Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Макарова Т.А. 1 Максимова Л.И. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Проведен анализ психолого-педагогического обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Качественная новизна представленной концепции состоит в том, что выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные условия, формы и методы социализации-индивидуализации детей. В результате исследования будет предложена: технология внедрения эффективных педагогических условий, определены содержание, формы и методы социализации-индивидуализации детей; обоснована и сконструирована модель открытого образовательного пространства; определены критерии, показатели и уровни социализации-индивидуализации детей, позволяющие реализовать целевые ориентиры в процессе создания индивидуального образовательного маршрута детей в условиях введения ФГОС ДО; концепция социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в условиях Севера на основе модели открытого образовательного пространства; разработка авторских проектов и образовательных программ ДОО.
открытое образовательное пространство
социализация-индивидуализация
дети дошкольного возраста
1.?Иванова М.К. Философский аспект изучения сущности музыкальной культуры личности / М.К. Иванова, Л.И. Максимова // Философия образования. – 2012. – №?2 (41). – С. 90–97.
2.?Макарова Т.А. Педагогические условия?развития творческой активности детей дошкольного возраста: монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2012. – 160 с.
3.?Фельдштейн Д.И. Социальное?развитие в пространстве–времени. – М.: Флинта Наука, 1997. – 158 с.
4.?Флейк-Хобсон К. Мир входящему:?развитие ребенка и его отношение с окружающим миром?/ К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. – 1992. – 511 с.
5.?Leach P. et al. The Guality of Different Types of Child at 10 and 18 Months: a Comparison Between Types and Factors Related to Guality?// Earty Child Development and Care. – 2008. – №?2. – P. 179.

Приоритетным направлением стратегии модернизации образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, таким образом, основой и целью образования является развитие личности и сама личность.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации в условиях индивидуализации.

При этом оценка качества дошкольного образования не должна сводиться к результатам, которые демонстрирует ребенок, «оно обязательно связано с ежедневной радостью ребенка» [5].

Для этого необходимо формирование базовых основ социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей, забота о его психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитание гражданских качеств и приобщение как национальной, так и мировой культуре.

Культура личности представляет собой индивидуальную форму выражения результатов культурного воздействия общества на личность и результатов восприятия личностью культурных ценностей, меру активного индивидуального освоения человеческих и национальных культурных богатств, меру индивидуальной культурной деятельности [1].

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе – одна из актуальнейших задач современного дошкольного образования.

Решение данной задачи предполагает исследование ведущей роли социальных факторов в развитии индивида и процессов социализации и индивидуализации растущего человека на разных этапах становления его как личности.

На наш взгляд, актуальность данной научной проблемы обусловлена реальными потребностями системы отечественного образования и существующими на сегодняшний день в дошкольном образовании противоречиями между:

– требованиями ФГОС ДО по сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и идеей формирования личности с заданными свойствами в рамках традиционной педагогики;

– признанием значимости социализации – индивидуализации как основы личностного развития и недостаточной разработанностью содержания, технологии, критериальной основы процесса социализации-индивидуализации;

– предьявляемыми современными требованиями общества к личности ребенка и недостаточным уровнем развития личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, неумение самоопределяться в индивидуальном образовании, самоуправлять деятельностью.

В отечественной педагогической науке разработаны концептуальные подходы для решения этой проблемы. В фундаментальных исследованиях В.В. Абраменковой, Е.Б. Весны, В.С. Мухиной, А.А. Майер, Д.И. Фельдштейн, А.Н. Хузиахметова и др. рассматриваются психологические механизмы и педагогические условия целостности социализации-индивидуализации, в результате, которых в науку введён термин «социализация-индивидуализация».

Большое значение при изучении вопроса о взаимосвязи социализации и индивидуализации растущего человека имеют исследования, в которых анализируются особенности развития «образа Я» у дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.).

В качестве примера зарубежного опыта представляет интерес реализация зарубежными учеными Л.С. Митчелл, К. Пратт и Г. Джонсон модели развивающего взаимодействия, которая предполагает учет индивидуального темпа развития каждого ребенка, нацеленного на развитие способности детей к адаптации путем поощрения к самовыражению, развития самопознания и формирования чувства уверенности в себе.

Основополагающими принципами являются идеи Д.И. Фельдштейна, что социализация и индивидуализация – это две стороны единого процесса развития социального в ребенке. Индивид может выступать на уровне высокого самоопределения и принятия его среди других в том случае, если он социально значим и индивидуально выражен [3].

Согласно теории Э. Эриксона, отмечено, что безусловное принятие человеческой сущности и индивидуальности ребенка близким взрослым порождает у ребенка чувство базисного доверия к миру [4].

В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация ребенка зависит от эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствуя раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению в школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.

Нам представляется важной разработка и проектирование инновационной модели открытого образовательного пространства как способа социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в условиях Севера.

Содержательная модель, разрабатываемая по стандарту дошкольного образования, должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей, с учетом спе цифики национальной, социокультурной среды, в которых осуществляется образовательная деятельность.

При проектировании данной модели в системе дошкольного образования РС(Я) существенное влияние оказывают региональные особенности республики:

– географические, природно-климатические условия северо-востока Сибири с резко континентальным климатом, территорией вечной мерзлоты, оказывающие влияние на становление личности, формирование психики, мировосприятия, ценностного отношения человека и т.д.

– социокультурные и демографические условия, которые представлены менталитетом народа, ценностями, социальными нормами и правилами поведения и отношений, ростом миграции населения за пределы республики и внутри ее и т.д.

В рамках инновационной деятельности ДОО РС (Я) сложились предпосылки для успешной практической реализации модели открытого образовательного пространства, в котором возможен мотивирующий, развивающий, деятельностный способ взаимодействия взрослого и ребенка. В этом пространстве образовательный процесс не жестко заданный, а свободный и непредсказуемый с учетом естественного развития ребенка.

Цель исследования. Исследование нами данной проблемы предполагает раскрытие научно-теоретических основ социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста и обоснование педагогических условий его осуществления в условиях Севера.

В ходе исследования руководствуемся следующими методологическими принципами: системного подхода; единства теории и практики; учета региональной спе цифики; информационной обеспеченности исследования; практической результативности педагогического исследования и моделирования образовательного процесса ДОО; творческого подхода к исследованию проблемы.

Качественная новизна представленной концепции состоит в том, что выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные условия, формы и методы социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста. Они построены на основе учета исходного данного развития ребенка; развития творческого потенциала педагогов; развития педагогической культуры родителей; свободы выбора деятельности; открытости образовательного пространства, природосообразности; субъектности; индивидуализации; методической интерпретации потенциала народной педагогики.

Обоснована и сконструирована модель открытого образовательного пространства для детей дошкольного возраста на основе гуманистического, личностно ориентированного, деятельностного, этнопедагогического и культурологического подходов. Определены критерии, показатели и уровни социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, позволяющие реализовать целевые ориентиры в процессе создания индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста.

В исследовании в наибольшей степени рассматриваются следующие основные аспекты проблемы: теоретические основы проектирования открытого образовательного пространства в соответствии с современной деятельно-ценностной парадигмой образования и нормативными документами, определяющими содержание дошкольного образования; содержание открытого образовательного пространства как способа индивидуализации дошкольного образования, способствующего социализации-индивидуализации детей, направленного на гармоничное вхождение ребенка в социум и культуру (национальную и мировую); выявление специфических особенностей организации открытого образовательного пространства как способа социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в условиях Севера, обусловленных социально-экономическим положением и природно-климатическими особенностями, спецификой национально-регионального, экономического и социокультурного развития региона; разработка концептуальных основ реализации образовательной программы социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в открытом образовательном пространстве в условиях Севера.

В рамках нашего проекта по апробации вариативной модели открытого образовательного пространства участвуют инновационные площадки: ЦРР детский сад «Сулусчаан» с. Сылан и ЦРР «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса, а также детский сад № 18 «Прометейчик» г. Якутска.

Целью исследования, проводимого в детском саду «Сулусчаан», является разработка модели совместного проживания детей и взрослых – детско-взрослого сообщества в пространстве «Айыы» («Творчество», религиозное направление – соблюдение традиций и обычаев народа»), обеспечение педагогических условий по воспитанию личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Совместная работа в детско-взрослых сообществах – это школа сотрудничества, общения и творчества [2].

Задачами исследования являются: обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к нему; поддержка детской инициативы и индивидуальности через предоставление свободного выбора детской деятельности и участников совместной деятельности; недирективная помощь в установлении правил взаимоотношения в разных ситуациях; создание благоприятной атмосферы для развития позитивных, доброжелательных отношений между детьми; взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и образования, вовлечение их во все формы педагогического взаимодействия; выявление потребности и всемерная поддержка образовательной инициативы семей.

Для успешного решения выдвинутых задач в образовательном пространстве создан комплекс различных взаимосвязанных развивающих сред: центров, сообществ, студий и кружков, мастерских детских видов деятельности. В результате этого открытое образовательное пространство предоставляет возможность для реализации всевозможных комбинаций различных образовательных моделей взаимодействия детско-взрослых сообществ на основе свободного выбора деятельности, доверительного общения, разностороннего интереса, фантазии и сотворчества.

Таким образом, данной экспериментальной моделью обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала посредством организации детско – взрослых сообществ «Суутукчээн» (Наперсточек), «Бэйбэрикээн» (имя героини народной сказки), «Кунчээн» (Солнышко), «Ай–тал» (Твори-выбирай), «Дьукээбил» (Северное сияние), «Тобул» («Мысли»), «Теремок», «Мэнигийээн» (герой народной сказки «Шалунишка») с целью привлечения интереса детей к творческой деятельности. Руководители (воспитатели) детско-взрослых сообществ совместно с родителями и детьми наполняют жизненное пространство событийностью, ценностями и смыслами национальной и мировой культуры. Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, такие культурные практики, как сбор коллекций, оформление мини-музеев, организация совместных проектов, традиции празднования, посещение музеев, организация художественных выставок, КВН, совместные занятия, физкультурные досуги. Они стимулируют личностную активность взаимодействующих сторон, выступая актуальным, своевременным и личностно значимым событием.

Творческой группой МБДОУ «ЦРР-д/с «Мичил» разработан проект на тему: «Виртуальный музей как способ социализации детей дошкольного возраста». Основной целью, желаемым результатом образовательного процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самовыражению через доступные ему виды деятельности. Ведется систематическая и инновационная работа по социализации детей на основе реализации психолого-педагогического сопровождения ребенка, в нем содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), которое обеспечивает обогащенное развитие воспитанников за счет использования индивидуальных программ.

Реализация проекта нацелена на возникновение интереса к национальной культуре народа Саха на основе традиционного календаря. Реализуется через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная и др.), создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Коллектив МАДОУ «Детский сад» № 18 «Прометейчик» городского округа город Якутск разрабатывает проект на тему: «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста посредством разработки открытого образовательного пространства «Юный исследователь». Миссия детского сада – создание условий для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем.

Одним из важных моментов реализации модели открытого образовательного пространства является разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяющих демонстрировать каждому свою индивидуальность и творчество. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» определяется учеными С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской, А.П. Тряпицыной, Ю.Ф. Тимофеевой как целенаправленно проектируемая диффенцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении специалистами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут есть содержательный компонент индивидуальной траектории развития, который и определяет технологию индивидуализации образовательного процесса. Структура индивидуальной траектории развития в открытом образовательном пространстве представлена следующими компонентами: целевой, содержательный, технологический, диагностический, организационно-педагогический, результативный.

Для успешной реализации индивидуальной траектории развития в открытом образовательном пространстве предусмотрено создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, развития умения работать в коллективе сверстников и установление правил взаимодействия в разных ситуациях; развертывание индивидуальной образовательной траектории по темпу, возможностям, интересам с опорой на личный опыт каждого субъекта образовательного процесса; осуществление недирективной помощи детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

В результате исследования будет предложена: технология внедрения эффективных педагогических условий, определены формы, содержание и методы социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста; обоснована и сконструирована модель открытого образовательного пространства детей дошкольного возраста; определены критерии, показатели и уровни социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, позволяющие реализовать целевые ориентиры в процессе создания индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО; концепция социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в условиях Севера на основе модели открытого образовательного пространства; разработка авторских проектов и образовательных программ ДОО.

Заключение

Социальную ситуацию развития детей дошкольного возраста следует строить за счет создания открытого образовательного пространства с непосредственным участием родителей в совместной деятельности, в том числе посредством создания проектов и планов действий с прогнозируемыми результатами для ребенка, педагога, родителей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы.

Организованное сотрудничество с семьями в современной практике дошкольного образования может послужить импульсом к построению новых взаимоотношений на качественно новой основе. Оно предполагает не просто совместное участие в воспитании ребенка, а построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Объединение на единых гуманистических принципах всех субъектов образования, интеграция дошкольного и семейного воспитания призваны создать единое образовательное пространство, обеспечивающее качественные условия развития и саморазвития как ребенка, так и системы в целом. Вовлечение семьи к образованию детей требует разработки инновационной модели дошкольного образования.

Практика показала, что деятельность детско-взрослых сообществ способствует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятию других, самостоятельности, автономности, стимулирует потребность к самосовершенствованию.


Библиографическая ссылка

Макарова Т.А., Максимова Л.И. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 108-112;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35219 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674