Россия – это крупнейшая лесная империя. На территории Российской Федерации леса занимают около 69 %,что составляет 25 % мирового лесного покрова. Огромную роль играет российский лес в жизни своих граждан, которые несут ответственность по его воспроизводству и сохранению, так как лес имеет большое значение для экологии, климата и экономики лесного сектора страны, который обладает огромным потенциалом развития.
В последнее время проблемы леса становятся все более сложными. Увеличились требования к управлению лесами, которые должны отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Возросли угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями, а также болезнями и другими неблагоприятными факторами. Особое внимание нужно обратить на вопросы, связанные с противодействием нелегальному лесопользованию. В совокупности с возможным изменением климата это может привести к существенной трансформации российских лесов, ослаблению их социального и экологического потенциала. Лесной сектор все больше сталкивается с необходимостью полноценного реагирования на изменения экологических требований, глобализацию рынков, усиление конкуренции продукции и технологий. Недостаточная инвестиционная активность в лесном секторе РФ свидетельствует о необходимости оптимизации структуры производства и экспорта лесобумажной продукции.
При повышении эффективности функционирования лесным сектором РФ поставлены задачи [1]:
- совершенствование лесного законодательства, в том числе: развитие системы разграничения полномочий органов государственной власти разного уровня и органов местного самоуправления в области лесных отношений; принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса; введение норм по обеспечению долгосрочных контрактов на выполнение работ, связанных с охраной, защитой и воспроизводством лесов;
- улучшение инструментов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений;
- развитие системы федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах;
- расширение сферы ответственности лесничего, а также совершенствования прав и обязанностей, которые необходимы для осуществления эффективного государственного управления на доверенной ему территории;
- усовершенствование системы лесоустройства, создание информационной базы о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, а также государственной инвентаризации и мониторинга лесов;
- развитие системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, на основе применения программно-целевого подхода, а также достаточной и достоверной информации;
- за пользование лесами наладить систему платежей;
- расширение лесного общественного надзора.
Необходимо отметить, что Россия имеет первое место во всем мире по площади лесов, второе место – по запасам древесины, однако доля в крупном производстве лесной продукции снижается по мере глубины переработки лесного сырья.
На границе взаимодействия лесного хозяйства и лесной промышленности, а именно в заготовке древесины, находится основная часть проблем лесного сектора. Именно в лесозаготовке формируется сырьевое обеспечение лесной промышленности. Эффективность функционирования всего лесопромышленного комплекса зависит от стабильной работы заготовки древесины, но в тоже время лесозаготовки являются нерентабельным видом деятельности с низким уровнем заработной платы. Анализ этих данных показывает, что количество людей, работающих в этой значимой отрасли лесного сектора, уменьшается из года в год. Это происходит из-за неустойчивых взаимоотношений между потребителями леса и структурами лесного хозяйства.
Одна из проблем функционирования лесного комплекса заключается в длительности процедур оформления лесных участков в пользование. Большинство лесозаготовителей имеет низкое техническое оснащение, часто кадастровые работы проводятся не единовременно с мероприятиями лесоустройства, и, в конечном итоге, это не дает возможности лесопользователю нормально задействовать все инструменты.
Финансирование лесоустроительных кадастровых работ необходимо обеспечить, в первую очередь в зонах перспективного развития и на территориях, где реализуются приоритетные инвестиционные проекты.
Неразвитый механизм предоставления лесных участков в пользование – это и есть одна из проблем низкой эффективности использования лесных ресурсов. На арендованных лесных участках заготавливается наибольшая доля древесины. Нужно отметить, что для создания транспортной инфраструктуры, борьбы с пожарами, а также для проведения лесоустроительных работ значительная часть арендаторов не имеют ни финансовых, ни материальных ресурсов. При этом арендаторы не всегда, мягко говоря, выполняют свои договорные обязательства.
Для повышения эффективности управленческих решений в лесоустройстве необходимо использовать конкурсную систему, предоставляющую отбирать профессионального, материально обеспеченного арендатора. И это, возможно, станет одним из вариантов решения ещё одной не менее важной проблемы – развития лесной дорожной инфраструктуры. Для этого необходимо разработать программу развития, определить механизмы стимулирования и установить статус и источники финансирования этих лесных дорог.
В последнее время увеличились потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей, болезней и незаконных рубок. Поэтому нужно отрегулировать систему точного мониторинга и определить наиболее жёсткие меры наказания для тех, кто уничтожает лесное имущество. А также принять меры по развитию лесной авиации, активного использования дистанционных средств обнаружения лесных пожаров, чтобы мы могли систематизировать и точно знать – где же всё-таки в основном это происходит.
Государство гарантирует необходимый уровень охраны лесов от незаконных рубок и иных нарушений лесного хозяйства, совершенствуя систему государственного лесного и пожарного надзора на всех уровнях управления лесами. Однако до настоящего времени не в полной мере сформулирована законодательная база, определяющая государственный статус, социальные гарантии сотрудников лесной охраны. Вряд ли возможно человеку сегодня, не имея техники, не имея каких-либо специальных устройств, обеспечить охрану лесных участков. Обязанности лесничих в пределах всей территории страны не регламентируются соответствующими нормативными актами. В то же время работники лесничеств завалены бумажной работой по составлению различных форм отчётности и поддержанию отраслевого документооборота. Вместо того, чтобы работать в лесу, лесничие заняты непонятными бумагами, а ведь именно он должен организовывать работу, проводить мероприятия по профилактике, тушению пожаров, отвечать за сохранность леса как федерального имущества. Необходимо принять меры по повышению статуса лесных работников, расширению полномочий и увеличению их численности, оплаты труда, укреплению материально-технической базы работников лесного хозяйства и лесопожарных формирований.
Перспективным направлением развития внутреннего рынка лесного сектора является, прежде всего, строительство деревянных домов, один из эффективных видов индивидуального жилищного строительства. Субъектам Российской Федерации необходимо разработать программы деревянного домостроения, стимулирующие развитие массового индивидуального строительства домов из дерева. Ведь деревянный дом на 35 процентов выгоднее строить, чем кирпичный.
Перспективным направлением также является и развитие биоэнергетики, основанное на использовании низкокачественной древесины, прежде всего лесосечных отходов и отходов деревообработки.
Одним из основных потребителей древесного сырья является целлюлозно-бумажное производство, чья доля в общем объеме заготовленной древесины составляет около 40 процентов. Нужно определить схемы размещения целлюлозно-бумажных производств; определить, где они могут быть обеспечены и сырьём, и рабочей силой, и всей необходимой инфраструктурой; разработать комплекс мер, позволяющих осуществлять финансирование, гарантированное обеспечение лесными ресурсами, участие государства в создании инженерной, социальной инфраструктуры. Это может стать одним из основных направлений развития лесного сектора РФ. Целлюлозно-бумажные комбинаты повлекут за собой лесозаготовку и потребление низкого сорта пород древесины, лесного хозяйства и социальной инфраструктуры лесных территорий.
Библиографическая ссылка
Погорелая Ю.Б., Зиновьева И.С. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РФ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 146-147;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34240 (дата обращения: 22.11.2024).