Молодое поколение играет значимую роль в жизни общества, являясь движущей силой его развития и основным «носителем новых идей и программ, важным фактором перемен» [1]. Молодые люди являются основной кадровой базой для создания и функционирования инновационных видов деятельности. Их целеустремленность, находчивость, упорство и оригинальность мышления помогают им не только в реализации личных «амбициозных» планов, но и в развитии различных областей жизни общества в целом: политической, социальной, экономической и др.
Однако молодёжь также является и наименее защищённой социальной категорией в обществе. По данным Центрального разведывательного управления США [2], мировой уровень безработицы в 2012 г. составил 9%, из них в молодёжной среде (в возрасте 15-24 лет) – более 12,5% (табл. 1). По прогнозам специалистов, этот показатель продолжит расти, и к 2018 г. достигнет отметки почти в 13%. Ожидается, что в мире к концу 2013 г. работу будут искать более 73,4 млн. молодых людей – на 3,5 млн. больше, чем в предкризисный 2007 г.
Всё это приводит к тому, что молодёжь, стремясь сформировать достойные источники доходов для жизни и развития, пытается реализоваться в предпринимательской сфере. Россия в этом смысле не является исключением. Осваивая внутренние рынки, молодые предприниматели также задумываются и о ведении внешнеэкономической деятельности (в том числе, экспорте) как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать еще более конкурентоспособными (в том числе, и на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения.
Таблица 1
Молодежная безработица стран мира, % от общего количества безработного экономически активного населения, 2012 г.
Источник: [2, 4]
Однако, до сих пор информация о том, что конкретно российские предприниматели должны сделать для того, чтобы успешно конкурировать в рамках ВТО, практически недоступна. С другой стороны, серьёзным сдерживающим фактором является отсутствие у молодых предпринимателей достаточного опыта, необходимого для организации и ведения собственного бизнеса, тем более, с выходом на внешние рынки.
Для накопления полезного практического опыта и апробации стимулирующих механизмов поддержки предпринимательства, в настоящее время реализуется ряд соответствующих инициатив на федеральном и международном уровнях. Одной из таких инициатив является трехлетний проект TACIS «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий». В соответствии с соглашением, подписанным между Российским Агентством поддержки малого и среднего бизнеса и Генеральным Директоратом «Предпринимательство и промышленность» Европейской Комиссии (г. Брюссель, Бельгия), в рамках проекта на базе Российского Агентства 1 августа 2007 г. был создан Европейский Информационный Консультационный (Корреспондентский) Центр – Россия (ЕИКЦ-Россия) [5].
ЕИКЦ-Россия объединяет 46 региональных центров, в которых работают более 100 молодых квалифицированных специалистов, обеспечивающих международную и межрегиональную бизнес-кооперацию субъектов МСП.
Центры на безвозмездной основе оказывают содействие предпринимателям в поиске зарубежных партнеров в странах Евросоюза и в выходе на иностранные рынки. ЕИКЦ предоставляет желающим начать международное деловое сотрудничество бесплатную информацию и консультационную поддержку не только по поиску деловых партнеров или новых рынков, но и в получении определенной информации по законодательству интересующих стран, о программах и политике Евросоюза по поддержке малого бизнеса, стандартам качества и иным требованиям, предъявляемым к товарам и услугам.
ЕИКЦ-Россия является членом и официальным информационным агентом общей сети Enterprise Europe Network (EEN), которая объединяет около 300 региональных консорциумов в 53 странах мира [6]. Данная сеть является уникальным инструментом, позволяющим по «каналам», а именно через региональных центры, обеспечить кооперацию субъектов малого и среднего бизнеса, предоставить им меры поддержки для их развития, найти иностранных партнеров – потенциальных клиентов из разных стран, инвестиционные возможности и т.д.
Чтобы сотрудничество субъектов малого и среднего бизнеса и ЕИКЦ-Россия было продуктивным и эффективным, необходимо наличие соответствующего специалиста в штате компании, а именно менеджера внешнеэкономической деятельности, который мог бы напрямую взаимодействовать с сотрудниками регионального центра ЕИКЦ-Россия, а также с центрами зарубежных стран. Тем самым, предприятие создает новые рабочие места и трудоустраивает молодых специалистов данной области, которые будут продвигать продукцию компании на внешние рынки, в ходе работы постоянно узнавая что-то новое, помогающее развиваться в личном плане и не заниматься «рутинной» работой.
Но в одиночку предприятию малого и среднего бизнеса затруднительно выйти за внешний рынок, на котором «господствуют» транснациональные корпорации. Однако, формируясь в кластеры, МСП получают уникальную конкурентную возможность коллективного выхода на рынок с новыми видами продукции и услуг. В этом случае МСП нуждаются в информационной, финансовой, организационной поддержке.
Административная поддержка в субъектах федерации может быть оказана через формирование специальных Центров кластерных инициатив МСП, целью деятельности которых является выявление и комплексное сопровождение кластерных инициатив, идущих от малых и средних инновационных предприятий, а также их ассоциаций и объединений на территории региона за счет консолидации и фокусировки научных, технологических, информационных, финансовых, административных ресурсов и предпринимательского потенциала региона.
В результате полученной поддержки может быть разработано методическое и нормативно-правовое обеспечение формирования локальных региональных кластеров МСП; создана система мониторинга кластерных инициатив; разработана программа развития региональной флагманской кластерной инициативы, направленной на решение острых социальных и экологических проблем региона.
Индикаторы реализации кластерных инициатив МСП можно предложить следующие:
1. Количество выявленных и активизированных кластерных инициатив.
2. Количество реализованных кластерных проектов и число вовлеченных в них предприятий, в том числе инновационных.
3. Количество созданных высококвалифицированных рабочих мест.
4. Количество вновь созданных инфраструктурных организаций (учебных центров, промышленных площадок, центров общего доступа и др.).
Таким образом, развитием малого и среднего бизнеса может заниматься не только опытное старшее поколение, но и молодые специалисты, готовые создавать инновации, использовать способы выхода на внешние рынки путем сотрудничества с молодыми структурами, специализирующимися в этих вопросах, которые в последствие могут оказать содействие в создании отраслевых кластеров малых и средних предприятий для завоевания новых рынков, получения поддержки в разных странах и участия в различных научных и производственных консорциумах.
Библиографическая ссылка
Колеватова А.В. ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 69-70;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34523 (дата обращения: 23.11.2024).