Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сидорин А.В. 1 Сидорин В.В. 1 Покровская М.В. 1
1 Московский государственный технический университет радиотехники электроники и автоматики
Представлен алгоритм процесса анализа потребностей в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения при подготовке выпускников вузов и специалистов предприятий.
инфокоммуникационные технологии
технические средства обучения
процессный подход
менеджмент
актуализация
1. Сидорин В.В. Система менеджмента устойчивого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Методы менеджмента качества. – 2012. – №1. – С.14-17; №2, с. 16–22.
2. Сидорин В.В., Покровская М.В. Основные положения организационно-методического обеспечения качества научно-технической продукции в техническом университете // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3-6 декабря 2013, г. Москва. – М.: МИРЭА, 2013, часть 6. – С. 64–70.
3. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Анализ и прогнозирование конкурентоспособности инновационной продукции предприятий радиоэлектронного комплекса на основе математической модели потребительской среды // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» РАДИОИНФОКОМ-2013. – М., 2013.
4. Сидорин А.В. Математическая модель устойчивого развития предприятия // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. – №3 (12) [Электронный ресурс].– М. 2012. Ид. номер ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0421100136008. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный – Загл. с экрана.
5. Сидорин А.В. Макарова Н.С. Модель и функции системы менеджмента устойчивого развития предприятия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – № 4(12). – 2012, www.sisp.nkras.ru. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/.
6. Сидорин В.В., Покровская М.В. Структура и состав нормативно-методического обеспечения качества научно-технической продукции технического университета // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3-6 декабря 2013, г. Москва – М.: МИРЭА, 2013, часть 6/ – C. 100–104.
7. Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. Проектирование и разработка радиоэлектронных средств в научно-производственно-образовательном кластере // Интернет-журнал «Мир науки», 2014 №3 (5) [Электронный ресурс]. – М.: Мир науки, 2014. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/sbornik3/5.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
8. Сидорин А.В. Модель устойчивого развития предприятия на основе инновационной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №9 (часть 2). – С. 35–41.
9. Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. Менеджмент качества процесса «Проектирование и разработка научно-технической продукции» в техническом университете на основе кластерного подхода // Вестник качества. – № 4. – 2014. – С.12–30.
10. Сидорин В.В. Процессный подход к формированию компетенций специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса в учебно-научном инновационном кластере // Вестник качества. – 2013. – №1. – С. 20–31.
11. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Модели и методы обеспечения и гарантии качества подготовки кадрового потенциала для новой индустриализации // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3-6 декабря 2013, г. Москва. – М.: МИРЭА, 2013, часть 6. – С.105–109.
12. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Промышленно-производственный персонал предприятий оборонно-промышленного комплекса // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3–6 декабря 2013, г. Москва. – М.: МИРЭА, 2013, часть 6. – С.119–124.

Профессиональные компетенции специалистов – выпускников вузов включают в себя владение современными информационными технологиями (ИКТ), а эффективность их формирования в значительной зависит от своевременности их актуализации в образовательном процессе. В свою очередь эффективность образовательной и научно-исследовательской деятельности технического университета в современных условиях в значительной степени определяется уровнем освоения и применения современных инфокоммуникационных технологий [1-5]. При этом одним из важнейших условий организации и проведения и учебного процесса и научно-исследовательских работ является своевременность актуализации применяемых инфокоммуникационных технологий. Эта роль в системе менеджмента качества образовательного учреждения отводится мониторингу образовательной и научно-исследовательской деятельности и анализу его потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения [6–8]. Предлагаемый алгоритм процесса анализа в менеджменте инфокоммуникационных технологий рассмотрен на примере технического университета с кафедрально-факультетской (или кафедрально-институтской) организационной структурой.

1. Цель и этапы анализа

Целью анализа потребностей в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения является определение вида, состава, содержания и количества требуемого информационного обеспечения образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности на кафедре, включая:

• планирование, выполнение, контроль, анализ, верификацию и валидацию процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и другой деятельности;

• менеджмент рисков при выполнении процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности, связанных с инфокоммуникационными технологиями и техническими средствами обучения;

• разработку и выполнение корректирующих и предупреждающих действий;

• менеджмент качества образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности университета на основе или/и с применением инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения (CAD-CAM, CALS-технологий, в частности).

Последовательное, поэтапное выполнение анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения на основе процессного подхода включает (рис. 1):

sidor1.tiff

Рис. 1. Этапы процесса анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения

• установление и документирование основных задач анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление и периодическая актуализация требований к процессу анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление состава процедур и порядка их выполнения при осуществлении процесса анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление показателей результативности и метода оценки результативности анализа;

• распределение полномочий и ответственности должностных лиц (руководителя и исполнителей) при управлении и выполнении анализа;

• систему взаимодействия исполнителей, участвующих в анализе;

• валидацию, верификацию, менеджмент рисков, оценку результативности, анализ причин появления несоответствий, разработку корректирующих и предупреждающих действий при выполнении анализа;

• регистрацию, хранение и анализа (обработку) данных о процессе анализа.

• общие требования, предъявляемые к формам документов-носителей информации о результатах процесса.

2. Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий

Порядок взаимодействия исполнителей, структурных подразделений и должностных лиц технического университета при разработке плана проведения анализа потребности в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения представлен в табл. 1.

3. Результаты анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий

Результаты анализа – перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения. Составленный в результате анализа перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения должен соответствовать требованиям полноты, достоверности, своевременности и непрерывности или с периодичности обновления, исключающей потерю актуальности. Составление перечня должно обеспечиваться представлений от всех сотрудников кафедры сведений, необходимых и достаточных для проведения их оценки и анализа.

Все документированные результаты анализа с целью обеспечения их идентификации содержат:

• наименование кафедры;

• идентификационный номер заявки с приложениями;

• дату регистрации заявки;

• перечень требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;

• обозначение требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;

• характеристики и параметры ИКТ и технических средств обучения;

• требуемое количество необходимых для образовательного процесса и научных исследований на кафедре ИКТ и технических средств обучения;

• обоснование необходимости в приобретении или разработке ИКТ и технических средств обучения;

• цену требуемых ИКТ и технических средств обучения;

• фамилию и инициалы заведующего кафедрой;

• подпись заведующего кафедрой;

• дату регистрации заявки;

• другие необходимые сведения.

Таблица 1

Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения

sidor2.tiff

Сбор данных о требуемых ИКТ и технических средствах обучения на кафедре выполняют сотрудники кафедры, назначенные распоряжением заведующего кафедрой.

Данные о требуемых кафедрой ИКТ и технических средствах обучения заведующий кафедрой представляет декану факультета (руководителю вышестоящего подразделения).

Заключение

Процессный подход к менеджменту ИКТ, включающий анализ потребностей кафедры технического университета в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения позволяет [5-12]:

• установить соответствие технического уровня, состояния и достаточности ИКТ и технических средств обучения установленным и перспективным требованиям образовательных стандартов и современному уровню научных исследований;

• сформулировать потребности по обеспечению новыми ИКТ и техническими средствами обучения для удовлетворения установленным и перспективным требованиям в образовательном процессе и в научных исследованиях;

• оценить риски, связанные с анализом потребностей в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения;

• выявить несоответствия и оценить результативность анализа и менеджмента процесса в целом;

• разработать и внедрить корректирующие и предупреждающие действия в менеджмент процесса актуализации, освоения применения ИКТ;

• документировать ход и результаты выполнения процесса.


Библиографическая ссылка

Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 181-184;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34958 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674