Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Иванова А.В. 1 Бугаева А.П. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова»
Исторический опыт становления и развития нашей многонациональной страны указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления ее единства и целостности являются духовно-нравственные основы. Для духовно-нравственного развития подрастающего поколения регионализация имеет огромное значение. В специфических условиях России, с ее территориальной протяженностью, регионализация – объективная необходимость. Проблемы регионализации образования привлекают возрастающее внимание. Регионализация образования исходит: во-первых, из своеобразия специфики каждого субъекта страны, обуславливающей в процессе образования адаптацию человека к конкретным условиям быта и труда; во-вторых, из целостности российского образовательного пространства, где с учетом условий жизнедеятельности каждого региона обеспечивается единое направление в развитии сферы образования; в-третьих, из взаимодействия, диалога культур, определяющих естественное включение человека в область общечеловеческой практики и жизнедеятельности.
регионализация
этнопедагогика
нравственное воспитание
нравственные ценности
гражданин и патриот отечества
этнокультура
общероссийская культура
культура мира
1. Данилов Д.А. Теоретико-методологические основы этнического самосознания. – Якутск: Триада, 2003. – 642 с.
2. Иванова А.В. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2007. – 98 с.
3. Иванова А.В. Организационно-педагогическое обеспечение в регионах Севера. – Якутск: ГУП Полиграфист, 1996. – 279 с.
4. Иванова А.В., Эверстова В.Н. Теория и практика политехнического образования учащихся в условиях модернизации российского образования. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – 137 с.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.

Разрешение глобальных проблем человечества в значительной степени связано с усилением духовного компонента в содержании воспитательно-образовательной деятельности, проводимой государством, обществом, семьей и образовательными учреждениями. На протяжении двух-трех последних лет наблюдается повышение социального статуса воспитания, усиливается внимание к духовно-нравственному становлению подрастающего поколения, что находит отражение в государственных документах. Однако существенных изменений в становлении процесса духовно-нравственного воспитания молодежи пока не произошло. Необходимость уделять особое внимание данной проблеме продиктована современной социокультурной ситуацией, для которой характерны следующие моменты: социальная нестабильность, утрата этических устоев общества, разнородность и противоречивость ценностного пространства.

Современное образование призвано вооружить подрастающие поколения не только научным мировоззрением, компетентностью, но и должно передать ребенку духовно-нравственные, ценностные основания бытия. Приоритет воспитания над обучением («обучающее воспитание») подчеркивали видные русские философы: И.А. Ильин писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное…», В.В. Зеньковский утверждал, что «основная нить педагогического процесса лежит на путях воспитания». Автор культурно-исторической концепции Л.С. Выготский подчеркивал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». С точки зрения К.Д. Ушинского, основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

Огромное значение для формирования нравственных ценностей имеет направленность на воспитание гражданина и патриота своего Отечества – России и любовь к своей малой родине:

– воспитание любви к своей Родине, раскрытие ее культурных, исторических, географических особенностей, отражение ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц;

– воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию.

Мы полагаем, что в современных условиях необходимо обеспечить усвоение школьниками духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры: этнокультуры, общероссийской культуры и культуры мира.

С этой позиции содержание духовно-нравственного развития необходимо наполнять и рассматривать в аспекте:

– национальной идеи (воспитание человека в тесной связи с его национальными корнями – языком, культурой, обычаями, традициями, менталитетом своего народа);

– поликультурности (приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культурам, осознание себя личностью, являющейся составной частью общемирового человеческого единства);

– идеи народности (воспитание учащихся в духе уважения и любви к Отечеству, ответственности за судьбу своей страны).

Под регионализацией образования подразумевается учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей в содержании и организации деятельности системы образования. Отдельные проблемы данного вопроса изучены достаточно обстоятельно. Исследования регионального характера в сфере образования оставили свой след в истории отечественной и зарубежной науки. Регионология как одно из направлений исторической науки стала складываться в России еще в первой трети ХIХ в., тогда же появилось понятие «местная история» (К.Н. Лебедев). Проблема изучения зависимости характера образования от региональных условий представлена в педагогическом наследии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского: она получила отражение в концепции народного воспитания, основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.

Целенаправленная региональная образовательная политика призвана раскрыть творческий потенциал народностей и наций, особенность и индивидуальность каждой республики в общероссийском и мировом образовательном пространстве, соединяя в себе особенное и общее, общечеловеческие и национально значимые ценности. Реализация в жизнь эффективной государственной политики регионализации в сфере образования продиктована как имеющимися в стране значительными природными, экономическими, демографическими различиями, так и необходимостью сбалансированного развития территориальной, производственной и образовательной системы каждого региона, превращения образования в мощный фактор социокультурного развития.

В основе регионализации математического образования лежат следующие принципиальные положения, выделенные нами:

1. В условиях активных интеграционных процессов в мире возрастает значение возрождения культуры каждого народа.

2. Ориентация в образовании на народный идеал человека, широкое использование народных средств обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.), активное использование эмпирических знаний и представлений народа обнаруживает их педагогическую и психологическую универсальность.

3. Регионализация образования позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка, и в то же время является базой для восприятия общероссийских и общечеловеческих ценностей.

4. Регионализация образования обеспечивает учет в педагогическом процессе социокультурной среды, особенностей природно-географических, этнографических, исторических, религиозных и народно-хозяйственных особенностей региона, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса, выступая жизнесмыслами.

5. Основу регионализации образования как педагогической проблемы составляет опора на основные принципы дидактики: обеспечение преемственности меж- и внутрипредметных связей обучения; организация и управление познавательной деятельностью учащихся на основе интеграции; принципы культуросообразности и природосообразности, принцип этнопедагогической направленности [1, с. 57].

Мы в своем исследовании базируемся на следующих концептуальных подходах к регионализации в образовательной сфере. Регионализация образования предполагает:

1. Активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя общепланетарного сообщества людей вообще и конкретного этноса и жителя определенного региона, в частности;

2. Развитие образовательной сферы национального региона с учетом культурного богатства не только доминирующего, но и других народов региона;

3. Воспитание интернационального сообщества на основе мультикультурного образования.

Существует мнение, что при обучении точным наукам использование национально-регионального материала затруднено. Действительно, содержание гуманитарных предметов дает широкий простор для внедрения этнокультурного компонента. В современном образовании актуальна проблема разработки условий воспитывающего потенциала математики, реализуемых в учебном процессе.

Правильное использование текстовых задач и бесед воспитательной направленности даёт возможность успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. В этом плане по тематике содержание математического образования можно сгруппировать следующим образом:

– задачи, нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность воспринимать эстетическую красоту, чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, относятся задачи геометрического характера);

– задачи, воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам;

– задачи экологической направленности: на раскрытие вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального использования, восстановления и приумножения природных богатств; на воспитание чувства любви к животным, бережного отношения к растительному миру; на охрану и заботу о них;

– задачи, воспитывающие этические нормы поведения, заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим, оказание помощи пожилым людям, задачи на проявление эмпатии к окружающим;

– задачи на воспитание здорового образа жизни, познание своего организма.

Большим резервом для духовно-нравственного воспитания учащихся является составление задач, но прежде чем дать задание, необходимо рассказать ученикам, как составляются задачи, что они могут быть на производственную, сельскохозяйственную или бытовую тематику, правдивыми и содержать математический смысл. Учащиеся должны знать, что бывают задачи с недостающими или лишними данными в условии, встречаются задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи-доклады и т.д. При их составлении можно обратиться к справочной литературе: энциклопедиям, журналам, справочникам, использовать сведения и наблюдения из окружающего мира, советы родных, теле-, радиопередачи и другие информационные ресурсы. Составление задач – трудоемкое занятие, чтобы облегчить процесс, можно показать методику составления задач, связанных с фольклором народа, включая этапы: тема – фольклорный материал – сюжет – образ – выбор формулы действия – составление условия задачи.

Задачи с краеведческим содержанием, связанные с фольклором народа, окружающей средой ребенка, должны как можно шире, всесторонне охватить ее, чтобы обогатить образный мир ребенка, сформировать ценностные ориентации. Рекомендуем использовать:

– вводные беседы с целью ознакомления, разбора и уточнения содержания предназначенных для решения задач;

– групповую работу, так как народные задачи решались сообща, с совместным анализом, обсуждением, методом «мозгового штурма»;

– составление задач по определенной теме, например, связанной с особенностями природных условий региона с традиционной трудовой деятельностью, предметами быта народа, изобретательских задач;

– внеклассную работу по математике (проведение по мотивам народных сказок, сюжетов олонхо, с использованием элементов устного народного творчества, народных обрядов, песен, прикладного искусства, развивающих творческие способности);

– интеграцию таких предметов, как математика, окружающий мир, рисование, музыка, технология.

Систематическое включение в содержание математического образования эмпирических математических представлений и знаний народа саха, использование персонажей якутских сказок, задач-сказок, национальных игр на смекалку, элементов краеведения вооружает учителя возможностью использовать активные и нестандартные формы на уроках математики; стимулирует развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного мышления у школьников, расширяет сферу функционирования родного языка.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Региональный компонент не подменяет российский, являясь органической его частью: он, с одной стороны, обогащает содержание образования, эффективно влияя на содержательное усвоение материала учащимися, способствует не только повышению качества знаний, но и воспитывает любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к природе родного края, формирует нравственные ценности и качества.

Теперь покажем, как вышесказанное реализовывалось при изучении отдельных тем математики в начальной школе:

– при изучении темы «Натуральные числа» широко использовали математические диктанты, примеры с числовыми данными о Республике Саха (Якутия) (исторические, географические, климатические, природные условия);

– «Отрезок. Длина отрезка», «Многоугольник» – старинные якутские меры длины, планировка зимних и летних построек, их конструктивные особенности, декоративные элементы, якутский орнамент, основанный на треугольниках, четырехугольниках и т.д.;

– «Знаки меньше, больше» – примеры на сравнение из якутских сказок, сказок-загадок, стихов, легенд, олонхо;

– «Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел» – задачи, отражающие трудовую жизнь населения, достижения науки, техники, искусства;

– «Площади фигур» – старинные якутские меры и способы измерения площадей, практические работы на вычисление площадей из опыта работ мастеров народов саха, воспитывающие чувство эстетической красоты, понятие пропорциональности, четкость, аккуратность;

– «Простые и составные задачи» – составление и решение сюжетных задач, связанных с жизнью и бытом народа (коневодство, рыболовство, охота, скотоводство, кузнечное дело), на тему охраны окружающей среды, животного и растительного мира, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты.

Применение национально-регионального компонента требует от учителя творческого подхода, использования активных и нестандартных форм проведения занятий, что делает математику с ее понятиями, законами и свойствами активной помощницей в воспитании духовных ценностей младших школьников.

Для приближения старшеклассников к реальной жизни Севера при изучении темы «Функция» можно ввести понятие функции как результат наблюдений различных связей, взаимозависимостей в природе и жизни человека на Севере, предложить учащимся чтение графиков, описывающих процессы таяния и промерзания в вечномерзлых грунтах, в метеонаблюдениях за окружающей средой и т.д.

По теме «Многоугольники» можно рассмотреть применение многоугольников в прикладном искусстве народов Севера, в конструировании паркетов, панно и т.д.

При изучении темы «Преобразование фигур на плоскости» ознакомить школьников с орнаментами народов Севера, на этой основе рассмотреть различные виды преобразований геометрических фигур на плоскости. Затем предложить задания на конструирование орнаментов с помощью различных видов движений: симметрии, поворотов, параллельных переносов. После рассмотреть подобие геометрических фигур и картографию.

После изучения темы «Декартовы координаты на плоскости» можно предложить учащимся выявить область применения координат и векторов в практической и производственной деятельности на Севере и решить задачи, содержащие данные из ближайшего окружения учащихся.

При изучении стереометрии опереться на элементарные стереометрические знания северных народов и рассмотреть на этой основе их влияние на быт, организацию труда и жизни народов Севера; изучить применение геометрических тел в быту, строительстве, прикладном искусстве народов Севера, провести практические работы с использованием местного материала. Например, можно предложить вычислить объем той или иной якутской народной посуды (деревянной, кожаной, берестовой, глиняной) и объяснить назначение каждого вида посуды, обосновать, почему именно из того или иного материала (например, почему кумыс пьют из чорона, изготовленного из дерева) и т.д.

Необходимо ввести решение задач с использованием статистических данных, краеведческого материала и результатов измерений в ходе различных практических работ на местности; на различные виды движения с использованием региональных видов транспорта, на работу с учетом потребностей производства в регионе; на процентное содержание и части с использованием данных по горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Севера и т.д.

Таким образом, гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонента способствует достижению высокой степени абстракции посредством практического применения математической теории, эффективно влияя на содержательное усвоение материала учащимися, тем самым позволяет подготовить подрастающее поколение к реальным условиям жизни с учетом положений народной педагогики и традиционных воззрений.

Содержание математического образования в контексте регионализации, как показали результаты, способствует преодолению отрыва обучения в школе от жизни; расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств; развитию патриотических чувств, любви к родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом; обеспечивает знакомство с особенностями региона, страны, а также приобщает детей к национальной культуре родного народа, выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой. В условиях активных интеграционных процессов содержание образования должно опираться как на общечеловеческие достижения, так и на этнонациональные ценности. Не растратить, сохранить свое «Я», интеллектуальное, национальное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования.


Библиографическая ссылка

Иванова А.В., Бугаева А.П. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 497-501;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35301 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674