В современном мире большое внимание уделяется изучению психологических аспектов управленческой деятельности [1]. Большое внимание уделяется психологическим особенностям человека [2], таким как темперамент, характер, способности и пр. Это связано с тем, что меняется роль человека в системе управления [3], он становится одним из главных ресурсов организации [4]. С развитием корпоративной культуры [5], стали больше внимания уделять благоприятному социально-психологическому климату в организации [6].
На данный момент существуют различные толкования термина «социально-психологический климат» [7]. В отечественной литературе под «социально-психологическим климатом» понимают атмосферу коллектива, взаимодействие в трудовом коллективе. В зарубежной литературе существует ряд синонимов понятию «социально-психологический климат» такие как «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» [8].
Социально-психологический климат организации в значительной степени влияет на результаты деятельности организации [9]. Хороший социально-психологический климат способствует хорошей, плодотворной работе, повышает производительность труда [10], а плохой, «нездоровый» климат организации способствует снижению работоспособности, снижению мотивации работников [11]. Формирование благоприятного социально-психологического климата организации выступает как одно из важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемых продукции или услуг [12].
В свою очередь, конфликтные ситуации являются важными показателями социально-психологического климата организации [13]. Они негативно влияют на все аспекты жизнедеятельности коллектива, препятствия успешно существовать коллективу и создавая трудности для достижения целей компании [14].
Для высокой эффективности функционирования коллектива менеджеру необходимо поддерживать благоприятный социально-психологический климат в организации [15]. Менеджеру необходимо следить за мотивацией работников, эмоциональным настроен, а также удовлетворен или не удовлетворён работник своей работой, коллективом [16].
Для руководителя поддержание благоприятного социально-психологического климата является не легкой задачей [17]. Он должен следить за обстановкой в коллективе, принимать своевременные правильные решения, не совершать ошибок, которые могут привести к не желаемому исходу [18]. Для этого руководитель должен обладать нужными знаниями, умениями и опытом [19]. Но на практике руководители совершают некоторые ошибки в условиях конфликта, что приводит к его обострению [20].
Первой основной ошибкой является то, что руководители стараются принять такие меры, чтобы просто уйти от конфликта, не решая его, или они запаздывают с принятием мер по его регулированию [21]. Еще одной распространенной ошибкой руководителей является то, что они пытаются разрешить конфликт, не ища истинных причин его появления. Также со стороны руководителей часто принимаются либо только административные меры, либо только дипломатические меры по урегулированию конфликтов, не учитываются тип и особенности конфликта [22]. Эти ошибки могут быть объяснены, например неопытностью и некомпетентностью руководителя, то есть он, неумышленно совершает ошибки, которые негативно влияют на работу коллектива [23]. Иногда руководителю невыгодно разрешать конфликты, или же ему это не нужно и он просто старается «оттянуть» время до перевода на другую работу или должность. К сожалению, последний вариант не является редкостью [24].
Компетентный руководитель в целях ведения успешной работы выполняет некоторые функции, связанные с улучшением социально-психологического климата организации [25]. Во-первых, руководитель через ознакомление коллектива с целями, задачами их деятельности объединяет коллектив – интеграционная функция [26]. Во-вторых, коммуникативная функция как внутри коллектива, так и с подразделениями фирмы, стоящими выше [27]. В-третьих, руководитель занимается обучением и воспитание работников фирмы [28].
По результатам проведенного исследования выяснено, что социально-психологический климат организации выступает в качестве совокупности условий, которые положительно или негативно влияют на деятельность работника и организации в целом [29]. Для повышения эффективности совместной деятельности в трудовом коллективе необходимо создать благоприятный социально-психологический климат организации, но этот процесс не является быстрым, и реализовать его с помощью лозунгов и призывов за короткий срок очень сложно [30]. Важную роль в достижении успеха играет руководитель организации, которому необходимо уметь грамотно выбирать стили управления трудовым коллективом, а также обладать качествами, которые требуются для достижения успеха.
Библиографическая ссылка
Назаренко М.А., Эрдни-Горяева О.В., Маркова И.А., Карпунькина С.В., Ковалева Е.В., Левина А.О., Алябьева Т.А., Духнина Л.С., Задувалова Е.В., Зорин А.А., Калугина А.Е., Муравьев В.В., Напеденина А.Ю., Нескоромный В.Н., Орешин А.А., Топилин Д.Н., Трубчанин СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА КОНСАЛТИНГА ПЕРСОНАЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 10. – С. 89-90;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34741 (дата обращения: 21.11.2024).