Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волкова К.Р. 1 Разживин О.А. 1
1 Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье представлены результаты разработки модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» для бакалавров по всем направлениям педагогического образования. Новизной модуля, отличающей его от традиционных программ обучения, является проектирование программы «от планируемых образовательных результатов», а также в личностно ориентированном подходе при разработке и конструировании комплекса общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих. Модуль направлен на формирование компетенций, обеспечивающих студенту готовность к реализации трудовых действий обучения, воспитания и развития. Описаны образовательные результаты и дескрипторы согласно трудовым действиям освоения модуля. Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Практико-ориентированный характер модуля обусловливает его состав из учебных событий, в том числе организацию и проведение комплекса общеразвивающих упражнений и его анализ, подвижных игр, эстафет; аттестационных – сдачу контрольных нормативов по легкой атлетике, общей физической подготовке и технических элементов баскетбола и волейбола, что в совокупности определяет личностное и профессиональное становление студента.
модульное обучение
физическая культура
высшее образование
педагогическое образование
практико-ориентированный подход
1. Ахтариева Р.Ф., Мокшина Н.Г., Мартынова В.А. Разработка модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки» основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17875 (дата обращения: 23.09.2015).
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2014. – № 2. – C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 4.10.2015).
3. Павлов В.И. Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2011. – Т. 4, № 4. – С. 984–988.
4. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) – приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Модернизация педагогических программ в условиях внедрения федерального государственного стандарта нового поколения подразумевает переход к модульной системе обучения. «Каждый модуль оказывается комплексной практико-теоретической единицей, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога» [2]. Содержание модуля концентрирует в себе разделы, определяющие готовность будущих педагогов к выполнению профессионально- трудовых действий.

Профессиональный стандарт педагога формирует «необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов» [1].

В рамках настоящей научной работы изложены материалы примерной программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» как самостоятельного базового раздела при профессиональной подготовке бакалавра по всем направлениям педагогического образования. Модуль направлен на формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих, а именно способности к обеспечению охраны жизни и здоровья, способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся, способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Важное место физической культуры как части общей культуры человека и средства сохранения и укрепления здоровья неоспоримо. «Благодаря воспитанию должного уровня физической культуры происходит перестройка внутреннего отношения личности к здоровому образу жизни, формируется психофизическая готовность к работе, происходит осознание своей пригодности к профессиональной деятельности» [3, с. 987].

Цель освоения модуля – формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих (ТДО.3, ТДВ.10, ТДР.9).

Задачи:

– формирование у обучающихся способности к обеспечению охраны жизни и здоровья;

– формирование способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

– способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся;

– способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Новизна данного модуля заключается:

– в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»;

– в личностно ориентированном подходе при разработке и конструировании комплекса общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате освоения содержания модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» у студента формируются компетенции, обеспечивающие его готовность к реализации следующих трудовых действий на базовом уровне (табл. 1).

Таблица 1

Результаты овладения трудовыми действиями

Трудовые действия

Образовательный результат

Дескрипторы

ТДО.3. Участие в реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни, сохранения личного здоровья и здоровья окружающих.

– владеет представлениями о содержании физической подготовки, здоровом образе жизни;

– владеет методами, приемами, средствами, технологиями физической культуры и здорового образа жизни;

– владеет приемами оказания первой медицинской помощи при полученной травме.

ТДВ.10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Опыт творческого использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

– демонстрирует понимание роли и значения личного здоровья и здоровья окружающих;

– демонстрирует способность создавать и конструировать комплексы общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих.

ТДР.9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Применяет формы, методы, приемы и средства физической культуры с целью организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в классе или коллективе трудящихся.

демонстрирует:

– умение осуществлять оптимальный выбор методов, приемов и средств физической культуры исходя из половозрастных особенностей контингента;

– умение использовать методы, приемы и средства физической культуры с учетом поставленных задач физкультурно-оздоровительных мероприятий (личных или групповых).

Продолжительность освоения программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» в соответствии со стандартом ФГОС ВО – 400 часов.

Всего на освоение программы модуля предусмотрено обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 400 часов, в том числе: лекции – 36 ч (9 %), практико-ориентированные занятия (практические занятия) – 364 ч (91 %) (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план модуля

№ п/п

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

Контроль знаний, физподготовки

Практические

занятия

1

Мероприятие «Олимпиада здоровья».

2

   

2

2

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социально-биологические основы физической культуры.

4

4

   

3

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Туризм как форма физической активности.

2

2

   

4

Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

2

2

   

5

Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

2

2

   

6

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2

2

   

7

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

4

4

   

8

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

4

4

   

9

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра.

2

2

   

10

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

2

2

   

11

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.

4

4

   

12

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

4

   

13

Учебное событие «Спортивный брейн-ринг».

2

 

2

 

14

Вводное событие – «Час здоровья».

Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

118

 

6

112

15

Вводное событие – «Час здоровья».

Гимнастика. ОФП. Техника безопасности на занятиях по гимнастике и ОФП.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

60

 

6

54

16

Вводное событие – «Час здоровья».

Игровые виды спорта (волейбол, баскетбол). Техника безопасности на занятиях по волейболу и баскетболу.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

120

 

12

108

17

Вводное событие – «Час здоровья».

Лыжная подготовка. Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

60

 

6

54

18

Итоговое учебное событие по модулю – туристический поход. Техника безопасности.

6

   

6

 

ИТОГО

400

32

32

334

Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из учебных событий, в том числе организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений и его анализ, подвижных игр, эстафет; аттестационных – сдача контрольных нормативов по легкой атлетике, общей физической подготовке и технических элементов баскетбола и волейбола.

Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб, студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него (рисунок).

volk1.wmf

Циклы реализации модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих»

Вход в модуль начинается с учебного события «Олимпиада здоровья», направленного на мотивацию к здоровому образу жизни обучающихся. Далее следует приобретение теоретических знаний, завершающейся учебным событием «Спортивный брейн-ринг», которое позволяет определить уровень полученных знаний, необходимых для профессионально-прикладной подготовки студента.

Следующим этапом движения по модулю является вводное занятие «Час здоровья», на котором согласно специфике раздела будет определяться степень физической подготовленности: легкая атлетика – Индекс Руфье и бег на 30 метров; гимнастика, ОФП – сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши) и в упоре от скамейки (девушки), приседание на одной ноге без опоры (юноши) и с опорой о стену (девушки), подтягивание (юноши), подтягивание из положения в висе лежа (девушки), поднос прямых ног в висе (юноши), подъем и опускание туловища из положения лежа (девушки); спортивные игры – выполнение игровых комбинаций и подач; лыжная подготовка – индекс Руфье. Далее следуют занятия, направленные на формирование физических качеств, укрепление здоровья и становление личностных качеств посредством систематических посещений занятий. Каждый раздел заканчивается учебным событием «Быстрее, выше, сильнее», на котором проходит сдача контрольных нормативов.

Прохождение по модулю позволяет обеспечить целостное представление студентов о важности физической культуры в повседневной жизни, о необходимости знаний в области физической культуры и сохранения личного здоровья и здоровья окружающих. Кроме того, при освоении модуля формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять физическую подготовку с учетом половозрастных особенностей. В рамках учебных разделов модуля происходит последовательное формирование всесторонне развитой личности (физическая подготовленность, физическое, психическое и нравственное здоровье).

Заключение

Образовательная система выступает определенным «живым организмом», который нуждается в регулярном обновлении, что заключается в поиске новых форм и содержания учебных занятий. Результаты модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих», описанные в данной работе, направлены на обеспечение физического саморазвития и самосовершенствования студента как будущего педагога и гражданина, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.


Библиографическая ссылка

Волкова К.Р., Разживин О.А. МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 850-854;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35383 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674