Лесная политика Российской Федерации формируется и принимается на государственном уровне и должна отвечать интересам государства, бизнеса и общества. Разрабатывается нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию стратегии развития лесного комплекса, гармонизированная с международным правом и лесным законодательством субъектов Российской Федерации, а также комплекс подзаконных актов, регламентирующих порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Актуальность затронутой темы заключается в том, что необходимо обеспечить устойчивое управление лесами.
Необходимость разработки государственной лесной политики состоит в том, что реформирование лесного хозяйства и всего лесного сектора России требует существенных изменений действующего законодательства, устранения противоречий между лесным и земельным кодексом, федеральными и региональными нормативными актами в области регулирования лесных отношений. Эти изменения должны быть направлены на усиление правовой защиты лесов, сохранение особого правового статуса лесных земель, четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области охраны использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Совершенствование организационной структуры управления лесами обеспечивается организацией специально уполномоченного органа государственного управления лесами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления и наделением его всеми полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на него функций и реализации национальной лесной политики. Должностные лица специально уполномоченного органа государственного управления лесами наделяются полномочиями по государственному лесному контролю и надзору, обеспечиваются служебным оружием, формой и государственной защитой в соответствии с законодательством.
Предусматривается дальнейшее развитие полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части передачи функций государственного пожарного надзора в лесах на уровень субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне осуществляется:
– выработка политики развития лесного комплекса;
– правовое регулирование в лесном комплексе;
– контроль за исполнением полномочий, переданных субъектам Российской Федерации;
– межрегиональное управление охраной лесов от пожаров;
– государственная инвентаризация лесов;
– обеспечение кадастрового учета лесных участков;
– мониторинг организации лесопользования, лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах;
– организация лесного семеноводства;
– формирование лесного реестра на федеральном уровне;
– координация деятельности региональных управлений лесами в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– оптимизация лесной науки и лесного образования;
– выполнение международных обязательств Российской Федерации по лесам;
– организация межрегионального взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций в лесах.
Важным элементом государственного управления лесами является организация проведения лесоустройства. В настоящее время около 40 % лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось.
Устройство лесов, являющихся государственной (федеральной) собственностью, осуществляется по заказам органов государственной власти, под контролем государства и за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Данные лесоустройства прошлых лет регулярно актуализируются с учетом текущих изменений в лесах, выявляемых в процессе их мониторинга.
Объектом лесоустройства (таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) является лесничество, как территориальная единица управления лесами и ведения государственного лесного реестра, или лесной участок.
Материалы лесоустройства направлены на получение точной и объективной оценки эксплуатационных запасов насаждений при планировании к освоению лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукционы по продаже права на заключение договора аренды, при уточнении расчета ежегодно возможного размера отпуска древесины на арендованных лесных участках.
Вне зоны аренды первоочередному устройству подлежат лесные участки с высокой природной пожарной опасностью, неблагополучной лесопатологической ситуацией, интенсивным лесокультурным производством, требующие квалифицированных лесопроектных решений по назначению комплекса мероприятий по охране и защите лесов, воспроизводству лесов, в т.ч. уходу за лесами. Лесоустройство должно проводиться государственными организациями.
В целях совершенствования государственного лесного контроля и надзора проводится укрепление его кадрового состава и материально-технической базы, расширение полномочий и обеспечение безопасности труда государственных лесных инспекторов.
Основные объемы работ по государственной инвентаризации лесов в период до 2012 года были сконцентрированы в районах наиболее интенсивного использования лесных ресурсов. Полный цикл работ по государственной инвентаризации лесов на всей территории Российской Федерации планируется завершить к 2020 г.
Осуществление государственной инвентаризации лесов обеспечит повышение обоснованности принятия управленческих решений по использованию лесов органами государственной власти на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) с 29 июня 2012 года предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда в пользование осуществляется с проведением государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Планируемые ежегодные объемы работ по постановке на кадастровый учет недвижимого имущества лесных участков для различных видов использования лесов составят не менее 15 млн. га.
Совершенствование лесного законодательства направлено на создание нормативной правовой базы, обеспечивающей Стратегию развития лесного комплекса, превращение государства в эффективного собственника лесов, устойчивое лесопользование и ведение лесного хозяйства в соответствии с национальными и международными критериями и индикаторами устойчивого лесоуправления.
Приоритетными направлениями развития лесного законодательства являются:
– повышение правового статуса лесов, как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают;
– совершенствование системы государственного управления лесами и лесным хозяйством;
– определение форм собственности на городские леса;
– уточнение порядка отнесения лесов к защитным и соответствующим категориям защитных лесов;
– совершенствование системы платежей за использование лесов, в том числе введение процедуры возмещения потерь при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, проведение лесоустройства (проектирование лесных участков, таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) за счет бюджетной системы Российской Федерации;
– повышение правового статуса и расширение функций лесоустройства, как основы кадастрового учета лесов, ведения лесного реестра, лесного планирования и лесоуправления;
– создание условий для эффективной борьбы с нелегальными рубками и другими лесонарушениями на основе системы учета и контроля заготовленной, приобретенной и переработанной древесины;
– совершенствование порядка и системы осуществления государственного контроля и надзора в лесах;
– совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства;
– переход к стратегии управления лесными пожарами на основе лесопожарного районирования лесов;
– совершенствование порядка ведения хозяйственной деятельности в лесах;
– определение порядка создания и функционирования объектов лесной инфраструктуры.
Библиографическая ссылка
Волкова Ю.В., Зиновьева И.С. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 282-283;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33494 (дата обращения: 21.11.2024).