Один из способов увеличить доходность сельского хозяйства заключается в повышении поступлений от продаж сельскохозяйственной продукции. Спрос возрастает, если государство начинает закупать сельскохозяйственную продукцию, а также при введении, например, программ бесплатного питания в школах, продовольственных талонов, по которым продовольствие распределяется бедным, или при рекламной поддержке отечественной продукции [1]. Спрос на отечественную продукцию будет больше при ограничениях импорта и при поддержке тем или иным способом экспорта. для того, чтобы поддержать фермерские цены на некотором запланированном уровне, государство может уполномочить специальные, финансируемые из бюджета организации закупить часть продукции на рынке, т.е. осуществить закупочную интервенцию. Иногда подобную интервенцию может проводить и не государственная организация, а объединение производителей [2]. Но это объединение должно иметь определенные, установленные законом полномочия, иначе оно не сможет обязать всех производителей реализовывать продукцию через установленный канал сбыта. А это означает, что часть фермеров будет иметь соблазн получить все преимущества проведения такой интервенции, не неся никаких персональных затрат на ее осуществление. Государство может продать аккумулированный излишек продукции на мировом рынке по сложившейся там цене. Если экономика рассматриваемой страны достаточно велика и интервенционные запасы настолько значительны, что экспорт повлияет на мировые цены, то такой вариант может вызвать протест со стороны других стран-экспортеров. Интервенционный продовольственный запас государство может продать внутри страны на неконкурирующих рынках [3]. Так, например, интервенционные запасы зерна могут быть проданы на корма для животноводства. При этом зерно делают непригодным для продовольственного потребления, чтобы оно не было перепродано на рынке продовольственного зерна по более высокой цене. Интервенционный запас продукта может продаваться по заниженным ценам для нуждающихся групп населения. Но при этом нужно принимать в расчет, что эта продажа на внутреннем рынке будет иметь понижающее влияние на цену общенационального рынка, т.к. дынные группы населения предъявляют спрос, входящий в общий спрос на эту продукцию [4]. Интервенционные запасы могут просто храниться до тех пор, пока нехватка этого продукта на национальном или мировом рынке не позволит реализовать его без риска понизить фермерские цены. Тогда эти запасы приобретают функцию буферных запасов: в период низких цен государство аккумулирует в них продукции, в период высоких – продает из этих запасов. Продажи продукции из запасов называются реализационными интервенциями [5]. Однако длительный период проведения такой политики в отсутствие возможности время от времени реализовывать излишки ведет к ее провалу: расходы на поддержание запасов становятся непосильными для национального бюджета.
Библиографическая ссылка
Гаврилова Т.А. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 233-234;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34972 (дата обращения: 03.12.2024).