Тема молодежного форума, который прошел в декабре 2013 года: «Производственная практика – фактор компетентности специалиста» в ГОБУ СПО ВО «БСХТ», на сегодняшней день актуальна, так как в условиях рынка производство требует от специалиста умений экономически мыслить и творчески трудиться, смело и самостоятельно принимать решения, обладать чувством нового, быть способным к постоянной самоподготовке, самосовершенствованию личности.
Сегодняшнему специалисту необходимы такие качества, как организованность, профессиональная мобильность, оперативность и точность при выполнении работы, рациональное использование времени, самодисциплина, развитые культурные способности, совершенствоваться в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями.
В теории и методике профессионального образования вопросы профессиональной готовности, профессиональной компетентности имеют большое значение, поскольку, в конечном счете, они связаны с возможностями достижения определенного уровня профессионального образования в процессе подготовки человека к труду в определенной сфере деятельности, а также выявления и оценки уровня профессиональной подготовленности конкретного студента.
В современной ситуации, когда устроиться на работу выпускнику без опыта крайне сложно, производственная практика приобретает для студентов особое значение. В настоящее время работодатель требует разносторонне подготовленного, профессионально мобильного работника, способного к эффективной производственной деятельности с первых дней самостоятельного труда, умеющего владеть собой в производственных условиях.
Цели и задачи профессиональной практики студентов определяются и разрабатываются на основе требований федерального государственного образовательного стандарта к выпускникам. Традиционно основная цель профессиональной практики выражалась в обеспечении формирования профессиональных умений и навыков, а также в развитии профессионально значимых качеств и свойств личности студента.
В условиях современного производства специалисту недостаточно владеть определенной системой профессиональных ЗУН (знания, умения, навыки), необходим внутренний ориентир поведения и деятельности – ценность - ценностное отношение к профессиональной деятельности, при которой профессиональная деятельность приобретает личный смысл и расценивается как значимое для жизнедеятельности специалиста.
Наш практический опыт позволяет утверждать, что производственная практика, помогающая овладеть смыслом профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания ценностного отношения к профессии у студентов техникума.
Важной составной частью учебного процесса в нашем техникуме является закрепление полученных знаний и навыков на практике в реальных условиях. Для обмена опытом прохождения производственной практики нами была использована такая форма как форум. В работе форума приняли участие студенты средних профессиональных образовательных организаций г. Борисоглебска, Воронежа, Россоши, Острогожска, Калачеевского района, учащиеся средних школ города и района, социальные партнеры и работодатели. Форум проходил при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Администрации Борисоглебского городского округа.
Студенты, участники форума, поделились своим опытом прохождения производственной практики. Интересные, содержательные выступления продемонстрировали студенты Борисоглебского сельскохозяйственного техникума, Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности - Остроушко Ольга и другие студенты, принимавшие участие не только в очной, но и заочной форме. Форум объединил студентов СПО Воронежской области, а также учащихся образовательных школ города и района. Это явилось отражением процесса развития профессионального образования в контексте регионального развития.
Для учащихся школ в рамках форума были организованы мастер-классы, где студенты под руководством преподавателей техникума проводили с учащимися свои первые уроки наставничества. Еще до начала работы форума, при регистрации, школьники получили своеобразные жетоны - белые, розовые и голубые. В результате были организованы три группы, которые отправились с волонтерами по своим маршрутам, т.е. мастер-классам, которые проводили студенты техникума.
Завершился форум принятием решения. Надо отметить, что цель, которую преследовали организаторы: формирование у молодежи стремления к качественному овладению специальностью, привитию любви к своей профессии, обмен опытом была достигнута. Миссия - взаимодействие образовательных учреждений среднего профессионального образования с отраслевыми организациями, работодателями и обществом по совершенствованию качества образования выполнена.
Библиографическая ссылка
Костенко А.Ф. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – ФАКТОР КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 4. – С. 162-163;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34597 (дата обращения: 03.12.2024).