Модернизация педагогических программ в условиях внедрения федерального государственного стандарта нового поколения подразумевает переход к модульной системе обучения. «Каждый модуль оказывается комплексной практико-теоретической единицей, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога» [2]. Содержание модуля концентрирует в себе разделы, определяющие готовность будущих педагогов к выполнению профессионально- трудовых действий.
Профессиональный стандарт педагога формирует «необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов» [1].
В рамках настоящей научной работы изложены материалы примерной программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» как самостоятельного базового раздела при профессиональной подготовке бакалавра по всем направлениям педагогического образования. Модуль направлен на формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих, а именно способности к обеспечению охраны жизни и здоровья, способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся, способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Важное место физической культуры как части общей культуры человека и средства сохранения и укрепления здоровья неоспоримо. «Благодаря воспитанию должного уровня физической культуры происходит перестройка внутреннего отношения личности к здоровому образу жизни, формируется психофизическая готовность к работе, происходит осознание своей пригодности к профессиональной деятельности» [3, с. 987].
Цель освоения модуля – формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих (ТДО.3, ТДВ.10, ТДР.9).
Задачи:
– формирование у обучающихся способности к обеспечению охраны жизни и здоровья;
– формирование способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;
– способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся;
– способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Новизна данного модуля заключается:
– в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»;
– в личностно ориентированном подходе при разработке и конструировании комплекса общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате освоения содержания модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» у студента формируются компетенции, обеспечивающие его готовность к реализации следующих трудовых действий на базовом уровне (табл. 1).
Таблица 1
Результаты овладения трудовыми действиями
Трудовые действия |
Образовательный результат |
Дескрипторы |
ТДО.3. Участие в реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. |
Знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни, сохранения личного здоровья и здоровья окружающих. |
– владеет представлениями о содержании физической подготовки, здоровом образе жизни; – владеет методами, приемами, средствами, технологиями физической культуры и здорового образа жизни; – владеет приемами оказания первой медицинской помощи при полученной травме. |
ТДВ.10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. |
Мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Опыт творческого использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. |
– демонстрирует понимание роли и значения личного здоровья и здоровья окружающих; – демонстрирует способность создавать и конструировать комплексы общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих. |
ТДР.9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Применяет формы, методы, приемы и средства физической культуры с целью организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в классе или коллективе трудящихся. |
демонстрирует: – умение осуществлять оптимальный выбор методов, приемов и средств физической культуры исходя из половозрастных особенностей контингента; – умение использовать методы, приемы и средства физической культуры с учетом поставленных задач физкультурно-оздоровительных мероприятий (личных или групповых). |
Продолжительность освоения программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» в соответствии со стандартом ФГОС ВО – 400 часов.
Всего на освоение программы модуля предусмотрено обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 400 часов, в том числе: лекции – 36 ч (9 %), практико-ориентированные занятия (практические занятия) – 364 ч (91 %) (табл. 2).
Таблица 2
Тематический план модуля
№ п/п |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
||
Лекции |
Контроль знаний, физподготовки |
Практические занятия |
|||
1 |
Мероприятие «Олимпиада здоровья». |
2 |
2 |
||
2 |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социально-биологические основы физической культуры. |
4 |
4 |
||
3 |
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Туризм как форма физической активности. |
2 |
2 |
||
4 |
Средства физической культуры в регулировании работоспособности. |
2 |
2 |
||
5 |
Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. |
2 |
2 |
||
6 |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
2 |
2 |
||
7 |
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. |
4 |
4 |
||
8 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. |
4 |
4 |
||
9 |
Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра. |
2 |
2 |
||
10 |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. |
2 |
2 |
||
11 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. |
4 |
4 |
||
12 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. |
4 |
4 |
||
13 |
Учебное событие «Спортивный брейн-ринг». |
2 |
2 |
||
14 |
Вводное событие – «Час здоровья». Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!». |
118 |
6 |
112 |
|
15 |
Вводное событие – «Час здоровья». Гимнастика. ОФП. Техника безопасности на занятиях по гимнастике и ОФП. Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!». |
60 |
6 |
54 |
|
16 |
Вводное событие – «Час здоровья». Игровые виды спорта (волейбол, баскетбол). Техника безопасности на занятиях по волейболу и баскетболу. Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!». |
120 |
12 |
108 |
|
17 |
Вводное событие – «Час здоровья». Лыжная подготовка. Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!». |
60 |
6 |
54 |
|
18 |
Итоговое учебное событие по модулю – туристический поход. Техника безопасности. |
6 |
6 |
||
ИТОГО |
400 |
32 |
32 |
334 |
Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из учебных событий, в том числе организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений и его анализ, подвижных игр, эстафет; аттестационных – сдача контрольных нормативов по легкой атлетике, общей физической подготовке и технических элементов баскетбола и волейбола.
Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб, студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него (рисунок).
Циклы реализации модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих»
Вход в модуль начинается с учебного события «Олимпиада здоровья», направленного на мотивацию к здоровому образу жизни обучающихся. Далее следует приобретение теоретических знаний, завершающейся учебным событием «Спортивный брейн-ринг», которое позволяет определить уровень полученных знаний, необходимых для профессионально-прикладной подготовки студента.
Следующим этапом движения по модулю является вводное занятие «Час здоровья», на котором согласно специфике раздела будет определяться степень физической подготовленности: легкая атлетика – Индекс Руфье и бег на 30 метров; гимнастика, ОФП – сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши) и в упоре от скамейки (девушки), приседание на одной ноге без опоры (юноши) и с опорой о стену (девушки), подтягивание (юноши), подтягивание из положения в висе лежа (девушки), поднос прямых ног в висе (юноши), подъем и опускание туловища из положения лежа (девушки); спортивные игры – выполнение игровых комбинаций и подач; лыжная подготовка – индекс Руфье. Далее следуют занятия, направленные на формирование физических качеств, укрепление здоровья и становление личностных качеств посредством систематических посещений занятий. Каждый раздел заканчивается учебным событием «Быстрее, выше, сильнее», на котором проходит сдача контрольных нормативов.
Прохождение по модулю позволяет обеспечить целостное представление студентов о важности физической культуры в повседневной жизни, о необходимости знаний в области физической культуры и сохранения личного здоровья и здоровья окружающих. Кроме того, при освоении модуля формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять физическую подготовку с учетом половозрастных особенностей. В рамках учебных разделов модуля происходит последовательное формирование всесторонне развитой личности (физическая подготовленность, физическое, психическое и нравственное здоровье).
Заключение
Образовательная система выступает определенным «живым организмом», который нуждается в регулярном обновлении, что заключается в поиске новых форм и содержания учебных занятий. Результаты модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих», описанные в данной работе, направлены на обеспечение физического саморазвития и самосовершенствования студента как будущего педагога и гражданина, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.
Библиографическая ссылка
Волкова К.Р., Разживин О.А. МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 850-854;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35383 (дата обращения: 21.11.2024).