам, системам, окружающей среде и обществу. Географическое образование сегодня становится поликультурным и позволяет учащимся обрести умения выявлять социально-экономические сходства и различия наций, стран и цивилизаций современного мира.

Выбор темы данной статьи был обусловлен тем, что столица нашей Республики Башкортостан – Уфа в июле 2015 года принимала VII саммит БРИКС. Учащиеся 10-х классов НОУ «Детская Академия» г. Уфы при изучении темы «Всемирные экономические отношения» по учебнику В.П. Максаковского [2] получили возможность для самостоятельного сбора информации об организации БРИКС в интернете и литературных источниках. По результатам этой работы [1, 3, 7–10] была организована дискуссия, в которой принимали участие студенты-картографы географического факультета БашГУ. В учебнике В.П. Максаковского даётся огромный теоретический материал, который изучается с использованием следующих приёмов обучения: объяснения, рассуждения, сравнительная и обобщающая характеристика. Помимо этого, можно предложить организацию дискуссии по изучаемой теме с использованием дополнительного материала, подготовленного в виде доклада самими учащимися. Далее представим пример одной из работ учеников, подготовленной для участия в дискуссии о причине создания организации: в ноябре в далёком 2001 году работником крупнейшего банка «Goldman Sachs», аналитиком Джимом О’ Нилом была предложена аналитическая записка: «Кирпичи для новой экономики», в которой впервые был выдвинут тезис «БРИК». Позже с присоединением ЮАР уже известная на весь мир организация станет называть себя «БРИКС». Сегодня страны БРИКС не просто торгуют, упрощают таможенный контроль и подписывают контракты, они объединились и создали союз.

В ходе обсуждения учащиеся устанавливают, что имеются проблемы в объединении экономик – слишком разные у них подходы к построению экономики и социума, стадии развития и ментальность: Бразилия – преступность и бедность; Китай – закрытость страны, запрет свободного движения капитала; Индия – кастовая система, и деление на округа со слабыми связями, ЮАР – расовые подоплеки, Россия – коррупция, непотизм [9].

Средний уровень подушевого ВВП в БРИКС – менее шести тысяч долларов на человека – очень низкий показатель. При этом ВВП на человека в России по 2014 году был выше $13 тысяч (в 2015 году гораздо меньше), в Бразилии – $11,6 тысяч, и он медленно растёт, в Китае только $7,6 тысячи, в ЮАР – $6,5 тысячи и, наконец, в Индии – $1,6 тысячи. Россия является лидером БРИКС и по доходам населения – всего около 5 % россиян сегодня живут на 4 доллара США и меньше в день, в то время как в Бразилии такой доход имеют 21 %, в Китае – 49 %, в ЮАР – 50 % и в Индии – 91 % населения [7].

Чтобы увеличить информационную ёмкость рассматриваемых цифровых показателей, обогатить их содержание, можно использовать графические методы, например, столбчатые диаграммы. Такие диаграммы позволяют учащимся провести сравнительный анализ, сделать выводы и выявить важнейшие особенности ВВП на душу населения по паритету покупательской способности (рис. 1).

Среди всех стран-участниц организаций нет ни одной страны с высоким показателем индекса человеческого развития, который зависит от показателя грамотности населения (Индия – низкий уровень); численности населения (большая численность – Индия, Китай); ожидаемой продолжительности жизни (ЮАР, Россия, Индия – низкий уровень).

Осмысление услышанного теоретического материала можно организовать через анализ текстовой таблицы по хронологии создания БРИКС (таблица). В ходе обсуждения учащиеся могут привести обобщающие характеристики отдельных стран по мере создания организации, выделить важные этапы встреч и их результаты.

lat1.tif

Рис. 1. ВВП на душу населения по паритету покупательской способности (составлено авторами по данным 2014 года [9])

Хронология встреч глав государств БРИКС

Дата

проведения

Место

проведения

Темы саммита и итоги его проведения

I саммит БРИК, 16 июня 2009 года

Екатеринбург, Россия

Представители четырёх стран (Бразилия, Россия, Индия и КНР) обсудили вопросы по глобальной продовольственной безопасности и договорились встретиться на следующий год в Бразилии.

II саммит БРИК,

15–16 апреля 2010 года

Бразилиа, Бразилия

Подписали ряд документов: по преодолению экономического кризиса, и влиянию на такие организации, как МВФ и Всемирный Банк. В ноябре того же года на саммите G20 главы Индии и России приняли желание ЮАР вступить в БРИК.

III саммит БРИКС, 13–14 апреля 2011 года

Санья, КНР

Уже пять участниц обсудили скорейшее вступление России в ВТО, реформу ООН по решению ливийского вопроса, а также о взаимодействии с использованием национальных валют.

IV саммит БРИКС, 28–29 марта 2012 года

Нью-Дели, Индия

Обсудили темы: проблемы мировой экономики, ситуации в Иране и Сирии, механизмы сближения фондовых площадок, возможности создания совместного банка развития стран БРИКС.

V саммит БРИКС, 26–27 марта 2013 года

Дурбан, ЮАР

Тема: «БРИКС и Африка: партнёрство в целях развития, интеграции и индустриализации». По итогам саммита обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. В присутствии лидеров БРИКС подписаны соглашения о сотрудничестве в софинансировании инфраструктурных проектов в Африке и Декларация о создании Делового совета БРИКС. Объявлено также о подписании Декларации об учреждении Консорциума экспертных центров стран БРИКС и о выходе совместной статистической публикации стран БРИКС.

VI саммит БРИКС, 15–16 июля 2014 года

Форталеза и

Бразилиа,

Бразилия

Темами дискуссий стал будущий Новый Банк Развития и пул валют, размещение наземных установок ГЛОНАСС с целью увеличения конкурентоспособности и для увеличения работоспособности. Обсудили рецессию.

VII саммит БРИКС, 8–10 июля 2015 года

Уфа, Россия

Обсуждено: создание «Банка развития БРИКС», с капиталом $100 млрд. По просьбе России было подписано соглашение о сотрудничестве стран до 2020 года, где говорится о расширении взаимодействия между государствами в экономическом и политическом плане. Подписана Уфимская декларация. Рассмотрена реализация стратегии экономического пояса «Шёлкового пути». Лидеры выступили за ускорение реформы ООН и МВФ. Также обсуждался конфликт на востоке Украины, ситуация вокруг ядерной программы Ирана и кризис в Греции, международный терроризм.

В завершении дискуссии ребятам предлагается проанализировать гистограмму по прогнозу развития стран этой группы с 2020 по 2050 год (рис. 2).

Другой формой графического отображения текста являются карты, среди которых в учебнике В.П. Максаковского преобладают картосхемы с использованием значкового способа, способа ареалов и линий движения. В картах атласа имеется информация с использованием таких способов, как картодиаграмма, картограмма, значки, качественный фон ареалов и линий движения. По итогам изучения темы у учащихся есть возможность проанализировать составленную нами карту (рис. 3). Для желающих получить дополнительные знания и умения можно предложить создание карты по любой социально-экономической и политической проблеме этих стран. При этом они должны учесть следующие рекомендации: тематические (или специальные) карты и картограммы отображают какое-либо явление или группу явлений физико-географического или социально-экономического характера [4, 6]. Некоторые явления и тенденции практически невозможно увидеть в табличной форме, но они замечательно проявляются на тематической карте, которые можно создавать в ГИС MapInfo Professional 11.5. Кроме того, на карте, посвященной отображению одного явления, можно показывать отдельные его аспекты, используя при этом различные способы тематического выделения.

Для разработки тематической карты нужно загрузить картографическую основу в программу. В MapInfo загружаются файлы (Файл → Открыть): world.tab (политическая карта мира), ocean.tab (мировой океан), grid15.tab (отвечает за построение сетки, не используем), worldcup.tab (столицы государств, также не используем), заранее скачанных с соответствующих тематических сайтов или созданные самими. Для представления данных в окне списка необходимо открыть таблицу базы данных world (Окно → Новый список). В открывшейся таблице можно редактировать и вносить данные, а также выполнить настройку полей.

Для создания карты выполняем Карта → Создать тематическую карту. Выбираем таблицу world и поле, по которому будет создаваться карта. Далее следует настройка тематической карты. В итоге получаем результат. Теперь можно оформить отчёт: Окно → Новый Отчёт, и сохранить результат в растровом изображении: Файл → Экспорт окна.

Для завершения познавательной деятельности учащихся при работе с картой нами были предложены следующие задания:

1. Найдите объекты на карте и установите особенности их географического положения;

2. Придумайте и заполните таблицу с использованием информации о социально-экономических выгодах, полученных Республикой Башкортостан от проведённого саммита.

Корпорация развития и «Ляонин Нефтемаш» (КНР) будут совместно развивать индустриальный парк в Башкортостане. Данное Соглашение направлено на установление долгосрочных партнерских отношений в целях развития инвестиционных проектов в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан.

Согласно документу, Корпорация развития становится управляющей компанией индустриального парка типа «greenfield», который создается компанией «Ляонин Нефтемаш» на земельном участке площадью 2,1 км2 в Стерлитамакском районе Башкортостана. Компания «Ляонин Нефтемаш», в свою очередь, обязуется реализовать проект по строительству инженерной инфраструктуры индустриального парка. Также данное соглашение предусматривает привлечение китайских инвесторов в качестве резидентов для локализации производства в индустриальном парке.

Взаимовыгодному продвижению брендов на территории единого экономического пространства способствует соглашение о сотрудничестве Российской Ассоциации франчайзинга с Евразийской Ассоциацией франчайзинга (Казахстан). Благодаря этому с 21 по 23 октября 2015 года в столице Башкортостана проходил Первый форум малого бизнеса регионов стран – участниц ШОС и БРИКС.

Министр экономики провинции Лимпопо (ЮАР) рассматривает возможность перенять опыт корпорации развития РБ в организации процесса сопровождения инвесторов. В ходе деловых переговоров Корпорация развития провела презентацию инвестиционного потенциала Республики Башкортостан и своей деятельности как «единое окно» для сопровождения инвестиционных проектов. Министр в целом обозначил точки для возможного экономического взаимодействия – это поставки цитрусовых, овощей и т.п. Кроме того, на их территории создаются две экономические зоны. В целом, Провинция Лимпопо готова предложить 10 проектов республике.

lat2.tif

Рис. 2. Десятка крупнейших экономик мира к 2050 году по номинальному ВВП (составлено авторами по данным [10])

lat3.tif

Рис. 3. Карта интеграции стран ШОС и БРИКС (составлена авторами в ГИС MapInfo)

В доме инвестора состоялась встреча с компанией MINDRAY (КНР). В ходе переговоров стороны обсудили перспективы локализации производства медицинского оборудования на территории Республики Башкортостан. По словам представителя компании Николая Чэня, за короткое время работы компания стала ведущим разработчиком, производителем и продавцом оборудования для ультразвуковых исследований.

Башкортостан намерен активно развивать дальнейшее сотрудничество с провинцией Цзянси, которая выделила деньги для строительства в Уфе огромного бизнес-центра. В частности, укреплению двусторонних отношений поспособствовали два ключевых мероприятия – визит официальной делегации Республики Башкортостан в КНР в ноябре 2015 года, а также проведения саммитов ШОС и стран БРИКС в Уфе в июле 2015 года [1].

Важно подчеркнуть, что главным итогом Уфимского саммита стал большой наплыв инвесторов из разных стран, с целью спонсирования масштабных проектов на территории РБ. Буквально за пару месяцев были подписаны многомиллионные площадки, и это только начало. Республика Башкортостан буквально стоит «на нижнем старте», ожидая принятия и подписания правительством законопроекта об «Особых региональных экономических зонах».

В заключение отметим, что главный вывод, который должны вынести учащиеся из этой темы – это то, что существование БРИКС может и должно содействовать развитию дружественных отношений между государствами, способствовать укреплению мира и доверия между народами, дальнейшему ослаблению международной напряжённости, углублению взаимоотношения между народами. БРИКС должен стать подлинным инструментом международной солидарности и устранения всех форм расовой, политической и экономической дискриминации.


Библиографическая ссылка

Латыпов Т.А., Манаев Э.Ф., Хизбуллина Р.З. РАБОТА С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ, ГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СТРАН «БРИКС») // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 133-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35508 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674