Еще лет сорок-пятьдесят тому назад считалось, что женщина полноценным руководителем быть не может. Однако за последние 20 лет общественное сознание подвинулось в пользу гендерного равенства, а среди нас появилось ещё больше женщин-лидеров. Даже в крупных компаниях изменились привычная схема продвижения руководителей и представление о том, какими качествами должны обладать люди, стоящие на верхних ступенях корпоративной лестницы.
В последнее время, в условиях изменения бизнеса, активно стал развиваться интерес компаний к лидерству. Еще несколько десятилетий назад, когда среда бизнеса была относительно стабильной, преобладали высокие организационные структуры, компания могла обходиться одним единственным лидером, который располагался на вершине иерархической пирамиды. Лидер при этом принимал ключевые решения. В настоящее же время из-за роста скорости изменений все организационные решения не могут приниматься только на верхних уровнях управления, возникает потребность в лидерах практически на всех уровнях управления. Указанная потребность приводит к необходимости подготовки лидеров, развития лидерского потенциала личности. Так есть ли взаимосвязь между ростом интереса к привлечению в управлении лидеров и ростом числа женщин на руководящих должностях?
При обсуждении потенциала и психологических задатков мужского и женского лидерства ученые разных специальностей сходятся во мнении, что представительницы женского пола имеют меньше шансов проявить себя в лидерской позиции по сравнению с мужчинами. Женщины боятся преуспеть в деле, потому что подозревают отрицательную оценку со стороны общества, в связи со сложившимися стереотипами.
Однако данные, полученные в результате экспериментальных и практических исследований, проведенных психологом Хорнером, говорят о большем личностном потенциале лидерства у женщин, нежели у мужчин.
Провести сравнительный анализ природы женского и мужского лидерства позволили недавние исследования (2011 г.) Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, ведущих руководителей компании «Zenger/Folkman», консультирующей руководителей по вопросам развития. В ходе исследований была проведена оценка эффективности руководителей обоего пола по компетенциям, больше всего влияющим на общую лидерскую эффективность и на бизнес-результат. Итоги проведенных исследований позволили выявить наиболее важные качества для женщин-лидеров и их конкурентные преимущества [4].
Полученные результаты подтверждают исследования психолога Хорнера: женщины действительно обладают впечатляющими лидерскими навыками. При этом преимущества женщин как руководителей не ограничились их традиционно сильными сторонами, такими, как выстраивание отношений, мотивация, саморазвитие, инициативность, т.е. теми навыками, которые напрямую связаны с такими факторами успеха организации, как развитие и поддержка талантов, удовлетворенность клиентов, вовлеченность сотрудников и т.д. Оказалось, что больше всего женщины превзошли мужчин в таких компетенциях, как проявление инициативы и ориентация на результат, которые традиционно считаются сильными сторонами руководителей-мужчин. Как показало исследование, мужчины значительно превзошли женщин только в одной управленческой компетенции, а именно – в способности развивать стратегическое видение. Объяснить это можно природной склонностью мужчин к образному мышлению. К тому же, поскольку высокий результат в этой компетенции, как правило, показывают лучшие руководители, а доля мужчин среди них больше, то и обобщённый показатель в этой компетенции выше, чем у женщин.
Преимущества женщин в управленческих компетенциях влияют на общую лидерскую эффективность, и зависимость эта прямая: на всех управленческих уровнях женщины более эффективно способны повлиять на бизнес-результат.
Преобладание определенных компетенций определяет преимущественный стиль управления мужчин и женщин. Женский и мужской стили управления имеют существенные различия. Иначе говоря, весь процесс управления имеет «две стороны медали»: женская – ориентирована на взаимоотношения людей между собой, мужская – на решение поставленной задачи. Таким образом, руководитель-мужчина чаще создает «команду», а женщина – «семью». Мужчина по своей натуре больше менеджер, а женщина-лидер. Мужчины более ориентированы на достижение результата, а женщины уделяют больше внимания процессам, поскольку компания для неё, как правило, подобна домашнему очагу, для сохранения которого необходим более детальный и основательный подход в решении задач.
Современные компании в нынешних условиях заинтересованы в налаживании связей с контрагентами, в поддержании устойчивых взаимоотношений с заинтересованными лицами, в постоянном диалоге между сторонами, именно умение сотрудничать, слушать и прислушиваться к мнениям, чувствовать потребности других, принимать решение на основе консенсуса, с учетом мнений сторон и внимание к деталям позволяет женщинам-руководителям принимать правильные решения и вести бизнес эффективно.
В современном обществе женский стиль управления во многих ситуациях предпочтительнее мужского, бизнес все больше ориентируется на демократические принципы управления, преобладающее значение получает сфера услуг с соответствующей ей моделью деловых отношений, что вполне отвечает женским особенностям ведения бизнеса. Востребованность женского стиля управления определяется также изменениями в самом менеджменте, который сейчас приобретает социотехнический, инновационный, человекоориентированный характер.
Однако, очевидно, что в зависимости от поставленных целей и решаемых задач организациям одинаково могут быть необходимы оба стиля управления – как женский, так и мужской. Гармония нужна во всем, в частности именно при слиянии этих двух различных стилей достигается успех в управлении компанией.
Именно на примере успешных компаний из списка «Fortune 500» была выявлена тенденция, согласно которой женщин-руководителей за последнее время стало заметно больше, прогресс налицо.
Согласно недавним исследованиям «Catalyst,» проведенным в 2013 году, из списка наиболее успешных высших должностных лиц компаний («Fortune CEO”), доля женщин в бизнес-лидерстве на сегодняшний день составляет 4,2 % позиций рейтинга «Fortune 500» и 4,5 % позиций рейтинга «Fortune 1000». В крупнейших корпорациях женщины все чаще возглавляют комитеты по аудиту, оплате труда, назначениям и корпоративному управлению. Наиболее ощутимая положительная тенденция в составе Совета директоров прослеживается на посту сравнительно новой должности лид-директоров. Это должность, которая нашла наибольшее применение в американских компаниях, позволяющая ограничить власть гендиректора в Совете директоров. В компетентность лид-директоров входит: налаживание связей с акционерами, выбор руководителей комитетов, составление повестки дня собрания Совета директоров, а также регулярные заседания Совета директоров в отсутствие менеджеров компании [3].
Данная тенденция увеличения численности женщин на руководящих позициях прослеживается и в российских компаниях. Согласно исследованиям Pricewaterhouse Coopers (PwC), предлагающей профессиональные услуги в области консалтинга и аудита, доля компаний, имеющих в составе Совета директоров хотя бы одну женщину, уже составляет около 51 %.
В результате проведенных исследований были выявлены основные конкурентные преимущества женщин, согласно которым основным преимуществом является высокая работоспособность женщин в отличие от мужчин. Так же в перечне качеств, присущих женщине-лидеру в России, были названы хорошие коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, выстраивать отношения в команде, и, что интересно, в отличие от зарубежных исследований, российским женщинам характерно хорошее стратегическое мышление. Наименее важными факторами карьерного продвижения женщин были названы внешняя привлекательность, социальные связи и стремление к карьерному росту. (см. график 2) [2, c. 9].
Таким образом, отвечая на поставленный ранее вопрос, исследовав впечатляющие лидерские способности женщин и общую тенденцию, отметим прямую взаимосвязь между ростом интереса компаний к привлечению к управлению женщин-лидеров и ростом числа женщин на руководящих должностях.
Пришло время последовать примеру успешных компаний из списка «Fortune 500», оставить в прошлом гендерные стереотипы в отношении рабочего места и «мужского» бизнеса, трезво оценивать эффективность при использовании в управлении женского стиля и активно развивать интерес к лидерству.
Библиографическая ссылка
Мингазова А.И., Хайруллина Я.Ф., Хайруллина А.Д. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 65-66;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34190 (дата обращения: 21.11.2024).