Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА: МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ

Савченко Е.А. 1 Бондаренко К.Ю. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
1. Багиев Г.Л., Международный маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа/ И.К. Беляевский. – М.: Инфра-М, 2004. – 414 с.
3. Лебедева О.А., Лыгина Н.И., Маркетинговые исследования рынка / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
4. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–485 с.
5. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой информации /И.В. Моисеенко,Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 23
6. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Современные подходы к пониманию конъюнктуры рынка / И.В. Моисеенко, Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 3-11
7. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Становление понятия «экономическая конъюнктура» / И.В. Моисеенко, Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 5. С. 11-17
8. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: Учебник / Р.Б. Ноздрева. – М.: Экономист, 2005. – 990 с.
9. Носкова Е.В. Методический подход к планированию исследования конъюнктуры товарного рынка (на примере рынка недвижимости)/ Е.В. Носкова // Практический маркетинг. 2012. № 5. С. 23-30.
10. Романова И.М., Ефремова П.В. Теоретические основы управления инновационной деятельностью вуза: понятие и виды инноваций и инновационной деятельности вуза / И.М. Романова, П.В. Ефремова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 5. С. 18-27
11. Романова И.М., Носкова Е.В. Исследование конъюнктуры международного рынка образовательных услуг: методический подход и его апробация / И.М. Романова, Е.В. Носкова // Практический маркетинг. 2013. № 5 (195). С. 18-28.
12. Романова И.М., Черновицкая Е.В. Состояние и особенности системы профессионального образования Российской Федерации / И.М. Романова, Е.В. Черновицкая // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2008. № 1. С. 52-63
13. Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг / И.М. Романова, О.М. Шевченко, В.А. Полупанова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 67-75
14. Светуньков С.Г. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник для вузов. Том II / С.Г. Светуньков, И.С. Светуньков. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 103 с.
15. Эришвили, Н.Д. Маркетинг / Н.Д. Эрришвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 623с.

Актуальность и проблематика темы. Исследование конъюнктуры рынка является важным этапом в принятии управленческих решений, поскольку результаты таких изысканий позволяют снизить риски при проектировании управленческих решений (выход на новые рынки, поиск новых возможностей, обоснование диверсификации бизнеса и проч.). Умение и навыки проведения конъюнктурных исследований является вектором успешного функционирования фирмы во внешней среде. В настоящее время вопросы исследования и оценки конъюнктуры незаслуженно забыты российскими учеными. Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время появляются новые взгляды, направления, научные течения в данной области. В рамках данной работы изучен существующий опыт по данной проблематике в теоретическом плане, проанализированы научные статьи, представляющие практический интерес. Термин «конъюнктура» принадлежит в настоящее время к числу наиболее встречаемых и употребляется очень часто отечественными авторами. В англоязычной же литературе данный термин определяется другими словами и словосочетаниями, например «current situation; market situation; market condition» [14]. Рассмотрим более подробно основные определения понятия «конъюнктура рынка», представленные в таблице.

Основные определения понятия «конъюнктура рынка»

Автор

Определение

Багиев Г.Л.

Совокупность конкретных экономических, социальных, организационных, политических и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.

Беляевский И.К.

Ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.

Лебедева О.А., Лыгина Н.И.

Совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период времени.

Ноздрева Р.Б.

Форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействии на данный момент или в течение относительно непродолжительного периода времени, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамика цен.

Эриашвили Н.Д.

Ситуация на рынке, определяемая совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен.

Жуков Е.Ф.

Совокупность условий и факторов, характеризующих изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Носкова Е.В., Романова И.М., Моисеенко И.В.

Соотношение спроса и предложения на данный момент времени при данном уровне цен

Источник: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 15].

Состояние рынка товаров и услуг можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования. На примере рынка недвижимости и рынка образовательных услуг стран Азиатско-Тихоокеанского региона рассмотрим особенности исследования рыночной конъюнктуры.

Опыт организации конъюнктурных исследований. Исследование и оценка конъюнктуры рынка образовательных услуг базируется на формировании основных направлений исследования. Так при исследовании конъюнктуры рынка образовательных услуг стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо исследовать следующие направления [10, 11, 12, 13]:

1. Оценка состояния и тенденций развития рынка: объем производства и темпы прироста объема производства товаров и услуг в странах; основные компании, работающие на рынке; объем продаж товаров и услуг на рынке; соотношение спроса и предложения на рынке.

2. Анализ товарного предложения на рынке: структура операторов рынка; количество основных операторов рынка, направления их деятельности, основные производимые марки и модели товаров; объемы производства и темпы прироста производства товаров в зависимости от компаний–производителей на рынке; объемы экспорта и импорта товаров на рынке; формирование товарного предложения на рынке.

3. Анализ потребительского спроса на рынке: объем продаж товаров и услуг в зависимости от страны-производителя, компании–производителя; предпочтения потребителей при выборе и покупке товаров; частота смены производителя.

4. Анализ цен на рынке: средние цены на товары и услуги.

5. Разработка и апробация методики оценки факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка: индекс инфляции; процентные ставки Центральных банков; ВВП на душу населения; численность населения; средняя рыночная цена на товары и услуги; объем производства товаров; объем экспорта товаров; объем продаж товаров; объем импорта товаров.

При исследовании рынка недвижимости основные направления исследования рынка с целью оценки конъюнктуры будут несколько иными, нежели при исследовании рынка образовательных услуг [5, 9].

  1. Состояние рынка недвижимости: число построенных жилых помещений и их средний размер; основные строительные компании; количество и характеристики возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками.
  2. Тенденции развития рынка недвижимости: общие тенденции развития рынка недвижимости; динамика изменения стоимости 1 кв. метра различных типов жилья на первичном и вторичном рынке жилья.
  3. Характеристика предложения на рынке недвижимости: количество основных операторов рынка недвижимости, направления их деятельности, технологии строительства, основные бренды, дипломы и награды; доли основных операторов рынка; структура предложения жилья на первичном и вторичном рынках.
  4. Анализ спроса на рынке недвижимости: цели приобретения жилья; частота приобретения недвижимости разной стоимости; предпочтения потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости.
  5. Характеристика конъюнктурообразующих факторов: характеристика экономических, политических, социальных, географических, научно-технических и других конъюнктурообразующих факторов, тенденций под влиянием законодательства, экономических, политических, научно-технических и других факторов; оценка влияния выявленных факторов на конъюнктуру рынка недвижимости.

В целом, стоит особо отметить, что направления исследования конъюнктуры рынка и показатели при разных исследовательских проектах не совпадают. На сегодняшний день нет однозначных показателей и непротиворечивых методик оценки конъюнктуры рынка, что доказывает особую актуальность и повышенный интерес со стороны исследователей к данному вопросу. Всестороннее исследование конъюнктуры является важной проблемой теории и практики. Рыночная конъюнктура является очень сложной системой: конъюнктура определенного рынка образуется (формируется) под воздействием совокупности факторов разной природы, и эта совокупность настолько отлична и своеобразна, что не повторяется в конъюнктурах аналогичного или другого уровней.


Библиографическая ссылка

Савченко Е.А., Бондаренко К.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА: МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 176-178;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34271 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674