Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Саморегулирование является общественно значимым институтом негосударственного регулирования профессиональной деятельности, от успешного становления которого зависят качество жизни граждан и экономическое развитие.Становление института саморегулирования связывается с экономическими процессами государственного аппарата, снижения административных барьеров для бизнеса, повышения роли общественных и профессиональных объединений. Рассматривается в качестве дополнительного или самостоятельного регулятивного института наряду с государственным регулированием видов деятельности (лицензирование, экспертиза, надзор).В Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в строительстве.
Профессиональная экспертная работа на региональном и федеральном уровнях необходима в решении сложных задач, связанных со строительной спецификой. Для нового импульса развития институтов саморегулирования, необходимо принятие непопулярных мер и решений. Оценивая состояние саморегулирования в строительстве, необходимо эффективное использование информационных инструментов и максимальное использование современных технологий - электронный документооборот, видеоконференции, электронные подписи. Положительным примером может стать реализация проекта автоматизированная информационная система «Обеспечение административных процедур в строительстве», при помощи которого стал возможным переход на электронную форму разрешительных процедур в градостроительстве.
Целью саморегулирования является обеспечение безопасности капитального строительства, а достичь ее можно лишь осуществляя управление качеством на каждом этапе строительных работ. Если в ходе строительства объекта не наступило никаких рисков, это еще не означает, что качество сооружения удовлетворяет заказчика . В Градостроительном кодексе обозначена возможность некоммерческих партнерств вводить собственные технические стандарты по видам работ и, соответственно, контролировать их исполнение. Однако часть строительных предприятий, входящих в СРО, не поддерживают такой инициативы, возражая против введения дополнительных требований и контроля. Т.о., чтобы обеспечить развитие института саморегулирования, необходимо решать вопросы, которые интересуют рядовых участников строительного рынка (ритмичная рентабельная работа, прозрачные условия выхода на рынок, объективность и равноправие при распределении госзаказа).
Одна из причин, сдерживающих развитие формирования механизмов эффективной конкуренции, заключается в отсутствии оперативного, объективного и независимого контроля выполняемых работ. Если проанализировать рынок госзаказа в строительстве, то становится ясно, что государственный заказчик единолично создает техническое задание, размещает условия конкурса, выполняет экспертизу проектов, проверяет качество строительных работ и, наконец, осуществляет их приемку. Строительная отрасль развивается за счет контролирующих со стороны государства финансовых ресурсов, очевидно, что бюджеты различных уровней (госкорпораций, ГУП, организаций, основанных на праве оперативного управления имуществом) формируют большую часть объемов строительного рынка. Поэтому, если целью является обеспечение прогрессивного развития строительной отрасли, то следует уделять внимание вопросам, связанным с эффективностью конкуренции и управлением качеством при реализации госзаказа.
Для обеспечения конкуренции и прогрессивного развития отрасли, необходимо решение следующих задач:
1) Обеспечить объективные и независимые от заказчика и генподрядчика системы контроля качества и приемки работ. Подрядчик должен получить возможность по установленным расценкам оперативно обратиться к эксперту для подтверждения качества и объемов работ на любом этапе выполнения контракта. Без освидетельствования основных, предусмотренных контрактом, результатов выполнения работ заказчик не должен их оплачивать.
2) Обеспечить рентабельность строительных организаций. Для того чтобы отрасль могла прогрессивно развиваться, исполнители строительных, проектных и изыскательских работ должны работать с определенным уровнем рентабельности, позволяющей получать прибыль и вкладывать ее в развитие технологической базы.
3) Отсутствие имущественной ответственности производителей строительных материалов. Необходимо обязательное страхование рисков, связанных с необеспечением надлежащего качества строительных материалов.
4) Необходимо ввести в Федеральную контрактную систему института предквалификации и обеспечения его функционирования на строительном рынке.
5) Урегулирование самих процедур размещения контрактов на рынке. Создание механизмов, которые обеспечат надежное функционирование площадок, участвующих в размещении государственных контрактов.
В Градостроительном кодексе появиться статья об увеличении полномочий и ответственности СРО за обеспечение надлежащего качества выполнения работ и эффективной конкуренции на строительном рынке. Изменения следует вносить одновременно с созданием и налаживанием работы новых структур с саморегулируемыми организациями.
Комитет по страхованию и финансовым рискам Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) оповестил о законопроектах, разработанных с целью уточнения норм статьи №60 Градостроительного кодекса («Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения»).Разработка концепции страхования ответственности будет включать в себя методические рекомендации по страхованию ответственности и типовой договор страхования.В Национальном объединении строителей ведется реестр страховых организаций, осуществляющих страхование рисков, связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, а также связанных с причинением вреда физическим лицам вследствие разрушения или повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при его строительстве и требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.Проблемы взаимодействия саморегулируемой организации со страховщиками, заключившими договоры страхования гражданской ответственности с ее членами, обстоятельства, которые необходимо учитывать в ходе приведения договоров страхования гражданской ответственности членов СРО.
Наиболее востребованными являются страхование строительно-монтажных работ, страхование гражданской ответственности, страхование в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, страхование спецтехники, страхование жизни и здоровья сотрудников организации от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование. Эффективное регулирование градостроительной деятельности немыслимо без единой системы ее информационного обеспечения, в задачи которой входило бы согласование градостроительных решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) — это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капстроительства и др.
В октябре 2013 года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) разработал проект правил страхования гражданской ответственности застройщика за ненадлежащее исполнение обязательств перед дольщиками. С 1 января 2014 года застройщик не сможет привлекать средства граждан, не застраховав свою ответственность перед ними посредством банковской гарантии, коммерческого страхования или вступления в общество взаимного страхования. Саморегулирование, как институт гражданского общества проходит непростой путь становления. Объединительные процессы, происходящие в строительной отрасли являются залогом повышения качества и безопасности строительства.Позиции саморегулирования укрепляются, система саморегулирования уже приносит свои плоды и позволяет решать некоторые проблемы в области технического регулирования. Однако строительные предприятия еще не в полной мере осознали, что ответственность за состояние дел в строительстве теперь лежит прежде всего на них.
Библиографическая ссылка
Старостина Н.А., Мещерякова Ю.С. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 45-47;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34506 (дата обращения: 23.11.2024).