Реализация интеграционных процессов в образовательной деятельности является стратегической задачей, значение которой неоднократно подчеркивалось в ряде стратегических документов и источников [5, 6, 9, 12, 14, 15, 18].
На данной конференции хотелось бы особо подчеркнуть роль и значение выдающихся ученых и практиков, сделавших чрезвычайно большой вклад в дело развития образования: Ш.А. Амонашвили и А.Г. Асмолова.
На первое место мы ставим Шалву Александровича Амонашвили, выдающегося педагога-новатора, доктора психологических наук, профессора, академика Российской Академии Образования (РАО), заведующего лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автора многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике» [1, 10], «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатора создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики», руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики, руководителя издательского дома «Шалва Амонашвили». Вся жизнь и творчество Ш.А. Амонашвили посвящены развитию классических идей гуманной педагогики, утверждению в педагогическом сознании понятия «духовного гуманизма».
Ш.А. Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л.Н. Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино».
«Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства. На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А. Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям» (Богуславский М.В.) [4].
Следует также подчеркнуть роль и значение Александра Григорьевича Асмолова – российского психолога, ученика Алексея Николаевича Леонтьева и Александра Романовича Лурии, бывших учениками великого Льва Семеновича Выготского; политика и учёного; академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директора Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО); академика, члена Президиума Российской академии образования; главного редактора журнала «Образовательная политика»; доктора психологических наук, профессора [16].
Исследуя теории и практики, идя по стопам классиков психологии и гуманитарного познания, Александр Григорьевич пытается погрузить образование в пространство культуры, видя в нем один из ключевых эволюционных механизмов приобщения к миру смыслов разных поколений [3]. Его философия жизни укладывается в, казалось бы, простую, но многими так и не понятую формулу: «Пытаться вмешаться в социальную реальность, чтобы воплотить в ней выстраданную формулу восхождения человека в историко-культурной динамике социального развития: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [16].
Александр Григорьевич Асмолов издал книгу «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» [2]. Как говорит сам автор: «Все смешалось в этой книге. Проза и поэзия. Профессия и судьба. Перемешались в ней разные потоки сознания и разные потоки деятельности. Настоящее и будущее. Жизнь и любовь» [16]. В ней попытки историко-эволюционного поиска смысла социальных изменений и социально-психологические эссе о феноменологии обыденной жизни, конструктивистские идеи о социокультурной модернизации общества в сетевом столетии и проекты вариативного образования, социальная утопия о грядущем толерантном обществе и размышления об оптимистической трагедии одаренности... Можно назвать эту книгу энциклопедией восхождения к культуре достоинства, выращивания человечности.
Важнейшее значение для развития системы образования и науки имеет Московская школа управления СКОЛКОВО – одна из ведущих частных бизнес-школ России и СНГ [11], международная инновационная школа будущего, ориентированная на приобретение уникальных лидерских и коммуникативных навыков, необходимых для нового вида управленцев, в котором нуждается XXI век – эпоха человеческих ресурсов [17].
Видение школы управления СКОЛКОВО:
• через практику и реальный опыт развивать лидеров-предпринимателей для стран с быстроразвивающейся экономикой;
• готовить людей, открытых к вызовам времени и способных изменить мир к лучшему.
Миссия школы управления СКОЛКОВО: помогать успешным стать более успешными; готовить людей, способных развиваться и развивать страну и мир.
Её принципы:
• открытость миру – бизнес-школа стремится вывести российский бизнес в мировое сообщество и, принимая лучшую мировую экспертизу, развивать в себе и своих слушателях глобальное видение мира;
• предпринимательское лидерство – мы воспитываем неравнодушных и активных лидеров перемен, способных предвидеть и формировать тренды, а значит, управлять масштабными преобразованиями.
• непрерывное развитие – мы создаем для слушателей все условия, способствующие максимальному раскрытию их личностного потенциала, а также развитию возможностей их интеллекта.
• партнерство как форма сотрудничества – мы создаем в бизнес-школе атмосферу сотрудничества и развиваем культуру ответственности за достигнутые результаты. Наши учредители, преподаватели, клиенты, слушатели и сотрудники – партнеры и единомышленники, деятельность которых направлена на преобразование окружающего мира [11].
В школе управления СКОЛКОВО реализуются программы Executive Education [17].
Методы обучения: обзорные лекции по основным дисциплинам менеджмента; практические задания, «живые» бизнес-кейсы по реальным материалам российских и международных компаний; бизнес-симуляции и стратегические игры; мастер-классы представителей бизнеса; творческие встречи; визиты в компании и на производства; сессии командообразования; региональные и международные стажировки.
В сентябре 2013-го года Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC) выпустил исследование Д. Конанчука и А. Волкова «Эпоха «Гринфилда» в образовании» [8].
Авторы книги проанализировали ключевые тренды, которые определяют текущую ситуацию и задают основные параметры для образования будущего, сделали акцент на стремительном развитии онлайн-образования, оценили положение отрасли в России и сформулировали актуальные рекомендации.
Среди ключевых трендов в исследовании выделяются: «массовизация» и интернационализация образования, турбулентность мировой экономики, «цифровая революция». В силу действия перечисленных трендов и внешних факторов – прежде всего, технологических инноваций – текущий образовательный ландшафт меняется кардинальным образом.
Как отмечают авторы, в сфере образования начинается эпоха «greenfield» (от англ. /гринфилд/ – зеленое поле) – освоение нового пространства, на котором выстраивается новая инфраструктура и создается возможность для реализации новых проектов «с нуля». Набирают обороты образовательные стартапы, созданные на новых технологических основаниях – «EdTech» (от англ. «Education Technologies») [8].
Философия исследований и разработок Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC) выглядит следующим образом:
• практико-ориентированный подход: экспертиза и решение актуальных задач корпоративных и правительственных структур;
• публичное обсуждение проблем, связанных с изменением содержания и технологий образования и их влияния на современное общество;
• использование ведущего международного опыта в области развития образования и его адаптация к российским условиям [11].
Направления деятельности Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC):
• исследования в области развития университетов и модернизации систем высшего образования;
• разработка концепций кадрового обеспечения для корпораций и отраслей, создание условий для эффективного взаимодействия рынка труда и систем профессионального образования;
• консультирование и обучение управленческих команд, реализующих стратегии развития образовательных учреждений в России и мире [11].
Среди наиболее интересных разработок Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC) мы выделяем: «Атлас новых профессий», «Новые лидеры высшего образования: программа подготовки ректорского корпуса российских вузов» [13].
Весной 2013 года Институт общественно-политических исследований в Великобритании (IPPR) опубликовал доклад, или эссе, под названием «Лавина идет. Высшее образование и грядущая революция». Его подготовили трое авторов – Майкл Барбер (Michael Barber), Кейтлин Доннели (Katelyn Donnelly) и Саад Ризви (Saad Rizvi) [7].
Все они – известные специалисты в области образования. Кейтлин Доннели, выпускница Университета Дюка, работает исполнительным директором «Pearson PLC» – крупнейшей образовательной компании и крупнейшего издателя в мире со штаб-квартирой в Лондоне. Ризви, выпускник Йельского университета, также работает в «Pearson PLC». Он консультировал страны Азии, Африки, Европы и Северной Америки в связи с реформами образования. Но пожалуй, первая скрипка в этом трио – сэр Майкл Барбер, широко известный в мире идеолог образовательных реформ в Великобритании. Он был советником Тони Блэра, в разное время консультировал правительства США, Австралии, России, Эстонии и Гонконга, а также Всемирный банк и ВМФ по вопросам государственной политики в области образования. Важно, что авторский коллектив объединил людей разного возраста. Майкл Барбер получал образование в 60-70-х, Кейтлин и Саад – на рубеже веков. По уверению авторов, диалог поколений, сопровождавший подготовку этого текста, был чрезвычайно плодотворным.
О чем это эссе? О том, что система высшего образования, как и школьного, должна меняться, и чем быстрее, тем лучше, иначе лавина перемен, происходящих в мире, может ее попросту снести и уничтожить. Мировой экономический кризис, напряженность в международных отношениях, огромный и все растущий разрыв между богатыми и бедными, климатические изменения, распространение оружия массового уничтожения… «Сегодня, больше, чем когда-либо, мы нуждаемся в лучше образованном поколении в самом широком и глубоком смысле этого слова. Нам нужны граждане, готовые взять на себя личную ответственность за себя и за мир вокруг, желающие и умеющие учиться и переучиваться в течение всей жизни, готовые взять самое лучшее знание и применить его к проблемам настоящего и будущего» [7].
Авторы книги «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция» подчеркивают: «Спрос на высшее образование будет продолжать расти. Следующие 50 лет могут стать золотым веком для высшего образования, которое охватит огромное количество людей. Большое разнообразие моделей неизбежно поставит родителей, их детей и правительства перед трудным выбором, как оптимально распределить ресурсы. Но именно в разнообразии моделей и кроется спасение. Спасение от лавины, которая идет» [7].
Есть такая теория. Вселенная и Время бесконечны, значит любое событие неизбежно, даже невозможное! Именно сейчас Вы не случайно изучаете материалы статьи «Реализация интеграционных процессов в образовательной деятельности и стратегии развития образования». Это должно было произойти, а значит, мы с Вами связаны цепочкой невероятных событий и всё, что Вам остается – это до конца изучить данное направление и претворить в жизнь ключевые идеи экспертов в области образования.
Библиографическая ссылка
Орлова Е.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 60-63;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34822 (дата обращения: 21.11.2024).