В последнее время выпускникам школ очень тяжело определиться с выбором профессии. Связано это с тем, что у школьников практически отсутствуют представления о рынке труда, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Поэтому профессиональная ориентация в школе сводиться к помощи детям и их родителям сделать правильный и безошибочный выбор в мире современных профессий. Для того чтобы школьник сделал правильный выбор, недостаточно его протестировать или рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это - лучший выбор из всех возможных, соответствующий его способностям и стремлениям.
Студенты и преподаватели Северо-Осетинского государственного университета (СОГУ) на протяжении ряда лет ведут активную профориентационную работу со школьниками республики. Результаты этой работы ежегодно анализируются для того, чтобы выявить проблемы. Все это позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, школьные учителя недооценивают роль профориентационной работы со школьниками, начиная ее лишь в 10-11 классах, причем работа эта, по своей сути, поверхностная. Во-вторых, в связи с ограниченными знаниями школьников о профессиях, выбор их формируется исходя из мнения родителей, семейных традиций и рекламы в средствах массовой информации. Учащийся не способен сделать профессиональный выбор самостоятельно и сознательно. Вследствие этого, поступая на одну из специальностей, спустя два-три года подросток осознает, что выбор его был неправильный. Отсюда - потеря времени и переобучение. В настоящее время существует еще одна проблема, состоящая в использовании устарелых методов в профориентационной работе вузов, которая сводится лишь к рекламно-информационным буклетам и проведению «Дней открытых дверей». Современные школьники нуждаются в инновационных методах профориентационной работы с ними.
СОГУ - один из немногих вузов, разработавший свою целенаправленную и систематическую профориентационную работу, охватывающую все ступени школьного образования. С ее помощью к моменту профессионального самоопределения каждый школьник четко определяется с тем, на какую специальность он будет поступать. Преимущества программы заключаются в том, что она в своей деятельности использует эффективные инновационные методы, максимально приближенные к самому школьнику. Так, например, для химико-технологического факультета СОГУ это и выездные «Дни открытых дверей» в районах и селах республики, и профильная подготовительная химическая школа, и проведение различных дистанционных конкурсов и курсов для абитуриентов. Все это способствует распространению информации о вузе и его специальностях в пределах конкретных школ, помогая школьникам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий.
Библиографическая ссылка
Дзитоев Г.Р., Бигаева И.М. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ВУЗОВ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-2. – С. 87-87;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34333 (дата обращения: 21.11.2024).