В современных условиях модернизации системы высшего образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям нового поколения. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития.
В настоящее время специалист любой сферы деятельности должен обладать способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, приобретенной еще во время обучения в высшем учебном заведении. Активность в обучении – это один из основных дидактических принципов, требующих применения таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы развитию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, формированию и развитию у них способностей.
В современной педагогической парадигме познавательной активностью называют свойство личности обучающегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий за достижение учебно-познавательной цели [1].
Под активизацией познавательной деятельности следует понимать совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях образовательного процесса. Необходимость развития познавательной активности продиктована возросшими требованиями к обучению и воспитанию в связи с проводимой модернизацией образования. Развитие познавательной активности обучающихся предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от них инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности мышления и т.д. В особенности данная характеристика присуща педагогам, перед которыми возникает потребность в высокой активизации собственной познавательной деятельности. Именно поэтому, сегодня в высшем образовании актуальной является проблема развития познавательной активности у будущих педагогов.
Организация познавательного поиска, поддерживающего и развивающего познавательную активность студентов педагогических специальностей, в процессе вузовского обучения во многом предопределяет качество их профессиональной подготовки. Познавательная активность выступает как условие формирования у будущих педагогов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний [2]. Эффективное развитие познавательной активности может быть обеспечено посредством определенных педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающая достижение будущими педагогами готовности к творческому взаимодействию с информацией [3].
Педагогическими условиями, определяющими развитие познавательной активности будущих педагогов, являются следующие:
• психолого-педагогическая диагностика познавательной активности студентов;
• применение в учебном процессе активных методов, организационных форм обучения;
• наличие соответствующего учебно-методического обеспечения;
• непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса вуза;
• моделирование учебно-познавательной деятельности студентов;
• выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей студентов.
Качественная и системная реализация вышеуказанных педагогических условий в образовательном процессе высшего учебного заведения в дальнейшем будет способствовать эффективному развитию познавательной активности у будущих педагогов [4]. Кроме этого, развитие познавательной активности с учетом вышеуказанных педагогических условий может быть достигнуто путем комплексного применения методов проблемного и развивающего обучения, эвристической беседы, тренингов, познавательных игр, методики отсроченной оценки, индивидуализации, дифференциации обучения и т.д.
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Ибраева И.М. О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 87-88;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34844 (дата обращения: 21.11.2024).