Россию в современном мировом сообществе рассматривают как могучую лесную державу, в которой существует необходимость устойчивого управления лесами, выступающего существенным направлением стратегии национального развития, ее конкурентным преимуществом.
Проблема развития лесного комплекса, модернизации и строительства новых мощностей по глубокой переработке древесины и разработки новых лесных территорий носит общенациональный характер, так как затрагивает стратегические интересы Российской Федерации в условиях мировой интеграции и должна решаться при активной поддержке государства.
Стоит отметить, что правительство страны активно участвует в процессе формирования лесной политики на мировом уровне. На долю нашей страны приходится более 20 % общей площади всех мировых лесов, в связи с чем, можно сделать вывод, что запасы российского леса оказывают значительное влияние как на планетарную экологическую безопасность, так и на межнациональный рынок лесопромышленной продукции.
Леса рассматриваются как источник бесценных и безвозмездных экологических благ, таких как: чистый воздух, чистая вода, биологическое разнообразие и места обитания многочисленных живых организмов. Леса нашей страны характеризуются значительным природным разнообразием, обусловленным климатическими, почвенными и другими географическими особенностями, а также социально-экономическими различиями регионов страны.
Российский лес является стратегическим фактором сохранения благоприятной среды жизни населения страны, социально-экономического и культурного развития. Леса наделены исключительной ролью в жизни регионального, сельского и коренного населения страны. Они рассматриваются как особая культурная, социальная и экономическая ценность.
Сегодня леса России выступают общественным достоянием граждан страны, ее стратегическим возобновляемым ресурсом, эффективность использования которого выражает благосостояние государства и благополучие граждан.
За многовековую самобытную историю функционирования и развития лесного хозяйства России, накоплен богатый опыт государственного управления лесами в условиях различных форм собственности на леса при различных формах социально-экономических отношений. На протяжении многих десятилетий сектор лесной промышленности обеспечивал потребности граждан России в лесной продукции, способствовал укреплению экономики страны, поддержанию ее престижа на мировом уровне.
В последнее время мировое сообщество считает проблемы лесной отрасли все более сложными. Ужесточились требования к управлению лесами, которое должно отвечать современному социальному, экологическому и экономическому уровню. Увеличиваются угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы противодействия нелегальному лесопользованию. В совокупности с текущими изменениями климата это может привести к существенному изменению российских лесов, ухудшение их социального и экологического потенциала. Лесной сектор все больше стал сталкиваться с необходимостью адекватного реагирования на изменения экологических требований, глобализацию рынков, усиление конкуренции продукции и технологий. Недостаточное внедрение инноваций и инвестиций в лесной сектор требует изменения структуры производственного процесса лесобумажной продукции.
Стоящие перед лесным сектором проблемы создают новые возможности их решения. Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России, обязывают правительство страны пересматривать долгосрочную лесную политику, проводимую на различных уровнях власти, понятную и приемлемую всем участникам лесных отношений и всем гражданам страны, характеризующую принципы и основные пути развития лесного сектора России в ХХI веке.
Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими в соответствии со своими потребностями на основе сформированной лесной политики, согласующейся с направлениями на основе устойчивого развития.
Лесная политика на федеральном уровне определяет принципы и направления развития, принятые органами государственной власти, на законодательной основе в соответствии с социально-экономической и природоохранной политикой страны для дальнейшего формирования принятия управленческих решений, для рационального использования и сохранения лесных ресурсов в интересах общества.
Формирование лесной политики происходит на безусловном признании Конституции Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Лесная политика признает право народов страны на безвозмездное пользование лесных ресурсов как основы их жизни и деятельности, право на благоприятную окружающую среду и на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Лесная политика выступает основой для дальнейшей разработки и совершенствования лесного и смежного норм права, стратегии, программ и планов по управлению лесами и обеспечивает их согласованность и направленность на достижение общих целей.
Лесная политика на региональном уровне обеспечивает устойчивое управление всеми лесами страны в каждом регионе и характеризуется балансом отношений к лесам всех заинтересованных сторон. Сущность лесной политики состоит в том, что она призвана объединять и реализовывать общественные интересы для достижения экономически эффективного, экологически направленного и социально ответственного использования лесных ресурсов в интересах всех поколений населения страны.
Основными целями лесной политики на федеральном уровне являются [1]:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
- повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечение экологической безопасности и потребностей экономики в лесных ресурсах, сохранение имеющихся и создание новых качественных рабочих мест;
- удовлетворение общественных потребностей всех поколений населения страны в ресурсах и услугах леса;
- достижение лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и приумножению лесов, на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции.
Государственная политика по сохранению и возобновлению лесов, как на федеральном, так и на региональном уровне, должна строиться в виде открытого диалога, привлекая все заинтересованные стороны, для обеспечения единства лесной политики по отношению ко всему лесному сектору и заинтересованным сторонам на всей территории Российской Федерации. Правительство должно учитывать возможности дальнейшего развития и адаптации положений лесной политики к социально-экономическим и экологическим особенностям субъектов Российской Федерации в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними факторами. Органы исполнительной власти на региональном уровне поддерживают и развивают процессы, определяющие и реализующие комплекс основных критериев для сохранения и устойчивого управления лесами.
Не вступая в необратимые противоречия с другими странами, руководство страны должно формировать выгодную для населения международную лесную политику, обеспечивающую расширение присутствия российского представительства на новых площадках международного рынка, где наряду с традиционными рыночными ценностями и факторами, равноправно выступят новые экологические и социальные приоритеты.
В реализации внешнеэкономической деятельности в лесном секторе экономики государство поддерживает усилия отечественных производителей лесных товаров и услуг, направленных на повышение лесоэкспортного потенциала страны. Внешнеэкономическая политика должна способствовать укреплению позиций российских производителей на традиционных рынках целлюлозно-бумажной продукции и освоению ими новых перспективных рынков. Правительство России должно стремиться к завоеванию лидирующих позиций лесного сектора мировой экономики.
В целях реализация лесной политики осуществляется управление лесами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с участием населения страны и общественных организаций.
Основой для принятия управленческих решений по развитию лесной политики выступает необходимость регулирования лесных отношений на законодательном и нормативно-правовом уровне, принятия стратегий и программ, документов лесного планирования и проектирования. Также должны быть учтены материалы лесного мониторинга, проведения государственной инвентаризации лесов и лесоустройства, информация государственного лесного реестра и результаты государственного лесного надзора и пожарного надзора.
Оценка эффективности реализации лесной политики проводится на основе целевых прогнозных показателей и индикаторов, предусмотренных в документах стратегического планирования, лесного планирования и проектирования, а также результатов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений. Механизм оценки эффективности реализации лесной политики предусматривает систему профессиональных и общественных слушаний и экспертиз с привлечением всех заинтересованных сторон и широких слоев гражданского общества.
Библиографическая ссылка
Студеникина А.В., Зиновьева И.С. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 150-151;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34243 (дата обращения: 22.11.2024).