Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Орлова Е.Н. 1
1 Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с.
2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012. – 447 с. – (Серия: Дополнительные пособия).
3. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования, 2010. № 4. – С. 4-18.
4. Богуславский М.В. Развитие педагогического мировоззрения Ш.А. Амонашвили (к 80-летию со дня рождения). [Электронный ресурс]. URL: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=12086 (дата обращения: 16.10.2014).
5. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. (Принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл /2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 15.10.2014).
7. Доннелли К., Ризви С., Барбер М. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования, 2013. № 3. – С. 152-229.
8. Конанчук Д, Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании / Д. Конанчук, А. Волков. – М.: СКОЛКОВО, 2013. – 52 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf (дата обращения: 29.10.2014).
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 15.10.2014).
10. Манифест Гуманной Педагогики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/rus/departments/human/manifesto_2011.php (дата обращения: 16.10.2014).
11. Московская школа управления СКОЛКОВО. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/brochures/SKOLKOVO_Rus.pdf (дата обращения: 29.10.2014)
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 15.10.2014)
13. Новые лидеры высшего образования: программа подготовки ректорского корпуса российских вузов [12 c.]. – М.: Сколково. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/brochures/SKOLKOVO_university_leaders_rus.pdf (дата обращения: 29.10.2014).
14. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования, 2012. № 1. – С. 6-73.
15. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 9, [1] с.
16. Сайт Асмолова А.Г. – [Электронный ресурс]. URL: http://asmolovpsy.ru/ru (дата обращения: 29.10.2014).
17. СКОЛКОВО Executive Education: программы Executive Education Московской школы управления СКОЛКОВО. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/brochures/SKOLKOVO_EXED_Presentation_Rus.pdf (дата обращения: 29.10.2014).
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.10.2014).
19. Центр образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC). [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/ru/research/sedec/ (дата обращения: 29.10.2014).

Реализация интеграционных процессов в образовательной деятельности является стратегической задачей, значение которой неоднократно подчеркивалось в ряде стратегических документов и источников [5, 6, 9, 12, 14, 15, 18].

На данной конференции хотелось бы особо подчеркнуть роль и значение выдающихся ученых и практиков, сделавших чрезвычайно большой вклад в дело развития образования: Ш.А. Амонашвили и А.Г. Асмолова.

На первое место мы ставим Шалву Александровича Амонашвили, выдающегося педагога-новатора, доктора психологических наук, профессора, академика Российской Академии Образования (РАО), заведующего лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автора многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике» [1, 10], «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатора создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики», руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики, руководителя издательского дома «Шалва Амонашвили». Вся жизнь и творчество Ш.А. Амонашвили посвящены развитию классических идей гуманной педагогики, утверждению в педагогическом сознании понятия «духовного гуманизма».

Ш.А. Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л.Н. Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино».

«Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства. На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А. Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям» (Богуславский М.В.) [4].

Следует также подчеркнуть роль и значение Александра Григорьевича Асмолова – российского психолога, ученика Алексея Николаевича Леонтьева и Александра Романовича Лурии, бывших учениками великого Льва Семеновича Выготского; политика и учёного; академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директора Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО); академика, члена Президиума Российской академии образования; главного редактора журнала «Образовательная политика»; доктора психологических наук, профессора [16].

Исследуя теории и практики, идя по стопам классиков психологии и гуманитарного познания, Александр Григорьевич пытается погрузить образование в пространство культуры, видя в нем один из ключевых эволюционных механизмов приобщения к миру смыслов разных поколений [3]. Его философия жизни укладывается в, казалось бы, простую, но многими так и не понятую формулу: «Пытаться вмешаться в социальную реальность, чтобы воплотить в ней выстраданную формулу восхождения человека в историко-культурной динамике социального развития: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [16].

Александр Григорьевич Асмолов издал книгу «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» [2]. Как говорит сам автор: «Все смешалось в этой книге. Проза и поэзия. Профессия и судьба. Перемешались в ней разные потоки сознания и разные потоки деятельности. Настоящее и будущее. Жизнь и любовь» [16]. В ней попытки историко-эволюционного поиска смысла социальных изменений и социально-психологические эссе о феноменологии обыденной жизни, конструктивистские идеи о социокультурной модернизации общества в сетевом столетии и проекты вариативного образования, социальная утопия о грядущем толерантном обществе и размышления об оптимистической трагедии одаренности... Можно назвать эту книгу энциклопедией восхождения к культуре достоинства, выращивания человечности.

Важнейшее значение для развития системы образования и науки имеет Московская школа управления СКОЛКОВО – одна из ведущих частных бизнес-школ России и СНГ [11], международная инновационная школа будущего, ориентированная на приобретение уникальных лидерских и коммуникативных навыков, необходимых для нового вида управленцев, в котором нуждается XXI век – эпоха человеческих ресурсов [17].

Видение школы управления СКОЛКОВО:

• через практику и реальный опыт развивать лидеров-предпринимателей для стран с быстроразвивающейся экономикой;

• готовить людей, открытых к вызовам времени и способных изменить мир к лучшему.

Миссия школы управления СКОЛКОВО: помогать успешным стать более успешными; готовить людей, способных развиваться и развивать страну и мир.

Её принципы:

• открытость миру – бизнес-школа стремится вывести российский бизнес в мировое сообщество и, принимая лучшую мировую экспертизу, развивать в себе и своих слушателях глобальное видение мира;

• предпринимательское лидерство – мы воспитываем неравнодушных и активных лидеров перемен, способных предвидеть и формировать тренды, а значит, управлять масштабными преобразованиями.

• непрерывное развитие – мы создаем для слушателей все условия, способствующие максимальному раскрытию их личностного потенциала, а также развитию возможностей их интеллекта.

• партнерство как форма сотрудничества – мы создаем в бизнес-школе атмосферу сотрудничества и развиваем культуру ответственности за достигнутые результаты. Наши учредители, преподаватели, клиенты, слушатели и сотрудники – партнеры и единомышленники, деятельность которых направлена на преобразование окружающего мира [11].

В школе управления СКОЛКОВО реализуются программы Executive Education [17].

Методы обучения: обзорные лекции по основным дисциплинам менеджмента; практические задания, «живые» бизнес-кейсы по реальным материалам российских и международных компаний; бизнес-симуляции и стратегические игры; мастер-классы представителей бизнеса; творческие встречи; визиты в компании и на производства; сессии командообразования; региональные и международные стажировки.

В сентябре 2013-го года Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC) выпустил исследование Д. Конанчука и А. Волкова «Эпоха «Гринфилда» в образовании» [8].

Авторы книги проанализировали ключевые тренды, которые определяют текущую ситуацию и задают основные параметры для образования будущего, сделали акцент на стремительном развитии онлайн-образования, оценили положение отрасли в России и сформулировали актуальные рекомендации.

Среди ключевых трендов в исследовании выделяются: «массовизация» и интернационализация образования, турбулентность мировой экономики, «цифровая революция». В силу действия перечисленных трендов и внешних факторов – прежде всего, технологических инноваций – текущий образовательный ландшафт меняется кардинальным образом.

Как отмечают авторы, в сфере образования начинается эпоха «greenfield» (от англ. /гринфилд/ – зеленое поле) – освоение нового пространства, на котором выстраивается новая инфраструктура и создается возможность для реализации новых проектов «с нуля». Набирают обороты образовательные стартапы, созданные на новых технологических основаниях – «EdTech» (от англ. «Education Technologies») [8].

Философия исследований и разработок Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC) выглядит следующим образом:

• практико-ориентированный подход: экспертиза и решение актуальных задач корпоративных и правительственных структур;

• публичное обсуждение проблем, связанных с изменением содержания и технологий образования и их влияния на современное общество;

• использование ведущего международного опыта в области развития образования и его адаптация к российским условиям [11].

Направления деятельности Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC):

• исследования в области развития университетов и модернизации систем высшего образования;

• разработка концепций кадрового обеспечения для корпораций и отраслей, создание условий для эффективного взаимодействия рынка труда и систем профессионального образования;

• консультирование и обучение управленческих команд, реализующих стратегии развития образовательных учреждений в России и мире [11].

Среди наиболее интересных разработок Центра образовательных разработок СКОЛКОВО (SEDeC) мы выделяем: «Атлас новых профессий», «Новые лидеры высшего образования: программа подготовки ректорского корпуса российских вузов» [13].

Весной 2013 года Институт общественно-политических исследований в Великобритании (IPPR) опубликовал доклад, или эссе, под названием «Лавина идет. Высшее образование и грядущая революция». Его подготовили трое авторов – Майкл Барбер (Michael Barber), Кейтлин Доннели (Katelyn Donnelly) и Саад Ризви (Saad Rizvi) [7].

Все они – известные специалисты в области образования. Кейтлин Доннели, выпускница Университета Дюка, работает исполнительным директором «Pearson PLC» – крупнейшей образовательной компании и крупнейшего издателя в мире со штаб-квартирой в Лондоне. Ризви, выпускник Йельского университета, также работает в «Pearson PLC». Он консультировал страны Азии, Африки, Европы и Северной Америки в связи с реформами образования. Но пожалуй, первая скрипка в этом трио – сэр Майкл Барбер, широко известный в мире идеолог образовательных реформ в Великобритании. Он был советником Тони Блэра, в разное время консультировал правительства США, Австралии, России, Эстонии и Гонконга, а также Всемирный банк и ВМФ по вопросам государственной политики в области образования. Важно, что авторский коллектив объединил людей разного возраста. Майкл Барбер получал образование в 60-70-х, Кейтлин и Саад – на рубеже веков. По уверению авторов, диалог поколений, сопровождавший подготовку этого текста, был чрезвычайно плодотворным.

О чем это эссе? О том, что система высшего образования, как и школьного, должна меняться, и чем быстрее, тем лучше, иначе лавина перемен, происходящих в мире, может ее попросту снести и уничтожить. Мировой экономический кризис, напряженность в международных отношениях, огромный и все растущий разрыв между богатыми и бедными, климатические изменения, распространение оружия массового уничтожения… «Сегодня, больше, чем когда-либо, мы нуждаемся в лучше образованном поколении в самом широком и глубоком смысле этого слова. Нам нужны граждане, готовые взять на себя личную ответственность за себя и за мир вокруг, желающие и умеющие учиться и переучиваться в течение всей жизни, готовые взять самое лучшее знание и применить его к проблемам настоящего и будущего» [7].

Авторы книги «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция» подчеркивают: «Спрос на высшее образование будет продолжать расти. Следующие 50 лет могут стать золотым веком для высшего образования, которое охватит огромное количество людей. Большое разнообразие моделей неизбежно поставит родителей, их детей и правительства перед трудным выбором, как оптимально распределить ресурсы. Но именно в разнообразии моделей и кроется спасение. Спасение от лавины, которая идет» [7].

Есть такая теория. Вселенная и Время бесконечны, значит любое событие неизбежно, даже невозможное! Именно сейчас Вы не случайно изучаете материалы статьи «Реализация интеграционных процессов в образовательной деятельности и стратегии развития образования». Это должно было произойти, а значит, мы с Вами связаны цепочкой невероятных событий и всё, что Вам остается – это до конца изучить данное направление и претворить в жизнь ключевые идеи экспертов в области образования.


Библиографическая ссылка

Орлова Е.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 60-63;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34822 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674