Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Стукаленко Н.М. 1 Ибраева И.М. 1
1 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005.- С. 16-17.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980.
3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной активности учащихся. – М.: Знание, 1983.
4. Блейхер В.М. Психологическая диагностика познавательной активности и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук /. – Киев: Выcшая школа, 2008.

В современных условиях модернизации системы высшего образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям нового поколения. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития.

В настоящее время специалист любой сферы деятельности должен обладать способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, приобретенной еще во время обучения в высшем учебном заведении. Активность в обучении – это один из основных дидактических принципов, требующих применения таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы развитию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, формированию и развитию у них способностей.

В современной педагогической парадигме познавательной активностью называют свойство личности обучающегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий за достижение учебно-познавательной цели [1].

Под активизацией познавательной деятельности следует понимать совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях образовательного процесса. Необходимость развития познавательной активности продиктована возросшими требованиями к обучению и воспитанию в связи с проводимой модернизацией образования. Развитие познавательной активности обучающихся предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от них инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности мышления и т.д. В особенности данная характеристика присуща педагогам, перед которыми возникает потребность в высокой активизации собственной познавательной деятельности. Именно поэтому, сегодня в высшем образовании актуальной является проблема развития познавательной активности у будущих педагогов.

Организация познавательного поиска, поддерживающего и развивающего познавательную активность студентов педагогических специальностей, в процессе вузовского обучения во многом предопределяет качество их профессиональной подготовки. Познавательная активность выступает как условие формирования у будущих педагогов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний [2]. Эффективное развитие познавательной активности может быть обеспечено посредством определенных педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающая достижение будущими педагогами готовности к творческому взаимодействию с информацией [3].

Педагогическими условиями, определяющими развитие познавательной активности будущих педагогов, являются следующие:

• психолого-педагогическая диагностика познавательной активности студентов;

• применение в учебном процессе активных методов, организационных форм обучения;

• наличие соответствующего учебно-методического обеспечения;

• непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса вуза;

• моделирование учебно-познавательной деятельности студентов;

• выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей студентов.

Качественная и системная реализация вышеуказанных педагогических условий в образовательном процессе высшего учебного заведения в дальнейшем будет способствовать эффективному развитию познавательной активности у будущих педагогов [4]. Кроме этого, развитие познавательной активности с учетом вышеуказанных педагогических условий может быть достигнуто путем комплексного применения методов проблемного и развивающего обучения, эвристической беседы, тренингов, познавательных игр, методики отсроченной оценки, индивидуализации, дифференциации обучения и т.д.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Ибраева И.М. О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 87-88;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34844 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674