Профессиональные компетенции специалистов – выпускников вузов включают в себя владение современными информационными технологиями (ИКТ), а эффективность их формирования в значительной зависит от своевременности их актуализации в образовательном процессе. В свою очередь эффективность образовательной и научно-исследовательской деятельности технического университета в современных условиях в значительной степени определяется уровнем освоения и применения современных инфокоммуникационных технологий [1-5]. При этом одним из важнейших условий организации и проведения и учебного процесса и научно-исследовательских работ является своевременность актуализации применяемых инфокоммуникационных технологий. Эта роль в системе менеджмента качества образовательного учреждения отводится мониторингу образовательной и научно-исследовательской деятельности и анализу его потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения [6–8]. Предлагаемый алгоритм процесса анализа в менеджменте инфокоммуникационных технологий рассмотрен на примере технического университета с кафедрально-факультетской (или кафедрально-институтской) организационной структурой.
1. Цель и этапы анализа
Целью анализа потребностей в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения является определение вида, состава, содержания и количества требуемого информационного обеспечения образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности на кафедре, включая:
• планирование, выполнение, контроль, анализ, верификацию и валидацию процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и другой деятельности;
• менеджмент рисков при выполнении процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности, связанных с инфокоммуникационными технологиями и техническими средствами обучения;
• разработку и выполнение корректирующих и предупреждающих действий;
• менеджмент качества образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности университета на основе или/и с применением инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения (CAD-CAM, CALS-технологий, в частности).
Последовательное, поэтапное выполнение анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения на основе процессного подхода включает (рис. 1):
Рис. 1. Этапы процесса анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения
• установление и документирование основных задач анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;
• установление и периодическая актуализация требований к процессу анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;
• установление состава процедур и порядка их выполнения при осуществлении процесса анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;
• установление показателей результативности и метода оценки результативности анализа;
• распределение полномочий и ответственности должностных лиц (руководителя и исполнителей) при управлении и выполнении анализа;
• систему взаимодействия исполнителей, участвующих в анализе;
• валидацию, верификацию, менеджмент рисков, оценку результативности, анализ причин появления несоответствий, разработку корректирующих и предупреждающих действий при выполнении анализа;
• регистрацию, хранение и анализа (обработку) данных о процессе анализа.
• общие требования, предъявляемые к формам документов-носителей информации о результатах процесса.
2. Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий
Порядок взаимодействия исполнителей, структурных подразделений и должностных лиц технического университета при разработке плана проведения анализа потребности в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения представлен в табл. 1.
3. Результаты анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий
Результаты анализа – перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения. Составленный в результате анализа перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения должен соответствовать требованиям полноты, достоверности, своевременности и непрерывности или с периодичности обновления, исключающей потерю актуальности. Составление перечня должно обеспечиваться представлений от всех сотрудников кафедры сведений, необходимых и достаточных для проведения их оценки и анализа.
Все документированные результаты анализа с целью обеспечения их идентификации содержат:
• наименование кафедры;
• идентификационный номер заявки с приложениями;
• дату регистрации заявки;
• перечень требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;
• обозначение требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;
• характеристики и параметры ИКТ и технических средств обучения;
• требуемое количество необходимых для образовательного процесса и научных исследований на кафедре ИКТ и технических средств обучения;
• обоснование необходимости в приобретении или разработке ИКТ и технических средств обучения;
• цену требуемых ИКТ и технических средств обучения;
• фамилию и инициалы заведующего кафедрой;
• подпись заведующего кафедрой;
• дату регистрации заявки;
• другие необходимые сведения.
Таблица 1
Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения
Сбор данных о требуемых ИКТ и технических средствах обучения на кафедре выполняют сотрудники кафедры, назначенные распоряжением заведующего кафедрой.
Данные о требуемых кафедрой ИКТ и технических средствах обучения заведующий кафедрой представляет декану факультета (руководителю вышестоящего подразделения).
Заключение
Процессный подход к менеджменту ИКТ, включающий анализ потребностей кафедры технического университета в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения позволяет [5-12]:
• установить соответствие технического уровня, состояния и достаточности ИКТ и технических средств обучения установленным и перспективным требованиям образовательных стандартов и современному уровню научных исследований;
• сформулировать потребности по обеспечению новыми ИКТ и техническими средствами обучения для удовлетворения установленным и перспективным требованиям в образовательном процессе и в научных исследованиях;
• оценить риски, связанные с анализом потребностей в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения;
• выявить несоответствия и оценить результативность анализа и менеджмента процесса в целом;
• разработать и внедрить корректирующие и предупреждающие действия в менеджмент процесса актуализации, освоения применения ИКТ;
• документировать ход и результаты выполнения процесса.
Библиографическая ссылка
Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 181-184;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34958 (дата обращения: 21.11.2024).