Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста, который рассматривается не только как профессионал, но и как личность, имеющая активную общественную позицию. В связи с этим следует рассмотреть понятие «активность личности». Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.
Профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом структуру профессиональной компетентности составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [1]. В условиях реализации ФГОС нового поколения требуется социокультурная направленность деятельности педагога, что предполагает изучение вопроса общественной активности студентов как компонента профессиональной компетентностибудущего учителя.
Цель статьи: проанализировать сущность и проблему общественной активности студентов как социокультурного компонента в формировании профессиональной компетентности будущего учителя на примере воспитательной работы педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова.
Изложение основного материала статьи. Общественно-политические и социально-экономические преобразования в нашей стране обусловливают изменения парадигмы образования: переход от знаниецентризма к человекоцентризму, т.е. к развитию конкурентоспособной, творческой личности вузовской молодежи на основе новых стандартов высшего профессионального образования. Именно эта социальная группа выставляет «социальную оценку» предшествующему поколению [5]. Следовательно, воспитательные программы направлены на развитие у студенческой молодежи лидерских качеств, которые отражаются в их общественной активности.
Различным аспектам формирования профессиональной компетентности посвящены труды отечественных авторов: К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Гершунского, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др. Проблема подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям и обладающего высоким уровнем социальной активности, рассматривается в работах Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, Н.С. Пряжникова, В.Д. Шадрикова. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров представлены в работах Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Ф.В. Габышевой, А.Г. Корниловой и др.
Термин «активность» имеет разные трактовки, так, в словаре справочнике по педагогике дается следующее определение понятий «активность» и «общественная активность». Активность (лат. activus – действенный) – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью [4].
Здесь же мы находим определение понятия «общественная активность» – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как активный носитель и проводник. Общественная активность предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий [4].
Общественная активность – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполнении поручений, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий [1].
Таким образом, в данной статье под общественной активностью студента мы будем понимать деятельное отношение студента к жизни в университете, где он выступает инициатором и ответственным исполнителем общественных заданий.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [4].
Исходя из этого, цель воспитательной работы в СВФУ – формирование у студентов социально-личностных и общекультурных компетенций, создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, творческом, культурном и нравственном развитии.
В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова создаются все условия, способствующие взращиванию компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Приоритетными в воспитательной работе являются направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; поддержка инициативных и талантливых студентов; пропаганда спорта, трезвого и здорового образа жизни; профилактика правонарушений; поддержка деятельности студенческих объединений; развитие добровольческого и волонтерского движения. Запланировано участие студентов в мероприятиях республиканского, российского, международного уровней, организация институтских и внутриуниверситетских мероприятий.
Ведущая роль в организации жизнедеятельности студентов принадлежит работе Совета студенческого самоуправления.Совет Студенческого самоуправления педагогического института является одной из форм самоуправления и создан в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. Совет студенческого самоуправления объединяет в себе лидеров советов, секторов. В функциональные обязанности старост учебных групп входит осуществление контроля за учебной дисциплиной, посещаемостью, соблюдением Устава, Кодекса корпоративной культуры СВФУ.
Студенческое научное объединение, содействует развитию интеллектуального потенциала студентов; организует и проводит мероприятия интеллектуальной направленности; взаимодействует с Управлением научно-исследовательской работы со студентами и Студенческим интеллектуальным советом при ученом совете СВФУ; содействует организации и проведению олимпиад всех уровней; информирует студентов группы о работе научных кружков, олимпиадах, научно-практических конференциях, грантах и т.д.
В сферу ответственности Совета студенческого общежития входит функционирование музея интернациональной дружбы «Сэргэлэх – тусулгэ «Дружбы народов», сотрудничество с национальными общинами, землячествами, организация и проведение мероприятий по благоустройству общежития, организация и проведение конкурсов «Лучшая комната общежития», «Лучший староста этажа» и др. Информацию о жизнедеятельности в общежитии можно узнать из ежемесячной студенческой газеты «Любимый Сергелях».
Гражданско-патриотическое воспитание ведется через оказание помощи в работе музея Педагогического института, в организации поисково-исследовательской работы и пополнение материалов музея; взаимодействие с советом ветеранов института, взаимодействие со штабом студенческих отрядов.
Одним из самых интересных и ответственных направлений работы считается работа культурно-массового сектора, который взаимодействует с отделом социокультурной работы Управления студенческим развитием, с Культурным центром «Сергеляхские огни», организует культурно-массовые мероприятия, экскурсии, посещение выставок, театров, сотрудничает с Советом по творческому развитию студентов с целью развития творческих наклонностей студентов группы и их вовлечения в работу совета.
Работа спортивной секции заключается в оказании содействия в реализации программ по развитию физической культуры, физического оздоровления и массового спорта в университете, взаимодействии с Физкультурно-спортивным клубом СВФУ, а также в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, информировании о работе спортивных секций, клубов, организации участия студентов в спортивных мероприятиях различного уровня.
Сектор связи с общественностью ведет сотрудничество с редакцией университетской газеты «Наш университет», новостное освещение сайтов института и университета, информирует студентов о работе творческих кружков, о новостях культурной жизни.
Особого внимания заслуживает работа летнего отряда «IT – старт» пятый год студенты во время летних каникул принимают участие в благотворительном проекте «IT – старт», который был организован с целью повышения компьютерной грамотности населения Республики Саха (Якутия) через общественно полезную, социально значимую деятельность студентов в период летних каникул в условиях инновационного развития общества. Проект реализован при поддержке ректора СВФУ, штаба студенческих отрядов, администраций муниципальных образований РС (Я). Всего студентами обучено около 30 тыс. человек в разных районах республики.
Педагогический отряд «Дар» является отличной педагогической площадкой для развития активной общественной и профессиональной позиции. Приоритетные направления педотряда – формирование правовой культуры студентов и детей.
Члены педагогического отряда «ДАР» участвуют в работе Школы подготовки вожатых на базе Дворца детского творчества под руководством Союза детских общественных объединений РС (Я). Общий интерес и творческая работа педотряда объединяют студентов, являющихся членами разных педагогических отрядов города Якутска. Они готовят себя к воспитательной работе со школьниками и студентами, уважая человеческое достоинство и права каждого человека. Силами актива педотряда проводятся слет школьников-активистов, новогодние праздники детям-сиротам, учащимся Речевой школы и т.д.
В функциональные обязанности председателя студенческого совета входит общее руководство работой студсовета, координация деятельности секторов. Председатель входит в состав Ученого совета подразделения. В целях развития деятельности студенческого совета и формирования управленческих навыков в институте проводятся Дни самоуправления. Студенты являются инициаторами и организаторами уже ставших традиционными мероприятий: конкурс «Алло, мы ищем таланты!», целью которого является поиск и раскрытие талантов в художественно-творческом направлении, ежегодный традиционный конкурс красоты и таланта «Мисс педагогический институт» проходит в рамках благотворительной помощи, вырученные от продажи билетов средства идут на лечение тяжело больным детям.
В университете особое внимание уделяется культурно-творческому направлению, так, на ежегодном Ректорском смотре художественной самодеятельности студентов и преподавателей студенты педагогического института за последние четыре года показали следующие результаты: 2011 г. – 1 место в первомайской демонстрации, за 2012 г. – Гран-При ежегодного Ректорского смотра, также победили в ежегодных конкурсах среди учебных подразделений СВФУ в номинациях «Лучшее подразделение», «Лучшее общежитие», заняли 1 место в «Интеллектуальном марафоне»; 2013 г. – 2 место в Ректорском смотре, 1 место в «Интеллектуальном марафоне»; 2014 г. – Гран-При в Ректорском смотре, заняли 1 место в первомайской демонстрации, среди факультетов и институтов; победили в конкурсе «Учебное подразделение года». Также ежегодно возрастает количество студентов, получающих повышенные стипендии по пяти направлениям: учебному, научному, культурно-творческому, спортивному и общественному.
Заключение
Таким образом, анализ научно-педагогической литературы показал, что одним из основным компонентов успешного формирования профессиональной компетентности будущих учителей является общественная активность студентов. Общественная активность нами рассматривается как деятельное отношение студента к жизни в университете, где он выступает инициатором и ответственным исполнителем общественных заданий.
Таким образом, совет студенческого самоуправления охватывает все направления учебно-воспитательной работы со студентами: организационно-учебную, научно-исследовательскую, культурно-творческую, профориентационная, спортивную работу, гражданско-патриотическое воспитание, формирование трезвого здорового образа жизни, связь с общественностью, включая выпускников.
Библиографическая ссылка
Сидорова Е.Э. ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 937-940;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35401 (дата обращения: 21.11.2024).