Лес является одним из основных ресурсов страны (70 % территории занято лесами), он занимает более половины территории РФ, однако доля лесного сектора валовом внутреннем продукте, в промышленной продукции, в экспорте страны слишком мала. На долю России приходится более 36 % запасов древесины, но основной проблемой было и остается нерациональное использование лесов, что связано с необходимостью реконструкции и полного технического переоснащения отрасли. Необходимо отметить, что лесной комплекс России очень сильно ощутил влияние мирового финансово-экономического кризиса. Появилось множество новых проблем, которые нужно решить в самое ближайшее время. Все это говорит о том, что громадный лесной потенциал страны существенно недоиспользуется.
При формировании долгосрочной стратегии развития лесного сектора РФ необходимо развитие государственно-частного партнерства в лесном секторе для решения вопросов по поддержанию и обработке земель лесного фонда, приобретающей важное политическое и экономическое значение.
Для решения многочисленных проблем России просто необходимо организовать взаимодействие государственных и частных структур, что подразумевает извлечение положительных факторов развития, как из государственного, так и из частного аппаратов управления и их слияние в новой модифицированной сфере управления лесным сектором. На сегодняшний день возникает необходимость формирования государственно-частного партнерства в области лесных отношений. Этому способствует пересечение интересов государства и частного сектора. С одной стороны, в этих отношениях выступает государство, заинтересованное в качественном и своевременном выполнении производственных работ в лесном секторе, у которого в собственности лесные ресурсы, с другой стороны – частный бизнес, который имеет на своем балансе основные средства, квалифицированных работников, навыки и технологии.
В связи с этим партнерство частного сектора и государства характеризуется как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования.
На данном этапе лесному сектору страны необходим значительный приток инвестиционных средств, государство не может полностью обеспечить развитие лесного сектора, поэтому необходимо привлекать частных инвесторов. Государство в свою очередь должно обеспечить осуществление контроля над определенными видами деятельности в лесном секторе.
Необходимым фактором роста является активизация инвестиционной деятельности предприятий лесного сектора за счет [1]:
- повышения прозрачности бизнеса в результате внедрения практики корпоративного управления;
- получения кредитов у банков;
- развития лизинговой деятельности, в том числе и с участием государства;
- государственного субсидирования процентных платежей по целевым кредитам;
- развития фондового рынка с целью расширения практики привлечения инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций предприятия;
- иностранных инвестиций.
В соответствии со «Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», государственно-частное партнерство в лесном секторе признано приоритетным направлением, позволяющим обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в лесном хозяйстве, способствующим повышению конкурентоспособности российского лесного бизнеса, укреплению его позиций на внутреннем и внешнем рынках [2].
В настоящее время существует несколько форм государственно-частного партнерства:
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- государственно-частные предприятия;
- соглашение по разделу продукции;
- концессионные соглашения.
Наиболее часто встречающаяся форма – это арендные отношения, которые уже давно стали основной формой лесопользования и положительной стороной частого бизнеса. Аренда лесов в России впервые была введена Основами лесного законодательства в 1993 году. По Лесному кодексу 2006 года лесные участки предоставляются в пользование юридическим лицам и гражданам на основании договоров аренды на срок от 10 до 49 лет, либо на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на срок не более одного года. Договоры купли-продажи насаждений направлены на использование лесов для нужд местного населения и удовлетворения потребностей потребителей в древесине. Права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений приобретаются юридическими лицами и гражданами через лесные аукционы. Исключение составляют приоритетные инвестиционные проекты, которые подлежат отбору и утверждению через конкурсные процедуры. Это проекты по созданию и модернизации лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. На неарендованных землях лесохозяйственные работы выполняют уполномоченные унитарные предприятия и автономные учреждения.
Государственные институты свои полномочия реализуют как через воздействие на деятельность физических и юридических лиц, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, так и через преобразования, направленные на увеличение числа эффективных собственников, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия [2].
На сегодняшний день также осуществляется активная поддержка малого предпринимательства, так необходимая для развития лесного сектора и насыщения его новыми сегментами и представителями рынка.
Проанализировав данные аспекты, можно сделать вывод, что для эффективного функционирования лесного сектора в нашей стране частным и государственным структурам нужно добиться нескольких общих целей, таких как:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),
- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны,
- обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Добившись их, лесной сектор, на наш взгляд, получит достаточную устойчивую платформу для развития, что в итоге приведет к достижению максимальных результатов и поставленных целей в будущем.
В заключение хотелось бы отметить, что государственно-частное партнёрство является наиболее эффективным инструментом поддержки лесной отрасли в России, которое следует всесторонне развивать.
Библиографическая ссылка
Зиновьева И.С., Лебеденко А.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ СЕКТОРОМ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 134-135;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34231 (дата обращения: 22.11.2024).